Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РОССИЯ ИСЧЕРПАЛА ЛИМИТ НА КАТАСТРОФУ
В. БЫКАНОВ
Совет народных депутатов РСФСР 12 июня 1991 года торжественно провозгласил государственный суверенитет России и заявил о решимости создать демократическое правовое государство. О том, удалось ли за 20 лет создать правовое государство и сформировать правовые институты, регулирующие современные общественные отношения, говорилось на Петербургском международном юридическом форуме.
20 лет спустя
Несмотря на то что тема форума - "Право - инструмент инновационного и безопасного развития глобального мира", Президент России Д.А. Медведев в своем выступлении указал: "Мы продвинулись в создании условий для формирования в стране правового государства" и в подтверждение своих слов отметил повышение открытости и доступности судебной системы для общества, меры по обеспечению своевременности рассмотрения дел, позитивные изменения в системе организации правосудия в гражданском процессе, в арбитражном и уголовном судопроизводстве. Затронул Президент и развитие сотрудничества между российской и иностранными судебными юрисдикциями, в частности тот факт, что "уже совсем не экзотическими являются случаи, когда российские суды применяют обеспечительные меры в поддержку иностранного судебного или арбитражного решения". В пользу появления элементов правового государства в сегодняшней России говорит и отход "от практики признания сделок недействительными и взысканиям в доход государства всего полученного по сделкам в случаях с операциями, которые сомнительны с точки зрения налоговых органов".
К приоритетам современной правовой и судебной системы в России отнесена и защита добросовестных субъектов, что должно привести к уверенности добросовестных предпринимателей в стабильности режима права собственности. Однако ждать быстрого и безусловного эффекта только от изменения законодательства не следует, так как "несовершенство правоприменения, неуважение к суду, коррупция, по сути, являются не только некими фактами общественного сознания, но и являются макроэкономическими факторами, которые сдерживают рост национального благосостояния и становятся тормозом в реализации экономических решений и социальных инициатив".
РФ в международном правовом поле
Признавая положительное значение проводимых в России реформ, в том числе и принятие в 2010 году Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", а также подчеркнув положительные результаты сотрудничества с Россией, Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд подверг критике неисполнение российскими исполнительными властями решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
По его мнению, требуется пересмотр отношения России к выполнению положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Содержание заявлений, подаваемых россиянами в ЕСПЧ, в основном аналогично, а это свидетельствует о системных недоработках в правовом регулировании внутри страны. ЕСПЧ в течение длительного времени выступает фактически в качестве суда первой инстанции. Кроме того, значительное количество заявлений российских граждан направляется в ЕСПЧ сразу после рассмотрения споров и их обжалования в судах второй инстанции. Причиной этому служит сложившаяся и узаконенная судебная система (речь идет о судах общей юрисдикции), которая практически исключает обращение граждан в суды федерального уровня - Верховный и Конституционный. Изменение этого порядка поможет решать вопросы, не выходя за рамки национальной судебной системы, будет способствовать повышению эффективности судов России и разгрузит Евросуд в Страсбурге.
Характеризуя состояние права в современном "турбулентном" мире, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин указал на три основных направления конкуренции как национальных, так и региональных (и во внутригосударственном, и в международном значении) правовых систем:
- конкуренция за потоки инвестиций. Восток превратился во "всемирную фабрику", в то время как Запад не уступает ему титул общемировой "фабрики технологий";
- конкуренция за технологические потоки (не только производственные, но и социальные);
- конкуренция "за потоки всего того, что может в совокупности именоваться гражданской, политической, экономической, социальной лояльностью на основе правовой легитимности. Имеется в виду конкуренция различных правовых систем за активную лояльность граждан к своим странам и их правовым системам".
Учитывая, что реальное исполнение правовых норм зависит от эффективности судебной системы, ее удобства, понятности, прозрачности и результативности, конкуренция правовых систем, по словам В.Д. Зорькина, выражается в первую очередь в конкуренции судебных систем (судебную конкуренцию).
Вместе с тем, как уже и было сказано, основной миссией форума является не подведение итогов развития правовой системы постсоветской России, а, говоря словами Министра юстиции России А. Коновалова, обсуждение насущных проблем правоприменения в постоянно изменяющемся и модернизирующемся глобальном мире. Этому вопросу были посвящены сессии "Право в глобальном мире: принцип верховенства права и актуализация традиционных начал и принципов", "Юридическая безопасность гражданского оборота, инвестиций и финансовых инструментов - новые вызовы глобального кризиса", "Универсализация правовых инструментов и проблемы экстерриториальных юрисдикций".
В ходе обсуждения схожести и различия претворения принципов верховенства права в России, США и Европе выступающие отметили, что современная Россия - динамично развивающаяся страна, в которой возникают правовые явления и институты, на формирование которых в Европе уходили десятки, а порой и сотни лет. Ряд правовых понятий прямо заимствован из других юрисдикций. Например, ныне действующий ГК РФ в своей основе является переработанным Гражданским кодексом Нидерландов. Кстати, обращение к зарубежным правовым системам при построении национального права является многовековой практикой.
Но именно динамика изменений в Российской Федерации приводит к тому, что Россия не может быть причислена к правовым государствам с длительной правовой традицией. Вместе с тем действующая Конституция РФ и присоединение России к Европейской конвенции свидетельствуют о том, что российское законодательство сегодня по содержанию во многом достигло уровня правовых государств, для которых верховенство права является одним из основополагающих принципов деятельности.
Конечно, состояние правовой культуры и традиции в стране, включая правовой нигилизм, не позволяет говорить об абсолютном применении этого принципа. Выход видится в совершенствовании существующей системы правосудия, его предсказуемости как одной из актуальных ценностей права.
Вместе с тем принцип верховенства права в его сегодняшнем понимании распространяется и на межгосударственные и международные отношения. Это выражается в обязательном следовании нормам и положениям различных конвенций, к которым государство присоединилось, соблюдении принятых на себя обязательств в случае вступления в межгосударственные объединения. Для России таким примером может являться Таможенный союз, в рамках которого государство наравне с другими членами частично отказалось от части своих суверенных прав, передав их надгосударственному органу.
О передаче части национального суверенитета следует говорить и в случае предоставления возможности гражданам обжаловать решения национальных судов в международных судах, при этом верховенство права будет выражаться в обязательности исполнения решений этих судов.
Проблемы внутреннего законотворчества
Другой задачей форума было обсуждение конкретных институтов правоприменения, в силу чего он может рассматриваться и как определенная юридическая увертюра к Санкт-Петербургскому экономическому форуму.
О гарантиях уверенности инвесторов и предпринимателей в безопасности их бизнеса в России речь шла уже в рамках следующих сессий и круглых столов: "Создание международного финансового центра: юридические вопросы", "Правосудие на страже бизнеса: современные пути повышения доступности и эффективности правосудия и альтернативных способов разрешения споров", "Медиация - эволюция в споре", "Проблемы реформирования трудового законодательства", "Развитие системы досудебного урегулирования споров как способ совершенствования налоговых правоотношений", "Рынок юридических услуг и карьера юриста в глобальном мире".
Несмотря на то что в ходе круглых столов речь шла о немаловажных вопросах (например, о независимости судов и путях устранения коррупции из судебной системы или о том, что эффективнее и привлекательнее: государственные (арбитражные) или третейские суды), наибольшее внимание участников вызвала дискуссия "Новый Гражданский кодекс: каким ему быть?". Как заявил один из разработчиков проекта - советник Президента РФ В.Ф. Яковлев, целью нового ГК РФ должно стать развитие экономических свобод в нашей стране и усовершенствование гражданско-правового регулирования с учетом реальных правоотношений и судебной практики.
Как представляется, основной вопрос, дискутировавшийся на форуме, заключается не в том, насколько плох или хорош предложенный проект, а в различных подходах к пониманию роли этой экономической конституции в повседневном гражданско-правовом обороте. В частности, разработчики практически выводят за рамки четких нормативных определений категории добросовестности, оставляя выводы на судебное усмотрение. Результатом этого может стать правовая неопределенность результатов той или иной сделки, что практически нивелирует стабильность режима права собственности, которая была названа Президентом России одним из достижений в ходе построения правового Российского государства.
Кроме того, обсуждение проекта изменений ГК РФ коснулось и вопроса, почему российское право проигрывает англо-американскому при структурировании международных сделок. И здесь разница в подходах и взглядах на гражданское законодательство проявляется еще более выпукло.
Исходя из принципов англо-американского или общего права само право и его применение, если уж дело дошло до суда, зависит главным образом от судьи, который ссылается на акты писаного права, но в качестве основы для большинства судебных решений использует предыдущие постановления судов в соответствии с правилами о соблюдении прецедентов. То есть предприниматели могут договариваться по тем правилам и условиям, которые считают удобными и справедливыми. То есть налицо принцип свободы договора и так называемая автономия воли сторон.
Континентальное право, к которому относится и правовая система России, также декларирует свободу договора, однако этот принцип значительно ограничивается законодательством, в том числе и путем указания (читай - прямого регулирования) существенных, то есть обязательных, условий договора.
Понятно, что одновременная реализация этих двух подходов в рамках единого документа невозможна в принципе. А это значит, что в ближайшее время предстоит определиться в модели регулирования хозяйственной деятельности.
Справедливости ради стоит отметить, что, по мнению Председателя ВАС РФ А.А. Иванова, предпочтение англосаксонского права при заключении крупных сделок, скорее всего, объясняется прозрачностью и гибкостью таможенного и налогового законодательства соответствующих государств, а также наличием значительных льгот, а не степенью зарегулированности гражданско-правовых отношений в России.
Следует сказать, что в период постсоветского становления и развития российской государственности и права не только произошло заимствование отдельных правовых положений и актов, но и появились новые общественные и правовые институты, характерные для правового государства. Проведенные реформы значительно повысили роль права. Экономика, имеющая преимущественно частный характер, развивается в рамках гражданского законодательства.
Задачи на будущее
Можно предположить, что право в России в течение долгого времени будет развиваться, сохраняя оригинальные черты, не позволяющие однозначно отнести ее к романо-германской или англосаксонской системе права. Тем не менее целый ряд задач еще ждет своего решения. С точки зрения внутренних правовых механизмов следует назвать изменения в российской судебной системе, направленные на создание эффективного правосудия и доступности обжалования судебных решений в судах федерального уровня. Не последнюю роль в повышении значения принципа верховенства права должно сыграть и исполнение решений международных судов, право на обращение в которые является неотъемлемой частью статуса личности и правопорядка.
Универсальной правовой ценностью является и борьба с коррупцией. В активно развивающихся странах, к которым можно отнести и Россию, цена коррупции, по словам Президента России Д.А. Медведева, является абсолютно неприемлемой, в связи с чем эта деятельность будет продолжена не только внутри страны, но и на международном уровне, в том числе через участие в конвенциях, посвященных антикоррупционной деятельности.
К числу не менее актуальных относится и борьба с терроризмом, для чего необходимо сотрудничество не только между главами государств, но и между правовыми структурами, спецслужбами, сотрудничество между судебными органами.
Нерешенным является и вопрос именно о юридических технологиях предотвращения крупных техногенных аварий.
Понимание того, что крупные корпорации осуществляют свою деятельность сразу в нескольких юрисдикциях и, следовательно, должны руководствоваться законодательством разных стран, вызывает необходимость гармонизировать "законодательные системы и унифицировать системы права, а также договариваться о новых принципах и нормах международного права, которые бы отвечали современному миру, его стремительно меняющемуся характеру". Однако такая гармонизация, как сказал Д.А. Медведев, не может подменяться распространением правил одного государства на территорию другого.
Что же касается дальнейшего развития права в России в целом, следует привести слова Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина: "Войдя через катастрофу в XX век и выйдя из него тоже через катастрофу, Россия должна научиться отличать новые гибкие методы регуляции общества от примитивного ослабления регуляции, ведущего к катастрофе. ...Все конституционно-правовое развитие России должно быть выстроено для обеспечения надлежащих условий жизни и нормального развития будущих поколений".
Именно правильное сочетание политических целей и правовых технологий является залогом поступательного движения и развития. Необходимо введение конституционной ответственности каждого настоящего поколения перед будущими за создание долгосрочных условий устойчивого развития.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.