Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВО НА КОНСТИТУЦИОННУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ В СВЕТЕ ТЕОРИИ СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ
И.А. КРАВЕЦ
Теория современной конституции и проблема конституционной модернизации
Современный конституционализм основывается на предположении, что писаная конституция должна быть не только демократической, но и обеспечивать баланс между стабильностью и динамическим прогрессивным развитием государства и общества. Теория конституционализма включает в качестве обязательного постулат о верховенстве писаной конституции в странах, где принята и действует кодифицированная или некодифицированная конституция, с преобладанием юридической силы, как правило, одного правового акта, выполняющего роль основного закона страны <1>.
--------------------------------
<1> Кравец И.А. Конституционализм в сравнительном изучении и преподавании // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. N 6.
В теории современной конституции исследователи признают, что способы подготовки, принятия и изменения конституции могут быть различными, опираться на демократическое участие граждан или авторитарные традиции политического господства <2>. Однако обсуждение, поиск оптимальных способов пересмотра конституции и принятия конституционных поправок являются интегральной частью теории современной конституции.
--------------------------------
<2> Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005. С. 76 - 104.
Среди юридических свойств конституции признается и такое юридическое свойство, как особый порядок принятия и изменения конституции. Особый порядок принятия конституции может быть связан с предварительным всенародным обсуждением проекта конституции или состоять в вынесении проекта конституции на всенародное голосование (референдум). Впрочем, всенародное обсуждение в отличие от референдума следует относить к консультативной форме прямой демократии, применение которой не порождает принятия обязательных решений. Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие конституции народом. Главное в процедуре референдума то, что в случае принятия конституции "она приобретает государственно-обязательную силу" <3>. Консультативные формы прямой демократии в условиях развитого конституционного строя, как правило, не используются для юридической легитимации конституции как основного закона страны. Современный конституционализм базируется на народном характере конституций, поэтому формы народовластия, используемые для принятия и введения в действие конституции, должны предполагать возможность принятия в ходе политического волеизъявления не консультативных, а обязательных решений.
--------------------------------
<3> Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. Т. 1. М., 2010. С. 201.
В российском (а в предшествующий период в советском) конституционном (государственном) праве до начала 90-х годов XX столетия не уделялось значительного внимания вопросам пересмотра конституции и теории конституционных поправок. Определенный вклад внесли работы отечественных государствоведов А.Д. Градовского и Н.И. Лазаревского.
В России на рубеже XIX - XX вв. в работах государствоведов отмечался формальный признак конституций, в соответствии с которым для их изменения устанавливался иной, более сложный порядок, чем для других законов, с целью гарантировать конституции от частых и случайных перемен <4>. Однако оптимальный механизм изменения конституции для России не предлагался. По мнению А.Д. Градовского, "как бы хороша ни была конституция, само развитие народа приводит к новым условиям жизни, при которых некоторые статьи могут оказаться отжившими и не соответствующими действительным потребностям народа" <5>. Признавая необходимой ревизию конституции, он вместе с тем, с одной стороны, видел в ней средство вносить в конституционный акт поправки и изменения, требуемые условиями времени; с другой стороны, считал ее способом обеспечения силы конституционного акта. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона порядок пересмотра конституций относился к числу конституционных гарантий. Под конституционными гарантиями "разумеются те определения положительного права в государствах с представительным устройством, которые имеют своим назначением охранять неприкосновенность существующего типа государственной организации, устраняя возможность произвольных или преждевременных изменений текста основных законов, а также их нарушения" <6>. При этом признавалось, что пересмотр конституции не должен быть ни слишком легким, ни чересчур затруднительным. В первом случае возникает угроза правительственного или парламентского деспотизма, во втором - необходимая реформа или откладывается в долгий ящик, или осуществляется насильственным путем.
--------------------------------
<4> См., например: Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. 1: Конституционное право. СПб., 1908. С. 459.
<5> Градовский А.Д. Государственное право важнейших европейских держав. СПб.: Издание Л.Ф. Пантелеева, 1895. С. 10.
<6> Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. VIII. Полутом 15. СПб., 1892. С. 113.
Дискуссии вокруг проекта новой Конституции в 1991 - 1993 гг. стали предпосылками для разработки теории пересмотра конституции и конституционных поправок. Юридические основы этой теории, выработанные в условиях противостояния властей, были закреплены в Конституции РФ 1993 г. Благодаря их появлению рельефно обозначилась потребность пересмотра прежнего отношения к процедуре изменения конституции и осмысления в новых условиях стабилизационно-охранительной функции конституции. Научное сообщество откликнулось работами, освещающими теоретические проблемы пересмотра конституции в сравнительно-правовом аспекте <7>. Представители конституционной мысли России традиционно отстаивали необходимость использования правовых процедур для преобразования конституции, выступая против силовых, неправовых средств изменения конституционного устройства. Так, в конце XIX в. крупнейший государствовед А.Д. Градовский писал: "Конституция, конечно, может быть изменена, ибо ни одно государственное устройство не может претендовать на вечное существование. Но пока известные конституционные положения существуют, все власти должны сообразовываться с ними" <8>. В конце XX столетия профессор А.А. Белкин отмечает, что коренная задача процедур модификации конституций состоит в обеспечении сохранения действующей конституции как некой ценности, каковой она представлялась учредителям. Констатируя широкое распространение "нерушимости конституции" как принципа конституционного строительства, он называет его принципом охраны конституции. Вместе с тем А.А. Белкин признает, что конструкция "абсолютной нерушимости" конституции не оправдана ни логически, ни исторически <9>. По мнению Ю.Л. Шульженко, если в конституции не будут отражаться существенные изменения, происходящие в общественной и государственной жизни, она фактически может приобрести "характер исторического документа, не отражающего реальную действительность" <10>.
--------------------------------
<7> См.: Белкин А.А. Пересмотр конституции (теоретические аспекты) // Известия вузов. Правоведение. 1995. N 1. С. 73 - 94.
<8> Градовский А.Д. Государственное право важнейших европейских держав. СПб.: Издание Л.Ф. Пантелеева, 1895. С. 8.
<9> См.: Белкин А.А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб.: ТОО "ТК "Петрополис", 1995. С. 9, 11, 19.
<10> Шульженко Ю.Л. О понятии "правовая охрана Конституции" // Государство и право. 2002. N 7. С. 9.
В свете разрабатываемой теории конституционной модернизации в современных исследованиях значительно больше внимания следует уделять вопросу о надлежащем перечне субъектов права на конституционную модернизацию, о составе таких субъектов (имеющих право инициировать пересмотр конституции и внесение конституционных поправок). Имеет значение для современной конституционно-правовой науки и вопрос об условиях и порядке правового регулирования субъектов права на конституционную модернизацию: достаточно ли в этом случае внутригосударственного (конституционно-правового) регулирования или необходимо ставить вопрос и осмыслять потребность международно-правового признания и регулирования данного права.
Право на конституционную модернизацию: поиск международно-правового признания и потребность конституционного регулирования
Из статьи 1 Международного пакта о гражданских и политических правах вытекает право на самоопределение народов и наций, выбирающих свой путь государственно-правового развития. Данное право имеет два аспекта: внешний и внутренний, которые соизмеримы со сферами проявления государственного суверенитета.
Внешний и внутренний аспекты самоопределения народов имеют определенные международно-правовые и внутригосударственные границы реализации, которые известны как формы национального самоопределения в международном и внутригосударственном праве.
В международно-правовом статусе этого права проявляется, с одной стороны, его наднациональный характер, с другой стороны, более позднее возникновение по сравнению с типичным перечнем конституционных прав, включающим права человека первых двух поколений. Право это, имея "внешнюю" и "внутреннюю" сторону самоопределения, является сложносоставным и включает два взаимосвязанных и взаимозависимых права: во-первых, право народа свободно определять свое международное положение, во-вторых, право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему. Оно получило свое правовое оформление в ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В ней говорится, что "все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие" <11>.
--------------------------------
<11> См.: Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 21, 33.
Термин "политический статус", используемый ст. 1 обоих Пактов, понимается в международном праве двояко: им обозначают политический статус народа в международных отношениях, с одной стороны, и внутригосударственных - с другой. Поэтому реализация права народов на самоопределение всегда требует выражения воли народа как относительно его политического статуса в отношениях с другими государствами, так и относительно своей внутренней политической организации.
Доктрина международного права в этом вопросе исходит из того, что принцип самоопределения не предоставляет неограниченного права на отделение народу, проживающему на территории независимого и суверенного государства. Так, Декларация о принципах международного права 1970 г. выступает против того, чтобы санкционировать или поощрять любые действия, которые ведут к расчленению, частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных или независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов <12>. Природа права народов на самоопределение сложна и многогранна и имеет различные формы и степени осуществления. Тем не менее современное "международное право не закрепляет неограниченное право на отделение в качестве интегрального элемента права на самоопределение. Законность отделения признается лишь тогда, когда речь идет о народах, территориях и образованиях, находящихся в подчинении в нарушение международного права" <13>.
--------------------------------
<12> См.: Международное публичное право. Сборник документов. М., 1996. Т. 1. С. 7.
<13> Журек О.Н. Самоопределение народов в международном праве // Советское государство и право. 1990. N 10. С. 104.
Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. "исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов". Вместе с тем право на самоопределение не имеет развернутого определения в конституционных нормах. В литературе оно характеризуется иногда как конституционное право человека, как норма конституционного права.
В силу того что современные демократические государства имеют конституционно-правовые основы организации и деятельности, выбор которых является суверенным правом самостоятельных государств, право на самоопределение народов всегда имеет конституционный дискурс и конституционный вектор реализации в конкретно-исторических условиях.
На наш взгляд, следует связывать международно-правовое признание права народов на самоопределение с правом на развитие как правом третьего поколения прав человека.
С другой стороны, как следует из сущности современных демократических конституций писаного характера, каждая нация, каждый народ имеют право выбирать свою конституционную идентичность и в рамках этой идентичности создавать конституционно-правовые основы демократического государства и гражданского общества.
Конституционная идентичность всегда имеет нормативное измерение в контексте регулирования и развития через нормы писаной конституции.
Конституционная идентичность российского народа основана на нормах Конституции РФ 1993 г., хотя многие ученые и политики оспаривают всеобщность признания конституционных норм, исходя из условий их обсуждения, принятия и введения в действие.
Право на конституционную модернизацию тесным образом связано с правом народа выбирать себе конституцию и обеспечивать через ее нормы конституционный правопорядок.
На наш взгляд, право на конституционную модернизацию следует относить к формирующемуся четвертому поколению прав человека, которое имеет коллективный характер реализации и основывается на современном конституционном прочтении права народов на самоопределение.
Следует значительно расширить традиционный перечень субъектов, имеющих право инициировать пересмотр конституции и внесение конституционных поправок. В этом смысле право на конституционную модернизацию следует понимать как право государствообразующих народов, представители которых объединены общим гражданством, имеют разделяемую согражданами конституционную идентичность и проживают на общей (в том числе анклавной) территории государства.
К числу субъектов права на конституционную модернизацию следует относить не только органы публичной власти (как правило, глава государства, правительство, парламентарии или палаты парламента, законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов федерации, в некоторых случаях и органы местного самоуправления или территориальные коллективы), но и коллективы граждан, социальные общности, для которых наука конституционного права должна разработать специальный порядок участия в конституционной модернизации.
С учетом информационного общества и технического прогресса следует более активно предлагать для закрепления в нормах конституции и использования на практике предложений о поправках к конституции или о пересмотре конституции в режиме on-line для групп граждан. Необходимо решать вопрос и о процедуре подачи таких предложений со стороны граждан, о порядке учета таких предложений органами, обладающими учредительной властью, с учетом возможностей всемирной паутины Интернет, отечественных информационных ресурсов и обратной связи в отношениях "граждане - органы учредительной власти".
На наш взгляд, право на конституционную модернизацию должно занять достойное место в системе конституционных коллективно реализуемых прав граждан, а также стать сердцевиной нового формирующегося института конституционной модернизации.
Экономическая сфера реализации конституции и право на конституционную модернизацию
Нередко исследователи в различных общественных науках рассматривают конституцию применительно к определенной подсистеме общества. В этом случае, как правило, говорят не о функциях конституции в той или иной сфере ее действия, а о различных видах конституции, каждый из которых соответствует определенной подсистеме общества. В юриспруденции наибольшее внимание уделяется юридической конституции как основному закону государства и общества, ее юридическим свойствам, порядку принятия, изменения, реализации и защиты. В политических науках в конституции видят преимущественно политический документ, в котором закрепляется баланс политических сил, сформировавшийся к моменту ее принятия. В широком смысле можно говорить, что и в сфере экономики действует экономическая конституция как совокупность правил, определяющих порядок производства и распределения товаров и услуг. Впрочем, в строго юридическом значении под экономической конституцией современные ученые-юристы понимают несколько другое явление. В юриспруденции плодотворно разрабатывает понятие экономической конституции судья Конституционного Суда РФ профессор Г.А. Гаджиев. Он отмечает, что конституция как свод важнейших юридических правил, определяющих отношения между государством и личностью, регулирует и отношения в сфере экономики. В современных конституциях таких норм так много, что в научном обиходе даже появилось понятие "экономическая конституция", обозначающее проникнутую внутренним единством совокупность конституционных положений, устанавливающих принципиальные нормы в сфере предпринимательства <14>. Более широко представление об экономической конституции предполагает, что этим понятием охватываются все конституционные нормы, регулирующие в той или иной степени экономические отношения в стране. Поэтому экономическая конституция - это, в сущности, экономическая основа конституционного строя страны.
--------------------------------
<14> См.: Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). М., 1995. С. 8.
Наряду с юридической и политической может применяться экономическая интерпретация конституции, т.е. отражение в ее нормах экономических интересов различных групп, в том числе участвовавших в разработке ее проекта. Одной из первых работ по экономической интерпретации конституции стала монография Чарльза Бирда, вышедшая в свет в 1913 г. и переизданная в 1986 г. <15>.
--------------------------------
<15> В США существуют исследования Конституции в свете экономических сил. Ярким примером, стала книга Чарльза Бирда, в которой автор рассматривает американскую Конституцию как политико-правовой документ, принятый группой людей, чьи экономические интересы послужили основой для ее положений. См.: Beard Charles A. An Economic Interpretation of the Constitution of the United States. New York: The Free press; London: Collier Macmillan publ., 1986.
Таким образом, термин "конституция" может применяться для характеристики важнейших компонентов различных общественных сфер - юридической, политической, экономической.
Отдельно следует выделить и экономическую сферу реализации конституции, которая представляет собой ту часть экономической системы, которая находится под непосредственным воздействием конституционных норм или опосредованно регулируется через интерпретацию конституции. В условиях переходного периода речь идет о том, как влияют конституционно-правовые основы на становление в России режима современной рыночной демократии, могут ли конституционные нормы обеспечить процесс законной приватизации и перераспределение социальных благ <16>.
--------------------------------
<16> См.: Мау В. Экономическая реформа: сквозь призму конституции и политики. М.: Издательство "Ad Marginem", 1999.
По мнению Г.А. Гаджиева, экономическая конституция как подсистема конституционного права состоит из следующих конституционно-правовых норм: 1) принципы основ конституционного строя о свободе экономической деятельности, о едином экономическом пространстве, о многообразии и равноправии различных форм собственности, о защите конкуренции (ст. 8), о социальном характере государства (ст. 7); 2) конституционные нормы об основных экономических правах и свободах и основных правах, имеющих хозяйственно-конституционное значение, а также о конституционных гарантиях предпринимательства (ч. 2 ст. 34; ч. 1 ст. 74; ч. 2 ст. 75); 3) нормы, устанавливающие конституционный экономический публичный порядок. Общей тематикой объединены положения Конституции РФ, касающиеся финансов и налогов. Конституционное финансовое право является самостоятельной частью экономической конституции <17>.
--------------------------------
<17> Гаджиев Г.А. Конституция России как правовая основа экономики: правовая модель и современность // Известия вузов. Правоведение. 2009. N 2. С. 83.
С точки зрения экономической конституции, как ее понимает Г.А. Гаджиев, следует подумать о праве субъектов экономической деятельности участвовать в процедуре конституционной модернизации. В контексте теории конституционной экономики правом на конституционную модернизацию должны обладать и субъекты экономической деятельности. Ведь их деятельность определяется в своих основах нормами действующей Конституции. К сожалению, современная теория конституции и теория конституционной экономики ничего не говорят о различных экономических объединениях и индивидуальных субъектах экономической деятельности как субъектах права на конституционную модернизацию. Действующий порядок правового воздействия конституционных основ экономической системы на деятельность субъектов экономической деятельности не имеет обратной связи влияния различных экономических объединений на изменение и преобразование конституции. Представляется, что необходимо закреплять на уровне конституционных норм среди субъектов права на конституционную модернизацию экономические объединения. Нуждается в обсуждении вопрос, какие из экономических объединений могут получить подобные права.
Таким образом, насущной потребностью современной теории экономической конституции и теории конституционной экономики становится разработка вопроса о составе субъектов экономической деятельности и порядке их участия в конституционной модернизации страны.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.