Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ В СВЕТЕ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
С.Э. ЛИБАНОВА
В условиях падения престижа права и правового нигилизма проблема кодификации российского законодательства приобретает все большее значение для общества.
По мнению известных российских правоведов, сегодня правовой нигилизм силен как никогда. По утверждению известного юриста Н. Матузова, "сегодняшняя система российского права просто опутана паутиной нигилизма" <1>. С ним соглашался и авторитетный теоретик права В.С. Нерсесянц, который говорил, что из-за сегодняшнего правового нигилизма даже самые совершенные законы с безукоризненной юридической техникой обречены на гибель, так как неминуемо разобьются о стену народного недоверия и недопонимания.
--------------------------------
<1> Матузов Н.И. Курс лекций. Саратов, 1997. С. 24.
Одной из ярко выраженных особенностей российского менталитета, значительно тормозящих процессы развития правового государства и развитого гражданского общества, является правовой нигилизм, преодоление которого можно начать при помощи совершенствования кодификации российского законодательства и соответствия его презюмируемым Конституцией РФ ценностям и приоритетам. Но социальные цели кодификации как технико-юридического явления не смогут быть достигнуты без преодоления правового нигилизма. Решение указанных взаимосвязанных проблем представляется целесообразным начать с принятия кодексов профессиональной этики, придавая зафиксированным в них положениям нормативно-правовой характер.
Советская правовая наука подчеркивала, что такое негативное и даже во многом пагубное явление, как правовой нигилизм, было свойственно лишь буржуазным правовым системам. Российскому праву нигилизм не мог быть свойствен в той степени, в какой он присутствовал в зарубежной юриспруденции в силу различного отношения в этих системах к праву как таковому. Фактически в буржуазных государствах право считалось в качестве "основы основ", укрепление и совершенствование его было первостепенной задачей, одной из главных целей деятельности общества и работы общественной мысли было построение развитого гражданского общества и совершенного правового государства, которое работало бы на благо личности. Как показывает международная практика, действенным средством борьбы с правовым нигилизмом является совершенствование кодификации законодательства, проводимое путем издания совершенных законов, выработки оптимально приближенных к нравственности правовых норм при отмене политических.
Издавна существовала концепция, согласно которой государство создает право, которое впоследствии это государство связывает широкой системой норм, сетью запретов и дозволений. Все это сказалось на современном состоянии законности и правопорядка так называемых развитых капиталистических стран - прежде всего государств Западной Европы. В настоящий момент проблема правового нигилизма в них либо не существует вовсе, либо она настолько мала и незначительна, что не стоит того, чтобы обращать на нее сколько-нибудь пристальное внимание. Население этих стран соблюдает законы, как принято говорить, "не за страх, а за совесть", т.е. люди следуют предписанию норм права не потому, что за их неисполнение следует ответственность различного рода, а потому, что "так требует закон", потому, что "так надо" (dura lex, sed lex). Следует отметить существенный психологический момент: рядовым гражданам пример законопослушного поведения подает их правительство. Именно на высших чиновников, на их образ жизни и поведение смотрят люди при решении вопросов, как поступить в той или иной ситуации. Первенство на этом фоне, без сомнения, принадлежит Германии. В этой центрально-европейской стране не только обыватели неукоснительно следуют букве закона, но и правительство. Немцы никогда не переходят улицу на красный свет, даже при отсутствии автомобилей, и не мусорят на улицах.
Следует заметить, что правовой нигилизм возник очень давно. Еще Конфуций предлагал заменить законы традиционными нравственными установлениями. Он предполагал, что такие принципы, как "уважай и почитай старшего", смогут заменить навязанные государством нормы.
В России уже привыкли, что многие законы вообще не действуют, и на Конституцию ссылаться бесполезно - все равно ее можно вывернуть так, как другим будет удобно. Уже свыклись с тем, что что, бы ни писали в договорах, в законах, какие бы права и ответственность ни предусматривались, все равно чиновники решат не как написано. Сказано переоформить и выдать документ в течение месяца - пройдет два, а то и три месяца, прежде чем человек получит свой документ. В срок сделают при взятке. Получается парадокс: есть норма, а в нее не верит никто, ни обычный человек, ни чиновник. Замкнутый круг - выполнял бы чиновник свои обязанности, как того требует закон, и люди бы постепенно стали бы верить этому закону. Представляется, это будет возможно при наличии механизма обеспечения конституционных прав и свобод, значительная роль в котором отводится профессионально-правовым, экономически независимым от государственных чиновников институтам гражданского общества. Всем сущностным признакам такого института соответствует адвокатура, признанная с 2002 г. институтом гражданского общества.
Неподготовленному гражданину не разобраться в сложных хитросплетениях и коллизиях современной правовой системы, и он делает вывод о том, что законодательство есть фикция и перед законом не все равны. Это одна из веских причин, порождающих рост правового нигилизма в стране и сводящих на нет издание самых совершенных законов, кодифицированных с помощью самых четких кодификационных схем.
Говоря о несовершенстве современной кодификации как одном из источников правового нигилизма, необходимо также отметить противоречивость современных законов. В самом деле, источников правовых норм в современной России просто неимоверное количество - это и федеральные законы, и указы Президента, и постановления Правительства, и различного рода ведомственные инструкции, и информационные письма - это только то, что касается федерального уровня, а ведь в России еще более восьмидесяти субъектов, государственные органы каждого из которых вправе в пределах своих полномочий осуществлять нормотворчество, плюс огромное количество актов органов местного самоуправления. Разве можно не утонуть в таком океане права? В этой громаде необычайно сложно ориентироваться даже профессионалу при условии полного соответствия этих актов друг другу и согласованности принятых в них норм (чаще они противоречат друг другу или вообще нарушают сами устои нормотворчества).
Таким образом, в силу объективных условий возможность правомерного поведения практически исключается, а как следствие, порождает неуважение к закону.
Суды, которые по сути дела должны осуществлять защиту прав и интересов граждан, зачастую усугубляют и без того серьезную путаницу в праве. Судебный прецедент у нас не признается источником права. Но наши суды это не смущает, а руководящие разъяснения, постановления Пленума Верховного Суда и информационные письма Высшего Арбитражного Суда РФ являются не разъяснением и толкованием уже существующих норм, а по сути дела созданием новых. Зачастую судам предписывается поступать вразрез с нормами действующего права и концептуальностью приоритетов как отрасли права, так и конституционных прав и свобод. Например, при рассмотрении дел о взыскании задолженности арбитражным судам дано было право понижать проценты за пользование чужим денежными средствами, приравнивая их к неустойке, хотя статьей 395 Гражданского кодекса РФ такого варианта обеспечения исполнения обязательств не предусмотрено и права кредитора существенно ущемляются в порядке правоприменения. Обязательства становится экономически выгодно не исполнять. Недобросовестный должник процветает. И это в то время, когда одним из основных ориентиров развития отечественной правовой системы провозглашен приоритет личности человека и гражданина, их прав и свобод, нашедших свое закрепление в Конституции РФ. Впервые в истории России концептуально определено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Российский менталитет формировался на основе христианской морали, пришедшей к нам с православием из Византии. Постулаты добра и зла, совести и чести опережали значительно позже появившиеся правовые критерии оценки и общественных отношений, и индивидуального поведения. Право для индивидуального сознания оставалось внешней враждебной силой. Мужик, утверждал Салтыков-Щедрин, предпочитал, чтобы его судили не по закону, а по совести. Октябрьская революция, подменившая на первых этапах законы "революционным правосознанием", не укрепила авторитет права в России.
Обратимся к терминологическому инструментарию по исследуемой проблематике. Интересным представляется экскурс в историю самого понятия "кодификация". Согласно "Энциклопедическому словарю" Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона "кодификация" - выражение, употребляемое со времени Бентама для обозначения законодательной деятельности, направленной на приведение в известность, упорядочение, систематическое объединение и выражение в виде общего закона права страны в целом его объеме или важнейших частях <2>. Кодификация сопровождается пересмотром всех источников права, соглашением их между собой, приспособлением к существующим условиям, дополнением новыми законами и исключением всего отжившего. Эта отличительная черта кодификации придает ей особое значение в историческом развитии права страны, для которой она создается. Кодификация открывает новый период в этом развитии, приурочивая к себе весь дальнейший рост права и подчиняя своему безусловному влиянию юридическую мысль страны.
--------------------------------
<2> Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона / Под редакцией профессора И.Е. Андриевского. СПб.: Семеновская типолитография, 1890; издательский центр "Терра", 1990 г.
Проблемы кодификации сегодняшнего дня подтвердили правильность опасений, высказываемых с наибольшей силой Савиньи и повторяемых другими последователями исторической школы, рассматривающими право как непосредственное проявление народного убеждения в обычае и науке права, считавшими вмешательство законодателя в народную жизнь в области права явлением, могущим вызываться лишь исключительными обстоятельствами и часто противоречащим правильному его росту. По их мнению, кодификация, подчиняющая всю жизнь руководству общего закона, устраняющая обычай и приурочивающая к себе дальнейшее развитие юриспруденции, является особенно вредной для этого роста. Последователи исторической школы доказывали, что кодификация, фиксируя право данного момента в его существующем выражении, придает обязательную силу не только ясно осознанным и хорошо сформулированным нормам, но и неразвившимся, проявляющимся в данное время в виде одностороннем или уродливом, что без кодификации последние получили бы в будущем свое полное выражение, при ней обречены на приложение их к жизни именно в этом несовершенном виде. По их мнению, главным органом правильного формулирования юридических норм является юриспруденция, залогом этой правильности - связь современного правосознания с историческим развитием и самого права, и всей народной жизни, тот разрыв со старыми источниками права, происходящий при кодификации, ставит юридическую мысль в худшем случае на путь произвола, а в лучшем замыкает в тесные рамки существующего правосозерцания, лишая ее способности следить за дальнейшим развитием жизни. Актуальным для сегодняшнего дня представляется вывод данной школы о том, что заботы государства должны быть направлены не на кодификацию, а по преимуществу на развитие юриспруденции, которая объединит право в научной системе лучше, чем законодательство <3>.
--------------------------------
<3> Там же.
Согласно указанному выше энциклопедическому словарю кодекс - это систематический сборник законов, относящихся к отделу или целой совокупности отделов права, изданный законодательной властью. Иногда это слово употребляют в более широком смысле: кодекс морали, кодекс грамматических правил и т.д. Некоторые писатели употребляют и такие выражения: "равенство - закон вечный, его кодекс - разум"; "свобода - единственный религиозный кодекс нашего времени".
Существующее в настоящее время хаотическое состояние источников права является обычным поводом к совершенствованию кодификации. Количество законов и подзаконных актов на сегодняшний день таково, что их невозможно не только все знать, но и прочитать даже специалисту. Никакая юриспруденция не может уже определить состав действующего права вследствие огромного накопления отдельных законов, неясности терминов, отсутствия единого терминологического ряда для одних и тех явлений и ряда иных причин. Данное состояние настойчиво обращает и правительство, и общество к мысли о совершенстве существующей кодификации, которая в таком случае, даже при несовершенстве ее составления, дает все же больше прочности и устойчивости делу правосудия, чем старое состояние права.
Конституционно наше государство объявлено и правовым, и социальным. Но пока не господствует закон, пока права человека поставлены в зависимость от произвола чиновника, пока не обеспечена судебная защита этих прав, уравнивающая взаимную ответственность государства и личности, правовым оно не будет. Оно не является и социальным, коль скоро условия выживания миллионов поставлены под угрозу реформ, потрясающих общество своим произволом и бесчеловечностью.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Основная глобальная проблема кодификации российского законодательства кроется, на наш взгляд, в определении приоритетов в эпоху отдаленности права от нравственности и крайней приближенности к политике, зачастую основным интересом которой является получение сверхприбыли группой чиновников в ущерб интересам общества.
Более того, именно при кодификации существующего законодательства возможно выявление с точки зрения парадигм и презумпций, вырабатываемых десятилетиями юридической наукой, обоснованности и законности новоизданных нормативных актов, призванных к появлению определенными группами политиков, точнее пролоббированных ими. Только рецензируя все правовые акты с позиции презюмирования соответствия их конституционному принципу соблюдения и защиты права и свободы человека, можно выделить чисто политические акты. Представляется, что это приведет в последующем к достижению построения гармоничного общества и соблюдению Конституции, позволив более эффективно бороться с коррупцией, а не безнаказанно извлекать прибыль за счет хотя бы временного нарушения или ущемления чьих-то прав. Например, за счет нарушения прав предпринимателей и сбора с них незаконных акцизов для экономической раскрутки регионального предприятия, хотя бы временно, даже под угрозой при обращении в суд получить неимоверное количество всякого рода проверок со стороны контролирующих государственных органов или за счет получения прибыли путем использования чужих денег при задержке выдачи зарплаты или страховых сумм страховщиками.
Научные исследования подтверждают, что нередко пробелы в правовых знаниях человек восполняет своими нравственными представлениями о добре и зле, о справедливом и несправедливом и на этом основании делает вывод о должном, оценивает поступки свои и других людей. Более того, нравственные убеждения нередко являются более действенным средством внутреннего самоконтроля, чем отрывочные представления о праве и последствиях его нарушения. Не без оснований некоторыми авторами утверждалась мысль об этико-правовых установках личности, о соединении права и морали в правовой пропаганде, об усилении взаимосвязи между правом и моралью по мере превращения социалистического права в общенародное <4>. Методологически это означало непременное освещение нравственных истоков и нравственной сущности разъясняемой правовой нормы. Уважение к праву основывается не только на его оценке государством, но на признании его необходимости и справедливости.
--------------------------------
<4> Бойков А.Д. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 32, 33.
Еще в XIX в. А.Д. Солодовников писал, что психическое воздействие - порицание или одобрение - это нравственное влияние, физическое принуждение посредством общественной власти - это юридическое или правовое. Сообразно с этим он давал следующие определения нравственному и юридическому порядку: "Всякое отношение, защищаемое посредством общественного мнения, - это нравственное отношение, а совокупность нравственных отношений - это нравственный или моральный порядок. Всякое же отношение, защищаемое общественной властью в форме физического принуждения, является юридическим, или правовым отношением, а совокупность их - юридическим порядком или правом". В этом же труде ученый указывает, что законодательная функция - это деятельность верховной власти в установлении новых, видоизменении существующих и отмене прежних юридических норм и законов <5>.
--------------------------------
<5> Солодовников А.Д. Пособие для воспитанников начальных классов Московской практической Академии коммерческих наук. М.: Типография и словолитня О.О. Гербека, 1896. Часть 1.
Мудрая мысль выдающегося юриста прошлого века о нравственности права, науки о праве, роли законодательных актов, их влиянии на общество, воспитании правовой культуры, свежа и актуальна в период коренной ломки всех отношений и принципов.
Юридической науке следует вырабатывать концепции, направленные в первую очередь на защиту конституционных прав граждан с учетом нравственности, что послужит началом преодоления правового нигилизма в обществе в целом и возникновения желания знать право для того, чтобы его уважать и соблюдать, а не для того, чтобы нарушив, ущемив чьи-то права, уметь обойти закон и уйти от ответственности.
Полагаем, что кодексы профессиональной этики представляют собой в настоящее время нечто промежуточное между нормами права и морали и объективно необходимы из-за увеличивающейся дистанции между ними.
Представляется, что именно адвокатура, будучи одним из крупных отрядов российской интеллигенции, пошла по пути сочетания права с нравственностью в рамках своего сословия. Один из передовых отрядов интеллектуалов, являющийся институтом гражданского общества, действующий в правовой сфере, ежедневно разбирающийся в проблемах защиты правового статуса и личности, и государственных, и общественных структур, призванный конституционно оказывать всем нуждающимся квалифицированную юридическую помощь, начал совершенствование адвокатской корпорации с воспитания уважения к ее принципам и воспитания самих защитников, прививая им азы адвокатской этики, путем закрепления регулирующих это норм в Кодексе профессиональной этики адвоката, принятом первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. (с изменениями и дополнениями, утвержденными II Всероссийским съездом адвокатов 8 апреля 2005 г.; III Всероссийским съездом адвокатов 5 апреля 2007 г. в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре), в целях поддержания профессиональной чести, развития традиций российской (присяжной) адвокатуры при осознании нравственной ответственности адвокатского сословия перед обществом.
Нравственные кодексы адвокатской профессии разрабатывались во многих странах (в Польше в 1970 г., в Венгрии в 1972 г., в Литве в 1974 г. и др.). Адвокаты Западной Европы ориентированы на Общий кодекс правил для адвокатов стран европейского сообщества. Принимались соответствующие акты и отдельными коллегиями адвокатов России.
Все эти кодексы представляют несомненный практический интерес, однако в научном плане вызывают замечания, так как в них не всегда обосновываются специфические нормы нравственности, многие из них декларативные и общие, повторяют или существующие правовые предписания, или простые нормы общечеловеческой морали. Эти недостатки определяются в основном слабой разработкой общей, теоретической части адвокатской этики.
Согласно пункту 2 ст. 4 Закона об адвокатуре принятый в порядке, предусмотренном данным Законом, Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности. Он направлен на регулирование отношений, складывающихся в рамках адвокатуры как института гражданского общества, не входящего в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нормы, зафиксированные в данном Кодексе, признаны Конституционным Судом РФ бланкетными, не нарушающими права и свободы даже в случае возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката, и не влияют на правовое положение гражданина-доверителя. Кодекс состоит из двух разделов: "Принципы и нормы профессионального поведения адвоката" и "Процедурные основы дисциплинарного производства", включающих 27 статей.
Согласно пункту 2 ст. 17 Закона об адвокатуре статус может быть прекращен в случае нарушения норм Кодекса профессиональной этики адвоката (подп. 2) и при неисполнении или ненадлежащем исполнении решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции (подп. 3). В статье 2 Кодекса говорилось, что он дополняет законодательство об адвокатуре, а в результате декабрьских поправок к Закону об адвокатуре статья 4 пополнилась частью 2, согласно которой Кодекс профессиональной этики адвоката вошел в законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре. Следует присоединиться к существующим и широко высказываемым в "Новой адвокатской газете", органе Федеральной адвокатской палаты РФ, мнениям о том, что это значимый шаг в развитии и упрочении независимости адвокатуры в целом.
В Кодексе указано на дисциплинарную ответственность адвоката за поступок, порочащий честь и достоинство адвоката или умаляющий авторитет адвокатуры (ст. 19).
Таким образом, правовым основанием отнесения корпоративного акта - Кодекса профессиональной этики адвоката к источникам права является именно Закон об адвокатуре, который, в частности, содержит в себе обязанность адвоката соблюдать этот Кодекс. Следует отметить, что небольшая часть этических норм содержится и в самом Законе об адвокатуре. Это запрет адвокату принимать поручение в случае, если у него имеется самостоятельный интерес по предмету соглашения, запрет на дачу публичных заявлений о доказанности вины доверителя или запрет на отказ от принятой на себя защиты. Однако основной массив этических правил содержится именно в дополнительном источнике, в корпоративном акте, базирующемся на сложившихся в корпорации лучших обычаях и традициях, основанных на морали и нравственности.
Корпоративные акты - это формально определенный источник права. Адвокатское сообщество использует два вида корпоративных актов: 1) федеральные (обязательные для всех адвокатов России); 2) субъектные (обязательные для адвокатских палат субъектов Федерации).
К первым (федеральным) относятся решения Федеральной адвокатской палаты. Согласно Закону об адвокатуре именно Всероссийский съезд адвокатов принял Кодекс профессиональной этики адвоката. С позиции теории права государство делегировало свои полномочия по правотворчеству самой адвокатской корпорации, которая, реализуя его, приняла для себя этические нормы, автоматически приобретшие правовой характер.
Ко второму виду корпоративных актов адвокатского сообщества (субъектному. - Примеч. авт.) можно отнести решения адвокатских палат субъектов Федерации, которые сами достаточно активно ведут правотворческую деятельность. Например, издают акты, определяющие порядок оказания юридической помощи адвокатами по назначению. Адвокат, внесенный в реестр какого-либо субъекта Федерации, обязан подчиняться корпоративным нормам своей адвокатской палаты. В случае их неисполнения Закон об адвокатуре предусматривает санкцию - прекращение статуса адвоката в связи с "неисполнением решений органов адвокатской палаты".
В науке существуют некоторые разночтения относительно того, могут ли корпоративные акты содержать в себе нормы, устанавливающие юридическую ответственность, и как должен поступить суд при обращении бывшего адвоката с жалобой о лишении его статуса вследствие нарушения норм адвокатской этики, установленной самими же адвокатами. Правовую норму, лишающую адвоката его статуса за неисполнение этических норм, можно разложить на составные элементы. Гипотеза - совершение адвокатом поступка, умаляющего авторитет адвокатуры (п. 5 ч. 1 ст. 17 Закона об адвокатуре). Диспозиция - адвокат не вправе навязывать свою помощь лицам, нуждающимся в юридической помощи (ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката). Санкция - статус адвоката прекращается (ч. 1 ст. 17 Закона об адвокатуре). Как мы видим, юридическая ответственность в нашем случае устанавливается все же федеральным нормативным актом.
Сфера действия адвокатского сообщества так обширна, что все нормы, регулирующие его деятельность, не могут быть формально закреплены ни в нормативных, ни даже в корпоративных актах. Особенно это относится к нормам адвокатской этики. Сам термин "этика" происходит от греческого ethos - обычай, нравственный характер. Часть норм, регулирующих этическое поведение адвокатов, содержатся именно в обычаях. Можно выделить несколько причин возникновения ситуаций, при которых правоприменитель, находясь в российской правовой системе, где согласно доктрине права доминирующим источником является нормативный правовой акт, вынужден обращаться к обычаю. Обычное право возникло изначально, обычай - это правило, постоянно применяемое группой людей к одинаковым условиям жизни, а совокупность таких обычаев, имеющих целью регулировать правовые действия или отношения людей, есть обычное право. Это вспомогательные, побочные правовые нормы, находящие применение, когда отношения не урегулированы правом. Обычай должен долго применяться, быть разумным не противоречить нравственности. Причем именно критерий нравственности является определяющим, что и отражено в статье 2 Конституции РФ. Защита государством высшей ценности - человека, его прав и свобод - нравственна. Обычай является формально неопределенным источником права. После формального санкционирования государством обычай становится правом. Изначально человек, появившись на Земле как вид и появляясь каждый раз персонально, защищает свою жизнь, свободу (сначала инстинктивно, а потом осознанно), т.е. реализует свое право на жизнь, свободу, собственность, равенство, счастье и т.д. Знаменитое изречение Протагора "Мера всех вещей - человек" можно отнести к праву, призванному исторически и конституционно закрепленному отражать важнейшие свойства бытия человека, выступая в единстве природного, социального, политического.
Представляется, что применение лучших обычаев не только в решении вопросов адвокатской корпорации, но во всех поверенных правоотношениях, регулируемых дополнительными источниками права, в том числе кодексами профессиональной этики, обогатит не только правоприменительную практику, но и саму науку.
Современная российская школа права относит корпоративные акты и обычаи к дополнительным (субсидиарным), нетрадиционным или санкционированным источникам права. Основным источником российского права, бесспорно, является нормативный правовой акт, следовательно, все иные источники являются второстепенными, что приводит к их достаточно слабой научной проработке.
Еще до принятия Закона об адвокатуре в 2002 г. в практической деятельности адвокатов вставал вопрос о том, являются ли эти корпоративные акты источниками права, возможно ли на них ссылаться в ходе правоприменительной практики. Решение этого вопроса имело как теоретическое, так и огромное практическое значение. Показателен прецедент Конституционного Суда РФ по делу гражданки Кезеревой, лишенной статуса адвоката за совершение проступков, порочащих честь и достоинство адвоката. Кезерева не согласилась с решением и указала, что адвокатское сообщество не имеет права само себе устанавливать правила поведения, а затем подвергать лиц юридической ответственности за их неисполнение. Особый интерес представляет тот аспект, что несколько позже подобную позицию заняло и Министерство юстиции РФ. Споры разгорелись вокруг статей 19 и 20 Кодекса профессиональной этики адвоката. По мнению чиновников юстиции, указанные статьи сужают круг лиц, правомочных инициировать дисциплинарное производство, что приводит к отказу адвокатских палат от рассмотрения жалоб и обращений граждан. В качестве примера приводился случай, произошедший в Республике Коми. Советом адвокатской палаты этой республики прекращено дисциплинарное производство по жалобе ООО "ЮС" в отношении адвоката Е.Е. Молчановой на том основании, что жалоба поступила в квалификационную комиссию не непосредственно от заявителя, как это предусмотрено Кодексом, а с сопроводительным письмом территориального органа Минюста России. Органы юстиции утверждали, что Кодекс не носит нормативного правового характера, так как не отнесен статьей 4 Закона об адвокатуре к законодательству об адвокатской деятельности и адвокатуре. Классифицируя Кодекс профессиональной этики как корпоративный акт, органы юстиции пришли к выводу, что "по своему правовому статусу Кодекс не может устанавливать какие-либо требования, противоречащие действующему законодательству Российской Федерации. Федеральный закон обязывает лишь адвокатов соблюдать Кодекс, не возлагая обязанность знать и выполнять его требования на иных граждан" <6>. Следует отметить, что жизнь все расставила на свои места, и уже Конституционным Судом признано право последней инстанции в корпоративных отношениях за сообществом, а не юстицией, обладающей функциями регистрирующего органа, не подлежащими расширению, за счет ущемления прав независимой, самостоятельной адвокатской корпорации.
--------------------------------
<6> Мельниченко Р.Г. Поправки к Закону об адвокатуре: работа над ошибками // Адвокат. 2005. N 5.
На протяжении веков, пока существует адвокатура, начиная с Древнего Рима и Афин, ведутся поиски нравственных критериев оценки и ее деятельности, и ее представителей. Естествен вопрос, почему нравственные оценки так важны для адвокатуры и вроде бы менее актуальны для многих государственных институтов, включая суды, которые по определению должны быть вершителями правды и справедливости. Ответ кроется в правовом и социальном статусе адвокатуры.
Существование и деятельность адвокатского сообщества невозможны без соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики, заботы адвокатов о своих чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры. Оружие адвокатов - цивилизованное право и здоровая мораль. Потому адвокаты всегда были сторонниками политики укрепления правопорядка, а в защите справедливости ориентировались на нравственные ценности общества.
Существующая кодификация не выполняет свою главную роль - отсутствуют четкие и справедливые законы, не вырабатываются действенные правовые нормы. Представляется необходимым еще раз выявить причины, по которым это происходит, и предложить пути выхода из сложившейся ситуации, начиная с широкого внедрения кодексов профессиональной этики. Если профессионалы будут надлежащим образом исполнять перед обществом, гражданами и юридическими лицами возложенные на них обязанности, руководствуясь нормами морали и нравственности, соблюдая конституцию, а не прячась за несовершенный, противоречащий этим нормам закон, не понятный обывателю, не соответствующий древним и незыблемым представлениям о добре и зле, порядка будет больше, жить будет лучше, правовой нигилизм будет вытеснен всеобщей правовой культурой, что приведет к желаемому всеми построению правового государства и цивилизованного гражданского общества.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.