Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МОДЕЛИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ СТАТУСА РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
М.И. ЦАПКО
Многообразие партийных систем, подходов к конституционно-правовой регламентации и типов внутрипартийных структур, своеобразие регионального оформления партийной организации актуализирует построение моделей правовой регламентации положения партийных структур на региональном уровне. Это позволит проводить сравнительно-правовой анализ положения региональных отделений политических партий в России и схожих партийных структур в зарубежных странах, выявлять общее и особенное в правовой регламентации их деятельности.
Надо отметить, что за редким исключением, структуры, аналогичные региональным отделениям политических партий в России создаются политическими партиями исходя из собственных потребностей, их создание публично-правовыми актами не регламентировано, а регистрация не предусмотрена. Здесь существует два исключения - структуры правящих партий в некоторых государствах и случаи, когда законодательство устанавливает специальные требования к структуре и порядку регистрации политических партий.
Следует отметить, что региональное отделение или аналогичная часть партии не тождественна партийной организации на региональном уровне в государстве. Во-первых, существуют так называемые надгосударственные партии, чьи региональные отделения действуют на государственном уровне. Такой вариант партийного устройства не следует путать с партийными союзами, коалициями и прочими формами объединений партий. В качестве примера надгосударственной партии можно привести Партию арабского социалистического возрождения (ПАСВ), больше известную под кратким именованием "Баас" <1>. Партия действует на наднациональном уровне, а ее региональные отделения длительное время действовали в ряде государств. В настоящее время сирийское отделение партии является правящей партией в государстве. Параллельно, в Ираке, где ранее национальное отделение "Баас" также являлось правящей партией, проводится т.н. "дебаасификация" - в стране действует Национальный комитет по дебаасификации, полномочия которого закреплены в ст. 145 Конституции, принятой на референдуме 2005 года. Комитет может быть расформирован Советом представителей (парламентом) Ирака, после завершения работы <2>. Значительные успехи "Баас" в интеграционном процессе арабских государств актуализируют поиск путей межгосударственной правовой регламентации деятельности политических партий, например в рамках СНГ или Союзного государства. Во-вторых, в ряде государств действуют так называемые, региональные партии. Это нередко встречается в федеративных и регионалистских государствах, например - в Индии, США, Италии, Испании. В некоторых случаях они занимают определенного рода сепаратистские позиции. В этом смысле можно поддержать существующий в российском законодательстве запрет на создание региональных политических партий, хотя он, возможно, не вполне соответствует содержанию принципа политического плюрализма.
--------------------------------
<1> Официальный сайт национального руководства партии ПАСВ // http://www.albaathalarbi.org/; официальный сайт партии Баас www.baath-party.org/old/local_n_1.htm.
<2> www.iraqigovernment.org/constitution_en.htm
В ряде стран, прежде всего англосаксонской правовой семьи, отсутствует нормативная регламентация многих вопросов конституционно-правового закрепления положения политических партий и их региональных отделений. Так, ряд партий США и Великобритании не имеют фиксированного членства, а их внутренняя структура в целом соответствует реализации главной задачи - победе на выборах соответствующего уровня, то есть предопределена делением территории государства на избирательные округа.
В данном случае правильнее говорить не о региональном отделении в подлинном значении этой категории, а о партийных органах, осуществляющих руководство партийной деятельностью на региональном уровне. В США эта роль на уровне штата принадлежит партийному (исполнительному, центральному) комитету. Этот орган создается и осуществляет деятельность на основе законодательства соответствующего штата <3>. Как указывает А.А. Мишин, партийные комитеты штатов отличаются друг от друга по размерам, организационной структуре и методам формирования, причем формируются они обычно либо путем замещения мест по должности, либо путем избрания членов комитета нижестоящими партийными организациями в соответствии с требованиями своеобразной "предвыборной" процедуры - первичных выборов (праймериз) <4>. Структура управления комитетом достаточно проста: комитет избирает председателя, причем им, как правило, становится ставленник кандидата в губернаторы от соответствующей партии <5>. Отмечается, что региональные партийные организации в весьма высокой степени самостоятельны. Они не подчинены вышестоящим партийным органам - национальному партийному конвенту и избираемому им национальному партийному комитету - высшему партийному органу.
--------------------------------
<3> См.: Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 92.
<4> См.: Там же.
<5> См.: Там же.
Приоритет в правовом регулировании положения политических партий в США принадлежит, прежде всего, избирательным и гражданским законодательствам отдельных штатов. В отличие от нашей страны, законодательство США не закрепляет порядок создания политических партий. Достаточно слабо регламентированы требования к целям создания партии. Это имеет определенные негативные последствия. Так, в США действуют региональные партии сепаратистского толка (Партия независимости Аляски) <6> или общенациональные партии неонацистского толка (Национал-социалистическое движение) <7>. А.С. Автономов указывает, что порядок выдвижения кандидатов и проведения первичных выборов (праймериз) складывался в практике, приобретая характер обычая, причем происходило это во многом в рамках деятельности двух крупнейших партий США и, следовательно, под их непосредственным и активным воздействием. Соответственно, нормы, исходящие от этих партий и их региональных отделений, имели серьезное значение для организации избирательного процесса, несмотря на то, что деятельность партий регламентируется законодательством штатов <8>. В США квазиправовыми актами, регулирующими определенные стороны избирательного процесса и, соответственно, влияющими на правовое положение региональных партийных структур, являются решения национальных съездов (конвентов) Республиканской и Демократической партий. Верховный суд США в 1975 г. при разборе дела Cousins v. Wigoda сформулировал правило, подтвержденное им же в 1981 г. при рассмотрении дела Democratic Party v. LaFollette, в соответствии с которым решения национальных конвентов (съездов) в отношении отбора кандидатов на общефедеральный пост, а также порядка выдвижения и избрания выборщиков обладают большей юридической силой, чем законодательство отдельных штатов. Еще дальше от решения вопросов правовой регламентации конституционно-правового положения политических партий отстоит законодательство Великобритании, где не содержится упоминаний о политических партиях, однако используются понятия "правительство его (ее) Величества" и "оппозиция его (ее) Величества", по отношению к партиям, представленным в парламенте. В целом партии действуют на основе конституционного обычая о праве на объединения <9>.
--------------------------------
<6> Ballot Access News - July 1, 2006 // http:// www.ballot-access.org/ 2006/ 070106.html#11.
<7> Anti-Defamation League // http:// www.adl.org/ Learn/ Ext_US/ nsm/ default.asp?LEARN_Cat= Extremism&LEARN.
<8> См.: Автономов А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. Фонд развития парламентаризма в России. М., 1999.
<9> См.: Курочкин А.В. Механизм государственной регистрации политических партий в законодательстве зарубежных государств (на примере Германии) // Успехи современного естествознания. 2009. N 5. С. 151.
Можно сделать вывод о том, что баланс политической системы в США и Великобритании обеспечивается в большей степени через регламентацию избирательного процесса, нежели через правовое закрепление конституционно-правового положения политических партий.
По другому пути пошли страны континентальной правовой семьи и страны Восточной Европы. Они сделали ставку на детальную регламентацию партийной деятельности, особенно вопросы регистрации и финансирования партий. Наиболее "неразвитое" законодательство в этой сфере у Франции, с другой стороны, Закон Федеративной Республики Германии "О политических партиях" <10> признается одним из наиболее полных, подробных и всесторонне проработанных законодательных актов, регламентирующих порядок создания и деятельности политических партий. Руководство региональных (земельных) организаций партий в ФРГ играет в системе управления политических партиях важную роль. Пост председателя земельного правления, особенно в тех случаях, когда он сочетается с постом премьер-министра правительства соответствующей земли, позволяет проводить региональным партийным лидерам достаточно самостоятельную от центрального руководства политику. На уровне земель региональные отделения разных партий в ряде случаев идут на политические соглашения, объединяются в коалиции, порой против воли руководства партией. Так, С.А. Леванский приводит следующий пример: социал-демократы в правительстве земли Бранденбург поддержали предложения федерального правительства по реформированию налогового законодательства, в обмен на увеличение субсидий земле, вопреки воле руководства СДПГ <11>.
--------------------------------
<10> См.: Закон Федеративной Республики Германии (Gesetz uber die politischen Parteien), принятый 24 июля 1967 г. // См.: Федеративная Республика Германии: Конституция и законодательные акты / Пер. с нем.; под ред. и со вступ. ст. Ю.П. Урьяса. М., 1991. С. 125.
<11> См.: Леванский С.А. ФРГ: умеренный партийный плюрализм // Полис. 1998. N 2.
Конституционно-правовая регламентация деятельности политических партий и их региональных отделений в Мексике более всего напоминает современную российскую. Федеральный закон "О политических организациях и избирательном процессе" <12> установил две допустимые формы политических организаций в стране - общенациональные политические партии и ассоциации. Запрещено образование региональных и местных политических партий. Для учреждения политической партии в качестве национальной необходимо иметь не менее трех тысяч членов не менее чем в половине мексиканских штатов, либо не менее 300 членов в половине одномандатных избирательных округов, при общем числе членов - не менее 65 тыс. человек. Установлены требования к системе партийных органов, в том числе необходимо наличие региональных комитетов не менее чем в половине мексиканских штатов или избирательных округов. Допускаются региональные комитеты, деятельность которых распространяется на несколько штатов. Фактически установлена необходимость учреждения региональных отделений политических партий.
--------------------------------
<12> См.: Аверьянов А.М., Васецкий Н.А., Малов Ю.К. Комментарий к Федеральному закону "О политических партиях". М., 2002. С. 138.
Таким образом, можно предложить следующие модели правовой регламентации региональных отделений и структур политических партий:
- "открытая модель" - законодательство содержит нормы общего характера (закрепление свободы организаций, избирательных прав), отсутствуют специальные нормы, закрепляющие положение политических партий и их региональных отделений, региональные отделения в своей деятельности опираются на правовые обычаи (Великобритания, США);
- модель частичной регламентации - законодательство содержит нормы о политических партиях, регламентированы отдельные стороны деятельности партий: финансирование, порядок участия в избирательной кампании (Испания, Франция);
- модель "жесткого" (полного) закрепления - законодательство подробно регламентирует деятельность политических партий и их региональных отделений (ФРГ);
- модель специального закрепления - законодательство устанавливает специальное требование о наличии региональных отделений политических партий, требования к их минимальному количеству и численности (Россия, Мексика).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.