Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОЗМОЖНОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА ИЗМЕНИТЬ ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИЕРАРХИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМ
М.М. ХАРИТОНОВ
В соответствии с частью 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации не может быть лишен права изменить свое гражданство. Право изменить гражданство, провозглашенное на международно-правовом уровне <1>, является важной гарантией свободы личности человека, поскольку позволяет ему прекратить правовую связь с государством (например, если оно злоупотребляет в отношении гражданина своими возможностями, обусловленными данной связью, хотя отказ от гражданства может быть вызван и иными мотивами).
--------------------------------
<1> См.: часть 2 статьи 15 Всеобщей декларации прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Статья 20 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" <2> ограничивает возможность выхода из гражданства в Российской Федерации, определяя, что такой выход не допускается, если гражданин Российской Федерации имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом (пункт "а"); привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда (пункт "б"); не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (пункт "в").
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.
Когда в демократическом и правовом государстве, где права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, юрист сталкивается с ситуацией ограничения этих прав и свобод законом, у него появляется потребность определить, хотя бы для себя, насколько это ограничение правомерно с точки зрения высшего права, задающего для текущей нормотворческой деятельности требования, реализация которых позволит, подобно древним римлянам, определять право как "искусство добра и справедливости".
В Российской Федерации главным непосредственным источником этого высшего права является ее Конституция. Соответственно оценка правомерности закона, ограничивающего права и свободы человека и гражданина, осуществляется в первую очередь через оценку его соответствия Конституции Российской Федерации.
Эта оценка может осуществляться с помощью двух методов. Первый метод состоит в определении того, предоставляет ли Конституция Российской Федерации законодателю возможность в принципе осуществлять ограничительное регулирование в той или иной сфере. Второй метод заключается в анализе конкретных форм и моделей ограничения прав и свобод с точки зрения их соответствия конституционным принципам и нормам.
В настоящей публикации мы попытаемся определить, допускает ли вообще Конституция Российской Федерации ограничение законодателем права лица <3> изменить российское гражданство, т.е. проанализируем статью 20 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" первым из вышеуказанных методов.
--------------------------------
<3> В рамках настоящей статьи под лицом мы будем понимать только совершеннолетнего дееспособного гражданина. Возможность с точки зрения конституционных норм ограничения права выхода из гражданства лица, которое в силу возраста или состояния здоровья не может в полной мере руководить своими действиями и (или) осознавать их последствия, представляет собой предмет отдельного научного исследования.
Из буквального смысла части 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации следует, что гражданину не может быть отказано именно в изменении гражданства, т.е., утратив российское гражданство, он должен иметь гражданство другого государства или гарантии его приобретения. Таким образом, прекращение гражданства Российской Федерации в обязательном порядке должно быть обусловлено наличием гражданства иностранного государства или подтверждением его приобретения при прекращении российского гражданства <4>. Данное конституционное положение реализовано в пункте "в" статьи 20 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", поэтому следует признать ошибочным мнение Н.В. Витрука и Л.А. Нудненко о том, что Конституция Российской Федерации обеспечивает полную свободу лица в решении вопросов собственного гражданства <5>, при которой оно может в том числе стать лицом без гражданства, а также мнение Ю.А. Дмитриева, указывающего, что действующий Закон о гражданстве позволяет гражданину вообще остаться лицом без гражданства <6>.
--------------------------------
<4> По сути, данное правило лежит в русле общемировой тенденции по сокращению числа лиц без гражданства, хотя Российская Федерация либо не ратифицировала, либо не участвует в международных соглашениях, касающихся этого вопроса: Конвенции о статусе апатридов (заключена в г. Нью-Йорке 28 сентября 1954 г.), Конвенции о сокращении безгражданства (заключена в г. Нью-Йорке 30 августа 1961 г.), Конвенции о сокращении числа случаев безгражданства (заключена в г. Берне 13 сентября 1973 г.), Европейской конвенции о гражданстве (заключена в г. Страсбурге 6 ноября 1997 г.).
<5> Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2009. С. 92.
<6> Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2007 (комментарий к статье 6) // СПС "КонсультантПлюс".
Однако вправе ли законодатель вводить иные требования, лишь при условии соблюдения которых гражданин Российской Федерации может выйти из гражданства?
Норма части 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации о праве изменения гражданства и запрете лишения этого права сформулирована как императивная, без каких-либо оговорок, и не содержит указания на возможность ее отмены или ограничения, в том числе в форме временного лишения права изменить гражданство до наступления определенных юридических фактов. Не может рассматриваться в качестве нормы, допускающей подобное, и положение части 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации ("Гражданство Российской Федерации... прекращается в соответствии с федеральным законом"), поскольку оно лишь указывает на уровень нормативного акта, которым должен быть урегулирован порядок прекращения гражданства. Делегирование же законодателю определения порядка реализации соответствующего конституционного права само по себе еще не является признанием возможности ограничения им этого права. Иные нормы главы 1 Конституции Российской Федерации также не содержат положений, позволяющих утверждать (или даже предполагать), что право изменить российское гражданство может быть ограничено законом.
Итак, исходя из буквального смысла части 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации не может быть лишен права изменить свое гражданство, даже если это лишение носит не постоянный, а временный характер (например, действует в течение срока отбывания уголовного наказания). В этом вопросе часть 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации занимает даже более демократичную позицию, чем часть 2 статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, которая запрещает лишь произвольное лишение права изменить гражданство, т.е. не исключает возможности мотивированного лишения этого права.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Когда в научной литературе обосновывается конституционная допустимость права законодателя ограничить возможность выхода лица из российского гражданства (реализованного в статье 20 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"), это делается как раз с помощью указанного конституционного положения <7>.
--------------------------------
<7> См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2009. С. 92 - 93.
Однако эта норма находится в главе 2 Конституции Российской Федерации ("Права и свободы человека и гражданина"), тогда как статья 6 Конституции Российской Федерации помещена в главе 1 ("Основы конституционного строя"), т.е. право изменить гражданство, будучи субъективным конституционным правом гражданина, является одновременно элементом основ конституционного строя Российской Федерации. Согласно же части 2 статьи 16 Конституции Российской Федерации никакие другие положения данной Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
Следовательно, исходя из буквального текста Конституции Российской Федерации, часть 3 статьи 55 не может служить основанием для лишения (постоянного или временного) гражданина Российской Федерации права изменить гражданство Российской Федерации, несмотря на то что право изменить гражданство подпадает под категорию "права гражданина". В противном случае получалось бы, что часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации имеет приоритет перед одной из статей, посвященных основам конституционного строя (статьей 6). Тем самым часть 3 статьи 55 приобретала бы приоритет и перед статьей 16 Конституции Российской Федерации в целом (поскольку статья 16 устанавливает верховенство всех элементов основ конституционного строя над другими положениями Конституции), хотя никаких оснований для этого ни в тексте части 3 статьи 55, ни в других конституционных нормах увидеть нельзя.
Если же придерживаться иного взгляда на место части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в иерархии конституционных норм, то это означало бы, что федеральный законодатель в принципе при определенных условиях может ограничить действие предусмотренного в части 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации императивного запрета лишения гражданства (например, предусмотреть возможность временного лишения гражданства) или ограничить действие части 2 статьи 13 и части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации (запрет установления в качестве государственной или обязательной религии или идеологии). Представляется, что такой подход был бы явно ошибочным <8>.
--------------------------------
<8> Следует заметить, что в юридической литературе встречается квалификация отмены решения о приеме в гражданство (если оно было принято на основании подложных документов или заведомо ложных для заявителя сведений) как лишения гражданства (см.: Головистикова А.Н. Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ Законов о гражданстве 1991 и 2002 годов // Законодательство и экономика. 2005. N 5; СПС "КонсультантПлюс"). Мы не разделяем этого мнения. На наш взгляд, конституционное понятие "лишение гражданства" следует трактовать ограничительно, включая в него лишь случаи недобровольного прекращения гражданства, приобретенного в соответствии с законом.
Вообще даже без всякого догматического анализа и приведения конкретных примеров представляется самоочевидным, что основы конституционного строя (не важно, закреплены они в форме субъективных конституционных прав или нет) ни при каких условиях не могут быть ограничены даже федеральным законом, поскольку это делало бы бессмысленным само существование Конституции. Основы конституционного строя являются тем фундаментом, на котором покоится вся правовая и политическая система общества и государства, и если допустить, что законодатель может, по сути, вносить в них изменения, то зачем тогда вообще принималась Конституция? Не проще ли было сразу, не затягивая, отдать все на откуп законодателю? Подобное умаление значения Основного Закона страны (одной из задач которого является как раз ограничение возможности законодателя творить произвол) ни к чему хорошему привести не может. Другое дело, насколько обоснованно Конституция признает то или иное положение в качестве одной из основ конституционного строя, но критическая оценка Конституции в этой части является задачей юридической науки - законодатель и правоприменители могут только подчиняться Основному Закону.
Часть 2 статьи 16 Конституции Российской Федерации исключает возможность ограничения действия части 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации не только через часть 3 статьи 55, но и на основании других положений главы 2 Конституции Российской Федерации, в том числе тех, которые посвящены обязанностям граждан перед государством: обязанности платить законно установленные налоги и сборы <9> и обязанности по защите Отечества. Следовательно, наличие у лица обязанностей перед Российской Федерацией и соответственно возможность их прекращения либо облегчения уклонения от их выполнения в случае утраты лицом российского гражданства также не могут быть положены в основу лишения (и постоянного, и временного) права изменить российское гражданство, как это сделано в пунктах "а" и "б" ст. 20 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Кроме того, выход лица из гражданства по своей природе предполагает прекращение тех обязанностей бывшего гражданина перед государством, которые вытекали из его статуса как гражданина ("в обмен" на прекращение соответствующих обязанностей государства перед ним), поэтому идея запрета выхода из гражданства на том основании, что в результате прекратятся обязанности гражданина перед государством (при признании самого права выхода из гражданства), выглядит по меньшей мере нелогично.
--------------------------------
<9> Строго говоря, обязанность платить налоги и сборы не является специфической обязанностью именно граждан - налогоплательщиками могут признаваться и иностранные граждане, и лица без гражданства, что напрямую следует из текста статьи 57 Конституции Российской Федерации, которая, говоря об обязанности платить законно установленные налоги и сборы, употребляет понятие "каждый", а не "гражданин".
Следовательно, исходя из буквального текста Конституции Российской Федерации, ни часть 3 статьи 55, ни какие-либо иные статьи главы 2 Конституции Российской Федерации <10> не могут служить основанием для лишения (постоянного или временного) гражданина Российской Федерации права изменить гражданство Российской Федерации, закрепленного в части 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации.
--------------------------------
<10> В положениях глав 3 - 9 и разделе II Конституции Российской Федерации такая возможность отсутствует в принципе, поскольку они посвящены вопросам, не связанным с конституционным обоснованием допустимости ограничения законодателем прав и свобод граждан.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Конституция Российской Федерации устанавливает абсолютный запрет лишения лица права выхода из гражданства (при условии, что лицо не станет апатридом), а нормы пунктов "а" и "б" статьи 20 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", противоречащие данному запрету, являются неконституционными независимо от того, насколько они практически обоснованны и необходимы.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.