Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВО ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОБРАЩЕНИЕ (ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ)
В.В. КРАВЧЕНКО
Право граждан на обращение является конституционным правом, поскольку закреплено и гарантировано Конституцией Российской Федерации. При этом в Основном Законе нашего государства закрепляются лишь общие положения. Данное право выражается в том, что "граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления" <1>.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // Российская газета. N 7. 2009. 21 янв.
Федеральный закон несколько расширяет данное понятие, закрепив также право обращения не только в органы власти, но и непосредственно к должностным лицам <2>.
--------------------------------
<2> См.: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Ст. 2 (ч. 1) // Российская газета. N 95. 2006. 5 мая.
Безусловно, право на обращение следует толковать расширительно, поскольку данным правом обладают не только граждане Российской Федерации. Порядок рассмотрения обращений распространяется также и на правоотношения, связанные с порядком рассмотрения обращений иностранных граждан, лиц без гражданства, находящихся на территории России. Исключение данной категории лиц означало бы нарушение конституционного принципа равенства прав и свобод.
Право на обращение реализуется посредством направления заявления, предложения, жалобы. Очевидно, что данные обращения имеют свои особенности. Предложение представляет рекомендацию гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба как вид обращения является просьбой гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц <3>.
--------------------------------
<3> См.: Там же. Ст. 4 // Российская газета. N 95. 2006. 5 мая.
При этом форма обращения может быть как письменной, так и устной.
Федеральным законом установлен единый порядок рассмотрения обращений. Прежде всего это проявляется в обязанности регистрации всех письменных обращений, направленных с соблюдением предусмотренных законом требований, в течение трех дней с момента его поступления. К числу обязательных требований, предъявляемых к письменному обращению, относятся указание его автора, адрес, куда направляется обращение, и адрес, куда необходимо направить ответ по данному обращению <4>. Кроме того, обязательные сроки предусмотрены и в отношении периода рассмотрения обращения. Письменное обращение рассматривается в течение тридцати дней со дня его регистрации.
--------------------------------
<4> См.: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Ст. 7 // Российская газета. N 95. 2006. 5 мая.
Особенность устного обращения заключается в том, что гражданин реализует данное право через личный прием с руководителями и уполномоченными лицами государственных органов и органов местного самоуправления.
Среди институтов государства, куда наиболее часто обращаются граждане Российской Федерации, следует отметить институт президентской власти. Исходя из того, как часто граждане используют свое право на обращение, можно сделать вывод, что, по мнению граждан, это один из наиболее авторитетных и надежных способов в защите нарушенного права. Данные информационно-статистического обзора Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями весьма показательны. Например, за третий квартал 2009 г. рассмотрено 168 885 обращений граждан (в том числе 163 558 письменных обращений и 5327 - устных). Кроме того, за отмеченный период было рассмотрено 13 626 обращений от иностранных граждан. В четвертом квартале 2009 г. число обращений, адресованных Президенту Российской Федерации, по-прежнему велико. Только в октябре 2009 г. в Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан рассмотрено 67 744 обращения граждан и 4756 обращений получено от иностранных граждан <5>.
--------------------------------
<5> См.: Информационно-статистический обзор рассмотренных в октябре 2009 года обращений граждан, адресованных Президенту Российской Федерации // URL: http://letters.kremlin.ru/digests.
Правом на рассмотрение обращений граждан обладает также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Данное право закреплено Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" <6>. Изучение практики обращений свидетельствует о том, что граждане не игнорируют данный институт и активно используют предоставленное им право на обращение. За 2008 г. к Уполномоченному поступило 47 147 обращений, в том числе 27 577 жалоб <7>. В 2007 г. количество обращений к Уполномоченному было еще большим - поступило 48 235 обращений, в том числе 28 617 жалоб <8>.
--------------------------------
<6> См.: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 10 июня 2008 г.) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 9. Ст. 15, 1011.
<7> См.: Сведения о количестве и тематике обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации в 2008 году // URL: http:// www.ombudsman.gov.ru/ doc/ ezdoc/ 08b.shtml.
<8> См.: Сведения о количестве и тематике обращений граждан к Уполномоченному по правам человека Российской Федерации в 2007 году // URL: http:// www.ombudsman.gov.ru/ doc/ ezdoc/ 07b.shtml.
Российским законодательством отдельно закрепляется и регулируется право на обращение в суд. Например, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При этом отказывать в праве на обращение в суд недопустимо <9>.
--------------------------------
<9> См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (в ред. от 28 июня 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 3, 4532.
Право граждан на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации имеет свои особенности. Не каждое заявление может быть рассмотрено в данной судебной инстанции.
Жалоба подлежит рассмотрению лишь при наличии ряда условий. Во-первых, обжаловать в Конституционный Суд Российской Федерации допускается лишь закон, который непосредственно затрагивает конституционные права и свободы граждан. Во-вторых, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон <10>.
--------------------------------
<10> См.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 2 июня 2009 г.) "О Конституционном Суде Российской Федерации". Ст. 97 // Российская газета. N 138 - 139. 1994. 23 июля.
Право граждан на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации нельзя отнести к категории невостребованных прав. За период с 1995 по 2004 г. количество всех обращений составило 113 230, из которых лишь 3 - 4% - обращения от органов власти <11>. При этом количество обращений с каждым годом не уменьшается.
--------------------------------
<11> См.: Конституционный Суд и зачем туда идут. М.: РОО "Центр. "Панорама", 2006. С. 18 // URL: http://www.scilla.ru.
За 2007 г. в Конституционный Суд Российской Федерации поступило 16 612 обращений <12>. Несколько меньший показатель в 2008 г., а именно 16 592 обращения, не свидетельствует о значительном снижении количества обращений. Граждан по-прежнему волнуют вопросы охраны трудовых прав, жилищных прав, вопросы здравоохранения, образования, социальной защиты, вопросы гражданства и другие не менее важные и острые проблемы нашего государства.
--------------------------------
<12> См.: Справка по работе с письмами и обращениями, поступившими в Конституционный Суд Российской Федерации за 2007 год // URL: http://www.ksrf.ru.
Предусмотренные правовые гарантии позволяют не ограничивать правовую активность граждан использованием лишь внутригосударственных механизмов. Конституция Российской Федерации содержит положения, которые позволяют защищать нарушенные права не только в России, но и за ее пределами, используя международные институты защиты прав. В частности, закреплено право "обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты" <13>.
--------------------------------
<13> Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. Ч. 3 ст. 46 // Российская газета. N 237. 1993. 25 дек.
Включение Российской Федерации в систему процессов глобализации привело к ряду изменений в нашем законодательстве. В итоге граждане России приобрели практическую возможность реализовать свое право на обращение в межгосударственные институты. Например, в Европейский суд по правам человека.
Следует отметить, что предоставленное право не перешло в разряд формальных прав для россиян. Значительное число граждан воспользовались предоставленной им возможностью на обращение в Европейский суд по правам человека. Статистика обращений выглядит следующим образом: в 2002 г. в отношении России было направлено более 10 000 жалоб, в 2003 г. - 6062, в 2004 г. - 7855, в 2005 г. - 8781, в 2006 г. - 10 569, в 2007 г. - 9497 жалоб <14>. Следовательно, количество обращений в отношении России постоянно растет.
--------------------------------
<14> Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2003. N 4; 2006. N 2; 2007. N 5; 2008. N 5.
Изучение практики обращений показывает, что в общем объеме всех обращений жалобы, поданные против Российской Федерации, занимают не последнее место. Сопоставляя общее количество всех жалоб, поступивших в отношении государств - участников Конвенции 1950 г., с количеством жалоб в отношении России, мы можем сделать вывод о том, что на наше государство приходится более 20%.
К сожалению, в ходе реализации своего права граждане сталкиваются с некоторыми затруднениями. В частности, отсутствие специальных знаний приводит к ошибкам, допускаемым гражданами при оформлении письменных обращений. В итоге более половины дел признаются Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими требованиям. Подобная ситуация складывается и с Европейским судом по правам человека, где также значительное число обращений отклоняется по причине их несоответствия предъявляемым требованиям. По этой же причине порядка 10% обращений отклоняется и Уполномоченным по правам человека.
Опять же, к сожалению, существует немало примеров, когда заинтересованными лицами предпринимаются меры по установлению препятствий для направления жалобы. В основном подобные ситуации - частое явление для мест лишения свободы, когда руководство данных учреждений всячески препятствует отправлению жалоб <15>. Очевидно, необходима продуманная система мер в отношении лиц, направивших подобные жалобы, от неправомерных воздействий.
--------------------------------
<15> См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 г. // Российская газета. Федеральный выпуск. N 4341. 2007. 13 апр.
Безусловно, существуют проблемы, связанные и с неисполнением принятых решений в отношении обращений граждан.
Кроме того, установленный срок рассмотрения обращений также регулярно продлевается органами власти и должностными лицами. На эту же проблему указывает и Уполномоченный по правам человека, отмечая, что и его обращения в государственные органы нередко остаются без своевременного ответа <16>.
--------------------------------
<16> См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. // URL: http:// www.ombudsman.gov.ru/ doc/ ezdoc/ 08.shtml#up.
Некоторые затруднения в использовании права на обращение связаны с правовым регулированием. Анализ показывает, что не всегда органы власти оперативно принимают соответствующие правовые акты для реализации прав граждан. Административные регламенты о реализации права граждан на обращение в отдельных федеральных органах исполнительной власти были приняты в течение того же года, когда был принят Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (например, в Министерстве обороны) <17>. В ряде других ведомств подобные регламенты были приняты лишь спустя несколько лет.
--------------------------------
<17> См.: Приказ Министра обороны РФ от 28 декабря 2006 г. N 500 (в ред. от 21 октября 2008 г.) "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 12.
Наличие негативных примеров в практике реализации права граждан на обращение в то же время не уменьшает значения, которое имеет данный институт. Правовое закрепление права на обращение способствует развитию правовой культуры российского общества, поскольку предоставляет гражданам возможность проявлять свою активность путем использования правовых норм в защите нарушенных прав, в реализации своих способностей.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.