Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О СТАТУСЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Р. ХАПТАЕВ
На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации образованы и реально функционируют 13 конституционных судов и 3 уставных суда. Очевидно, что осуществление конституционного контроля в тех субъектах Российской Федерации, где конституционные (уставные) суды не созданы, весьма затруднительно.
Это вызвано различными причинами. На федеральном уровне четко не определены статус подобных судов и их место в системе органов государственной власти. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <1> (в редакции Федерального конституционного закона от 5 апреля 2005 г. N 3-ФКЗ) конституционные (уставные) суды являются судами субъектов Российской Федерации. Статья 27 указанного Закона закрепляет, что конституционные (уставные) суды могут создаваться субъектами Российской Федерации. Из этих двух положений неясно, какое место занимают конституционные (уставные) суды в системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
Из ст. 77 Конституции Российской Федерации вытекает весьма парадоксальный вывод о том, что в субъектах Российской Федерации создаются только представительные и исполнительные органы, действие других органов, в том числе конституционных (уставных) судов, исключается. Однако возможен и другой вывод - представительные и исполнительные органы государственной власти создаются в соответствии с общими принципами, установленными федеральным законом, а система остальных органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно. Именно поэтому, на наш взгляд, неправомерно закрепление в ст. 2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 157-ФЗ) <2> системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 декабря 2005 г. N 491-О "По запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" <3> указал, что конституционные (уставные) суды входят в систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом в соответствии с принципом разделения властей на уровне субъекта Российской Федерации конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации является самостоятельным конституционным (уставным) органом государственной власти, поскольку учреждается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации, а его решения, вынесенные в пределах его полномочий, в силу ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" являются обязательными для всех органов публичной власти, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
--------------------------------
<3> Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. N 2.
Обратимся к нормативному закреплению статуса действующих конституционных, уставных судов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1992 г. "О Конституционном суде Республики Башкортостан" <4> (в редакции Закона Республики Башкортостан от 21 апреля 2008 г. N 1-з) Конституционный суд Республики Башкортостан является органом судебной власти, самостоятельно и независимо осуществляющим правосудие посредством конституционного судопроизводства. Аналогичная формулировка содержится в законах о Конституционных судах Республики Коми, Республики Марий Эл. В данном случае не закрепляется положение о том, что Конституционный суд входит в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в судебную систему Российской Федерации.
--------------------------------
<4> Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2004. N 3(177). Ст. 91.
В законах о Конституционных судах Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Республики Татарстан правовой статус Конституционных судов дополнен положением о том, что деятельность Конституционного суда направлена на защиту конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и непосредственного действия Основного Закона, принципа разделения властей, упрочение законности в правотворчестве и применении права. В законах о Конституционных, уставных судах Республики Адыгея, Республики Карелия, Республики Тыва, Санкт-Петербурга, Республики Саха (Якутия) установлено, что данные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Только лишь в законах об Уставных судах Калининградской и Свердловской областей закреплен двоякий статус этих судов. Так, в соответствии со ст. 2 Закона Свердловской области от 6 мая 1997 г. N 29-ОЗ (в редакции Закона Свердловской области от 14 июня 2005 г. N 47-ОЗ) <5> "Об Уставном суде Свердловской области" Уставный суд является органом государственной судебной власти Свердловской области. Уставный суд входит в единую судебную систему Российской Федерации.
--------------------------------
<5> Собрание законодательства Свердловской области. 1997. N 5(1997). Ст. 930.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что закрепление статуса действующих региональных органов конституционной юстиции в той или иной степени не соответствует федеральному правовому регулированию. Это объясняется тем, что большинство законов о конституционных, уставных судах субъектов Российской Федерации было принято в 90-х годах прошлого столетия, когда сама возможность создания подобных судов представлялась достаточно сомнительной. В настоящее время наиболее точно статус конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации определен в Законе Московской области от 26 сентября 2006 г. N 153/2006-03 "Об Уставном суде Московской области" (в редакции Закона Московской области от 17 мая 2007 г. N 61/2007-ОЗ) <6>, в ч. 3 ст. 1 которого указано: "Уставный суд входит в судебную систему Российской Федерации и систему органов государственной власти Московской области".
--------------------------------
<6> Ежедневные новости. Подмосковье. 2006. N 185.
Признание факта нахождения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в судебной системе Российской Федерации свидетельствует о том, что общие принципы функционирования российских судов должны распространяться также и на конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Особенно это касается статуса судей, поскольку судьи обладают единым статусом в Российской Федерации.
Утверждение того факта, что конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации входят в систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации, указывает на значительную специфику при правовом регулировании организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Например, дополнительные гарантии судьям, которые могут устанавливаться субъектами Российской Федерации.
Представляется спорным мнение Ш.Ш. Ягудина о том, что "федеральная власть в части создания конституционных (уставных) судов, следуя конституционному принципу федерализма, не довлеет над субъектами Федерации, поскольку указанные суды - органы государственной власти субъектов, образуемые ими самостоятельно" <7>. Конституционные (уставные) суды, безусловно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обладающие своей особой компетенцией <8>, т.е. существует определенный круг вопросов, решение которых не подведомственно никаким иным органам. Поэтому, если Федерация образует конституционные (уставные) суды, они должны быть в каждом субъекте Российской Федерации. В противном случае созданные конституционные, уставные суды необходимо упразднить, а решение подведомственных им вопросов передать в иные органы.
--------------------------------
<7> Ягудин Ш.Ш. О статусе конституционных судов республик Российской Федерации // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства: Сб. ст. Казань: ООО "Офсет-сервис", 2006. С. 472.
<8> Например, разрешение споров о компетенции между органами местного самоуправления.
Многие ученые отмечают необходимость принятия федерального закона об общих принципах организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации <9>. Мы полагаем, что именно в принятии данного закона видится один из основных способов оптимизации института региональной конституционной юстиции. В этот закон при соответствующем изменении иных федеральных законодательных актов, регулирующих деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, необходимо включить императивную норму о создании конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Это позволит образовать конституционные (уставные) суды во всех субъектах нашей страны.
--------------------------------
<9> См.: Кряжков В. Региональная конституционная юстиция в Российской Федерации: состояние и пути развития // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. N 3(60). С. 159.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.