Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
К.М. КОНДЖАКУЛЯН
Общественно-политические и правовые явления в своем развитии и становлении проходят ряд последовательных и взаимосвязанных этапов, исследование которых способствует процессу их познания и выявления их сущностных характеристик. При "поиске демократизации и инноваций в области организации и деятельности государственной власти - власти исполнительной - заглянуть в историю научного анализа весьма полезно", - отмечает И.Л. Бачило <1>.
--------------------------------
<1> Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л. Бачило. М.: Юристъ, 1998. С. 217.
В этой связи анализ становления института президентства в системе исполнительной власти Российской Федерации и Республики Армения в их исторической ретроспективе и взаимосвязи позволяет выявить сущностные процессы их формирования и взаимодействия в государствах, являющих собой примеры организации республиканской формы правления на основе принципа разделения властей на постсоветском пространстве. Исторические предпосылки и условия формирования форм и методов взаимодействия президента и исполнительной власти представляют интерес и в силу необходимости уяснения места и роли президента в системе разделения властей.
Определение понятия, основных элементов содержания исследуемого феномена составляет основу любого объекта познания, поскольку отражает его внутреннюю сущность, различные стороны, признаки, проявления. Представляется, что пренебрежение к смысловой нагрузке того или иного понятия создает хаотичность и массу проблем.
В связи с вышесказанным телеологично (целесообразно) уточнить некоторые понятия, по поводу которых в научной литературе бытуют различные точки зрения <2>. Согласимся с мнением И.В. Осипяна, что общепризнанного определения института президентства в настоящее время нет <3>. Действительно, одним из ключевых понятий является дефиниция института президентства или институт президента, хотя, как отмечает А.Ш. Арутюнян, нет принципиальной разницы между этими двумя понятиями <4>. Термин "президент" происходит от латинского Praesidens, что означает "сидящий впереди" <5>. В юридической литературе понятие "президент" проецируется на понятие "институт президента", который определяется как совокупность государственно-правовых норм, регулирующих формирование и функционирование "президентской власти" <6>.
--------------------------------
<2> Тарасов А.М. Президентский контроль. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2004. С. 143.
<3> См.: Осипян И.В. Особенности института президентства в России, его становление и развитие // Право и управление. XXI век. 2008. N 2.
<4> Арутюнян А.Ш. Конституционно-правовой статус Президента Республики Армения: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 20.
<5> Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юридическая литература, 1994. С. 5.
<6> Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России. М.: Юристъ, 2005. С. 26.
И.Д. Хутинаев с целью определения понятия "институт президентства" сопоставляет его с более широким понятием "социальный институт", в пределах которого вычленяются институты различных видов, в том числе и правовые <7>.
--------------------------------
<7> Хутинаев И.Д. Институт президента и проблемы формы государства. М.: Луч, 1994. С. 67.
Б.П. Елисеев определяет институт президентства как интеграционный правовой институт, цель которого состоит в согласовании деятельности институтов государственной власти <8>. Иначе, институт президента - это система конституционных норм, предметно и функционально определяющих правовой статус выборного главы государства, регулирующих его положение в системе государственных органов, предусматривающих порядок избрания, замещения и отстранения от должности <9>. В то же время Ж.Д. Джангирян отмечает, что институт президентства имеет сложную структуру, характеризируется системой норм и процедур, направленных на решение конкретных государственных, политических задач <10>.
--------------------------------
<8> Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в современной России. М., 1997. С. 151.
<9> Чесноков А.С. Президент и правительство: модель взаимодействия при осуществлении государственной власти в Российской Федерации. М.: РГТЭУ, 2005. С. 143 - 144.
<10> Джангирян Ж.Д. Разделение властей в Республике Армения: Конституционная модель и практика: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 122.
Особый интерес вызывает определение М.А. Краснова, согласно которому институт президентства - это только внешне результат исторической инерции, но в глубинном смысле он, как и абсолютная монархия, воплощает неосознанное реципирование идеи "отцовства" <11>.
--------------------------------
<11> Краснов М.А. Глава государства: рецепция идеи "отцовства" // Гражданское общество и правовое государства. 2008. N 6. С. 33.
Таким образом, институт президентства - это властный институт, представляющий государство, предназначенный для охраны и защиты государственного суверенитета и конституционного строя, цель которого состоит в согласовании деятельности институтов государственной власти. В реалиях Российской Федерации и Республики Армения под институтом президентства следует понимать несбалансированное сосредоточение властных прерогатив, инструментов, как явных, так и скрытых, в руках президента при формальном сохранении принципов и институтов, свойственных демократии.
В научных исследованиях института главы государства делаются выводы о том, что он не был отброшен современной цивилизацией, несмотря на радикальные изменения принципов организации власти, и общество нуждается в нем, институт президентства существует в 130 - 140 <12> странах мира, и он имманентен любой государственности, так как есть социальная потребность. Она проявляется в том, что государство должно иметь символ единства, представляющий интересы как внутри страны, так и на международном уровне, и защитника интересов отдельных граждан, отца государственности, несущего персональную ответственность за то, что происходит в стране. При этом М.Н. Марченко справедливо отмечает, что спектр проблем, касающихся политико-правового статуса института президентства, весьма широк и разнообразен <13>. А по мнению Р. Саква, институт президентской власти окреп настолько, что стал влиять на все аспекты общественной и политической жизни страны и является доминирующей властной структурой в том смысле, что она оказывается в центре всей системы государственных и политических институтов и стремится подчинить их своему влиянию <14>.
--------------------------------
<12> Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира: конституционно-правовое регулирование и практика. М.: Экзамен, 2006. С. 36.
<13> Марченко М.Н. Политико-правовой статус института президента (исторический аспект) // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1992. С. 7.
<14> Саква Р. Институт президента: либеральный или неопатерналистский политический режим // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2003.
В России идея учреждения поста президента выдвигалась еще дореволюционными учеными-юристами, однако, по их мнению, президент должен был подчиняться закону и его полномочия должны носить ограниченный характер <15>.
--------------------------------
<15> Илимский Д.И. Основы президентской власти. М.: Тип. Рус., 1917. С. 30.
Представляется, что глава государства должен учитывать те начала, о которых в свое время писали Платон <16> и Ш. Монтескье, связывая исполнение должностных обязанностей с любовью к республике, добродетельностью и самоотверженностью <17>.
--------------------------------
<16> Платон. Законы. М.: Мысль, 1999. С. 122.
<17> Монтескье Ш. О духе законов. М.: Мысль, 1999. С. 231.
В современный период, как справедливо отмечает о проблеме института президентства С.А. Авакьян, он, скорее всего, претендует на то, чтобы стать в России одним из вечных <18>.
--------------------------------
<18> Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. N 1. С. 8.
Следует отметить, что введение института президентства в Советском Союзе и в России напрямую связывалось с необходимостью изменения системы организации государственной власти и организации существовавшей социалистической республиканской формы правления, основанной на единстве государственной власти, принадлежавшей Советам народных депутатов разных уровней, на принципах разделения властей. При этом следует учитывать особенности сформировавшейся к 90-м годам двадцатого столетия республиканской формы правления в России. Они заключаются в том, что при наличии официально установленного коллегиального высшего органа государственной власти - Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик (по Конституции СССР 1977 г.), Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (по Конституции РСФСР 1978 г.) и Верховного Совета Советской Социалистической Республики Армения - фактически существовал единоличный глава государства, обладающий всей полнотой государственной и партийной власти. Таким главой государства являлся Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза или первый секретарь Центрального комитета коммунистической партии Республики.
Это, безусловно, не могло не найти отражения в формировавшейся в 90-х годах двадцатого столетия системе государственного властвования в России и официальном учреждении взамен коллегиального единоличного главы государства. Внедрение в государственное строительство Советского Союза и входивших в ее состав республик европейских принципов организации государственной власти на основе разделения властей прошло с имплементацией американской системы их функционирования. Это произошло на фоне правовой ментальности народов Страны Советов, привыкших жить в условиях монархии или республиканского "отца народов". Как справедливо отмечает Л.Б. Волков, страной управляла партия, а скорее, ее Генсек, но он не был ответствен ни перед партией, ни перед государством и ни перед народом <19>.
--------------------------------
<19> Волков Л.Б. Сильный президент, сильный парламент, ответственное правительство // Конституционный вестник. 1990. N 2. С. 44.
Это не могло не отразиться на сложившейся в конце двадцатого столетия системе организации государственной власти и в России, и в Армении. В условиях существовавшей административно-командной системы и сосредоточения властных полномочий в руках одного лица - лидера КПСС логическим продолжением реформирования системы организации государственной власти и способом удовлетворения политических амбиций и притязаний новых партийных элит стало учреждение в республиках поста президента. При этом в механизме разделения властей президент был призван возглавить исполнительную власть, поскольку в условиях советского властвования, когда представительные органы работали периодически на непрофессиональной основе, практически все властные полномочия были сосредоточенны в органах, реализующих исполнительно-распорядительные функции, - Советах Министров Союза ССР, республик и исполнительных комитетах Советов. Однако надо признать, что их властные полномочия во многом носили формальный характер, поскольку подменялись партийными структурами и многие государственно-властные решения принимались на партийном уровне или совместными постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, аналогично механизм властвования был выстроен и в союзных республиках.
В условиях Советского Союза введение президентства, как полагает А.И. Ковлер, означало ускорение процесса "депортизации" государственного управления и усиление резко ослабленной исполнительной власти, что для России и Армении означает приобретение государственности <20>. Введение этого поста напрямую связывалось с назревшей в стране потребностью усиления исполнительной власти, способной принимать в чрезвычайных ситуациях компетентные и оперативные решения <21>.
--------------------------------
<20> Ковлер А.И. Суперпрезидент или колосс на глиняных ногах? // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1993. N 1(6). С. 26.
<21> Мишин А. Власть авторитета или авторитет власти // Известия. 1990. 2 марта.
Это объяснялось также переходом экономики страны на рыночные отношения, персональной ответственностью высшего должностного лица за все то, что происходит или может произойти за период проведения в стране радикальных преобразований <22>.
--------------------------------
<22> Марченко М.Н. Политико-правовой статус института президента (исторический аспект) // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1992. С. 8.
Отметим, что наряду с объективно назревшими изменениями в политическом устройстве и экономических отношениях стран учреждению поста президента способствовал ряд субъективных причин. К ним можно отнести личные стремления главных партийных функционеров учредить этот пост и стать первыми в стране. Президентская форма республиканского правления возникла и была призвана компенсировать утрату и значение роли КПСС и ее лидеров и слабость исполнительной власти, укрепив ее президентскими полномочиями, в том числе и дискреционными <23>.
--------------------------------
<23> Тихомиров Ю.А. Конституция новой России: диалог или монолог // Независимая газета. 1993. 19 мая.
Следует отметить, что Россия и Армения в период государственного реформирования 90-х годов двадцатого столетия восприняли много международно-правового опыта в регламентации системы государственной власти. Есть основания говорить о рецепции конституционного установления принципа разделения властей, свойственного Европе и Соединенным Штатам Америки, как основы организации механизма государственного властвования и его влияния на становление и генезис института президентства в России и Армении как внешней его предпосылки.
В то же время, как было отмечено, возникновение данного института имеет и внутреннюю предпосылку его учреждения, а именно опыт политического и государственного строительства, накопившийся за тысячелетнюю историю России и Армении.
Это позволяет выделить внешние и внутренние условия и предпосылки становления института президентства в данных государствах постсоветского пространства.
Становление президентства в России и Армении столь же своеобразно и уникально, сколь в нем проглядывают общие черты, свойственные целой группе стран, возникших на постсоветском пространстве. Свидетельство тому - многообразие мнений и подходов среди российских и армянских правоведов и отсутствие единой позиции относительно целесообразности введения поста президента. Противники учреждения поста президента как в России, так и в Армении считали, что создаются реальные условия для сосредоточения власти в руках одного человека, что этот пост будет способствовать не укреплению Союза ССР, а его разрушению. Правдивость прогнозов подтвердило время. Однако представляется, что не только институт президентства стал причиной разрушения СССР, но и амбиции вышедших на политическую арену лидеров стран, входивших в СССР, их стремление получить неограниченную власть, оказаться первыми в своем государстве и не подчиняться "верхушке", при этом исходя не из целесообразности, рациональности, полезности, а исходя из собственных интересов. Безусловно, их амбиции не получили бы столь трагичной для народов Союза ССР реализации, если бы в стране была создана правовая и политическая культура и народ не ориентировался только на слова и обещания конкретного лидера государства.
Следует отметить, что для сильной президентской республики необходимо как минимум два условия: сильная независимая судебная власть, укоренившееся в обществе, и прежде всего у политической элиты, демократическое сознание, а также многопартийный, независимый парламент с высокой правовой и нравственной культурой. В настоящее время нет оснований утверждать о наличии этих условий в Армении и России. Отсюда логичен вывод, что сильный президент с самостоятельными, конституционно установленными властными полномочиями, возглавляющий исполнительную власть, при такой ментальности граждан обоих государств может привести к монополизации государственной власти, ее деструктивности и моносубъектности.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.