Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОПРОСЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ РОССИИ
Н.Е. ЕГОРОВА, О.А. ИВАНЮК
Проблемы самостоятельности государственно-территориальных единиц издавна служат сферой научных интересов ученых-государствоведов - как теоретиков, так и конституционалистов, - что вполне закономерно с точки зрения их стратегического значения в деле обеспечения государственной безопасности, стабильности политико-правовых институтов общества и соблюдения международно-правового правопорядка. Неудивительно, что категория самостоятельности государственных образований входит в предмет исследования ряда монографических <1> и диссертационных работ <2>, а также научных статей <3>.
--------------------------------
<1> См., например: Лужин А.В. Административно-территориальное устройство Советского государства. М., 1967; Саломаткин А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). М., 1995; Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997; Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. М., 2002; Административно-территориальное устройство России. История и современность / Под общ. ред. А.В. Пыжикова. М., 2003.
<2> См., например: Бабурин С.Н. Территория государства: теоретико-правовые проблемы: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998; Пахомов В.Г. Идеи федерализма в истории политико-правовой мысли России (конец XVIII - XX в.): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. Гончаров М.В. Конституционно-правовое регулирование территориального устройства Российской Федерации: вопросы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.
<3> См., например: Комарова В.В. Некоторые проблемы правового регулирования административно-территориального устройства (вопросы теории и практики) // Право и власть. 2002. N 2; Чертков А.Н. Законодательное регулирование территориального устройства Российской Федерации: проблемы и решения // Журнал российского права. 2009. N 12; Максимов А.Н. Проблемы правового регулирования административно-территориального устройства и территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 14.
Понятие самостоятельности государственно-территориальных единиц не является достаточно устоявшимся в российской правовой доктрине. Так, в теории государства и права категория "самостоятельность" традиционно используется в отношении государств и государственно-территориальных единиц в рамках федеративной формы государственно-территориального устройства при характеристике субъектов федерации <4>, которые определяются как: государственные или государственно-территориальные образования, обладающие определенной политической самостоятельностью <5>; относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, кантоны и т.п.) <6>; территориальные или национально-территориальные образования, обладающие самостоятельным государственно-правовым статусом <7>; государственные образования, обладающие юридической и определенной политической самостоятельностью <8>; государственные образования, обладающие усеченным суверенитетом <9>; государственные образования, обладающие в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности <10>, и др. Применительно к определению самостоятельности используются такие, например, прилагательные, как "относительная" <11>, "определенная" <12>, "политическая" <13>, "юридическая" <14>, "известная" <15> и т.д. Таким образом, толкование понятия "самостоятельность территориальных единиц" неоднозначно, что по большому счету обусловлено объективными причинами, заключающимися в невозможности охватить все многообразие проявлений тех или иных политико-правовых институтов в изменчивой правовой действительности единым "застывшим" термином.
--------------------------------
<4> См.: Сысоева Е.А. Категория "территория" в правовой теории и практике законодательного регулирования федеративного устройства современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 28.
<5> См.: Федерализм: Энциклопедия. М., 2000. С. 590.
<6> См.: Популярный юридический энциклопедический словарь. М., 2001. С. 758.
<7> См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2000. С. 251.
<8> См.: Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 2002. С. 86.
<9> См.: Макуев Р.Х. Теория государства и права: Учебник. М.; Орел, 2005. С. 127.
<10> См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 118.
<11> См.: Популярный юридический энциклопедический словарь. С. 758.
<12> См.: Федерализм: Энциклопедия. С. 590; Мишин А.А. Указ. соч. С. 86.
<13> См.: Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2006. С. 153; Мишин А.А. Указ. соч. С. 86.
<14> См.: Мишин А.А. Указ. соч. С. 86.
<15> См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М., 2000. С. 175; Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. С. 153.
Вместе с тем, хотя вопросы самостоятельности государственно-территориальных единиц на протяжении уже многих лет не теряют своей остроты, еще вполне остается простор для их дальнейшего научного осмысления с учетом изменчивых условий современного государственно-правового развития. Одним из примеров этого служит состоявшаяся в Диссертационном совете ИЗиСП под председательством С.А. Боголюбова защита О.В. Кистриновой кандидатской диссертации на тему "Самостоятельность государственно-территориальных единиц России: теоретико-правовой аспект" по специальностям 12.00.01 - теория и история государства и права; история учений о праве и государстве; 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право. Данная работа была выполнена в ИЗиСП под руководством А.Н. Черткова. Официальными оппонентами выступили доктор юридических наук, профессор С.Н. Бабурин и кандидат юридических наук, доцент А.Н. Пилипенко. Ведущая организация - ГОУ ВПО "Государственный университет управления".
Выбор темы исследования и ее актуальность, как подчеркнула О.В. Кистринова, обусловлены научной значимостью и практической остротой проблем совершенствования правового обеспечения и реализации самостоятельности государственно-территориальных единиц России. Российское государство имеет богатые традиции государственно-территориального устройства. Несмотря на особенности исторического развития, характеризующегося различным сочетанием централизации и децентрализации в государственно-территориальном устройстве, в целом можно говорить о формировании определенных традиций и характерных черт в российской государственности. В связи с этим историко-теоретическое осмысление правовых форм государственно-территориального устройства России, а также выявление специфики положения ее государственно-территориальных единиц, определение содержания и пределов их самостоятельности способствует выработке предложений и рекомендаций, направленных на решение проблем в сфере федеративных отношений.
Сложность и многоаспектность поставленных в работе вопросов вызвали в ходе ее защиты интересную и содержательную дискуссию. Так, профессор С.Н. Бабурин затронул проблему самостоятельности государств, возникших на постсоветском пространстве, и соблюдения прав автономий при распаде СССР. По данному вопросу диссертантка пояснила, что юридический аспект проблемы заключается в соблюдении прав автономных республик и автономных областей в составе союзных республик бывшего СССР при реализации последними права выхода из состава СССР. В соответствии с действовавшим в СССР правом решение о выходе союзной республики из СССР принималось свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума. При этом в союзной республике, имевшей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводился отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований было сохранено право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР. Таким образом, по законодательству СССР отделяющиеся союзные республики можно было считать суверенными государствами только при учете интересов всех входящих в них автономий и после процедур, обеспечивавших каждой автономии возможность выбора государственной принадлежности.
В период распада СССР данная процедура во многих союзных республиках была нарушена, чем, соответственно, были ущемлены интересы автономий. В связи с этим депутатами Государственной Думы от фракции "Родина" предлагалось установление упрощенного порядка принятия в состав Российской Федерации автономий бывших союзных республик СССР, в частности их принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта путем издания федерального конституционного закона без заключения международного договора. Данный законопроект не был поддержан. Продолжение неуважения прав таких территориальных образований со стороны новых независимых государств - бывших союзных республик СССР привело к острым конфликтам, в том числе вооруженным. Активная позиция нашего государства в решении данных проблем была положительно оценена присутствующими.
Профессора О.Н. Садиков и Ю.Г. Жариков обратили внимание на проблему дальнейшего федеративного развития России и перспективы изменения уровня самостоятельности субъектов Федерации. В связи с этим было подчеркнуто, что к концу 90-х гг. XX в. в России обострилась проблема сохранения целостности государства. Республики стали самостоятельно принимать свои конституции и иные законодательные акты, что само по себе позитивно сказалось на их правовом развитии, но такое правотворчество не всегда опиралось на нормы Конституции РФ и федерального законодательства. Поэтому назрела необходимость проведения комплексной федеративной реформы, целями которой стали: сохранение территориальной целостности России, укрепление единства государственной власти, создание механизма эффективного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации. Федеративная реформа была направлена на ограничение ряда неправомерных проявлений самостоятельности субъектов РФ. Хотя субъекты Федерации по-разному реагировали на такое ограничение их самостоятельности, соответствующая работа завершилась успешно. Вместе с тем в конституциях отдельных республик в составе Российской Федерации до сих пор закреплены положения о суверенитете. В целом же ограничение самостоятельности субъектов Российской Федерации правовыми рамками положительно сказалось на развитии страны.
Профессор В.Д. Мазаев остановился на конституционно-правовом аспекте диссертационного исследования. Он затронул вопрос о взаимосвязи самостоятельности уровней осуществления публичной власти с принципом разделения властей по вертикали в соответствии с Конституцией РФ. Действительно, в любом государстве, тем более в федеративном, осуществляется разграничение компетенции по вертикали. Такое разграничение вполне оправданно, так как существует ряд имеющих общегосударственное значение вопросов, решение которых государство не может доверить своим территориальным образованиям. С другой стороны, имеются задачи, которые вполне эффективно могут решаться на местах в рамках субъекта федеративного государства или автономного образования в унитарном государстве. Разграничение предметов ведения, закрепленное в Конституции РФ, является гарантией сохранения определенной самостоятельности субъектов Федерации.
Не меньший интерес в процессе защиты диссертации вызвала проблема суверенитета. Так, ответ на вопрос о суверенитете субъектов Союзного государства, построение которого осуществляется Российской Федерацией и Республикой Беларусь, зависит от конечного результата интеграционного процесса. Если предположить, что Республика Беларусь войдет в состав Российской Федерации в качестве одного или нескольких субъектов Федерации, то, безусловно, о ее суверенитете не может быть речи. Однако в настоящее время сама постановка вопроса в таком ключе, по сути, перечеркивает весь интеграционный процесс.
По мнению диссертантки, нормативно-правовая основа Союзного государства (прежде всего Декларация и Договор) не дает четких характеристик и признаков, которые вкладываются в понятие "союзное государство". Тем не менее в учредительных документах отмечается, что государства-участники сохраняют свой суверенитет. Следовательно, речь не идет о слиянии России и Беларуси в одно государство и об утрате ими своей правосубъектности. Скорее, наоборот, наряду с двумя государствами должно быть образовано новое государство, обладающее собственной правосубъектностью. Таким образом, отечественным юристам, возможно, в очередной раз предстоит разработать концепцию федерации "нового типа". Тем более что конструкция двухуровневой федерации уже имела место в отечественной истории (СССР и РСФСР).
В отношении субъектов Российской Федерации, исходя из норм Конституции РФ и законодательства, а также правовых позиций Конституционного Суда, речь не идет о придании им статуса суверенного государства. Все субъекты являются государственно-территориальными единицами России. При этом, как полагает диссертантка, реинтеграция на постсоветском пространстве в определенной мере может снизить степень самостоятельности субъектов Российской Федерации, но позитивно отразиться на иных показателях (размер территории, ресурсная база). Эта и иные проблемы реинтеграции должны послужить предпосылкой не для отказа от интеграции, а для поиска путей устранения причин возможных негативных процессов.
Профессор О.И. Тиунов обозначил проблему соотношения самостоятельности территориальных образований и суверенитета. Им был справедливо поставлен вопрос о невозможности обладания государством абсолютным суверенитетом в условиях современного международного права. О.В. Кистринова согласилась, что абсолютного государственного суверенитета на сегодняшний день не существует. Это связано с происходящими в современном мире процессами глобализации. Безусловно, суверенитет любого государства ограничен нормами и принципами международного права и обязательствами данного государства перед иными странами. Как и любая научная классификация, проведенное в диссертации деление самостоятельности на абсолютную и относительную обладает определенной долей условности. Вместе с тем речь идет не об абсолютном суверенитете, а об абсолютной самостоятельности, которая представляет собой суверенитет государства со всеми его самоограничениями.
Профессор А.Ф. Ноздрачев затронул исторический аспект самостоятельности территориальных единиц России. Он обратил внимание на особый статус Финляндии, Польши, Бухарского эмирата, Хивинского ханства в составе Российской империи. В связи с этим диссертантка предложила выделение трех форм децентрализованного управления территориями Российской империи, классифицированных по критерию относительной самостоятельности.
В процессе обсуждения диссертации были подняты и другие актуальные вопросы государственно-территориального развития. По итогам заседания Диссертационный совет принял решение о присуждении О.В. Кистриновой ученой степени кандидата юридических наук.
Таким образом, защита указанной диссертации еще раз показала всю сложность, неоднозначность и злободневность как "частных" вопросов самостоятельности государственно-территориальных единиц России, так и проблем территориального устройства Российского государства в целом.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.