Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОГРАММЫ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ЭМИГРАЦИИ
Н.В. АНТОНЕНКО
Оказавшись за пределами России в результате укрепления после Октября 1917 г. у власти большевиков, представители социалистических партий стремились разработать и предложить российскому обществу свои альтернативные варианты национально-государственного развития. Являясь приверженцами федерации, теоретики социализма еще до революции считали возможным предоставить народам Российской империи право на самоопределение вплоть до отделения в самостоятельное государство <1>. Сложившиеся постреволюционные обстоятельства подвигали идеологов социализма на коррективы программных установок, причем вектор их устремлений направлялся как вправо, так и влево.
--------------------------------
<1> Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века: Энциклопедия. М., 1996. С. 8.
Для лидера социалистов-революционеров В.М. Чернова оптимальной формой "взаимного признания равноправия договаривающихся наций" являлись исключительно федеративные отношения. Он был убежден, что только федерация "одинаково обеспечивает свободное развитие всех национальностей, независимо от того, в большинстве или меньшинстве считаются они на данной территории". Федеративная связь рассматривалась Черновым как форма "государственной кооперации национальностей, наименее затрагивающей их независимость и оставляющая в полной силе самобытное развертывание всех потенций их национального гения". Более того, федерацию он представлял даже не как общероссийскую, а как общемировую перспективу, прогнозировал, что дальнейшее расширение и углубление процесса демократизации общественных отношений во всем мире будет способствовать перенесению принципов федерализма на международную арену. Базовую основу этого процесса идеолог ПСР видел в признании равноправия города и деревни, пролетариата и крестьянства, стран индустриальных и стран земледельческих, наций развитых и наций отсталых. Федерализация международных отношений, по мысли Чернова, "позволит включить в цивилизационную орбиту новые страны и народы; гармонизировать мировые тенденции к индивидуализации и национальному самоопределению различных культур и интеграционные процессы между ними" <2>.
--------------------------------
<2> См.: Коновалова О.В. В.М. Чернов о путях развития России. М., 2009. С. 253.
Идеальным примером федерации Чернов считал Швейцарию, где, по его словам, "мирное сосуществование итальянцев, немцев и французов способствовало их трансформации в единую нацию" <3>. Этот вариант федерации противопоставлялся им советскому. В своих размышлениях о федерации советского типа Чернов пришел к выводу, что большевики под давлением "стремительно пробуждавшихся после революции народов России, их ничем не одолимой тяги к независимому культурно-национальному бытию" быстро и радикально попробовали реализовать идею федерации. Однако под видом федерализма насаждались "рядом с общероссийской диктаторской властью подсобные диктатуры, обращая автономию национальностей в пустое лживое слово" <4>. Он доказывал, что провозглашенное большевиками полноправное самостоятельное существование советских республик в условиях жесткой централизации и бюрократизации государственной системы СССР носит декларативный характер и ничего общего с федерализмом не имеет <5>, и на этом основании прогнозировал: демократизация политического строя в СССР неизбежно приведет к формированию самостоятельных и независимых государств. Основываясь на своих предположениях, Чернов настаивал на образовании на территории бывшего СССР конфедерации независимых государств из Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Туркменистана, при необходимости Кавказа на принципах:
--------------------------------
<3> Чернов В.М. Народность, национальность, нация // Революционная Россия. 1929. N 74. С. 8.
<4> Чернов В.М. Судьбою взвешенный спор // Революционная Россия. 1921. N 11. С. 13.
<5> См.: Чернов В.М. Пересмотр партийной программы // Революционная Россия. 1921. N 3. С. 11.
1) солидаризации международной политики;
2) взаимной гарантии неприкосновенности границ всех членов союза путем специальной военной конвенции;
3) взаимной гарантии прав национальных меньшинств;
4) таможенного и тарифного союза;
5) народнохозяйственного и финансового сотрудничества;
6) решения общесоюзных вопросов на совместных конференциях;
7) разрешения всех межреспубликанских споров союзным трибуналом.
Во избежание возможных вооруженных конфликтов Чернов предлагал образовать на территории бывших союзных республик демилитаризованные зоны - "гаранты равенства иностранцев в гражданских и имущественных правах с гражданами соответственных государств" <6>.
--------------------------------
<6> Платформа Социалистической лиги нового Востока // Революционная Россия. 1927. N 59 - 60. С. 20.
Однако проект Чернова, ведущий к распаду СССР, не был поддержан большинством представителей эсеровской эмиграции. Его противники были убеждены, что разрушение СССР в современных международных условиях приведет к трагическим последствиям как для самой страны, так для и всего мира <7>.
--------------------------------
<7> См.: Коновалова О.В. В.М. Чернов о путях развития России... С. 253.
Альтернативой программе Чернова выступал проект "правых" эсеров. Его авторы А.А. Аргунов и С.С. Маслов как оптимальную форму национально-государственного устройства отстаивали единое государство, допуская при этом элементы федерации. В их программе решения национального вопроса выдвигались три основных положения: 1) государственное единство России с широкой автономией ее частей; 2) возможность федерации; 3) мирное разрешение всех национальных конфликтов <8>.
--------------------------------
<8> Вестник Крестьянской России. 1925. N 1. С. 9.
За годы эмиграции значительно "поправели" взгляды на национально-государственное устройство России А.Ф. Керенского. Обращаясь к эмигрантскому сообществу, он призывал не поддаваться искушениям, не идти на признание политики большевиков, "узнавая о призрачных и варварских успехах Сталина". Керенский считал, что именно эмиграция должна взять на себя трудную работу по переустройству "российского многонационального и многоплеменного стратегического и экономического единства" в новый имперский союз свободных государств (наций). Будущую государственность он представлял как "сговор равных для управления общим и неделимым Союзом" <9>. Свою точку зрения обосновывал тем, что формула "самоопределения вплоть до отделения" уже потеряла свою новизну, теперь возможен только сговор и сближение и во имя общего освобождения, и во имя общего мирного сожительства и сотрудничества <10>.
--------------------------------
<9> См.: Керенский А.Ф. О войне, о кремле и о патриотизме // Керенский А.Ф. Потерянная Россия / Сост., вступ. ст., примеч. Т. Прокопова. М., 2007. С. 436.
<10> Там же.
Несмотря на разногласия, теоретики партии эсеров стремились преодолеть имевшиеся концептуальные расхождения, путем совместного обсуждения выработать единые программные положения по национальному вопросу. Их установки сходились: 1) в понимании остроты и важности решения российских национальных проблем; 2) стремлении учесть условия и политические обстоятельства, в которых придется собирать "рассыпавшуюся российскую храмину". Важность решения в России национального вопроса мотивировалась эсерами значительной экономической, внутри- и внешнеполитической угрозой, которой может подвергнуться национально неорганизованная страна. "Пограничные столбы и таможенные кордоны на территории былой России таят угрозу экономического порабощения, длительного углубления межнациональных конфликтов. С политической стороны... умаление территориальных границ России до пределов великороссийского племени увеличивает риск торжества в ней бонапартистской реакции, милитаризма, шовинизма. угрожающих всему миру, прежде всего на границах России" <11>, - отмечал М.В. Вишняк <12> при обсуждении проекта решения национального вопроса. Он обращал внимание на обстоятельства, требующие особой осторожности в современных подходах к рассмотрению национальных проблем. Во-первых, существование отделившихся от России территорий, доказавших свою жизнеспособность, полное право на самостоятельность и вместе с тем демонстрировавших определенную агрессивность коренного населения в отношении национальных меньшинств. Учитывая положение в "лимитрофах", Вишняк призывал к предварительной основательной идеологической работе с отделившимися от России государственными образованиями. Во-вторых, "громадным препятствием" на пути преодоления национальной проблемы он считал опыт объединения народов России под властью Москвы. Вишняк выражал опасение, что "их вынужденное пребывание в системе РСФСР неизбежно... повлечет за собой в будущем вместе с отталкиванием от централистического унитаризма советской России отталкивание и от России вообще" <13>.
--------------------------------
<11> Революционная Россия. 1923. N 26 - 27. С. 29 - 30.
<12> Вишняк Марк (Мордух) Веньяминович (1883 - 1976) - видный деятель партии социалистов-революционеров. Окончил юридический факультет Московского университета. В период Первой мировой войны - оборонец. После Февральской революции 1917 г. - один из организаторов Московского комитета партии. Активный противник советской власти. С мая 1919 г. находился в эмиграции во Франции. С 1920 г. - секретарь Российского общества защиты Лиги Наций. Сотрудничал в газете "Последние новости". С осени 1940 г. - в Нью-Йорке.
<13> Революционная Россия. 1923. N 26 - 27. С. 29 - 30.
С учетом всех обстоятельств им были сформулированы условия предлагаемых национально-государственных соглашений: 1) признать независимость отделившихся от России государственных образований, "если они путем правильного народного волеизъявления обнаружили свое стремление к государственной самостоятельности"; 2) строго соблюдать принцип добровольности при формировании демократической России. С учетом выполнения указанных условий намечалась модель национально-государственного устройства: "федерация снизу", образованная путем взаимных добровольных соглашений. В силу сложившихся обстоятельств Вишняк считал необходимым осуществлять постепенный переход к федерации через заключение торговых и хозяйственных соглашений "международно-конфедеративного" порядка" <14>.
--------------------------------
<14> Там же.
Его предложения "постепенного федерирования" исключительно путем взаимных добровольных соглашений нашли внутрипартийную поддержку и концептуальное развитие. Для правильного и беспристрастного разрешения национальных конфликтов в России, а также соблюдения порядка при заключении договоров сторонники Вишняка предлагали создать международный надгосударственный объединительный орган - Лигу Наций - с достаточно широкой компетенцией в политической, правовой и хозяйственной сфере, образованный на основе равноправного участия всех входящих в объединение государств <15>.
--------------------------------
<15> Там же. С. 30.
Постепенно эволюционировали взгляды на национальные проблемы представителей меньшевистской социал-демократии. Разработку своих программных положений в эмиграции меньшевики также стремились подвести под оценку послереволюционного состояния национальных отношений в России. Они пришли к выводу, что освобождение от национального гнета при царском режиме было "одним из крупнейших завоеваний революции", однако прогрессивному национальному развитию помешали возникшие проблемы: выделение из состава России отдельных самостоятельных государств, насильственное подавление национальных движений со стороны советской власти, военная оккупация Грузии.
После образования СССР разрешение национальной проблемы меньшевики связывали с борьбой пролетариев всех наций Союза за демократическое преодоление большевистской диктатуры внутренними силами революционных классов <16>. РСДРП выражала твердое намерение в неприятии любого насильственного подавления движения за национальное самоопределение, основанного "на демократическом волеизъявлении самих народных масс, под каким бы предлогом это подавление ни происходило" <17>.
--------------------------------
<16> Платформа по национальному вопросу (принята ЦК РСДРП единогласно при одном воздержавшемся в марте - апреле 1929 г.) // Меньшевики в эмиграции. Протоколы заграничной делегации РСДРП. 1922 - 1951 гг.: В 2 ч. М., 2010. Ч. 1. С. 353.
<17> Волин С. Меньшевики при нэпе и в эмиграции // Меньшевики: от революций 1917 года до Второй мировой войны / Д. Далин, Ю. Деннике, Л. Ланде, Б. Сапир, С. Волин; сост.-ред. Леопольд Хеймсон. М., 2009. С. 474.
Требование свободного волеизъявления населения было направлено против разрешения национального вопроса под давлением либо шовинистического, либо коммунистического меньшинства. Меньшевистская программа решения национального вопроса призывала народы пользоваться правом на самоопределение не в узких местных интересах, а в интересах всех национальностей Советского государства, не поддаваться пропаганде сепаратизма, представляющего огромную внутреннюю и внешнеполитическую опасность <18>. Выступая против "националистического сепаратизма" как "стремления к государственной независимости во что бы то ни стало и при всех условиях", меньшевики стремились к всесторонней защите свободы и равноправия всех национальностей. С особой энергией они выступали против попыток создания привилегий для "великорусской национальности", "великорусского национализма" и шовинизма <19>.
--------------------------------
<18> Платформа по национальному вопросу. С. 352.
<19> Там же.
Основывая национально-государственную политику на принципе самоопределения, РСДРП поддерживала независимость отделившихся от России Финляндии, Польши, Прибалтийских государств. В отношении национальностей, входящих в состав СССР, ее представители допускали свободное демократическое самоопределение в любой форме: автономии, федерации, независимого существования для компактно проживающих народов и культурно-национальной автономии для территориально рассеянных наций и национальных меньшинств. Идеалом для меньшевиков являлось демократическое федеративное государство ("добровольный союз народов"), обеспечивающее необходимые права всех живущих на его территории национальных групп <20>.
--------------------------------
<20> Тезисы по национальному вопросу (проект Д. Далина и Б. Николаевского) // Меньшевики в эмиграции. Протоколы заграничной делегации РСДРП. 1922 - 1951 гг.: В 2 ч. М., 2010. Ч. 1. С. 362.
Социалистические проекты общественного переустройства объединялись идеологией решения российского национального вопроса. В своих программах партии социалистической ориентации подчеркивали уважение к национальному достоинству народов бывшей Российской империи. В отличие от идеологов эмигрантского монархизма, строивших теоретический фундамент своих концепций на идеях "здорового национализма", теоретики социализма осуждали национализм в любой его форме, подчеркивали свою приверженность коренной традиции русской культуры, русского освободительного движения: никогда за освобождение не платить чужой свободой. Они выступали противниками идеи расовой дискриминации, угрожающей своим распространением всему мировому сообществу.
Приверженцы республиканско-демократического типа государственности, сторонники социализма, традиционно отстаивали федерацию как гарант свободного развития всех национальностей. Вместе с тем предлагаемые ими модели федерации в России имели разные конструктивные формы, по-разному представлялся и процесс национально-государственного строительства.
Узостью и ограниченностью предложений длительное время отличалась национальная программа меньшевиков, что прежде всего объяснялось их увлеченностью вопросами идеологии и критикой политики большевиков. Проектирование национально-государственных отношений меньшевики базировали на принципе: федерация прогрессивна, когда она не ведет к объединению ранее отдельно существовавших границ и не разделяет единое целое. За основательную разработку программы решения национального вопроса они взялись гораздо позже других партий, уже после образования СССР. Стремясь наверстать упущенное, меньшевики в своих обещаниях совершили скачок не только относительно национальных проектов других политических партий зарубежья, но и относительно политической линии большевиков.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.