Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ФИНЛЯНДСКОГО
С.Б. БАЛАНДИН
Став в 1809 г. в результате Русско-шведской войны частью России, Финляндия не только ничего не потеряла, но и впервые в своей истории приобрела широкое самоуправление. Эти льготы были обусловлены исторической обстановкой, в которой происходили присоединение и развитие Финляндии. Царское правительство желало обезопасить столицу империи. Оно было заинтересовано в том, чтобы подходы к Петербургу с запада и северо-запада охранялись в спокойных условиях. Кроме того, самоуправление Финляндии не было источником особого беспокойства для имперских властей, этот край не причинял царскому правительству столько хлопот, как, скажем, Польша или Кавказ.
Статус Великого княжества предполагал образование в Финляндии собственной административной системы управления. Унаследованную от Швеции структуру местного и губернского правления следовало расширить созданием центральных органов власти, отсутствовавших в Финляндии в шведский период ее истории.
Указом 19 ноября/1 декабря 1808 г. был создан временный правительственный Комитет с генерал-губернатором во главе <1>. Вопреки, однако, § 33 Формы правления 1772 г. <2>, запрещающему, за исключением чрезвычайных обстоятельств, назначение генерал-губернатора в крае, должность генерал-губернатора была сохранена вплоть до 1917 г.
--------------------------------
<1> См. Остен-Сакен В. Государственно-правовое положение Великого княжества Финляндского в Российском государстве. СПб., 1910. С. 76.
<2> Форма правления, утвержденная Его Королевским Величеством и чинами государства в Стокгольме 21 августа 1772 г. // Шиловский П. Акты, относящиеся к политическому положению Финляндии. С. 24 - 44.
Вопрос о центральном управлении обсуждался затем специальной комиссией на Боргоском сейме. Проект этой комиссии, одобренный императором и принятый Сеймом, лег в основу высочайшего рескрипта о Регламенте Правительствующего совета от 6/18 августа 1809 г. <3>. Согласно этому Регламенту, Правительствующий совет состоял из двух департаментов - хозяйственного, который осуществлял управление внутренней жизнью княжества, и правового, наблюдавшего за исполнением законов и являвшегося высшей судебной инстанцией Финляндии. Правительствующий совет, состоящий из 14 членов, половина из которых была представлена дворянами, выносил свои постановления от имени императора (великого князя), который олицетворял собою верховную власть в Финляндии. Правительствующий совет не мог инициировать принятие нового закона и даже издавать постановления, относящиеся к экономической сфере, назначать новые налоги. Его права по распоряжению казенными финансами были ограничены расходными статьями бюджета. К компетенции Правительствующего совета не относились также вопросы, связанные с назначением на высшие административные посты и церковные должности, с пожалованием земель, освобождением от налогов, предоставлением привилегий. Не имея законодательной инициативы, Правительствующий совет мог, тем не менее, представлять на высочайшее рассмотрение предложения о необходимых преобразованиях, которые получали законную силу только после их утверждения со стороны императора. Из полномочий местного правительства были изъяты дела, относившиеся непосредственно к компетенции высшей власти: вопросы внешней политики, обороны и созыва сейма. Император (великий князь) по представлению генерал-губернатора назначал на трехлетний срок членов Правительствующего совета (которыми могли быть только финляндские граждане), обладал правом помилования, возведения дворян в графское и рыцарское достоинство. Он имел широкие полномочия в сфере экономической жизни княжества: своими указами, без согласия сейма, мог распоряжаться так называемыми регулярными доходами, которые формировались из налоговых поступлений от населения, таможенных сборов и стали с течением времени важнейшей статьей пополнения местного бюджета. Следует отметить, что все доходы, собиравшиеся в княжестве, не вливались в общеимперскую казну и полностью оставались в распоряжении Правительствующего совета Финляндии. Нормы регламента, таким образом, ставили деятельность созданного Правительствующего совета в полную зависимость от верховной власти Российской империи. Вопросы, имевшие общефинляндский характер, рассматривались на совместных заседаниях обоих департаментов Правительствующего совета. Но, как правило, основная управленческая нагрузка ложилась на хозяйственный департамент, состоящий из пяти экспедиций: гражданской, камеральной, милицейской, финансовой и духовных дел. Во главе каждой из них стоял один из членов указанного ведомства.
--------------------------------
<3> Этот Регламент был издан на французском языке Statssecretariatets Akter 1809, N 9 особ. С. 60 - 84; Ордин К.Ф. Покорение Финляндии. Опыт описания по неизданным источникам. Т. II. Приложение N 126.
Хозяйственный департамент руководил деятельностью формируемых центральных учреждений Великого княжества, которые в системе административного управления являлись промежуточным звеном между собственно правительством и чиновниками на местах. Первое из них - Коллегиум Медикум, членами которого являлись профессора Абоского университета, - было создано в 1811 г. В следующем году были образованы главные управления межевого ведомства, лоцманского и маячного ведомства, а также таможенной и почтовой дирекций. Созданное еще в 1799 г. управление по расчистке порогов с 1816 г. стало отвечать также и за строительство каналов <4>.
--------------------------------
<4> См.: Суни Л.В. Великое княжество Финляндское. Первые шаги автономии. С. 27.
Не прошло и одного года практической деятельности Совета, как власть его была расширена. Уже 14 апреля 1810 г. генерал-губернатор Штейнгель представил свое мнение о том, чтобы некоторые дела впредь не представлять императору, дабы не утруждать государя. Совету надлежало входить только с прошениями о помилованиях, об отмене законов, об утверждении высших должностных лиц и об отпуске сумм. На это последовало Высочайшее утверждение в рескрипте на имя финляндского генерал-губернатора от 3 мая 1810 г. <5>. Впоследствии Правительствующий совет был переименован в Императорский Финляндский Сенат.
--------------------------------
<5> См.: Бородкин М. История Финляндии. Время императора Александра I. С. 388 - 389.
Одновременно с положением о Правительствующем совете шла разработка инструкций для генерал-губернатора и прокурора совета. 8 августа 1809 г. Сперанский сообщил Барклаю де Толли о желании государя получить проекты этих инструкций: "Инструкция Генерал-губернатора должна содержать две части, одну публичную и вторую совершенно конфиденциальную, содержащую в себе мероприятия высшей полиции. Только первая должна быть сообщена Совету" <6>. Проект инструкции, выработанный в течение 1810 г., был высочайше одобрен 7 февраля 1811 г. <7>. Эта инструкция определенно стремилась к тому, чтобы генерал-губернатора превратить из номинального председателя Совета во влиятельного его руководителя. Но инструкция 1811 г. не вступила в силу. Уже сформировавшаяся к этому времени финляндская правящая элита усмотрела в этом документе положения, которые не вполне согласовывались с основными законами княжества. Наибольшую озабоченность вызывали пункты, согласно которым генерал-губернатор становился над Правительствующим советом, мог приостанавливать исполнение его постановлений (до их утверждения императором) и отстранять чиновников от занимаемых должностей. Против нее резко выступил назначенный в 1809 г. прокурором М. Калониус, видя в ней посягательство на начало коллегиальности. Специально сформированный для юридической экспертизы этого документа комитет конкретно указал, в каких частях он противоречит Форме правления 1772 г. и Акту единения и безопасности 1789 г. <8>. Протесты из разных влиятельных кругов привели к пересмотру инструкции. В результате новая, доработанная инструкция была подписана Александром I в феврале 1812 г., в которой все пожелания финской стороны были учтены.
--------------------------------
<6> РГИА. Ф. 359. Оп. 8. Д. 413. Записка Сперанского без даты.
<7> Бородкин М. История Финляндии. Время императора Александра I. С. 392.
<8> Акт Соглашения и Безопасности, Утвержденный Его Королевским Величеством и государственными чинами от 21 февраля и 3 апреля 1789 года // Шиловский П. Акты, относящиеся к политическому положению Финляндии. С. 50 - 54.
Указом от 31 января/12 февраля 1812 г. дана инструкция генерал-губернатору, которая почти 100 лет оставалась в силе <9>. Согласно этой инструкции, генерал-губернатор являлся председателем Правительствующего совета, высшим должностным лицом в системе исполнительной власти княжества, начальником полиции и находившихся в Финляндии вооруженных сил. Под его контролем находились губернаторы (ландсгевдинги) финляндских провинций. Генерал-губернатор не имел права непосредственных докладов императору, но мог, в случае расхождений с решениями Правительствующего совета, представить на высочайшее рассмотрение собственное мнение. Оно, однако, не приостанавливало исполнения принятых Правительствующим советом постановлений.
--------------------------------
<9> См.: Берендс Э. Лекции по административному праву Великого княжества Финляндского СПб., 1903. Т. II. С. 175.
Непосредственным помощником генерал-губернатора в работе по соблюдению законности в княжестве являлся прокурор. Составленный в 1811 г. первым прокурором М. Калониусом (1809 - 1816) перечень полномочий этого должностного лица вызвал критику со стороны местной бюрократической элиты. Она посчитала непомерно широкими права прокурора, который, находясь в непосредственном подчинении от начальника края, получал возможность даже приостанавливать исполнение решений Правительствующего совета. В высочайше утвержденной 31 января (12 февраля) 1812 г. инструкции была принята во внимание эта критика, и в обязанности прокурора отныне входило, помимо общего надзора за состоянием законности, лишь присутствие на заседаниях Правительствующего совета и проведение юридической экспертизы его постановлений.
Что касается председательствования в Совете генерал-губернатора, то и оно получило развитие, далеко не соответствующее предположениям Сперанского, который стремился создать должность наместника с широкими полномочиями, способного проводить политику имперских властей в крае. Обстоятельства отодвинули на задний план генерал-губернатора и превратили его, в сущности, в орган, стоящий возле Совета. Главным условием этого явилось незнание генерал-губернатором языка, на котором обсуждались дела в Совете. Редко в начале 1809 и 1810 гг. в заседаниях Совета употреблялись языки французский и немецкий, что давало генерал-губернаторам возможность лично председательствовать в этом учреждении. Вообще же генерал-губернаторы стояли как бы вне Совета, ведя переговоры с отдельными сенаторами или поддерживая сношения с коллегией при помощи своей канцелярии, что, в свою очередь, приводило к преобладающему влиянию директора канцелярии.
Во время войны 1808 - 1809 гг. переписка по делам Финляндии направлялась в Министерство иностранных дел, из которого докладывалась товарищем министра, графом Салтыковым. Такой порядок существовал недолго, примерно с февраля до конца 1808 г. А в декабре 1808 г. при разработке проекта управления присоединенной Финляндией Александр I постановил, что все финляндские дела должны представляться на рассмотрение непосредственно ему, минуя Комитет министров. Это решение положило начало формированию еще одного административного органа, существование и функции которого заметно выделяли Финляндское княжество из других национальных окраин империи.
Созданное в 1809 г. учреждение состояло из докладчика по финляндским делам М.М. Сперанского, сосредоточившего в своих руках дела по преобразованию управления княжеством, и трех помощников из финляндцев <10>. Предшественницей вновь созданного органа была Комиссия для рассмотрения финляндских дел, образованная еще в 1802 г. для изучения проблем Выборгской губернии. Через некоторое время эта комиссия была ликвидирована, и возложенные на нее задачи, относившиеся ко времени Старой Финляндии, а также проблемы вновь присоединенной территории вошли в компетенцию комиссии 1809 г.
--------------------------------
<10> См.: Губенко М.А. Обзор административных и судебных установлений законодательства и финансового строя Великого княжества Финляндского. СПб., 1910. С. 20 - 21.
Однако реформированная комиссия не оправдала возложенных на нее ожиданий. Работала она медленно, заседания для рассмотрения преимущественно текущих дел, среди которых преобладали хозяйственные и уголовные, проводились нерегулярно. Поэтому М.М. Сперанский, сверх меры загруженный всевозможными делами помимо Финляндии, поставил вопрос о создании новой комиссии, которая должна была стать одним из центральных органов в административной системе княжества. И уже в 1811 г. Указом от 25 октября/6 ноября в Санкт-Петербурге учреждается Комиссия финляндских дел во главе с бывшим шведским дипломатом бароном Г. Армфельтом <11>. В состав комиссии помимо председателя входили три члена и статс-секретарь - все финляндские должностные лица. Статс-секретарь представлял финляндские дела на рассмотрение Императору и являлся управляющим канцелярии Комиссии. Комиссия, являясь совещательным органом, занималась предоставлением заключений по делам Великого княжества, требующим утверждения императора <12>.
--------------------------------
<11> См.: Берендтс Э.Н. Лекции по административному праву Великого княжества Финляндского Т. 2. СПб., 1903. С. 31.
<12> См.: Скалон В. Законодательство и управление // Финляндия / Под ред. Д. Протопопова. СПб., 1898. С. 96.
Г. Армфельт, будучи еще и членом Государственного совета, пользовался полным доверием Александра I. Используя свое положение и влияние при Дворе, стремился всячески укрепить обособление Финляндии и устранить влияние имперских властей <13>.
--------------------------------
<13> См.: Мессарош П.И. О статс-секретариате Финляндии. М., 1898. С. 19, 21, 85.
В период правления Александра I Комиссия финляндских дел превратилась в важный центр подготовки и проведения в жизнь постановлений по делам Финляндии. Она, в отличие от Правительствующего совета, который зачастую затягивал важные проекты, брала на себя инициативу в решении многих вопросов. Комиссия на долгие годы стала своеобразным "политическим правительством" Великого княжества, тогда как Правительствующему совету выпала доля "технического кабинета", исполнявшего решения, принимавшиеся в Санкт-Петербурге. Созданная двумя годами ранее "старая" Комиссия финляндских дел, работавшая крайне неэффективно, была в ноябре 1811 г. ликвидирована. Ее архивы были переданы в "новую" Комиссию финляндских дел <14>. Манифестом 17/30 марта 1826 г. <15> Комиссия финляндских дел была упразднена, однако должность статс-секретаря, получившего впоследствии звание Министра статс-секретаря, сохранилась вплоть до 1918 г.
--------------------------------
<14> Суни Л.В. Великое княжество Финляндское. Первые шаги автономии. Петрозаводск, 2009. С. 32.
<15> Собрание постановлений финляндских. Т. I. СПб., 1902. С. 126.
Таким образом, к исходу 1811 г. завершился первоначальный этап выстраивания административной системы управления Финляндией в составе Российской империи. Эта система получилась уникальной, ни одна провинция империи не имела подобной организации власти.
Взаимоотношения генерал-губернатора и статс-секретаря уже в своей основе содержали конфликт: один управляет и отвечает за край, а другой - лицо безответственное - докладывает важнейшие вопросы императору, имея реальное влияние на ход дел в крае. Степень власти и преобладание того или иного органа в системе управления княжеством зависели от личного доверия монарха. Борьба между статс-секретарем и генерал-губернатором с переменным успехом продолжалась до конца XIX в.
Особое положение генерал-губернатора в Финляндии, полномочия которого ограничивались коллегиальным правительственным органом - Финляндским сенатом в еще большей степени выделяли систему управления княжества из ряда национальных окраин, где сохранялись генерал-губернаторства.
При Александре I в Великом княжестве Финляндском была выстроена такая властная вертикаль, которая, минуя всевозможные имперские инстанции, замыкалась непосредственно на личности самого императора - великого князя. Именно ему принадлежало последнее слово при решении любых вопросов, касавшихся Финляндии. При этом следует отметить, что созданная система управления не противоречила авторитарным шведским законам 1772 и 1789 гг.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.