Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРЕД ПАРЛАМЕНТОМ В РОССИИ И ФРАНЦИИ
И.А. СТАРОДУБЦЕВА
Конституции России и зарубежных стран предусматривают меры конституционно-правовой ответственности правительства перед иными органами государственной власти - главой государства и парламентом. Отставка правительства является конституционно-правовой санкцией за неудовлетворительную деятельность органа исполнительной власти. Такие конституционные нормы направлены на обеспечение контроля за деятельностью правительства со стороны других высших органов государственной власти и применяются в рамках системы сдержек и противовесов. В конце 2008 г. в Конституцию Российской Федерации внесена поправка, предусматривающая расширение контрольных полномочий Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации, Председатель которого обязан ежегодно отчитываться перед нижней палатой парламента <1>. Это подтверждает актуальность выбранной темы для России на современном этапе развития. Однако полномочия Государственной Думы не были расширены в случае признания работы Правительства России неудовлетворительной. Решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти может принять только глава государства, а предоставленное конституционной поправкой Государственной Думе полномочие заслушивать отчет Правительства России носит только информационный характер и существенно не влияет на расширение парламентского контроля за исполнительной властью. В последние годы в России уделяется повышенное внимание борьбе с коррупцией, принимаются соответствующие нормативные правовые акты <2>. Федеральный закон "О противодействии коррупции" предусматривает норму о развитии института парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в качестве меры по профилактике коррупции. Поэтому исследование механизма конституционно-правовой ответственности Правительства России перед парламентом и его совершенствование направлены и на предупреждение коррупции.
--------------------------------
<1> О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 2.
<2> О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1231; О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию: Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3424; О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 52. Ч. 1. Ст. 6228; Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции": Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 52. Ч. 1. Ст. 6229; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции": Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 52. Ч. 1. Ст. 6235; О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов": Указ Президента РФ от 18 января 2010 г. N 80 // Российская газета. 2010. 22 января.
По форме правления Россия относится к смешанной республике, одним из основных признаков которой является ответственность Правительства и перед главой государства, и перед парламентом. Конституция Российской Федерации предусматривает следующие формы конституционно-правовой ответственности Правительства России перед иными органами государственной власти: 1) отставка (перед Президентом России); 2) недоверие (перед Государственной Думой). Глава государства может принять решение об отставке Правительства РФ в соответствии со ст. 117 без каких-либо конституционных оснований и после выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству России, во-первых, по собственной инициативе, во-вторых, если вопрос о доверии Правительству ставит его Председатель (в зарубежных странах указанные формы конституционно-правовой ответственности называются "резолюция порицания" и "вотум недоверия"). Однако ни в том ни в другом случае не наступает отставка Правительства, что характеризует механизм парламентского контроля в России как слабый. Решение об отставке высшего федерального органа исполнительной власти даже в случае выражения ему недоверия нижней палатой парламента принимает Президент РФ. Указанные конституционные нормы, с одной стороны, ограничивают парламентский контроль в России, с другой стороны, не создают системы сдержек и противовесов между Государственной Думой и Правительством России в части парламентского сдерживания исполнительного органа. Они также предоставляют главе государства слишком широкие конституционные полномочия в механизме сдержек и противовесов.
Анализ норм Конституции России, регулирующих парламентскую ответственность Правительства РФ, позволил определить следующие особенности конституционного института парламентского контроля за исполнительной властью в России: а) отсутствие в Конституции России конкретных оснований для конституционно-правовой ответственности Правительства России; б) решение Государственной Думы о выражении недоверия Правительству РФ не влечет его отставки; в) применение конституционно-правовой санкции в виде отставки Правительства РФ осуществляет только Президент Российской Федерации.
Французская Республика по Конституции от 4 октября 1958 г. <3> также соответствует основным признакам смешанной республики как формы правления, в этом проявляется сходство с Россией. Однако Правительство Франции несет конституционную ответственность перед Национальным собранием (нижней палатой парламента), которое вправе отправить его в отставку. Конституция Франции предусматривает следующие формы ответственности Правительства перед Национальным собранием (ст. 49): 1) резолюция порицания; 2) вотум недоверия по программе Правительства или по декларации об общей политике.
--------------------------------
<3> См.: Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. В.В. Маклаков. М.: Волтерс Клувер, 2006.
Национальное собрание может поставить вопрос об ответственности Правительства путем голосования по резолюции порицания. Конституция Французской Республики устанавливает два вида резолюции порицания: а) резолюция порицания общего характера (в виде неудовлетворительной оценки деятельности Правительства без конкретных конституционных оснований); б) резолюция порицания в качестве отказа в доверии Правительству в связи с голосованием по какому-либо акту. Конституция предусматривает сложные условия по началу процедуры внесения резолюции порицания, срокам и количеству в течение сессии.
Для принятия резолюции общего характера установлены следующие требования. Инициатива резолюции порицания должна быть подписана не менее чем десятой частью депутатов Национального собрания, и голосование по ней может состояться только через 48 часов с момента внесения. Принимается резолюция порицания простым большинством голосов. Депутат Национального собрания не может подписывать более трех резолюций порицания в течение одной и той же внеочередной сессии. Второй вид резолюции порицания представляет собой отказ Национального собрания в доверии Правительству в связи с голосованием по какому-либо акту. Премьер-министр после обсуждения в Совете министров (конституционный орган, включающий Президента и Правительство Франции) может поставить в Национальном собрании вопрос об ответственности Правительства в связи с голосованием по какому-либо акту. В этом случае акт считается принятым, за исключение случая, когда резолюция порицания, внесенная в течение последующих 24 часов, будет принята. На нее распространяются вышеизложенные требования, предусмотренные для резолюции порицания общего характера в отношении инициативы и принятия простым большинством голосов. На данный вид резолюции порицания не распространяется ограничение о количестве резолюций, которые депутат Национального собрания может подписывать в течение одной сессии.
Вотум недоверия как форма конституционной ответственности Правительства Франции перед Национальным собранием инициируется премьер-министром после обсуждения этого вопроса в Совете министров путем постановки в Национальном собрании вопроса об ответственности Правительства по его программе или декларации об общей политике. Премьер-министр может также поставить вопрос об ответственности в связи с голосованием по какому-либо акту (что изложено выше), но в случае отказа Национального собрания в доверии требуется вынесение резолюции порицания как формы ответственности, что является более сложной процедурой, чем неодобрение программы или декларации об общей политике Правительства. Национальное собрание принимает решение об одобрении или неодобрении программы или декларации об общей политике Правительства путем голосования простым большинством голосов.
Если Национальное собрание примет резолюции порицания или не одобрит программу или декларацию об общей политике Правительства, то премьер-министр обязан вручить Президенту Французской Республики заявление об отставке Правительства.
Вышеизложенные нормы Конституции Французской Республики показывают широкие полномочия нижней палаты парламента по контролю за Правительством и последствия неудовлетворительной оценки его деятельности - обязанность премьер-министра заявить об отставке.
Для совершенствования конституционного института парламентского контроля за исполнительной властью в России с учетом опыта Французской Республики предлагается изменить Конституцию России в части расширения полномочий нижней палаты Федерального Собрания по контролю за деятельностью Правительства РФ. Конституция России в ст. 117 предусматривает, что даже если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент принимает одно из двух решений: объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. На мой взгляд, в данном случае необходимо расширить парламентский контроль за исполнительной властью и предусмотреть обязанность главы государства отправить Правительство в отставку и не распускать Государственную Думу. Предлагается внести соответствующую поправку в Конституцию Российской Федерации и последнее предложение ч. 3 ст. 117 изложить в следующей редакции: "В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации обязан объявить об отставке Правительства". Данное предложение направлено на развитие института парламентского контроля, расширение полномочий парламента, совершенствование механизма сдержек и противовесов и противодействие коррупции.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.