Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ШКОЛ ВЕДОМСТВА ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В ЗАБАЙКАЛЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.: НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ
Е.В. ДРОБОТУШЕНКО
Система школ Ведомства православного исповедания состояла из двух составляющих. Это школы грамоты и церковно-приходские школы. Изучению истории названных школ посвящено достаточно много разноплановых работ досоветского времени, отдельных публикаций по истории педагогики советского периода и целого ряда диссертационных исследований, статей и монографий постсоветского этапа.
Первые исследования появились еще в конце XIX - начале XX в. Это известнейшие работы А.С. Пругавина, М.И. Демкова, И.Н. Корсунского, П.Ф. Каптерева, Н.В. Чехова. В первом случае это справочное издание, содержащее в себе имеющиеся на тот момент нормативно-правовые акты, регламентирующие политику государства в сфере образования, и некоторые сведения по школам Российской империи. В остальных случаях - размышления о состоянии и принципах образования в России. При этом при оценке деятельности церковно-приходских школ и школ грамоты в Российской империи авторами упоминаются, в контексте разговора, и некоторые нормативные акты <1>.
--------------------------------
<1> Демков М.И. История русской педагогики. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1913. Ч. 1: Древнерусская педагогика (X - XVII вв.). 302 с.; Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Петроград: Земля, 1915. 746 с.; Он же. Новая русская педология, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб.: Книжный склад Земля, 1914. 212 с.; Корсунский И.Н. Государственное значение церковно-приходской школы. М.: Тип. Снегиревых, 1888. 90 с.; Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. СПб.: Изд. О.Н. Поповой, 1898. 786 с.; Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М.: Польза, 1912. 221 с.
В советское время, несомненно, специальных работ, посвященных истории школ Ведомства православного исповедания, не было. Ее изучение происходило в контексте изучения истории педагогики <2>. Среди отдельных исследователей начального советского периода назовем того же Н.В. Чехова, который продолжил свою деятельность на ниве образования в Советском государстве. Позднее это Н.А. Константинов, В.Я. Струминский, И.М. Богданов, А.В. Ососков и др. Среди прочего в их исследованиях упоминаются и отдельные нормативно-правовые акты по церковным школам <3>.
--------------------------------
<2> Хрестоматия по истории педагогики. М.: ГУПИ, 1936. Т. IV: История русской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской революции. 516 с.
<3> Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. Историко-статистический очерк. М.: Статистика, 1964. 195 с.; Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М.: Гос. учебно-педагогическое изд. Мин. просв. РСФСР, 1953. 272 с.; Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861 - 1917). М.: Просвещение, 1982. 208 с.; Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М.: Изд-во товарищества "Мир", 1923. 150 с.; и др.
Несомненно, что всплеск исследований по истории школ Ведомства православного исповедания, в частности в рассматриваемый период, произошел в 90-х годах XX в. - начале XXI в. Это целый ряд диссертаций, статей и монографических изданий. Особенность же их в том, что зачастую, характеризуя церковно-приходские школы или школы грамоты в разные хронологические отрезки времени, авторы делают упор не на анализе нормативной базы, регламентирующей открытие и работу названных школ, а более на иных аспектах <4>.
--------------------------------
<4> Веденский Е.С. Деятельность Русской православной церкви в области начального народного образования во второй половине XIX - начале XX в. (по материалам Ярославской и Костромской губерний): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ярославль: ЯГУ, 2004. 22 с.; Красницкая Т.А. Начальное духовное образование в провинциальной России. XIX - начало XX в. (на материалах Владимирской и Костромской губерний): Дис. ... канд. ист. наук. Иваново: ИГУ, 2003. 233 с.; Миропольский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы: от ее возникновения на Руси до настоящего времени. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2006. 405 с.; и др.
Стали предметом научного изучения школы Ведомства православного исповедания и в Забайкалье. Среди исследователей можно назвать В.И. Косых, А.Е. Басалаева, Л.А. Яцечко. В их трудах также нормативные акты только упоминаются, в основном в контексте того или иного события <5>.
--------------------------------
<5> Басалаев А.Е. Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области 1884 - 1917 гг. Чита: ЗабГПУ, 2002. 279 с.; Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы первой российской революции. Чита: ЗабГПУ, 1999. 196 с.; Он же. Забайкальская епархия 1908 - 1923 гг. Чита: ЗабГГПУ, 2007. 204 с.; Яцечко Л.А. Развитие начального образования в Восточном Забайкалье во второй половине XIX - начале XX в. Улан-Удэ: Бэлиг, 2008. 143 с.
Нормативные акты, регламентирующие деятельность в сфере церковного образования, можно разделить на акты центральных властей и епархиального уровня. Сложность связана с определенной путаницей в архивных источниках. Ссылаясь на одни и те же акты, авторы текстов могут называть их самыми разными терминами: "решение Синода", "постановление", "определение" и т.д. Некоторые акты упоминаются только в архивных источниках, отсюда сложно определить их правильное наименование. Мы выделяем только акты, имевшие, согласно источникам, реализацию в Забайкалье.
К первой группе отнесем:
1) высочайшие указы (указы монарха);
2) постановления монарха;
3) Устав духовных консисторий;
4) указы Святейшего правительствующего синода;
5) постановления Синода;
6) циркулярные письма (циркуляры) Синода;
7) постановления Училищного совета при Синоде;
8) правила;
9) положения;
10) постановления Народного комиссариата просвещения;
11) постановления Совета Народных Комиссаров.
Ко второй группе относятся всевозможные указы и постановления епархиальных архиереев.
В основу анализа нормативно-правовых актов можно заложить хронологический принцип и рассматривать акты по мере их появления. Можно характеризовать их в порядке значимости, по убыванию. В данной статье лежит первый принцип, поскольку в ином случае в исследовании была бы нарушена логика.
В границах Российской империи церковное образование начинается в первой четверти XVIII в. Согласно "Духовному регламенту" 1721 г. вводилось учреждение училищ при архиерейских домах (школ) и монастырях. Это был уровень первичного образования, ограничивавшегося изучением грамматики, чтения и арифметики. Уже с 1730 г. школы при архиерейских домах начинают преобразовываться в семинарии. Касательно дальнейшей истории развития церковного образования исследователями упоминается распоряжение (указ) Николая I от 1836 г., согласно которому начинают создаваться школы при церквях и монастырях <6>.
--------------------------------
<6> Церковно-приходские школы // История педагогики и образования. М., 2003; Образование в Москве. История и современность. М.: Мосгорархив, 2000. URL: http://museum.edu.ru.
Отметим, что по Забайкалью вплоть до второй четверти XIX в. упоминаний о реализации какого-либо нормативного акта, касающегося деятельности школ Ведомства православного исповедания, в источниках не встречается. Вообще же деятельность в сфере образования в регионе начинает развиваться еще в конце XVIII в. - начале XIX в. Однако первоначально объемы ее были небольшие. Одним из немногих нормативных актов в первой половине XIX в. стал Указ Святейшего правительствующего синода от 27 мая 1836 г. N 5552 об открытии училищ "...для первоначального обучения старообрядческих и поселянских детей". За ним последовали постановления епархиального архиерея - епископа Иркутского и Нерчинского преосвященного Нила, которые определяли организацию училищ по епархии <7>.
--------------------------------
<7> Мелетий, архимандрит. Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтечинского скита на границах Китайской монголии, в Чикойских горах за Байкалом (эпизод из истории русского православного миссионерства в Сибири). Рязань, 1901; Одесса, 1912. С. 41, 45.
В 1841 г. принят Устав духовных консисторий, согласно которому епархиальное начальство обязывалось поощрять приходское духовенство за деятельность по созданию им и поддержке при церквях училищ "...в виде простом и приспособленном к народному быту" <8>. Отметим, что в источниках упоминаний о данном нормативном акте применительно к Забайкалью нет.
--------------------------------
<8> У истоков народного просвещения: церковно-приходские школы. URL: http:// www.zarplata.ru/ a-id-13990.html.
Постановлением Святейшего синода, в ответ на ходатайство архиепископа Иркутского и Нерчинского Высокопреосвященного Парфения, в 1861 г. (по иным данным, в 1862 г.) основана вторая Забайкальская духовная миссия. В ее обязанности, помимо прочего, вменялось содержание школ <9>.
--------------------------------
<9> Басалаев А.Е. Воспитание и образование населения дореволюционного Забайкалья через систему начальных школ ведомства православного исповедания // Национальная идея: образование и воспитание (философско-методические и региональные аспекты). Чита: ЗабГПУ, 1998. С. 183; Он же. Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области (1884 - 1917 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. Чита: ЗабГПУ, 2000. С. 67; Богодухова Н.С. Забайкальская духовная миссия и образование // Роль интеллигенции в духовном развитии общества. Чита: ЗабГПУ, 1999. С. 19.
Резкое увеличение числа открываемых церковноприходских школ и школ грамоты в Российской империи относится к концу XIX в. - началу XX в. В основе изменения лежит трансформация политики государства. Здесь не стало исключением и Забайкалье.
В истории регламентации деятельности Ведомства православного исповедания по организации деятельности школ особое значение имеют разного рода правила. Пожалуй, самыми значимыми были Правила о церковно-приходских школах от 13 июня 1884 г. Согласно некоторым исследованиям, они датируются 1885 г. <10>. Вероятно, под второй датой подразумевается время начала реализации правил на территории Забайкалья. Именно после принятия этих правил и происходит рост числа церковно-приходских школ в регионе <11>. Правила регламентировали перечень предметов: Закон Божий, церковно-славянская грамота, пение, русский язык, "счисление", русская история (в школьных отчетах иногда встречается география), чистописание. Помимо этого, они давали определение попечителя школ. Им мог стать человек, учредивший школу на свои средства (§ 15). Указом Синода от 23 декабря 1886 г. N 23 попечителем утверждалось и лицо, которое оказывало школе материальную или нравственную поддержку. Примером в отношении забайкальских церковно-приходских школ может служить игуменья Читинского Богородицкого монастыря обители Анастасия (попечительница монастырской школы с 1914 г.) <12>. Главное же в том, что церковно-приходские школы выходили из подчинения Министерства просвещения. Ими стал руководить Училищный совет при Синоде.
--------------------------------
<10> Басалаев А.Е. Производственное обучение в начальной церковной школе // Наука и образование на рубеже тысячелетий. Чита: ЗабГПУ, 1999. Ч. II. С. 25; Залкинд Е.М. Добровольное вхождение Бурятии в состав России и его прогрессивное значение // Труды Бурятского комплексного научно-исследовательского института. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1959. Вып. 1. С. 19; Милюков П.Н. Очерки русской культуры. М.: Прогресс, 1994. Т. 2. Ч. 2. С. 335 - 337; Ососков А.В. Указ. соч. С. 23; Церковно-приходские школы. Киев, 1901. Кн. 4. С. 310; Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР (историко-статистический очерк). М.: Статистика, 1964. С. 59, 62, 64.
<11> Яцечко Л.А. Указ. соч. С. 46.
<12> Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. 7. Оп. 2. Д. 174. Л.Л. 9 - 9 об., 27 - 29 об., 38 - 40 об., 50, 50 об., 64, 65, 67, 67 об., 70 - 71; Оп. 4. Д. 1. Л. 152; Ф. 8. Оп. 1. Д. 967, Л. 240; Басалаев А.Е. Воспитание и образование населения дореволюционного Забайкалья через систему начальных школ Ведомства православного исповедания // Национальная идея: образование и воспитание (философско-методические и региональные аспекты). Чита: ЗабГПУ, 1998. Вып. 1. С. 182; Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М.: Советская Россия, 1985. С. 32.
Указы Святейшего правительствующего синода регламентировали самые разные стороны деятельности Ведомства православного исповедания в образовательной сфере. Согласно Указу от 27 июня 1884 г. приходское духовенство при открытии церковно-приходских школ должно было согласовывать процедуру с земским руководством. Это касалось всех территорий, но особый упор делался там, где уже были открыты земские училища.
Одним из Указов Синода от 17 сентября 1885 г. определялась рассылка по епархиям Российской империи "вопросных листов" (форма их прилагалась) по деятельности церковно-приходских школ и школ грамоты. Они содержали по 17 вопросов, касающихся устройства школ: о месте расположения, времени открытия, финансовом состоянии, продолжительности обучения, числе и поле учащихся, помещениях, учебных пособиях и учителях. Руководители школ должны были выслать в духовное правление ответы на поставленные вопросы. По Забайкальской епархии отмечалось, что ряд школ выполнили указ Синода <13>.
--------------------------------
<13> Там же. Ф. 153. Оп. 2. Д. 10. Л. 2 - 3 об.
Достаточно известны и Правила о школах грамоты от 4 мая 1891 г. Согласно им, школы грамоты определялись как первая ступень начального образования <14>.
--------------------------------
<14> Яцечко Л.А. Указ. соч. С. 49.
Отметим, что существовали и иные правила, менее известные исследователям. О них либо вообще не упоминается, либо говорится вскользь. Однако сведения встречаем в архивных источниках. Это Правила о противораскольничьей миссионерской школе, составленные Самарским епископом Гурием. Они включали в себя 16 параграфов, тщательно регламентировавших школьную жизнь. Согласно им, школа создавалась для приготовления лиц, которые могли бы вести религиозные беседы со старообрядцами с целью обращения их в лоно официального православия. Принимались в нее лица не моложе 18 лет, предоставившие удостоверение личности, вид на жительство и свидетельство об отбытии воинской повинности. Количество учащихся определялось в пределах 10 - 20 человек. Обучение бесплатное. Кроме того, должно было предоставляться помещение для проживания, а также питание. Отметим, что на усмотрение епархиального руководства и или руководства учебных заведений оставлялась возможность изменения правил <15>.
--------------------------------
<15> ГАЗК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 5. Л. 27 - 30.
До образования самостоятельной Забайкальской епархии (1894 г.) церковно-приходские школы находились в ведении Иркутского епархиального училищного совета (Забайкалье входило в состав Иркутской епархии). В образованной епархии руководство церковно-приходскими школами осуществлялось Забайкальским епархиальным училищным советом, который подчинялся напрямую Училищному совету при Святейшем правительствующем синоде. Деятельность епархиального Училищного совета регламентировалась Уставом, согласно которому определялась его структура (девять постоянных членов и делопроизводитель, по одному представителю от каждого епархиального отделения совета) и функции (организация учебно-воспитательного процесса, руководство деятельностью окружных или уездных отделений, рассмотрение отчетности отделений, материальное и кадровое обеспечение школ) <16>.
--------------------------------
<16> Яцечко Л.А. Указ. соч. С. 51 - 52.
Учебные заведения Ведомства открывались только согласно указам Синода. Так, в Забайкалье Указом Синода от 12 декабря 1894 г. N 2510 была открыта школа "...для подготовки псаломщиков к единоверческим церквям" <17>.
--------------------------------
<17> Там же. Л. 30.
Решением Синода регламентировались и другие, кроме упомянутых выше, стороны деятельности епархиального духовенства в сфере образования. Пример иного указа, касающегося Забайкалья, - Указ "О допуске в библиотеки церковно-приходских двухклассных школ "Краткого очерка истории Христианской церкви" архимандрита Посольского Спасо-Преображенского монастыря Димитрия, изданный в 1894 г. Рассмотрениями подобного рода дел занимался Учебный комитет при Синоде <18>.
--------------------------------
<18> Там же. Д. 16. Л. 43; Ф. 282. Оп. 1. Д. 2714.
В нормативных актах фиксировались поощрения того или иного деятеля, посвятившего себя, в частности, развитию православного образования в регионе. Уровень актов мог быть самым разным, от благословений на уровне Святейшего правительствующего синода до благодарностей от епархиального начальства. Примером подобного на уровне Забайкальской епархии может служить поощрение в 1889 г. Указом Синода архимандрита все того же посольского монастыря Иринарха "...за ревностное усердие к делу народного образования и пожертвования на устройства зданий для школы". Отдельная же форма, проговариваемая в Указах, - благословения <19>.
--------------------------------
<19> Там же. Ф. 8. Оп. 1. Д. 16. Л. 27, 28; Ф. 282. Оп. 1. Д. 2906. Л. 9 - 12; Д. 2760. Л. 13; Д. 2837. Л. 3.
В 1902 г. выходит Положение о церковных школах Ведомства православного вероисповедания, согласно которому регламентировалось устройство школ с четырехлетним и пятилетним курсом обучения.
Значительные изменения происходят в начале XX в. 12 декабря 1904 г. выходит Высочайший указ Сената, по которому должны были быть пересмотрены "узаконения" о правах раскольников и иноверцев. После нескольких месяцев работы 17 апреля 1905 г. появляется Высочайше утвержденный указ "Об укреплении начал веротерпимости". Согласно ему, наряду с прочим за старообрядцами признавалось право на создание школ <20>. Отметим, что Д.В. Поспеловский в своей работе "Русская православная церковь в XX веке" говорит о временном Постановлении от 30 апреля 1905 г. и окончательном Указе от 30 октября 1906 г. <21>.
--------------------------------
<20> История Русской православной церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. СПб.: Воскресенье, 1997. Т. 1. С. 65, 66; Клочков В.В. Закон и религия. От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М.: Изд-во политической литературы, 1982. С. 82; Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М.: Православное дело, 2000. С. 41, 42; Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1969. С. 65.
<21> Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Мысль, 1995. С. 25.
Дальнейшая трансформация системы школ Ведомства православного исповедания связана с изменением политики государства в области образования. Начиная с октября 1905 г. Министерство народного просвещения на основании Высочайшего указа вело разработку основных положений о введении в Российской империи всеобщего начального обучения. Церковно-приходские школы попадали в новую систему, школы грамоты же выпадали из нее полностью. С этого времени начинается постепенное сокращение количества церковно-приходских школ <22>.
--------------------------------
<22> Яцечко Л.А. Указ. соч. С. 58 - 59.
Циркулярными письмами (циркулярами) Синода определялись отдельные, значимые аспекты деятельности система образования. Так, циркулярами от 14 января 1909 г. и от 16 февраля 1910 г. акцентировалось внимание на факторах политической благонадежности <23>.
--------------------------------
<23> Косых В.И. Забайкальская епархия 1908 - 1923 гг. Чита: ЗабГГПУ, 2007. С. 70 - 71.
Одним из видов актов, упоминание о которых находим применительно к Забайкалью начала XX в., является постановление Училищного совета при Святейшем правительствующем синоде. Примером может являться Постановление от 19 июля 1917 г. "Об объединении в целях введения всеобщего обучения учебных заведений разных ведомств в ведомстве Министерства народного просвещения". По нему все училища и школы ведомства православного исповедания передавались в ведение названного министерства. Далее можно назвать определения Училищного совета, в которых предлагались епархиям те или иные действия в сфере церковного образования.
Окончательно свое существование учебные заведения духовного ведомства прекратили после Постановления Народного комиссариата просвещения от 11 декабря 1917 г. "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата просвещения". По иным данным, существует Постановление Совета Народных Комиссаров от 24 декабря 1917 г. со сходным названием. Согласно данному нормативному акту все церковно-приходские школы, которые не перешли до этого в ведение Министерства народного просвещения, с 1 января 1918 г. переходили в ведение земских властей. На уровне уездов создавались Советы по народному образованию <24>.
--------------------------------
<24> Загайнова Е.Н. Церковно-приходские школы Вятского уезда: краткая история. URL: http://www.eparhia-vtk.ru; Церковно-приходские школы // История педагогики и образования. М., 2003; Образование в Москве. История и современность. М.: Мосгорархив, 2000. URL: http://museum.edu.ru.
Отдельной строкой выделили нормативные акты на уровне епархий. Указами епархиальных архиереев регламентировались самые различные сферы православного образования. Это назначение наблюдателей за школами, решения о передаче школ в ведение епархиального училищного совета и т.д. <25>.
--------------------------------
<25> Там же.
В нормативных актах епархиального уровня находят отражение, как и на уровне центрального церковного управления, различного рода поощрения. Тому же упомянутому выше архимандриту Иринарху "...за содействие при развитии и упрочении Троицкой церковно-приходской школы своим личным участием и вниманием" объявлена благодарность от преосвященного Макария, епископа Селенгинского <26>.
--------------------------------
<26> Там же.
Таким образом, нами выделены нормативно-правовые акты разных уровней, регламентировавшие деятельность школ Ведомства православного исповедания на территории Забайкалья. В основу анализа легли имеющиеся у автора архивные данные, а также опубликованные сведения в монографических исследованиях и научных статьях по истории церковных школ региона.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.