Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ "ПАРЛАМЕНТАРИЗМ"
В.В. КРАМСКОЙ
Длительное время в науке конституционного права и политологии используется категория "парламентаризм". И казалось бы, данное понятие, являясь хрестоматийным и общеупотребительным, не должно вызывать никаких разнотолков. Однако трудно говорить о каком-либо единодушии в ученой среде при определении дефиниции "парламентаризм". Неоднозначное понимание рассматриваемого термина обусловлено прежде всего его дуалистической политико-правовой природой и сложной содержательной структурой.
Правоведы и политологи дают самые разнообразные определения понятию "парламентаризм". И примечательно то, что лишь некоторые из них видят парламентаризм непосредственно через призму сложившихся в теории государства и права категорий: "форма правления", "государственно-правовой (политический) режим", "политическая система". Но в то же время существуют дефиниции, характеризующие парламентаризм через словосочетания, которые формально не охватываются понятийным аппаратом теории государства и права, но семантическое значение которых, по сути, подпадает под вышеприведенные термины.
Для осуществления анализа проведем обзор собранных формулировок парламентаризма:
1) парламентаризм - государственный строй, основанный на верховенстве парламента в системе органов государства <1>;
--------------------------------
<1> См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 469.
"парламентаризм - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при юридическом верховенстве представительного (законодательного) органа - парламента" <2>;
--------------------------------
<2> Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2004. С. 416.
парламентаризм есть особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка <3>;
--------------------------------
<3> См.: Парламентское право России / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М., 1999. С. 5, 385.
"парламентаризм - это система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательной и исполнительной властей при привилегированном положении парламента" <4>;
--------------------------------
<4> Большой энциклопедический словарь. М., 1997. С. 880.
2) "парламентаризм - особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента" <5>;
--------------------------------
<5> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 417.
"парламентаризм - это система государственного руководства обществом, характеризующаяся четким распределением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам" <6>;
--------------------------------
<6> Общая и прикладная политология. М., 1997. С. 480.
парламентаризм - разновидность государственного режима, при котором обеспечено не только юридическое, но и фактическое верховенство высшего представительного учреждения, подчиненность и подконтрольность ему правительства <7>;
--------------------------------
<7> См.: Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М., 2001. С. 26.
3) парламентаризм - это государственно-политическая система, в рамках которой парламент имеет высший статус и играет ведущую роль в осуществлении государственной власти <8>;
--------------------------------
<8> См.: Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. М., 2000. С. 256.
"парламентаризм - политическая система, где суверенная воля народа находит свое воплощение в избираемом на основе всеобщего и тайного голосования, в условиях многопартийности и разделения властей высшем представительном учреждении, которое осуществляет законодательную деятельность и контроль за органами исполнительной власти и гарантирует защиту интересов как большинства, так и меньшинства граждан" <9>;
--------------------------------
<9> Рыбкин И.П. Становление и развитие парламентаризма в России: Автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 1995. С. 4.
4) "парламентаризм - сложный и многогранный феномен, некая шкала социальных ценностей, где господствует закон, утвердились принципы верховенства права и разделения властей, где гражданское общество характеризуется демократизмом и высокой политико-правовой культурой" <10>.
--------------------------------
<10> Миронов О.О. Истоки российского парламентаризма // Представительная власть. 1996. N 4-5. С. 100.
Указанные определения парламентаризма можно свести к следующим ключевым понятиям: парламентаризм - форма правления; парламентаризм - политический режим; парламентаризм - политическая система; парламентаризм - идея.
Такой разброс мнений отнюдь не случаен, поскольку в научной абстракции и реальном государственном институте "парламентаризма" совмещаются и элементы формы правления (организация высших органов государственной власти и их связь между собой и населением), и политического режима (процессуальные особенности осуществления государственной власти посредством определенных средств и способов), и политической системы (модель взаимоотношений государственных органов между собой и с населением).
Таким образом, при дефинитивном определении парламентаризма акцент исследователями делается на одной из упомянутых категорий. При этом подчеркивается, что парламентаризм в своей основе предполагает реальное разделение властей на законодательную и исполнительную в системе публичной власти и необходимость функционирования представительных учреждений как головных структур в механизме государства.
Действительно, разведение в разные стороны законотворческого и проводящего в жизнь закон органов - исторический признак парламентаризма. Классики коммунистической идеологии говорили и воплощали на практике именно слияние законодательной и исполнительной ветвей власти в одном лице, отсутствие чего в буржуазном парламентаризме выставлялось как тлетворный и демагогический институт. "Коммуна должна была быть не парламентским учреждением, а работающим, в одно и то же время законодательствующим и исполняющим законы" <11>.
--------------------------------
<11> Ленин В.И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции. М.: Политиздат, 1969. С. 47.
Рассматривая принцип разделения властей как неотъемлемый атрибут парламентаризма, необходимо иметь в виду то, что в конституционной практике существует принцип совмещения министерского и депутатского постов, т.е. нахождение в одних руках части законодательной и исполнительной власти. При этом есть как противники, так и сторонники данного института. Первые указывают на то, что принцип совмещения нарушает начала разделения властей; отвлекает членов правительства от выполнения их непосредственной работы, втягивая их в пучину парламентских дебатов; подрывает законодательную независимость парламента. Приверженцы указанного принципа выявляют следующие преимущества в реализации данного положения: министры становятся реально и оперативно доступными для депутатов; существует возможность решать важные задачи управления не только техническим специалистам, но и лицам, завоевавшим доверие избирателей, что повышает авторитет как парламента, так и правительства в глазах народа; не ставит перед отдельными политиками дилемму - присягать на верность либо исполнительной власти, либо парламенту <12>. Другими словами, присутствие элементов исполнительной власти в рядах власти законодательной выставляется как разумный инструмент сотрудничества. К примеру, Г.В.Ф. Гегель пишет: "В Англии министры должны быть членами парламента, и это постольку правильно, поскольку участвующие в правительстве должны находиться в связи, а не в антагонизме с законодательной властью" <13>.
--------------------------------
<12> См.: Барабашев А.Г. Парламент и Правительство в Российской Федерации // Конституционный строй России. Выпуск второй. Вопросы парламентского права. М., 1995. С. 83.
<13> Гегель. Сочинения. Т. VII. Философия права. М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. С. 323.
Не стоит забывать, что принцип совмещения министерского и депутатского постов содержится и в Конституции Российской Федерации в пункте 9 раздела второго "Заключительные и переходные положения", который на сегодня утратил юридическую силу: "Депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации". Данное положение не действует, но при этом половина членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представители исполнительной власти. На сегодняшний день члены Совета Федерации - представители от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации лишь номинально связаны с исполнительной властью (определение кандидата - представителя от исполнительного органа, предоставление для осуществления им своих полномочий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации транспортных средств, отдельного охраняемого помещения, оборудованного мебелью, средств связи и создание иных материально-технических условий). Такой порядок существует ныне. Однако если посмотреть относительно недавнюю историю порядка формирования верхней палаты российского парламента, то видно, что Совет Федерации первого состава был избран на основании Указа Президента РФ "О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 11 октября 1993 г. N 1626 по мажоритарной системе по двухмандатным избирательным округам, границы которых совпадали с административными линиями раздела между соответствующими регионами России. Затем второй состав формировался, опираясь на ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г., предусматривающий, что членом Совета Федерации являются по должности глава исполнительной власти и председатель законодательного собрания субъекта РФ. Эта модель явно находилась в конфронтации с принципом разделения властей.
Исходя из вышеизложенного, о принципе разделения властей как о ключевом, но все же неотъемлемом признаке парламентаризма, на наш взгляд, говорить сложно. Тем более что парламентаризм в известной мере умаляет принцип разделения властей, суть которого сводится к действию системы сдержек и противовесов с целью недопущения примата одной власти над другой. Ведь согласно теории разделения властей "недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа" <14>. Но из рассмотренных выше определений парламентаризма можно вычленить такие признаки, как "привилегированное положение парламента", "привилегированное положение законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам", "существенная политическая и идеологическая роль парламента", "верховенство парламента в системе органов государства", "не только юридическое, но и фактическое верховенство высшего представительного учреждения".
--------------------------------
<14> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 134.
Таким образом, многие исследователи видят парламентаризм через господство парламента над другими государственными органами.
Наряду с принципом разделения властей одним из атрибутов парламентаризма исследователи называют создание и функционирование парламента как законодательного и представительного органа. Безусловно, внешним проявлением парламентаризма является парламент, но парламент не суть парламентаризма. Законотворческий орган - это лишь материальная оболочка законодательной ветви власти, это ее материальное оформление. Другой вопрос, является ли этот орган придатком административной власти или же самостоятельно функционирующим. Поэтому независимый в известной степени от исполнительной власти парламент - проявление принципа разделения властей, но не парламентаризма как такового.
Имманентным принципом парламентаризма называют также и принцип законности. Но ведь законность является базисной не только по отношению к парламентаризму категорией, поскольку она организует функционирование всего государственного аппарата в правовом государстве. Разве не должны соотносить свою деятельность органы исполнительной, судебной власти с положениями правовых актов? Поэтому императивное и неизменное соблюдение и исполнение законов и иных нормативных правовых актов есть также обязанность парламента в целях сбалансированности ветвей единой государственной власти.
В данных выше определениях парламентаризма подчеркивалось верховенство парламента в системе государственных органов. На наш взгляд, подобное соотношение проистекает из такого начала, как народное представительство. Именно оно выступает ключевым признаком парламентаризма, поскольку "общая воля народа является властителем в государстве" <15>. По мысли Г. Еллинека, "избирающий народ - первичный государственный орган, создающий народное представительство в качестве вторичного государственного органа. Народное представительство есть, таким образом, орган органа" <16>. Ценность народной воли видится прежде всего через ее суверенность и властный характер, проявляющиеся в учредительном потенциале. Законодательная, исполнительная и судебная власти - власти, учрежденные народом. При этом необходимо брать в расчет, что народ представляет собой сложный конгломерат индивидуумов, преследующих различные цели и действующих под влиянием противоречивых интересов, а не подобно одной личности с единым сознанием и едиными интересами <17>, и "из воли многих психологически никогда не возникает единая воля" <18>. Конституция Российской Федерации постулирует данные положения следующей нормой, предусмотренной ст. 13: "В Российской Федерации признается идеологическое многообразие". Другими словами, принцип идеологического многообразия является важной составляющей принципа народовластия.
--------------------------------
<15> Гачек Ю. Общее государственное право на основе сравнительного правоведения / Под ред. М.А. Рейснера; Авторизов. перевод с нем. М.Я. Лазерсона. Рига: Наука и жизнь, 1917. Часть I: Право современной монархии. С. 101.
<16> См.: Гачек Ю. Указ. соч. С. 103.
<17> См.: Ламберт Д., Лейкман Э. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М., 1958. С. 15.
<18> Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004. С. 163.
Отталкиваясь от всего сказанного, можно предположить, что парламентаризм как научную абстракцию следует определять не через упомянутые категории, а через такое понятие теории государства и права, как "принципы организации и деятельности механизма государства". Представляется, что парламентаризм выступает в качестве конечного результата опыта воплощения в политической жизни и принципа народовластия, и принципа разделения властей, и принципа законности, и принципа идеологического многообразия, выражаясь при этом в качестве конкретной модели механизма государства. Так, А.Д. Керимов пишет: "...мы вправе говорить и об американском, и о французском, и об английском, и о российском парламентаризме. Мы ведь вполне правомерно говорим о таких отработанных практикой систематизированных и обоснованных наукой моделях парламентаризма, как парламентаризм приглушенный, рационализированный, министериальный, номенклатурный и др." <19>.
--------------------------------
<19> Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2008. С. 75, 76.
Таким образом, принцип парламентаризма содержит в себе начала организации механизма государства (народовластие, разделение властей) и начала деятельности, взаимоотношений его составных частей ("система сдержек и противовесов", законность, идеологическое многообразие). Поэтому парламентаризм для политологии предстает как модель организации государственной власти, а для юридической науки - как практика реализации принципа народовластия, разделения властей, законности и идеологического многообразия.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.