Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВО НА БЕЗОПАСНОСТЬ
А.Н. АНТИПОВ
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
--------------------------------
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.
Говоря об обеспечении государством прав и свобод человека и гражданина, пишет В.Н. Бутылин, можно вести речь о создании государством и его органами условий и предоставлении возможностей для их реализации . При невыполнении основных гарантируемых прав и свобод человека и гражданина, подвергаясь гонению и преследованиям, человек ищет защиты и поддержки, стремится обезопасить свое существование. Не находя ее в стране постоянного местожительства или местопребывания, человек ищет защиту на территории другой страны, в том числе и используя возможности, предоставляемые правом убежища.
--------------------------------
Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций / Под ред. Ю.В. Анохина, В.Н. Бутылина. М.: ЦОКР МВД России, 2008. С. 54.
Правоотношения, схожие с содержанием права убежища, а не само право убежища, как утверждали A. Bulmering, Б.А. Тураев, С.В. Юшков , возникли еще до нашей эры. И именно эти правоотношения были хорошо известны практически всем странам Древнего Востока. Однако нормативное оформление существовавшие отношения получили практически во всех странах мира лишь в XX в. Возникновение права убежища было вызвано потребностью соблюдения естественного права человека на жизнь, свободу и представляется как закономерный процесс развития государства и общества.
--------------------------------
Bulmering A. Das AsVlrecht und die Ausliefering fluchtiger Verbrecher. P. 12; Тураев Б.А. История Древнего Востока. М.: Госполитиздат, 1935. Т. 1. С. 306 - 307; Юшков С.В. О праве убежища в древнерусском праве // Ученые записки ВИЮН СССР. М., 1940. Вып. 1.
На территории современной России право убежища и его основной принцип - невыдачи лица, которому оно предоставлено, впервые было закреплено в Конституции РСФСР 1918 г. .
--------------------------------
Конституция РСФСР // Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 51. Ст. 582.
"Всякий иностранец, преследуемый у себя на Родине за преступления политического или религиозного порядка, в случае прибытия в Россию пользуется здесь политическим убежищем. Выдача таких лиц по требованию тех государств, подданными коих они являются, производиться не может. В случаях предъявления правительством того или иного государства требования о выдаче таких лиц оно переходит на рассмотрение (народного) комиссариата иностранных дел, который передает его в суд для квалификации преступления или характера общеуголовного деяния. В зависимости от характера преступления делается тот или иной вывод по вопросу о выдаче" .
--------------------------------
Декрет ВЦИК 28(15).03.1918 "О праве убежища" // Известия. 09.06.1918.
Дальнейшее развитие право убежища получило в Конституции 1936, 1977 гг. . Основные изменения были связаны с расширением круга субъектов данного права, что было объективно обусловлено складывающейся международной обстановкой.
--------------------------------
Конституция СССР // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 06.12.1936; Конституция СССР // Ведомости ВС СССР. 1977. N 41. С. 617.
На основе анализа международной практики предоставления убежища, учитывая тенденции к значительному росту числа субъектов правоубежищных отношений, Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, которая провозгласила: "Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем" .
--------------------------------
Международное публичное право: Сб-к док-в. М.: Юридическая литература, 1990. С. 14 - 20.
На протяжении всей истории развития человечества право убежища (правоубежищные отношения), видоизменяя формы и методы, оставляло неизменной цель - обеспечение безопасности лица, его ищущего.
Что же такое безопасность личности? О каком виде безопасности в данном случае идет речь?
Законодательно безопасность определена как "...состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" . Под жизненно важными интересами подразумевается "...совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства".
--------------------------------
О безопасности: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. N 15. Ст. 769.
Соответственно безопасность включает три составляющих:
- безопасность личности - ее прав, обязанностей и свобод;
- безопасность общества - его материальных и духовных ценностей;
- безопасность государства - его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.
Акцентируя внимание в первую очередь на безопасности личности, ее правах, обязанностях и свободах, законодатель тем самым закрепил, что гарантии безопасности каждой личности в отдельности предопределяют безопасность общества и государства в целом. Понятие личной безопасности достаточно емкое и состоит из:
- безопасности физической (гарантии соблюдения естественных прав человека и гражданина на жизнь, честь, достоинство, свободу);
- безопасности политической (свобода политических взглядов, идеологическое многообразие, свобода слова, печати);
- безопасности экономической (гарантии свободного предпринимательства, установление пределов вмешательства государства в экономические дела);
- безопасности экологической (благоприятная окружающая среда, защита от радиации, излучений, шумов, вибрации, ядовитых веществ);
- безопасности медицинской (от незаконного помещения в психиатрическую больницу, заражения болезнями в медицинских учреждениях, нарушения врачебной тайны, проведения медицинских опытов);
- безопасности юридической (от незаконного вмешательства правоохранительных и других органов в личную жизнь);
- безопасности религиозной (свобода совести, свобода вероисповедования);
- безопасности военной (от войн, различных региональных и межнациональных конфликтов);
- безопасности имущественной (гарантии безопасности собственности);
- безопасности в личной жизни (от вмешательства государства в данную сферу жизни) ;
--------------------------------
Витрук Н.В. Права человека: состояние и перспектива развития // Право и власть / Под ред. М.П. Вышинского. М., 1990. С. 154.
- безопасности профессиональной (от опасных для здоровья и жизни особенностей осуществления профессиональной деятельности) ;
--------------------------------
Игонин С.В. Институт личной неприкосновенности работников правоохранительных органов в законодательстве современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 32, 33.
- безопасности информационной (достоверность информации, отсутствие информационного вакуума, нераспространение информации, порочащей честь и достоинство) и др.
--------------------------------
Степанов О.А. Право, государство и безопасность личности в условиях развития информационно-электронной среды // Государство и право. 2004. N 11. С. 34 - 38.
Анализируя данный вопрос в историческом аспекте, вполне очевидно, что в качестве основной причины возникновения отношений, схожих по содержанию с правом убежища, явилась потребность в обеспечении физической безопасности личности, возможности сохранения и реализации естественных прав человека на жизнь и свободу. Большинства существующих в настоящее время видов безопасности в древние и Средние века не существовало. Как сфера государственной деятельности они появились и стали функционировать, становясь "равноправным участником" общественных отношений, значительно позднее.
Необходимо обратить внимание, что практически любая деятельность несет в себе потенциальную угрозу, которая при определенных обстоятельствах может перерасти в реальную. Данные угрозы соответственно оказывают негативное воздействие на состояние всей системы безопасности. В этой связи в современных условиях только рациональный симбиоз всех составляющих безопасности может гарантировать возможность ее реального обеспечения.
По мнению респондентов, полученному в ходе проведенного опроса, основной причиной поиска убежища на территории другого государства является невозможность обеспечения личной, медицинской, информационной и имущественной безопасности на территории стран постоянного местожительства или местопребывания.
Выделение медицинской и информационной безопасности, а точнее, в их виде источника угроз для безопасности личности, может свидетельствовать о негативных процессах, протекающих в данных сферах деятельности государства. Не претендуя на объективность полученной в ходе опроса респондентов информации, представляется возможным поставить ряд вопросов и сделать определенные предложения:
- в последние годы в России значительно актуализировались проблемы, связанные с обеспечением медицинской, информационной и имущественной безопасности граждан. Произошедшие негативные изменения в данных направлениях деятельности государства явились следствием стихийного развития рыночных отношений, ослабления контроля со стороны государства, снижения эффективности правового регулирования;
- произошло существенное взаимопроникновение политических и экономических интересов, сделавшее практически невозможным разграничить политические амбиции от экономических притязаний, дифференцировать причины преследований, что послужило основанием для фактического прекращения функционирования института политического убежища;
- наличие двойного гражданства для определенной категории лиц фактически заранее разрешило вопрос о возможном убежище в другой стране.
В настоящее время право убежища, в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализуется посредством:
- предоставления временного убежища;
- признания беженцем;
- предоставления политического убежища.
В течение последнего ряда лет отмечается рост числа лиц, обращающихся с ходатайствами о предоставлении временного убежища и признании беженцем.
Анализ складывающейся практики по предоставлению временного убежища или признания беженцем показал, что при равных предоставляемых правах с политическим убежищем предоставление временного убежища и признание беженцем в процедурном плане реализуется значительно проще.
Таким образом, можно говорить о фактической подмене со стороны государства права политического убежища предоставлением временного убежища и признанием беженцем , что может быть вполне объяснимо с точки зрения государственной целесообразности. Тем более учитывая то, что право убежища занимает особое место, так как его реализация предусматривается только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
--------------------------------
Антипов А.Н. Политэмигрант в роли беженца // Земляки (приложение к журналу "Социальная защита"). 2010. N 10. С. 79 - 83.
С другой стороны, представляется целесообразным отметить следующее:
- во-первых, при реализации права убежища существует возможность использования страны-убежища в достижении своих целей, в продолжение той противоправной деятельности, за которую данные лица преследовались в стране своего постоянного местожительства или местопребывания. В истории неоднократно имели место случаи, когда лица, которым предоставлялось убежище, продолжали с территории другой страны деятельность, направленную против государства своего постоянного местожительства или пребывания. Ярким примером может быть деятельность российских революционеров в конце XIX - начале XX в., приведшая к свержению существующего в России строя;
- во-вторых, при реализации права убежища возникают специфические отношения между государствами, между государством и конкретным лицом, ищущим убежища.
Государство, предоставляющее убежище в соответствии с международным правом, принимает на себя определенные обязательства в отношении как государства, так и лица, осуществляющего приискание убежища, и фактически должно нести ответственность в случае их несоблюдения. Необходимо отметить, что формы ответственности не установлены, что позволяет предположить, что они могут принимать самый разнообразный характер;
- в-третьих, при реализации права убежища возникает ситуация, когда государство предоставляет убежище правонарушителям. При реализации права убежища фактически происходит выход того или иного лица противоправным способом из-под юрисдикции государства своего постоянного местожительства или пребывания, что не предусмотрено никакими нормативно-правовыми актами и, соответственно, является противоправным;
- в-четвертых, при реализации права убежища возникает возможность использования страной-убежищем лиц, которым она его предоставляет, для решения своих политических, экономических и иных целей.
В этом случае идет речь о фактическом вмешательстве страны, предоставляющей убежище тому или иному лицу, во внутренние дела других стран.
История "знает" тому немало примеров. В XII в. венгерский князь Бела предоставил убежище князю Владимиру Галицкому. Помог ему изгнать из Галича его соперника Романа, но после этого Галич отдал своему сыну Андрею, а князя Владимира заключил в башню в Венгрии .
--------------------------------
Галенская Л.Н. Право политического убежища: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1968. С. 32 - 33; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Мысль, 1959. Т. 1. С. 567.
Руководство Советского государства, закрепив право убежища в Конституции РСФСР 1918 г., имея большой опыт аналогичной работы, активно включилось в процесс борьбы за социалистическое преобразование мира. Иногда в завуалированной, а подчас и в открытой форме, основываясь на норме международного права, открыло себе возможность "почти официально" вмешиваться во внутренние дела других стран, влиять на их внутреннюю и внешнюю политику.
Как продолжение политической доктрины, замалчивания собственных действий и критики принимаемых решений другими государствами прозвучало заявление на первой сессии Верховного Совета СССР Председателя СНК В.М. Молотова: "...на территории Франции находят себе всяческий приют такие авантюристы и такие преступные организации, которые являются не чем иным, как змеиными гнездами террористов и диверсантов, открыто занимающихся этими своими враждебными, антисоветскими делами на глазах и под покровительством французских властей. Конечно, это нельзя оправдать правом убежища для иностранцев" .
--------------------------------
Первая сессия Верховного Совета СССР. Стенографический отчет. 1938. С. 153.
Таким образом, в настоящее время в правовом и политическом отношении сформулированы в отношении функционирования права убежища достаточно сложные и интересные проблемы:
- как отделить борьбу за права человека от вмешательства в дела других стран;
- как отделить борьбу за права человека от возможности преследования иных интересов, достижения иных целей, как со стороны государств, так и определенных лиц;
- как обеспечить эффективную и правомерную защиту прав и интересов людей во всех сферах социальных отношений.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.