Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.А. ОСЕТРОВ
Указание в Конституции Российской Федерации на осуществление Президентом Российской Федерации государственной власти в качестве самостоятельного субъекта обусловливает исследование внешних параметров этой власти.
Прежде всего президентская власть, как и любое другое направление государственного властвования, реализуется посредством функционирования государственных органов <1>. Термин "президентская власть" в данном случае не в полном объеме отражает организационные начала президентской власти, поскольку осуществляется она не только главой Российского государства, но и иными органами и должностными лицами.
--------------------------------
<1> См., например: Головистикова А.Н. Конституционное право России: Учебник / А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына; Под ред. Н.А. Михалевой. М.: Эксмо, 2006. С. 644 - 646.
Вся совокупность органов, реализующих президентскую власть, в научной литературе именуется различным образом. Часть исследователей применяет термин "механизм президентской власти" <2>. Отдельные исследователи используют понятие "исполнительный аппарат Президента" <3>. Встречается позиция о том, что совокупность органов при Президенте образует "форму президентской власти" <4>. С.А. Авакьян придерживается позиции, что для охвата всей совокупности структур, участвующих в осуществлении президентской власти, подошло бы понятие "команда Президента" <5>. Применение различных терминов в отношении всей структуры президентской власти не столько отражает различные лингвистические предпочтения соответствующих исследователей, сколько указывает на содержание механизма президентской власти в их интерпретации.
--------------------------------
<2> См., например: Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М.: Юристъ, 2005. С. 156 - 158; Овсепян Ж.И. Система высших органов государственной власти в России (диалектика конституционно-правовых основ с начала XX по начало XXI в.). Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. С. 106.
<3> См.: Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. М.: ОАО "Издательский Дом "Городец", 2006. С. 273.
<4> См.: Эбзеев Б.С. Государственное единство и целостность Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы) / Б.С. Эбзеев, С.Л. Краснорядцев, И.В. Левакин, В.И. Радченко; Отв. ред. Б.С. Эбзеев. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2005. С. 251.
<5> См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. Т. 2. М.: Юристъ, 2005. С. 346.
Представленные подходы, по нашему мнению, свидетельствуют о существующих теоретических и практических трудностях в исследовании организационных основ президентской власти, не в последнюю очередь обусловленных неоднородностью структуры президентской власти, ее динамизмом, а также интегрирующими характеристиками президентской власти.
Таким образом, в настоящее время представляется весьма затруднительным обосновать оптимальный термин, который бы точно отражал содержание структуры президентской власти, в связи с чем более плодотворным с точки зрения научного познания президентской власти видится исследование особенностей ее организационных основ. Для этого необходимо определиться с органами и должностными лицами, участвующими в реализации и способствующими реализации президентской власти. На этот счет в науке права также нет единства мнений.
Ж.И. Овсепян указывает, что обширные полномочия Президента осуществляются через механизм президентской власти, во главе которого стоит сам Президент. По ее мнению, среди подразделений президентской власти следует выделять три структуры, которые являются обязательными компонентами механизма президентской власти, поскольку о них содержится прямое упоминание в Конституции Российской Федерации - Совет Безопасности Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации и институт полномочных представителей Президента Российской Федерации <6>. Помимо этого, Ж.И. Овсепян к числу подразделений президентской власти относит и Государственный совет Российской Федерации <7>. Аналогичной позиции придерживается и Г.В. Дегтев <8>.
--------------------------------
<6> См.: Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 106.
<7> См.: Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 121 - 123.
<8> См.: Дегтев Г.В. Указ. соч. С. 156 - 185.
Не отрицая того, что обозначенные указанными учеными-конституционалистами структуры участвуют в реализации президентской власти, все же необходимо обратить внимание на то, что указанные структуры не исчерпывают механизм президентской власти, а во многом являются своеобразными ее узловыми компонентами. Взять, к примеру, Совет Безопасности Российской Федерации. В соответствии со ст. 83 Конституции РФ Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом. В настоящее время статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется Законом Российской Федерации "О безопасности" <9>, ст. 13 которого устанавливает, что Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Указанный Закон Российской Федерации не ограничивает главу государства в формировании Совета Безопасности Российской Федерации. Если обратиться к Указу Президента РФ "Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации" <10>, то можно обнаружить, что в состав данного органа помимо Президента Российской Федерации входят представители различных органов государственной власти. При этом важно отметить, что в Совет Безопасности Российской Федерации входят министры, которые в силу требований ст. 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" <11> находятся под руководством Президента Российской Федерации, а следовательно, также выступают определенными компонентами президентской власти, имеющими, однако, особый статус - соответствующие министерства находятся в двойном подчинении Президента и Правительства Российской Федерации.
--------------------------------
<9> Российская газета. 1992. 6 мая.
<10> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 22. Ст. 2534.
<11> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5712.
В то же время непосредственное президентское руководство рядом органов исполнительной власти на этом не заканчивается. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" <12> в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации находятся Управление делами Президента Российской Федерации, к задачам которого в соответствии с Положением об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 17 сентября 2008 г. N 1370 <13>, относится материально-техническое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации, социально-бытовое, медицинское, санаторно-курортное обслуживание, обеспечение жилыми помещениями лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также финансовое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента и Аппарата Правительства Российской Федерации. Можно согласиться с позицией тех ученых, которые обращают внимание на то, что с формально-юридической точки зрения Управление делами Президента Российской Федерации входит в структуру федеральной исполнительной власти, но занимает в этой структуре обособленное положение и по организационно-функциональным параметрам своей деятельности фактически является институцией президентской власти <14>. Другой вопрос, однако, в том, насколько Управление делами Президента Российской Федерации является органом исполнительной власти с точки зрения выполняемых им функций.
--------------------------------
<12> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 20. Ст. 2290.
<13> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 38. Ст. 4277.
<14> См.: Нисневич Ю.А. Государственная власть современной России: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 101.
Также вызывает вопрос выделение полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в качестве самостоятельного элемента механизма президентской власти наряду с Администрацией Президента Российской Федерации, в которую напрямую входят полномочные представители (п. 3 Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 490 <15>). Применительно к полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах необходимо обратить внимание также на формирование практики их двойного подчинения Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в случае одновременного замещения ими должностей заместителя Председателя Правительства Российской Федерации <16>.
--------------------------------
<15> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 15. Ст. 1395.
<16> Указ Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 83 "О заместителе Председателя Правительства Российской Федерации и полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе" // Российская газета. 2010. 21 января; Федеральный конституционный закон от 29 января 2010 г. N 1-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 5. Ст. 458.
Что касается Государственного совета Российской Федерации, то, не отрицая его участие в механизме осуществления президентской власти, можно констатировать, что и члены Государственного совета Российской Федерации, которыми являются высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (п. 7 Положения о Государственном совете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. N 1602 <17>), выступают в качестве определенных элементов механизма президентской власти, что подтверждается особым порядком их назначения на должность. Так, в соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <18> высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Вместе с тем роль Президента Российской Федерации в процессе наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является превалирующей, поскольку в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации дважды не принял решение о наделении представленной Президентом Российской Федерации кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями, Президент Российской Федерации вправе принять решение о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). При этом в соответствии с нормами ст. 19 указанного Федерального закона Президент Российской Федерации вправе назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в случае истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
--------------------------------
<17> Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 36. Ст. 3633.
<18> Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. Ст. 5005.
Более того, глава государства в силу положений ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от соответствующей должности в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации.
Все это позволяет говорить о том, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации ориентированы на главу государства и являются вертикальной основой президентской власти в Российской Федерации, а следовательно, и частью ее механизма <19>. Правда, в данном случае необходимо определенное уточнение. Включение высших должностных лиц в структуру президентской власти необходимо рассматривать не только в аспекте процедуры их наделения полномочиями, но и в контексте их деятельности в качестве членов Государственного совета Российской Федерации.
--------------------------------
<19> См.: Эбзеев Б.С. Указ. соч. С. 249.
Механизм президентской власти включает в себя создание и функционирование значительного количества временных совещательных и консультативных органов, образуемых при Президенте Российской Федерации <20>.
--------------------------------
<20> См.: Авакьян С.А. Указ. соч. С. 348 - 356.
Таким образом, в структуру президентской власти в настоящее время помимо самого Президента Российской Федерации входят:
1) аппарат главы государства (Администрация Президента Российской Федерации и полномочные представители Президента Российской Федерации);
2) органы, содействующие реализации президентской власти (Совет Безопасности Российской Федерации, Государственный совет Российской Федерации, а также различные совещательные и консультативные органы, образуемые при Президенте Российской Федерации);
3) органы исполнительной власти двойного подчинения, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации, а координацию деятельности Правительство Российской Федерации ("силовой блок" Правительства Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации и Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации <21>).
--------------------------------
<21> Впрочем, функции и полномочия Управления делами Президента Российской Федерации и Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации свидетельствуют о том, что указанные органы по своему статусу в большей мере соответствуют вспомогательным государственным органам, не осуществляющим государственную власть.
В то же время представленная структура президентской власти в Российской Федерации включает в себя лишь важнейшие элементы. За ее рамками могут быть и иные институции президентской власти. К примеру, представители Президента в квалификационных коллегиях судей <22>.
--------------------------------
<22> Статья 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 11. Ст. 1022.
С учетом этого можно констатировать, что организационные начала президентской власти представляют собой сложную структуру различных по своей правовой природе органов и должностных лиц, ориентированных на главу государства и не имеющих жестких внутренних иерархических связей. Организационные начала президентской власти представляют собой своеобразную "узловую структуру", характеризующуюся наличием различных "центров влияния", взаимодействующих между собой в самых различных комбинациях. Параметры функционирования структуры президентской власти определяются главным образом главой государства. При этом структура президентской власти выведена из сферы парламентского контроля.
Важной особенностью организационных основ президентской власти является их интегративная характеристика, обусловленная в том числе функциональными особенностями президентской власти. Интегративность механизма президентской власти проявляется в привлечении представителей различных ветвей власти к осуществлению президентской власти. К примеру, Совет Безопасности Российской Федерации, выступающий конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности (п. 1 Положения о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. N 726 <23>), включает в себя представителей Администрации Президента Российской Федерации, исполнительной и законодательной власти Российской Федерации. Государственный совет Российской Федерации, являющийся совещательным органом и содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (п. 1 Положения о Государственном совете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. N 1602 <24>), состоит из Президента Российской Федерации и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, тем самым способствуя интеграции публичной власти по "вертикали".
--------------------------------
<23> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 24. Ст. 2392.
<24> Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 36. Ст. 3633.
В дополнение к этому немаловажной чертой механизма президентской власти выступает его тесное соприкосновение с исполнительной властью, выражающееся в системе двойного подчинения ряда органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Таким образом, наличие устойчивой, организационно обособленной системы органов и должностных лиц, обеспечивающих и способствующих реализации президентской власти в Российской Федерации, является важным аргументом в пользу существующей в науке конституционного права идеи о юридической и политической самостоятельности президентской власти в системе разделения властей в Российской Федерации. Механизм президентской власти в Российской Федерации при этом в значительной мере отличается по принципам построения и методам своей деятельности от организационных основ функционирования иных ветвей власти, подчеркивая специфические функции и задачи президентской власти как интегрирующего начала современной российской государственности.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.