Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРЕДМЕТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
М.А. КОНДРАТЬЕВА
Конституционное право имеет особые черты, выделяющие его среди других отраслей в системе права. Оно теснее всех других отраслей связано с политикой, властью, политическими отношениями <1>. В немецкой, как и в российской юридической литературе, часто конституционное право определяется как политическое право (politisches Recht) <2>, которое создает правила политических действий и решений <3>.
--------------------------------
<1> См., например: Еременко Ю.П. Предмет российского конституционного права. Ростов-на-Дону, 1996. С. 23; Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 101; Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 2006. С. 14 - 16, 18 - 19; Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. 6-е изд., изм. и доп. М., 2007. С. 15; Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. М., 2007. С. 58; Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 Т. Т. 1. 4-е изд. М., 2010. С. 21 - 22.
Подобный подход развит также в немецкой юридической литературе в отношении роли и места конституционного права Германии. См., например: Limbach J. Das Bundesverfassungsgericht. Geschichte-Aufgabe-Rechtsprechung. Heidelberg, 2000. S. 14; Ooyen R., Mollers M. Das Bundesverfassungsgericht im politischen System. Wiesbaden, 2006. S. 295.
<2> См., в частности: Burchardt D.O. Grenzen verfassungsgerichtlicher Erkenntnis zur Prozeduralitat der Verfassungsnormativitat. Berlin, 2004. S. 24.
<3> Hesse K. Grundzuge der Bundesrepublik Deutschland. Neudruck der 20. Aufl. Heidelberg, 1999. S. 13.
Во многом это объясняется тем, что "все существенные отношения в обществе концентрируются и выносятся на уровень политики" <4> и таким образом становятся политическими отношениями, основным содержанием предмета конституционного права, а политика включается в число главных объектов конституционно-правового регулирования. При таком подходе политика понимается как деятельность государства, его органов, граждан, политических партий, иных общественных объединений, характеризуемая их взаимодействием и связанная с организацией и осуществлением власти, которая реализуется, в частности, в процессе управления общественными и государственными делами в наиболее значимых сферах. В связи с особой значимостью для общества и государства политические отношения можно рассматривать в качестве основополагающих, в целом характеризующих конституционный строй, поэтому они формализуются в конституции, законах и других источниках, содержащих нормы конституционного права.
--------------------------------
<4> Чиркин В.Е. Об объекте конституционного регулирования // Государство и право. 2005. N 4. С. 7.
В предмете конституционного права политические и социальные отношения нельзя рассматривать как абсолютно независимые друг от друга, потому что в чистом виде они существуют лишь теоретически. Если, например, парламентом принимается закон, то это действие и его результат следует определить как политические. При этом такой закон может касаться только социальных вопросов, регулировать социальные отношения. Вместе с тем социальные группы, с какими бы целями они ни были созданы, почти всегда сталкиваются с политикой <5>. Поэтому можно сказать, что в его предмете сочетаются политические и неполитические отношения, и те и другие связаны с политикой, властью, но эта связь является различной. Например, социальные, экономические отношения входят в предмет конституционного права в той части, в какой они касаются обеспечения деятельности органов государственной власти, а также создания гарантий прав и свобод человека и гражданина.
--------------------------------
<5> См.: Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2003. С. 220.
Применительно к характеристикам и задачам государства в правовой литературе по-разному раскрывается смысл понятия "политический". В широком смысле политическим называется все то, что относится к государству, поэтому вся государственная деятельность есть деятельность политическая. В узком смысле при противопоставлении политических задач культурным, социальным со словом "политический" связывается представление об отдельном направлении этой деятельности, имеющей целью сохранение и укрепление государственной организации <6>. Таким образом, выделяется особая политическая область, которая наиболее близко связана с государственной властью, действиями и решениями ее органов, что находит закрепление в нормах конституционного права.
--------------------------------
<6> См.: Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 2004. С. 86.
В широком смысле почти все отношения в обществе и государстве испытывают воздействие власти, которое оказывается ею непосредственно при функционировании властных структур и опосредованно в качестве обеспечительных мер при включении человека, институтов общества. Так, личные права и свободы непосредственно не относятся к политической сфере, но всегда гарантируются деятельностью государства, и в этом смысле они связаны с политикой.
Вообще право создается властью, формирующей политику. Вместе с тем право закрепляет основные правила для власти, в том числе пределы функционирования, формы ее организации. Справедливо отмечается, что конституция не устанавливает точку равновесия, ее нахождение является вопросом политики <7>.
--------------------------------
<7> См.: Валадес Д. Конституционные проблемы правового государства. М., 2009. С. 77.
Соответственно представляется логичным выделение именно в предмете конституционного права такого вида политических отношений, как властеотношения <8>. В юридической литературе существуют различные определения понятия властеотношений, однако следует выделить два основных подхода в их рассмотрении.
--------------------------------
<8> См., например: Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение. 1998. N 1. С. 19; Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 2006. С. 15.
При узком подходе властеотношения определяются как отношения, связанные с господством и управлением, где одна сторона - управляющие, а другая - управляемые, подчиненные, а основной ресурс - власть <9>. Это отношения властвования. Так, "в ходе функционирования власти неизбежно возникают особые отношения между властвующим и подвластным субъектами. В этих властеотношениях происходит навязывание воли властвующего воле подвластного" <10>.
--------------------------------
<9> См., например: Волков П.В. Теоретико-правовые проблемы федерализма: федеративные властеотношения: Дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2004. С. 130.
<10> Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование // Правоведение. 1992. N 2. С. 4.
При более широком подходе властеотношения рассматриваются не только как "отношения "властвования", предполагающие соподчинение вступающих в них субъектов. К ним также следует причислить и иные отношения, в частности:
- отношения по поводу власти (например, принадлежность, организация, территориальные границы власти);
- отношения, связанные с взаимоотношениями с властью (например, участие граждан в осуществлении власти, посредством их политических прав, различные формы контроля народа за властью);
- отношения, касающиеся ограничения власти" <11>.
--------------------------------
<11> Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 20 - 21.
Такой широкий подход к властеотношениям предопределяет роль конституционного права в регулировании государственной власти. Власть в таких отношениях представляет собой основной объект и необходимое условие их существования, развития. Вместе с тем можно уточнить приведенное понятие властеотношений в той части, в которой блок отношений по поводу власти и блок отношений, касающихся ограничений власти, относятся к властеотношениям. Оба эти блока действительно самым непосредственным образом связаны с устройством, организацией власти. Однако блок отношений, связанных с взаимоотношениями с властью, в большей мере характеризует осуществление власти, а не ее организацию, и поэтому отношения, которые в него входят, могут быть определены не как властеотношения, а как политические отношения в широком смысле слова.
В целом политические отношения - это сфера деятельности, которая связана с организацией, осуществлением власти, в частности с процессом управления делами общества и государства в жизненно важных сферах. При этом во властеотношениях закладываются "каркас" власти, принципы и модели принятия властных решений, все это служит базой для всего комплекса политических отношений в государстве. Правовое закрепление властеотношений влияет на регулирование всех политических отношений, составляющих предмет конституционного права. Во властеотношениях складываются структура, система органов государственной власти, порядок их формирования - все это определяет формы, механизмы политической деятельности. Например, такие конституционные принципы, как демократизм, разделение властей, оказывают регулятивное воздействие в равной мере на процессы организации и осуществления государственной власти.
Так, демократические основы управления связаны с такой важной конституционной характеристикой властеотношений, как народовластие. Это проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции единственным источником власти в РФ является народ. В частности, народ управляет государственными делами через выбранных депутатов Государственной Думы РФ. В соответствии с Законом от 8 мая 1994 г. депутат Государственной Думы РФ - это представитель народа, уполномоченный осуществлять законодательные и иные полномочия (ч. 2 ст. 1) <12>. В свою очередь, депутаты, получившие народный мандат, должны осуществлять работу с избирателями и главное - поддерживать с ними постоянную связь.
--------------------------------
<12> Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Закона от 12 мая 2009 г. N 94-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74; 2009. N 20. Ст. 2391.
Сочетание, взаимодействие процессов организации и осуществления государственной власти имеет место также на уровне субъектов РФ. Так, принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции, с одной стороны, определяет систему органов государственной власти в субъектах РФ, регулируя властеотношения, а с другой - особенности политической деятельности, т.е. осуществление власти. При этом в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подчеркивается, что такое разделение государственной власти обеспечивает сбалансированность полномочий и исключение сосредоточения всех полномочий в ведении одного органа (ст. 1) <13>. Таким образом, подобная организация власти в субъектах РФ влияет на ее осуществление, задавая необходимые векторы развития и являясь важной гарантией от монополизации власти одним или иным видом органов.
--------------------------------
<13> Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Закона от 17 декабря 2009 г. N 326-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2009. N 51. Ст. 6163.
Можно сказать, что в широком смысле не существует общественных отношений, на которые государственная власть не оказывала бы влияние. Это объясняется тем, что государство, используя власть как инструмент, реализует управленческую функцию во всех сферах общественной жизни. Таким образом, предмет конституционного права включает политические отношения, в частности "отношения государственного властвования... а иные отношения получают в нем свое политическое опосредование" <14>. Конституционно-правовые отношения предопределены политическими условиями в обществе и государстве, а их возникновение, содержание и реализация во многом обусловлены политикой.
--------------------------------
<14> Еременко Ю.П. Предмет российского конституционного права. Ростов-на-Дону, 1996. С. 23.
Следует отметить, что политические отношения могут составлять также предмет других отраслей российского права (административного, финансового, международного и т.д.). Вместе с тем властеотношения, возникающие в связи с установлением основных принципов организации государственной власти и деятельности по принятию властных решений, входят только в предмет конституционного права.
Регулирование в конституционном праве властеотношений связано в значительной степени с политической функцией конституции, в которой всегда находят закрепление основополагающие принципы организации государственной власти. Однако со временем и изменениями конкретных исторических условий принципы, определяющие организацию власти и порядок формирования органов государственной власти, тоже меняются, что во многом объясняется идеологическим влиянием на характер власти. Можно сказать, что конституции, принятые на различных исторических этапах развития общества и государства, как правило, содержат нормы, которые закрепляют властеотношения, делая это по-разному. Например, Конституция РСФСР 1978 г. и Конституция РФ 1993 г. включают нормы, определяющие организацию власти, властеотношения. Но в Конституции 1978 г. закреплен принцип демократического централизма, а Конституция 1993 г. содержит принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Эти принципы по-разному выстраивают политические отношения, включая формирование, функционирование его органов, их взаимодействие между собой.
При анализе политических отношений важно рассмотреть некоторые формы участия в них органов государства и тем самым охарактеризовать в определенной мере содержание таких отношений. Вообще политические отношения складываются между органами государства, между гражданами и государством, политическими партиями между собой и государством в связи с реализацией государственной власти <15>. Что же касается участия органов государства в политических отношениях, особенно в связи с их ролью, отводимой в процессе организации и реализации власти, то важным признаком является их участие в "образовании государственной воли" <16>, которое можно рассматривать в качестве критерия, определяющего меру включения органов государства в политические отношения. В основном они участвуют в "образовании государственной воли" посредством принятия властных решений в процессе своей деятельности. Иными словами, они осуществляют согласованную управленческую деятельность в основных сферах общественной и государственной жизни в соответствии с основами конституционного строя.
--------------------------------
<15> См., например: Автономов А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М., 1999. С. 49; Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. М., 2008. С. 339.
<16> Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 2004. С. 177.
Так, Президент РФ как глава государства наиболее полно участвует в "образовании государственной воли": определяет основные направления внутренней и внешней политики (ч. 3 ст. 80 Конституции), обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране (п. "е" ст. 84). Президент РФ, осуществляя эти конституционные полномочия, обеспечивает единство государственной власти в условиях ее функционального разделения и устойчивость всего процесса управления.
Федеральное Собрание РФ, реализуя законодательную функцию, "является одним из главных центров выработки политики, выражаемой в законах" <17>, и в этом качестве участвует в "образовании государственной воли".
--------------------------------
<17> Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2001. С. 409, 434.
Правительство РФ как высший орган исполнительной власти также включается в этот процесс посредством управленческой деятельности в основных сферах общественной жизни в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, а также его посланиями. Поэтому основные полномочия Правительства РФ состоят в организации реализации внутренней и внешней политики, а также в регулировании в социально-экономической сфере (ст. 13) <18>. Этому способствуют разработка и утверждение, одобрение Правительством РФ политических документов программного, идеологического характера (например, концепций, доктрин, стратегий). Значение таких политических документов заключается в том, что они используются как концептуальная база для правотворчества и способствуют согласованной правоприменительной деятельности.
--------------------------------
<18> Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в редакции ФКЗ от 30 декабря 2008 г. N 8-ФКЗ) // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 2009. N 1. Ст. 3.
Таким образом, субъектами политических отношений, во многом урегулированных нормами конституционного права, становятся органы государства, осуществляющие управление жизнедеятельностью общества и государства, участвующие в "образовании государственной воли".
Итак, предмет конституционного права соприкасается с политикой, подвержен политическому влиянию, при этом он в основном состоит из политических отношений, часть которых - это всегда властеотношения. Его главным источником является конституция, которая сочетает в себе правовые и политические начала, это выражается в том, что она "прямо закрепляет основы государственной политики" <19> и выступает регулятором политической деятельности в обществе и государстве.
--------------------------------
<19> Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. N 4. С. 13.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.