Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИНСТИТУТ ЛОББИЗМА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ
А.В. ЖИРНОВ
Потребность общества в правовом регулировании лоббистской деятельности и отсутствие в Российской Федерации законодательных норм, имеющих своим непосредственным предназначением регулирование лоббизма, делает актуальной проблему теоретического анализа возможностей формирования в нашей стране механизма правового регулирования лоббистской деятельности.
В большинстве стран, где допускается свободное участие граждан в политической жизни и признается право человека воздействовать на работу представляющих его интересы государственных органов, есть явление, называемое лоббизмом.
Сегодня под лоббизмом понимается регулируемое законодательством давление на парламент путем личного или письменного обращения либо другим способом (организация массовых петиций, потока писем, публикаций со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого - добиться принятия или отклонения законопроекта) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Лоббизм // Большой юридический словарь. М., 2001.
Институт лоббизма как элемент политического процесса присутствует в структуре любого государства и в случае его легализации может играть положительную роль в демократизации политического процесса. Лоббизм как наиболее распространенная разновидность функционального представительства интересов является средством выражения существующих интересов в их воздействии на государственную политику.
Лоббизм является одним из ведущих институтов демократии рыночного типа. Важнейшая особенность данной демократии, без которой она не может существовать, - открытость, гибкость, высокий динамизм институтов власти. Важным фактом является открытость не только общего, глобального порядка, когда в ходе выборов представители различных частных интересов могут состязаться за право принять участие в формировании институтов власти, но и оперативного уровня, когда в повседневной работе эти представители получают возможность оказывать воздействие на процесс принятия решений, в том числе в сфере законодательства. Данную возможность и призван обеспечивать институт лоббизма.
Отечественные исследователи в работе "Лоббизм в России: этапы большого пути" термины "лобби" и "лоббизм" понимают как систему и практику реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов <2>.
--------------------------------
<2> См.: Лоббизм в России: этапы большого пути / Авт. кол. под рук. А.А. Нещадина. М.: Экспертный институт РСПП и Фонд развития парламентаризма в России, 1995. С. 50.
Несмотря на различные трактовки категории "лоббизм", существуют несколько общих характерных черт данного явления. В первую очередь это наличие субъектов и объектов лоббирования. Объектами воздействия, как правило, выступают законодательные и исполнительные органы власти. Субъектами лоббирования выступает круг лиц, в число которых могут входить: физические лица, союзы, организации, адвокатские и консультационные конторы, специальные агентства, одной из целей деятельности которых является воздействие на осуществление органами государственной власти и местного самоуправления своих полномочий, бывшие и действующие чиновники и другие. Во-вторых, лоббистская деятельность ведется в определенных интересах. В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между гражданами, организациями и государственными органами (законодательными и исполнительными органами власти). В-четвертых, лоббизм предоставляет группам граждан возможность косвенно участвовать в принятии и реализации правовых и политических решений, что очень важно, поскольку у большинства этих групп может не быть своих представителей в парламенте или в правительственных органах.
Механизм взаимодействия групп граждан и власти в значительной степени закулисен, хаотичен и подвержен опасности коррупции.
В зарубежной политологической литературе традиционно большое внимание уделялось и уделяется анализу проблемы политического участия, деятельности групп давления или групп по интересам вообще и проблемам лоббизма в частности. Изначально на политическую теорию, в рамках которой осуществлялся анализ развития института политического участия индивидов в результатах деятельности органов власти, оказали влияние работы мыслителей XIX века - Д. Фиггиса, Д. Коула, А. Бентли, выдвинувших идею о том, что группа является основной единицей общества <3>. Дальнейшим развитием идей участия групп в политике становятся работы Е. Херринга <4>, разработавшего теорию "группового базиса политики". А. Пресс и Ч. Адриан <5> развили и детализировали теорию "заинтересованных групп".
--------------------------------
<3> См.: Коул Д.Ж. Капитализм в современном мире. М.: Политиздат, 1958; Bentle A.F. The process of Government. Cambridge: Harvard University Press, 1967.
<4> Herring E.P. Group Representation before Congress. Washington: Brookings Insninunion, 1929.
<5> Adiian Ch., Press Ch. The American Political Process. 2d cd, New York, 1969.
В научной политологической литературе указываются следующие причины включения индивида в политику. Так, Г. Лассуэл исследовал состояние сознания человека через ощущение угрозы своему общественному благополучию <6>. Е. Лэйн анализировал необходимость завоевания нового социального статуса <7>. А. Дауне в своей концепции группового политического участия называл основной причиной активного вмешательства в политику желание жизненного успеха и общественного признания <8>.
--------------------------------
<6> Lasswell H.D. Politics: Who Gets What, When, How. New York: McGraw-Hill, 1978.
<7> Lane E. Lobbying and the Low. Berkeley: University of California Press, 1964.
<8> Downs A. An Economic Theory of Democracy. New York: Harper & Row. 1977. 310 p.
Построение общей модели участия заинтересованных групп в политике разрабатывалось в двух направлениях: плюралистическом и корпоративном. Представители первого направления - Е. Лэтман, Д. Силе, Л. Милбрах в своих теориях предполагали независимость группы от государства и свободную конкуренцию лоббистов между собой <9>.
--------------------------------
<9> Latham E. The Group Basis of Politics: Notes for a Theory - American Political Science Review 46 (June 1992). 421 p.; Sills D. Voluntary Associations. New York: Free Press, 1968. 452 p.; Milbrath F.W. The Washington Lobbyists. Chicago: Rand McNalb, 1963. 220 p.
Представителями корпоративного подхода, в рамках которого государство наделяет группу монопольным правом на представительство определенных интересов в политическом процессе, выступают З. Бжезинский, С. Гордон <10>.
--------------------------------
<10> Friedrich C., Brzezmski Z. Totalitarianism Dictatorship and Autocracy. Cambridge: Mass., 1956.
М. Олсон в своей книге "Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп" вырабатывает модель "разумного экономического человека". Он рассматривает причины образования групп интересов, специфику реализации интересов группами различных типов: профсоюзными организациями, экономическими, фермерскими, общественными группами, а также с помощью специально разработанной им теории "побочного продукта" убедительно доказывает зависимость организации и деятельности группы от ее размеров, т.е. количества членов <11>.
--------------------------------
<11> См.: Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М.: Фонд экономической инициативы, 1965.
Отечественные исследователи А.А. Нещадин, А.А. Блохин, В.В. Верещагин, В.А. Губернаторов, В.Г. Каленский внесли свой вклад в развитие теории лоббизма <12>.
--------------------------------
<12> Нещадин Л.Л., Блохин А.А., Верещагин В.В. Лоббизм в России: Этапы большого пути // Социс. 1996. N 3-4. С. 56 - 57; Перегудов С.П. Социально-политическая неустойчивость капитализма и временный корпоративизм. М.: МЭиМО, 1980. N 6. С. 111 - 112; Каленский В.Г. Политическая наука в США. Критика буржуазных концепций власти. М.: Юр. лит., 1969.
Отдельные аспекты лоббистской деятельности в российской экономике представлены в работах российских исследователей В.А. Губернаторова, В.Н. Даниленко <13>.
--------------------------------
<13> Губернаторов В. Группы влияния российских деловых кругов // Власть. 1995. N 5. С. 53 - 56; Даниленко В. Пришло время лоббировать закон о лоббизме // Известия. 1992. 29 сентября. С. 3.
Среди новейших исследований лоббизма отметим П.А. Толстых, анализирующего практику лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания РФ <14>, а также работу А.П. Любимова "История лоббизма в России", в которой исследователь дает подробный анализ развития лоббизма в России <15>.
--------------------------------
<14> Толстых П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания РФ. М.: Канон плюс; Реабилитация, 2006.
<15> Любимов А.П. История лоббизма в России. М.: Фонд "Либеральная миссия", 2005.
Как было показано выше, большинством исследователей изучаются в большей степени политические и экономические аспекты лоббизма. Однако лоббизм следует рассматривать как законодательно регулируемое явление в совокупности с деятельностью субъектов по оказанию влияния на органы государственной власти с целью принятия ими необходимых решений. Отечественные исследователи, в частности А.П. Любимов <16>, А.С. Автономов <17>, Н.Г. Зяблюк <18>, рассматривают явление лоббизма в правовом ключе.
--------------------------------
<16> Любимов А.П. Формирование лоббистских правоотношений в российском обществе: конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2002.
<17> Автономов А.С. Правовая онтология политики (к построению системы категорий). М., 1999.
<18> Зяблюк Н.Г. США: новый закон о лоббистской деятельности // Бизнес и политика. 1996. N 3. С. 28.
По мнению доктора юридических наук А.П. Любимова, лоббизм - это "совокупность норм, регулирующих взаимодействие (участие) граждан, общественных объединений, организаций, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений с органами государственной власти и органами местного самоуправления для оказания влияния на принятие необходимых лоббистам решений" <19>. На наш взгляд, использование данного определения лоббизма неверно. Явление лоббизма нельзя определять через совокупность правовых норм. Лоббизм - это явление, деятельность, процесс. Правовые нормы лишь регламентируют и регулируют лоббизм.
--------------------------------
<19> Любимов А.П. Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе (антикоррупционный проект). М.: Издание Государственной Думы, 2000.
Лоббизм как институт в отдельном государстве работает, основываясь на соответствующем или сопутствующем законе. Лоббизм подразумевает под собой влияние, воздействие на власть, на процессы выработки и принятия политических решений, которые чаще всего определяют, какими средствами и методами происходит реализация правовой политики. Процесс лоббирования ведется с целью принятия того или иного правового акта, документа, решения. Эффективная реализация правовой политики в государстве опосредует практически все сферы юридической действительности. Отсюда следует, что лоббизм как комплексный политико-правовой институт нуждается во всестороннем, концептуальном регулировании. Законодательство о лоббизме в совокупности с действующими нормативными актами должно правильно расставлять приоритеты, вырабатывать надлежащие и оптимальные юридические конструкции. Использование разнообразных и действенных правовых средств на пути достижения указанных приоритетов должно быть главной целью создания правовой базы института лоббизма.
Производя анализ политико-правового статуса лоббизма, необходимо учитывать позитивные и негативные стороны лоббизма, выявляя, какие его стороны нуждаются в правовой поддержке и стимулировании, а какие - в правовом ограничении и сдерживании.
Ниже приведены основные, на наш взгляд, плюсы и минусы лоббизма.
Отрицательные качества.
Лоббизм может создать препятствия для стабильной и оперативной государственной деятельности, что связано с постоянным перераспределением бюджета.
Существует опасность для демократических устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент влияния отдельных групп интересов.
Лоббизм способен вызвать рост социальной напряженности в связи с более высокой результативностью лоббизма экономических субъектов по сравнению с другими группами интересов.
К возможным минусам можно отнести и субъективную интерпретацию информации, поставляемой государственным органам.
Положительные качества.
Лоббизм способен придать органам государственной власти большую степень гибкости и динамики с помощью оказания влияния на государственные решения.
Лоббизм способствует развитию демократических институтов; реализации конституционных прав граждан на участие в управлении государственными делами, мобилизации общественной поддержки или оппозиции законопроектам, общественно значимым решениям и др.
С помощью лоббизма расширяется информационная база принимаемых решений, интересам различных групп придается большие значимость и актуальность.
Лоббизм как полноценный институт может способствовать стабильности в обществе за счет демократичного осуществления влияния на органы власти, учитывая возможности и интересы наибольшего количества групп давления.
Процедура принятия решений практически на всех уровнях власти в случае законодательного регулирования лоббистской деятельности становится наиболее прозрачной и предотвращает акты незаконных действий, в том числе коррупцию.
В целом институт лоббизма мы рассматриваем как положительное явление. Лоббистские группы выступают в качестве посредников между гражданами и государством, что проявляется прежде всего в сфере обмена информацией.
Проблема законодательного регулирования лоббизма в России как проблема практическая стоит достаточно давно. Предпринятые попытки внести на рассмотрение законопроект о лоббизме в силу многочисленных причин идеологического, теоретического и практического характера оставались не реализованными <20>. Лоббирование интересов может осуществляться как в федеральных органах государственной власти, так и в органах власти регионов России. Для эффективной работы закона о лоббизме предполагается приведение законодательных актов регионов в соответствие с ФЗ о лоббизме. Конституция Российской Федерации допускает возможность включения в федеральный закон положений, которые устанавливали бы общие принципы лоббистской деятельности в субъектах Федерации.
--------------------------------
<20> Проект Федерального закона "О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти" N 97801795-2, внесен депутатами Государственной Думы В.И. Зоркальцевым, Г.Н. Махачевым и А.В. Чуевым 26 декабря 2000 г. // URL: http:// www.lobbying.ru/ index.php?page_id= 11#paragraph1.
Принятие закона о лоббизме призвано обеспечить взаимодействие групп давления и органов государственной власти в четко оформленных правовых рамках, тем самым препятствуя незаконному влиянию на власть и проявлениям коррупции.
Сегодня перспективы регулирования лоббистской деятельности связаны не с принятием данного нормативного правового акта на уровне Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Для нормального функционирования института лоббизма в России необходимо принятие корреспондирующих правовых актов: законов о противодействии коррупции, о политических партиях, Кодекса федеральной государственной службы и других нормативно-правовых актов, которые находятся в стадии разработки.
Кроме этого, необходимо совершенствование правовых механизмов в целом. Это в первую очередь касается институтов избирательного права, законодательства, устанавливающего статус депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовых норм, регулирующих деятельность органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, законодательства о государственной службе и др.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.