Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ)
С.Э. НЕСМЕЯНОВА
Особенностью конституционного права как отрасли является особая направленность регулирования, а именно государство, его институты, государственно-властные отношения. Безусловно, субъектный состав конституционных правоотношений намного шире, но все иные субъекты подпадают под регулирование норм конституционного права лишь потому, что они связаны с государством, с ним взаимодействуют, без воздействия друг на друга не могут функционировать. От имени государства его органы, должностные лица вступают в конституционные правоотношения друг с другом либо с иными субъектами, являясь обязательной стороной таковых.
Нормы конституционного права, регулируя соответствующие отношения, устанавливают определенные характеристики субъектов, которые следует признать формами конституционно-правового статуса. При этом возникает вопрос, в отношении всех ли субъектов конституционных правоотношений устанавливаются характеристики конституционно-правового статуса (например, в отношении органов государственной власти и государственных органов власти). Видимо, конституционно-правовой статус приобретают лишь органы государственной власти как субъекты, чей порядок организации и деятельности регламентирован исключительно нормами конституционного права. Правила формирования и деятельности "вторичных" органов могут быть в основе определены нормами конституционного права, но при этом обязательно дополнены регулированием другими отраслями права. При этом возможно именно конституционно-правовое регулирование основных статусных элементов либо лишь провозглашение конституционных принципов, на которых строится отраслевое регулирование статуса.
Термин "статус" широко употребляется в законодательстве и в юридической литературе <1>. Наравне с термином "правовое положение" термин "правовой статус" обычно применяют тогда, когда речь идет о характеристиках того или иного субъекта правоотношений. В теории права "статус субъекта права", более общая правовая категория, обычно рассматривается как совокупность, система, комплекс основных прав и обязанностей, принадлежащих субъекту права, установленных нормами объективного права независимо от участия субъекта в конкретных правоотношениях <2>. Применительно к органам государственной власти наиболее распространено отождествление правового статуса с компетенцией. Представляется, что в подобном случае можно вести речь лишь о статусе в узком смысле слова. Такой подход представляется ограниченным, не раскрывающим сущности того или иного органа государственной власти. Поэтому необходимо рассматривать вопрос о статусе в широком смысле как совокупности элементов, характеризующих, в частности, орган конституционного судебного контроля со всех сторон.
--------------------------------
<1> См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд. группа "ИНФРА-М-НОРМА", 1997; Правовой статус Президента Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.А. Дмитриева. М., 1997; Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). М.: Ин-т государства и права РАН, 1999 и др.
<2> См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 1997. С. 209.
Конституционно-правовой статус с учетом предназначения собственно отрасли конституционного права должен выполнять некую интегрирующую роль, благодаря которой составляющие статус элементы, связи, характеризующие тот или иной орган, объединяются в единую систему.
Чаще всего понятие конституционно-правового статуса того или иного субъекта конституционных правоотношений дается через перечень составляющих конкретный статус элементов. Составляющие статус элементы должны раскрывать признаки того или иного субъекта, его черты, позволяющие отнести субъект к определенной системе, а также особенности.
Исходя из деления статусов на общий и специальные, необходимо отметить, что в первом случае составляющие статус элементы должны быть присущи каждому субъекту одного вида (например, всем судам). Специальный статус позволяет раскрыть особенности тех или иных характеристик, присущих субъекту внутри какого-либо вида.
Б.Н. Габричидзе в свое время писал, что к элементам конституционного статуса государственного органа можно отнести: политическую и государственно-правовую характеристику органа государства, место различных видов органов в общегосударственной системе, дифференциацию систем, подсистем и видов органов, их соотношение; основы взаимоотношений органов между собой; важнейшие принципы организации и деятельности государственных органов; основы компетенции; виды правовых актов государственных органов <3>. Обращает внимание отсутствие среди элементов такой категории, как ответственность, что было свойственно советскому государственному праву в целом.
--------------------------------
<3> См.: Габричидзе Б.Н. Конституционный статус органов советского государства. М., 1972. С. 10.
Рассматривая понятие конституционно-правового статуса в статике и динамике, Н.А. Богданова отмечает, что при рассмотрении конституционно-правового статуса в широком смысле можно проследить последовательность стадий приобретения статуса, обладания им и его реализации <4>. По этой причине названный автор относит к элементам конституционно-правового статуса: место субъекта в обществе и государстве, его социально-политическую роль и назначение; общую правоспособность; права и обязанности или компетенцию и ответственность; гарантии устойчивости и реальности правового состояния субъекта.
--------------------------------
<4> Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., Юрист. 2001. С. 65.
Необходимо согласится с подобным подходом в определении элементного состава конституционно-правового статуса, в частности, применительно к органам государственной власти, лишь уточняя некоторые из параметров.
Так, применительно к Конституционному Суду следует признать, что конституционно-правовой статус органа конституционного судебного контроля - это совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, иных нормативных актах и характеризующих этот орган как часть государственного механизма, определяющих его как самостоятельную организационную единицу, а также как орган, осуществляющий особую функцию государства - судебную деятельность в форме конституционного правосудия (т.е. устанавливающих его компетенцию и порядок деятельности).
Элементами конституционно-правового статуса органа конституционного судебного контроля могут быть признаны: конституционно-правовая характеристика органа конституционного судебного контроля, влияющая на определение места органа конституционного судебного контроля в системе органов государственной власти, в системе судебных органов; порядок учреждения, формирования и организации деятельности органа конституционного судебного контроля; принципы и гарантии деятельности органа конституционного судебного контроля; компетенция и ответственность соответствующего органа; взаимоотношения органа конституционного судебного контроля с иными органами государственной власти.
Перечень элементов конституционно-правового статуса можно конкретизировать более детально. Например, важным в рассматриваемом вопросе является компонент, включающий полномочия органа конституционного судебного контроля по формированию своих внутренних структур, избранию должностных лиц. На правовое положение соответствующего органа также оказывает влияние статус судей. Но все это поглощается определенными элементами статуса (например, порядком организации органа, принципами и гарантиями деятельности органа).
Конституционно-правовая характеристика органа конституционного судебного контроля. Конституционный Суд прежде всего является органом государственной власти, поэтому ему свойственны признаки, присущие органам государственной власти: 1) Суд наделен государственными властными полномочиями, в пределах которых он вправе самостоятельно решать определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими органами государства, должностными лицами, гражданами; 2) Суд представляет собой организованный коллектив граждан РФ, объединенный общей деятельностью; 3) Конституционный Суд образуется и действует в порядке, установленном Конституцией РФ и ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"; 4) Суд уполномочен от имени Российской Федерации осуществлять функцию конституционного контроля и задачи по обеспечению правовой охраны Конституции РФ; 5) Конституционный Суд РФ финансируется за счет средств федерального бюджета и др.
Конституционный Суд РФ, по Конституции отнесенный к судебной власти, имеет признаки органа судебной власти: 1) он осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства; 2) деятельность данного Суда РФ характеризуется принципами самостоятельности и независимости, свойственными органам судебной власти.
Аналогичные характеристики в отношении органов конституционного судебного контроля субъектов Российской Федерации закрепляются в конституциях (уставах) и специальных законах субъектов Федерации.
Место органа конституционного судебного контроля в системе органов государственной власти. Деятельность государства протекает в различных формах через систему государственных органов. Одной из специфических правовых форм государственной деятельности является конституционный контроль. Представляется, что контроль, неразрывно связанный с другими государственными функциями, можно считать самостоятельной формой деятельности государства, влекущей за собой правовые последствия. Необходимо отметить, что конституционный контроль выходит за рамки чисто юрисдикционной деятельности, т.к. он нацелен не только на пресечение правонарушений, но и на обеспечение согласованности Основного Закона и текущего законодательства.
Конституционный Суд характеризуется как орган судебной власти, однако он существенно отличается от других судебных органов. Отличие его состоит в том, что данный Суд РФ в процессе проверки конституционности нормативных актов в конечном итоге опирается исключительно на нормы Конституции РФ. Провозглашая Конституционный Суд органом судебной власти, законодатель тем самым определяет место Суда в системе органов России, относя его к органам правосудия. При этом Конституционный Суд РФ осуществляет особый вид правосудия - конституционное, применяя при этом особую правовую процедуру - конституционное правосудие <5>.
--------------------------------
<5> См.: Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Изд-во БЕК, 1998. С. 58 - 59.
В Федеральном конституционном законе четко определены основные характеристики Конституционного Суда РФ: статус - судебный орган; его функциональное предназначение - осуществление конституционного контроля; основополагающие принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление судебной власти; процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство <6>.
--------------------------------
<6> Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". Комментарий. М.: Юрид. лит., 1996. С. 20 - 21.
Деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется в виде судебного процесса. В Законе предусмотрены строго определенная последовательность и форма рассмотрения дел о конституционности нормативных актов, участие заинтересованных лиц в разбирательстве; указаны права и обязанности лиц, участвующих в процессе.
Осуществляя конституционный судебный контроль, Суд по конкретным вопросам может применять государственное принуждение. Принимая решение о неконституционности нормативного акта, Суд косвенно осуществляет принуждение через признание акта не соответствующим Конституции РФ.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ - предмет регулирования только Конституции РФ и соответствующего Федерального конституционного закона.
Конституционный Суд РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от иных органов, так как его финансирование производится за счет федерального бюджета, где отдельной строкой предусматриваются средства, необходимые для обеспечения деятельности этого Суда.
Являясь частью судебной системы, Конституционный Суд РФ отличается от других судебных органов особым правовым положением. Так, например, если сравнивать конституционное судопроизводство с уголовным и гражданским, различия заключаются в особом предмете разбирательства, особом круге участников, особых процедурах судопроизводства, особых мерах ответственности и т.д. Только Конституционному Суду РФ предоставлено право осуществлять конституционный судебный контроль в стране, определять соответствие законодательства Федерации и субъектов Федерации Конституции РФ, разрешать споры о компетенции между государственными органами и т.д. В связи с этим можно сказать, что Конституционный Суд РФ стоит как бы на ступень выше Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ является высшим специализированным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ выступает средством ограничения государственной власти и гарантом баланса властей, обеспечивает верховенство права и Конституции РФ, защищает права и свободы человека и гражданина.
Конституционные (уставные) суды субъектов осуществляют конституционное судопроизводство на территории соответствующего субъекта Федерации. Они занимают особое место в системе органов государственной власти субъектов, так же как и Конституционный Суд РФ, имеют особые задачи, выполняют специфические функции. Именно благодаря созданию конституционного (уставного) суда субъект завершает формирование собственной третьей ветви государственной власти - судебной, так как только этот орган в силу ряда причин (определения компетенции, порядка формирования, финансирования и др.) может быть отнесен к суду субъекта.
Принципы и гарантии деятельности органов конституционного судебного контроля. В своей деятельности органы конституционного судебного контроля опираются на принципы, определяющие сущность конституционного судебного контроля, особенности конституционного судопроизводства. Деятельность органов конституционного судебного контроля характеризуется конституционными принципами (независимость, открытость разбирательства дел, состязательность и равноправие сторон), принципами, названными в ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (коллегиальность, гласность, устность, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания). Эти и иные принципы реализуются в деятельности органов конституционного судебного контроля, безусловно, со свойственными данному виду государственной деятельности особенностями.
Некоторые принципы деятельности органов конституционного судебного контроля составляют гарантии конституционно-правового статуса этих органов. В большей мере это относится к правовым гарантиям.
Гарантии деятельности органов конституционного судебного контроля являются одним из важных условий функционирования конституционного судебного контроля, его становления и развития. Россия, признавая и гарантируя конституционный судебный контроль, создает условия для развития демократического режима, обеспечения конституционной законности, защиты основных прав граждан. Возможно выделение правовых, организационных, социально-экономических, политических и др. гарантий.
Порядок учреждения, формирования и организация органа конституционного судебного контроля. Учитывая характеристики органов конституционного судебного контроля как органов государственной власти, осуществляющих судебную власть посредством конституционного судопроизводства, принимая особую роль, значимость этих органов в системе обеспечения правовой охраны Основного Закона, во всех государствах эти органы учреждаются конституциями и принятыми на их основе законами (исключение составляют США).
Конституционный Суд РФ был учрежден на основе Закона РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР". В последующем положения о Конституционном Суде РФ были закреплены в новой Конституции РФ, принятой в 1993 г. Аналогично учреждение конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется конституциями (уставами) субъектов Федерации.
Судьи Конституционного Суда РФ (19 человек) назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. В отличие от других органов государственной власти полномочия этого Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов не ограничены каким-либо сроком.
Конституционный Суд РФ осуществляет свою деятельность посредством проведения пленарных заседаний и заседаний палат. ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливает правила формирования палат, порядок проведения пленарных заседаний и заседаний палат, определяет вопросы, рассматриваемые при использовании той или иной организационной формы. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации имеют простую внутреннюю структуру и рассматривают подведомственные вопросы всем составом суда.
Компетенция и ответственность органов конституционного судебного контроля. Компетенция органа конституционного судебного контроля определяется с учетом его функционального предназначения - осуществления конституционного контроля, задач - защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституции. Компетенция Конституционного Суда РФ устанавливается Конституцией, федеральными конституционными законами и внутрифедеральными договорами.
Компетенция региональных конституционных (уставных) судов прежде всего определена ФКЗ о судебной системе Российской Федерации. Более четко вопросы компетенции регулируются основными и специальными законами субъектов. Компетенция конституционных и уставных судов может расширяться, но с учетом юридической природы и предназначения этих органов как органов конституционного судебного контроля.
Деятельность органов конституционного судебного контроля, направленная на защиту конституции, приводит к наступлению конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционных норм. При этом статус любого органа неразрывно связан с вопросом ответственности органа за ненадлежащее выполнение своих функций, задач, и при определении статуса органов конституционного судебного контроля встает вопрос не о применении ими мер ответственности, а о применении к ним ответственности. Являются ли эти органы субъектами ответственности?
Ответственность принято рассматривать в позитивном (перспективном) и негативном (ретроспективном) смысле. Следуя этому подходу, ответственность органов конституционного судебного контроля реализуется как позитивная ответственность, т.е. ответственная деятельность по осуществлению конституционного контроля. Негативная ответственность допускается только в отношении судей органов конституционного судебного контроля. Так, например, в отношении судьи Конституционного Суда РФ предусмотрено прекращение полномочий ввиду совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи; продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью; неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин. Подобные основания нередко встречаются и в законах субъектов Федерации.
Взаимоотношения органов конституционного судебного контроля с другими органами государственной власти. Система государственных органов характеризуется тем, что все органы действуют совместно, они в конечном счете проводят общую политическую линию, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. Органы государства объединены организационно-правовыми связями.
В пределах принципа "сдержек и противовесов" органы конституционного судебного контроля наделены юридической возможностью активно влиять на решения и действия законодательной и исполнительной властей. Названные органы влияют на направление законодательной деятельности, исправляют ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения они выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей <7>. Эти органы осуществляют конституционный контроль по делам, не подсудным другим судам, и это определяет уровень взаимоотношений всех судов.
--------------------------------
<7> Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Изд. группа "НОРМА-ИНФРА", 1998. С. 617.
Через названные организационно-правовые связи органы государства, в том числе органы конституционного судебного контроля, реализуют свое функциональное предназначение, полномочия, ответственность.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.