Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПРОИЗВОДСТВ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ (ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН)
К.Н. ХОЛИКОВ
Конституционный суд Республики Таджикистан посредством конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства и нового способа осуществления судебной власти рассматривает и разрешает различные категории дел, которые в совокупности и составляют виды производств. Исследование последних с целью выявления их особенностей представляется весьма важной проблемой.
Содержание конституционного судопроизводства включает различные виды производств, относящихся к компетенции Конституционного суда Республики Таджикистан, т.е. перечень видов (категорий) дел, рассматриваемых и разрешаемых в Конституционном суде в порядке конституционного производства, зависит от объема компетенции Конституционного суда согласно законодательству конкретной страны.
В соответствии с законодательствами постсоветских независимых государств о конституционном суде существуют различные виды (категории) дел, реализация которых осуществляется посредством конституционного судопроизводства. В странах постсоветского пространства в зависимости от разнообразия полномочий специализированных органов конституционного контроля существуют различные виды (категории) дел, имеющих свои особенности, рассматриваемых конституционными судами при осуществлении судебной власти посредством конституционного судопроизводства.
В Республике Таджикистан разновидности (категории) дел, рассматриваемых Конституционным судом, как и в других постсоветских независимых государствах, как мы уже отметили, также зависят от объема компетенций самого Конституционного суда, которые установлены в Конституции Республики Таджикистан 1994 г. и Конституционном законе Республики Таджикистан "О Конституционном суде". Следует отметить, что полномочия Конституционного суда Республики Таджикистан согласно вышеупомянутым нормативно-правовым актам достаточно разнообразны (по форме, содержанию, характеру и т.д.) и поэтому их реализация требует особых процедур, которые осуществляются только посредством конституционного судопроизводства.
Для установления видов (категорий) дел, рассматриваемых и разрешаемых Конституционным судом, прежде всего необходимо проанализировать законодательство Республики Таджикистан с точки зрения определения пределов компетенции Конституционного суда. Так, изучив нормы Конституции (ст. 72 и ч. 3 ст. 89) и нормы вышеназванного Конституционного закона (ст. 14), мы выделили виды (категории) дел, рассматриваемых Конституционным судом Республики Таджикистан, которые предопределяют соответствующие виды производств.
Так, Конституционный суд Республики Таджикистан:
1) определяет соответствие Конституции Республики Таджикистан:
а) проектов изменений и дополнений, вносимых в Конституцию Республики Таджикистан;
б) проектов законов и других вопросов, выносимых на всенародный референдум;
2) решает дела о соответствии Конституции Республики Таджикистан:
а) законов, совместных правовых актов Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон, правовых актов Маджлиси милли, Маджлиси намояндагон (палаты парламента), Президента, Правительства, Верховного суда, Высшего экономического суда и других государственных органов и общественных органов, а также не вступивших в законную силу договоров Таджикистана;
б) правовых актов местных представительных и исполнительных органов власти, договоров, заключенных областями, районами, городами Республики;
в) договоров между республиканскими и местными органами власти;
г) исполнения других полномочий, определяемых Конституцией и законами;
3) разрешает споры о компетенции:
а) между республиканскими органами государственной власти;
б) между республиканскими и местными органами государственной власти;
в) между местными органами государственной власти и территориальными органами местного самоуправления;
4) рассматривает вопросы о нарушениях конституционных прав и свобод граждан примененным или подлежащим применению законом и другим правовым актом в конкретном правоотношении;
5) определяет конституционность закона, другого правового акта и руководящих разъяснений Пленумов Верховного суда, Высшего экономического суда, примененных судом в их отношении в конкретном деле;
6) проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов;
7) дает заключение в случае совершения Президентом государственной измены.
Приведенная нами классификация видов производства в Конституционном суде Республики Таджикистан основана на его юрисдикционных полномочиях <1>, т.е. эти виды производств вытекают из норм Конституции и вышеназванного Конституционного закона, определяющих компетенцию Конституционного суда Республики Таджикистан.
--------------------------------
<1> В литературе под юрисдикцией (лат. jurisdictio - судопроизводство, от jus - право и dictio - произнесение) понимается установленная законом (или иным нормативным актом) совокупность полномочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности // Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1997. С. 783.
Вместе с тем отметим, что отдельные виды производств, исходя из их особенностей, также подразделяются на ряд разновидностей. В частности, согласно полномочиям Конституционного суда, предусмотренным п. 1 ч. 3 ст. 89 Конституции Республики Таджикистан и п. "а" ч. 2 ст. 14 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Конституционном суде", несколько видов производств, рассматриваемых Конституционным судом Республики Таджикистан, относится к самостоятельному производству. В частности, это дела:
1) о проверке конституционности законов и иных актов Маджлиси Оли Республики Таджикистан и его палат (Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон);
2) о проверке конституционности правовых актов Президента Республики Таджикистан;
3) о проверке конституционности правовых актов Правительства Республики Таджикистан;
4) о проверке конституционности правовых актов Верховного суда Республики Таджикистан;
5) о проверке конституционности правовых актов Высшего экономического суда Республики Таджикистан;
6) о проверке конституционности правовых актов других государственных органов Республики Таджикистан;
7) о проверке конституционности правовых актов общественных органов Республики Таджикистан;
8) о проверке конституционности не вступивших в законную силу международных договоров Таджикистана.
Специфика вышеприведенных видов производства в конституционном судопроизводстве проявляется в следующем: во-первых, они относятся к конституционным полномочиям Конституционного суда и непосредственно установлены в нормах п. 1 ч. 3 ст. 89 Конституции Республики Таджикистан 1994 г., и во-вторых, при рассмотрении и разрешении этих категорий дел Конституционный суд Республики Таджикистан одновременно применяет два вида конституционного контроля - предварительный (в отношении последнего вида производства) и последующий (в отношении 1 - 7 видов производства).
Говоря о видах производства в Конституционном суде Республики Таджикистан, отметим, что с момента его учреждения и по настоящее время количество видов производства здесь по одним категориям дел уменьшилось, а по другим увеличилось. В частности, сократилось количество таких видов производства в Конституционном суде, относящихся к его компетенции, как право проверки конституционности выборов и референдумов, проверки конституционности партий и других общественных объединений <2>, а также законодательной инициативы по вопросам его ведения <3>.
--------------------------------
<2> В результате принятия мер по деполитизации деятельности Конституционного суда Республики Таджикистан было исключено из его компетенции рассмотрение дел о конституционности партий и других общественных объединений.
<3> В результате проведения двух конституционных реформ в Республике Таджикистан в 1999 г. и 2003 г. исключено из компетенции Конституционного суда его право законодательной инициативы.
Кроме того, произошли значительные изменения и в категории дел, связанных со степенью виновности Президента. Например, раньше в полномочия Конституционного суда входила дача заключения о нарушении присяги или совершении преступления Президентом Республики Таджикистан. Теперь в этой сфере полномочия Конституционного суда значительно сократились, и сегодня он может принимать в свое производство и давать заключение только в случае совершения Президентом государственной измены.
В то же время в результате внесения изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Таджикистан "О Конституционном суде" (2008 г.) его полномочия по ряду категорий дел были значительно расширены. Теперь Конституционный суд Республики Таджикистан, во-первых, по запросам Президента Республики Таджикистан, Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан осуществляет проверку конституционности: 1) проектов изменений и дополнений, вносимых в Конституцию Республики Таджикистан; 2) проектов законов и других вопросов, представляемых на всенародный референдум.
Названные категории дел, с одной стороны, расширили сферу предварительного конституционного контроля Конституционного суда Республики Таджикистан, а с другой - обеспечивают предотвращение возможных антиконституционных ситуаций. Во-вторых, в связи с расширением сферы предварительного контроля Конституционного суда появились совершенно новые категории производства, а именно две самостоятельные категории дел, рассматриваемых Конституционным судом Республики Таджикистан. К ним относятся: 1) дела о проверке конституционности проектов изменений и дополнений, вносимых в Конституцию Республики Таджикистан; 2) дела о проверке конституционности проектов законов и других вопросов, представляемых на всенародный референдум.
Исходя из вышеизложенного, отметим, что законодатель поступил весьма рационально, вменив рассмотрение новых наиболее важных вопросов в компетенцию Конституционного суда (проверка конституционности проектов изменений и дополнений, вносимых в Конституцию, а также проектов законов и других вопросов, представляемых на всенародный референдум, и т.д.) в форме предварительного контроля.
Следует отметить, что законодатель, расширяя сферу предварительного контроля Конституционного суда, тем самым усилил его роль и престиж в обеспечении верховенствующего положения Конституции в системе нормативных правовых актов Республики Таджикистан.
Кроме того, произошли существенные изменения и в категории дел, связанных с рассмотрением по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверки конституционности закона, примененного в конкретном правоотношении. Теперь согласно ч. 3 ст. 14 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Конституционном суде" (в ред. от 20 марта 2008 г.) Конституционный суд рассматривает вопросы о нарушениях конституционных прав и свобод граждан по примененным или подлежащим применению законам и другим правовым актам в конкретном правоотношении, а также определяет соответствие Конституции Республики Таджикистан законов, других правовых актов и руководящих разъяснений Пленумов Верховного суда и Высшего экономического суда Республики Таджикистан, примененных судом в их отношении в конкретном деле <4>.
--------------------------------
<4> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2008. N 3. Ст. 180.
Если исходить из нового положения ч. 3 ст. 14 указанного выше Конституционного закона, то при классификации видов производств в Конституционном суде Республики Таджикистан можно выделить следующие категории самостоятельных дел:
1) Конституционный суд Республики Таджикистан по жалобам граждан о нарушении конституционных прав и свобод и юридических лиц - о нарушении конституционных прав и интересов проверяет: а) конституционность закона и других правовых актов, примененных или подлежащих применению в конкретном правоотношении; б) конституционность законов, других правовых актов и руководящих разъяснений Пленумов Верховного суда и Высшего экономического суда Республики Таджикистан, примененных судом в их отношении в конкретном деле;
2) по запросам уполномоченного по правам человека о нарушении конституционных прав и свобод заявителя проверяет конституционность законов и других правовых актов;
3) по запросам других судов и судей Республики Таджикистан осуществляет проверку конституционности законов, других правовых актов и руководящих разъяснений Пленумов Верховного суда и Высшего экономического суда Республики Таджикистан, примененных или подлежащих применению судами в конкретном деле.
Анализ юрисдикционных полномочий Конституционного суда Республики Таджикистан, касающихся видов производств в конституционном судопроизводстве, показывает, что объем его компетенции требует дальнейшего совершенствования. Мы считаем вполне уместным расширить сферу деятельности Конституционного суда Республики Таджикистан, как это сделано в других постсоветских независимых государствах. В частности, к конституционному судопроизводству можно отнести следующие виды производств, т.е. дела:
1) о толковании Конституции страны;
2) о толковании законов страны;
3) о проверке конституционности выборов и референдумов в стране;
4) о конституционности партий и других общественных объединений в стране;
5) дела, связанные с осуществлением его права законодательной инициативы в парламенте страны.
В настоящее время Конституционный суд Республики Таджикистан таких полномочий не имеет.
Следует сказать и еще об одной особенности законодательства Республики Таджикистан, опираясь на которую мы можем рассматривать классификацию видов производства в конституционном судопроизводстве Республики Таджикистан по совершенно новым критериям. Так, в отличие от законодательств постсоветских независимых государств, ст. 37 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Конституционном суде", которая называется "Субъекты обращения в Конституционный суд Республики Таджикистан", четко и подробно определяет круг субъектов, имеющих право на обращение в Конституционный суд, конкретно устанавливает категории дел, по которым субъекты могут обращаться в Конституционный суд.
Учитывая специфику ст. 37 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Конституционном суде" (в отношении субъектов обращения в Конституционный суд), считаем необходимым рассмотрение классификации видов производства и по этим критериям, т.е. в зависимости от субъектов, имеющих право на обращение в Конституционный суд. В юридической литературе (ни в отечественной, ни в зарубежной) такой попытки классификации видов производства в Конституционном суде еще не было.
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с нормами ст. 37 Конституционного закона можно выделить следующие категории дел, составляющих отдельные виды производства в конституционном судопроизводстве Республики Таджикистан:
1) по вопросам о проверке конституционности вносимых изменений и дополнений в Конституцию Республики Таджикистан, а также конституционности проектов законов и других вопросов, представляемых на всенародный референдум;
2) по вопросам о проверке конституционности законов, совместных правовых актов Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, правовых актов Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Президента, Правительства, Верховного суда, Высшего экономического суда и не вступивших в законную силу международных договоров Таджикистана;
3) по вопросам о проверке конституционности правовых актов министерств, государственных комитетов и иных органов государственного управления, местных органов государственной власти;
4) по спорам между государственными органами и об их компетенции;
5) по вопросам о нарушении конституционных прав и свобод заявителя - о проверке конституционных законов и иных правовых актов;
6) по вопросам о нарушении конституционных прав и свобод, проверке конституционности законов и другого правового акта, связанных с применением или подлежащих применению в конкретных правоотношениях, а также проверке конституционности закона, других правовых актов и руководящих разъяснений Пленумов Верховного суда и Высшего экономического суда, примененных судом в их отношении в конкретном деле;
7) по вопросам о нарушении конституционных прав и интересов - о проверке конституционности закона и другого правового акта, связанных с применением в конкретном правоотношении, а также проверке конституционности законов, других правовых актов и руководящих разъяснений Пленумов Верховного суда и Высшего экономического суда, связанных с примененными судом в их отношении в конкретном деле;
8) по вопросам, относящимся к полномочиям Конституционного суда Республики Таджикистан <5>;
--------------------------------
<5> Теперь согласно норме ст. 37 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Конституционном суде" (в редакции от 2008 г.) трое судей Конституционного суда Республики Таджикистан могут ходатайствовать о возбуждении дела.
9) дело по вопросам о проверке конституционности законов, других правовых актов и руководящих разъяснений Пленумов Верховного суда, Высшего экономического суда, примененных или подлежащих применению судами в конкретном деле <6>.
--------------------------------
<6> Раньше только суд имел право обращаться по таким категориям дел в Конституционный суд Республики Таджикистан. Теперь согласно новой редакции (2008 г.) нормы ст. 37 Конституционного закона такое право предоставлено и судьям Республики Таджикистан по таким категориям дел обращаться в Конституционный суд.
Подводя итоги исследования видов производства в Конституционном суде Республики Таджикистан, осуществляемого посредством конституционного судопроизводства, следует отметить, что при пересмотре компетенции Конституционного суда Республики Таджикистан законодателю (в том, что касается законодательных полномочий Конституционного суда, а пересмотр его конституционных полномочий связан с проведением в стране всенародного референдума, в результате которого будет возможным расширение его конституционных полномочий) необходимо для расширения сферы деятельности данного органа при внесении изменений и дополнений в законодательство о Конституционном суде предусмотреть нормы о расширении полномочий Конституционного суда в таких сферах, как дача толкования Конституции и законов, проверка конституционности выборов и референдумов, а также право законодательной инициативы в парламенте страны.
Приведенные нами классификации видов производства в Конституционном суде напрямую связаны с компетенцией Конституционного суда Республики Таджикистан, которой он наделен в соответствии с нормами Конституции 1994 г. и Конституционным законом "О Конституционном суде".
Напомним, что Конституционный суд Республики Таджикистан фактически приступил к своей деятельности с 1996 г. (хотя был образован в 1994 г.). Однако более чем за 15-летнюю его практику больше половины категорий дел, относящихся к компетенции Конституционного суда, еще ни разу не были рассмотрены в его производстве (не вступившие в законную силу международные договоры Таджикистана, правовые акты Верховного суда и Высшего экономического суда, договоры, заключенные областями, районами и городами Республики, договоры между республиканскими местными органами власти, споры о компетенции между государственными органами и т.д.).
Следует отметить, что в научной юридической литературе существуют и другие классификации видов производств в Конституционном суде, сделанные по иным критериям. Например, А.В. Дагуев при классификации видов производств в конституционном судопроизводстве выделяет три критерия: 1) в зависимости от вида процессуальной формы рассмотрения дел; 2) в зависимости от полномочий Конституционного Суда РФ и соответствующих им категорий дел и 3) в зависимости от количества категорий дел, рассматриваемых Конституционным Судом РФ. В то же время, обобщая свой анализ классификаций видов производств в конституционном судопроизводстве, А.В. Дагуев справедливо предлагает классификацию видов производств в конституционном судопроизводстве по двум критериям: 1) в зависимости от вида процессуальной формы рассмотрения дел и 2) в зависимости от полномочий Конституционного Суда РФ и соответствующих им категорий дел <7>.
--------------------------------
<7> Дагуев А.В. Виды производств и их особенности в конституционном судопроизводстве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 53 - 54, 63 - 64.
По нашему мнению, предложенные критерии классификации видов производств в конституционном судопроизводстве имеют право на существование и их даже можно применить в практике деятельности Конституционного суда Республики Таджикистан.
Предложенный А.В. Дагуевым второй критерий классификации видов производств в конституционном судопроизводстве - в зависимости от количества категорий дел, рассматриваемых Конституционным Судом РФ в одном производстве, мы не можем применить в условиях Республики Таджикистан по ряду причин.
Во-первых, в Конституционном законе Республики Таджикистан "О Конституционном суде" в отличие от Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 48 - "Соединение дел") отсутствуют отдельные нормы о соединении дел. Поэтому в практике Конституционного суда Республики Таджикистан отсутствуют случаи объединенных производств, т.е. рассмотрение двух и более дел одной или нескольких категорий.
Во-вторых, в ст. 35 вышеуказанного Конституционного закона Республики Таджикистан, которая называется "Подведомственность нескольких связанных между собой требований", установлено, что при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны Конституционному суду Республики Таджикистан, а другие - иным органам государственной власти, рассмотрению подлежат лишь требования по вопросам, входящим в компетенцию Конституционного суда Республики Таджикистан. Даже указанная норма Конституционного закона не позволяет решать вопрос об объединенных производствах. Между тем, как это вытекает из содержания ст. 48 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.
Исходя из вышеизложенного, представляется важным, с нашей точки зрения, классифицировать виды производств в конституционном судопроизводстве в Республике Таджикистан по двум критериям: 1) в зависимости от вида процессуальной формы рассмотрения дел и 2) в зависимости от компетенции Конституционного суда Республики Таджикистан и соответствующих им категорий дел, которые установлены в законодательстве Республики Таджикистан о Конституционном суде.
В конституционном судопроизводстве при классификации видов производств применяются и другие критерии, исследование которых вызывает большой научный интерес. Так, исключительно важной, на наш взгляд, является классификация видов производств в конституционном судопроизводстве Республики Таджикистан на основе такого критерия, как осуществление формы конституционного контроля. В частности, по времени осуществления этот контроль подразделяется на предварительный (превентивный, предупредительный) и последующий (репрессивный) конституционный контроль. Классификацию видов производств в Конституционном суде по такому критерию называют производством по делам, рассматриваемым в порядке предварительного и последующего нормоконтроля <8>.
--------------------------------
<8> Дагуев А.В. Указ. раб. С. 51.
Если исходить из этого критерия, то к видам производств, рассматриваемым в порядке предварительного конституционного контроля в Конституционном суде Республики Таджикистан, относится три категории дел: 1) о соответствии Конституции Республики Таджикистан не вступивших в силу международных договоров Таджикистана; 2) о проверке конституционности проектов изменений и дополнений, вносимых в Конституцию Республики Таджикистан, и 3) о проверке конституционности проектов законов и других вопросов, представляемых на всенародный референдум. Следует отметить, что Конституционному суду Республики Таджикистан ни разу не пришлось использовать в своей практике предварительный конституционный контроль по вышеуказанным категориям дел.
Несмотря на это, думается, следует отметить степень важности двух последних названных категорий дел, рассматриваемых Конституционным судом при осуществлении предварительного конституционного контроля.
Как правило, во-первых, Конституционный суд не имеет права проверять конституционность самой Конституции Республики Таджикистан. Конституционные нормы, принятые в результате конституционной реформы (в условиях Республики Таджикистан такие конституционные реформы проводились два раза - в 1999 и 2003 гг.) на всенародных референдумах, в Конституции Республики Таджикистан считаются составными частями Основного Закона. Следовательно, логически они не могут быть объектом конституционного контроля, ибо исключена возможность их проверки на конституционность. Поэтому проверка конституционности проектов изменений и дополнений, вносимых в Конституцию Республики Таджикистан, как раз и дает возможность Конституционному суду определить их соответствие нормам действующей Конституции до их принятия на референдуме.
Во-вторых, установленная норма Конституционного закона дает возможность Конституционному суду Республики Таджикистан осуществлять проверку конституционности проектов законов до их принятия на всенародном референдуме. Следует отметить, что, с одной стороны, Конституция Республики Таджикистан не устанавливает никаких ограничений в отношении проверки конституционности законов, принятых на всенародном референдуме. Следовательно, такие категории законов могут и должны подлежать юрисдикции Конституционного суда Республики Таджикистан, так как в ч. 3 ст. 89 Конституции 1994 г., которая определяет сферы компетенции Конституционного суда, упоминается слово "законы" без указания их разновидностей (законы, принятые на референдуме, конституционные законы или текущие законы).
С другой стороны, законы, принятые народом на референдуме, по своей юридической силе согласно ст. 7 Закона Республики Таджикистан "О нормативных правовых актах" занимают второе место после Конституции в системе нормативных правовых актов Республики Таджикистан. В законах, принятых на референдуме, как и в Конституции, проявляются прямые формы выражения народного суверенитета. Поэтому, с нашей точки зрения, урегулированное в законодательном порядке осуществление предварительного конституционного контроля проектов законов, представляемых на всенародный референдум, является своевременным и важным в современных условиях Республики Таджикистан.
К видам производств, рассматриваемых Конституционным судом Республики Таджикистан в порядке последующего конституционного контроля, относятся все действующие законы и иные нормативно-правовые акты, предусмотренные в п. 1 ч. 3 ст. 89 Конституции Республики Таджикистан (исключение составляют не вступившие в законную силу международные договоры Таджикистана) и ч. 2 ст. 14 Конституционного закона Республики Таджикистан "О Конституционном суде".
В связи с этим следует отметить, что самой распространенной формой осуществления конституционного контроля в практике Конституционного суда Республики Таджикистан является именно последующий конституционный контроль. Большинство категорий дел, которые рассматривались и разрешались Конституционным судом Республики Таджикистан (за весь период его существования), составили дела о проверке конституционности действующих нормативных правовых актов Республики Таджикистан <9>. В заключение отметим, что приведенные нами критерии классификации видов производств в Конституционном суде Республики Таджикистан не являются исчерпывающими. Ученые-юристы (как отечественные, так и зарубежные), конечно, могут предложить и иные критерии классификации видов производств в конституционном судопроизводстве.
--------------------------------
<9> См. подробнее: Сборник решений Конституционного суда Республики Таджикистан (1996 - 2009 гг.). Душанбе: ЭР-граф, 2010.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.