Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.И. КОРЯКИН
Проблемы, ставшие предметом исследования в настоящей статье, важны и актуальны. При их рассмотрении трудно разделить вопросы теории и практики. Как известно, любое толкование проблемы предполагает как наличие или отсутствие нормативных правовых актов, так и практические подходы к этому с позиций необходимости.
Во-первых, необходимо обратить внимание на нормативный правовой акт, который является основополагающим в регулировании деятельности системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Критиковать Федеральные законы "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", "О мировых судьях в Российской Федерации" за то, что в них отсутствуют какие-то нормы, будут. Некоторые из этих проблем могут быть устранены, может быть, при принятии федеральных конституционных законов "О Верховном Суде Российской Федерации" и "О судах общей юрисдикции". Тогда и появится возможность устранить основные проблемы организационного обеспечения судов общей юрисдикции. В таком случае появится возможность предельно полно сформулировать предмет административно-правового регулирования по данному вопросу. Только при положительном решении проблем регулирования деятельности системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации будет положительный результат.
Во-вторых, в новом законодательстве, о чем было сказано выше, требуется вполне сознательный подход создателей данных законов в целях устранения проблем при создании административно-правовых норм.
В-третьих, проблемы данного вопроса могут зависеть от разных причин - это непродуманность нормативных правовых актов, сознательное невключение в акт норм, недосмотр и неоправданность нормы при ее применении на практике.
В-четвертых, как устранять проблемы? Ясно, что стоит устранять проблемы путем внесения изменений и дополнений в данный закон, а не путем принятия нового закона, регулирующего отношения в сфере организационного обеспечения деятельности судов. К примеру, в некоторых управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации до настоящего времени на уровне субъекта РФ не решены вопросы организационного (материально-технического и кадрового) обеспечения деятельности мировых судей.
В 1999 - 2001 гг. по рекомендации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации многие его управления (отделы) в субъектах РФ заключили соглашения между правительствами республик, администрациями субъектов РФ о порядке взаимодействия по организационному обеспечению деятельности мировых судей <1>.
--------------------------------
<1> Сборник ведомственных правовых актов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. М.: Юридический мир, 2006. С. 53 - 57.
Хотя мировые судьи осуществляют свою деятельность от имени должностного лица, но у них нет единого органа. Это исходит от несовершенства Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
В итоге много лет аппараты по руководству за организационным обеспечением деятельности мировых судей работают без статуса юридического лица.
Получается, мировые судьи, защищая права и законные интересы населения, из-за несовершенства Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" бессильны в решении проблем своих работников. Это может быть разрешено путем принятия правительствами республик, главами администраций субъектов РФ специальной программы развития мировой юстиции. Необходимо внести специальную статью в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" о юридическом лице, аналогичном Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах РФ.
Одним из важнейших условий издания нормативных правовых актов по организационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции является разработка инструкций, положений, методических пособий и рекомендаций, регулирующих различные стороны деятельности судов: о конкурсной комиссии по организации закупок товаров, работ и услуг для нужд судов, правил внутреннего распорядка, положения об условиях начисления ежемесячной надбавки за особые условия труда государственной службы, инструкции по делопроизводству, о приеме граждан, о рассмотрении обращений граждан, номенклатуре дел, положения об объектовом контроле в системе Судебного департамента, о судебном разбирательстве уголовных и гражданских дел и его задачах, о движении уголовных и гражданских дел в суде, о полномочиях работников аппаратов судов, о роли аппарата суда в обеспечении подготовки судебного разбирательства, перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков их хранения <2>.
--------------------------------
<2> Там же. С. 89 - 125.
Нормативные правовые акты издаются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.
Нормотворческая процедура от разработки проекта до подписания документа нацелена на то, чтобы на основе обсуждения, согласования и утверждения выбрать наиболее оптимальный вариант регулирования тех или иных общественных отношений. В управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации процесс подготовки документов - приказов, инструкций и положений начинается прежде всего с планирования.
Подготовка плана нормативного документа осуществляется на основе требований нормативных актов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Учитываются предложения работников отделов Управления, которые включаются в проект документов.
Следующий этап, в ходе которого управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации способны проанализировать и повлиять на качество документа, - это проведение так называемой правовой экспертизы работниками организационно-правового отдела управлений (отделов). Подготавливая заключение, они подвергают проект нормативного документа оценке с точки зрения соответствия Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, а также правилам юридической техники.
Необходимо подчеркнуть: серьезное внимание управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации уделяют вопросам методического обеспечения подготовки документов. Так, определенного рода проблемой подготовки документов является применение юридической терминологии при подготовке документов. Использование одних и тех же понятий в разных документах с неодинаковым значением может порождать правовые коллизии. Поэтому в управлениях (отделах) проводится работа по упорядочению применяемой терминологии.
Далее, наиболее значимым является контроль за применением документов и принятие мер по неуклонному их соблюдению <3>. Контроль за соблюдением документов как одна из функций управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации свидетельствует о создании такого положения, при котором существует возможность контроля со стороны Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции.
--------------------------------
<3> Кочетков А. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации. Тамбов, 1999. С. 39; Хабов Р.Х. Овладевать навыками правотворчества // Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. Практика. Мнения. Проблемы: Информационно-методический бюллетень N 1(7). М., 1998. С. 41.
На наш взгляд, работа по созданию документов и их внедрение в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации - это деятельность по реализации собственных задач и функций. Процесс не простой, требующий системности, последовательности действий, привлечения специалистов, использования опыта работы в других управлениях (отделах) Судебного департамента в регионах Российской Федерации, научно-методического подкрепления соответствующих научных учреждений.
Обобщая некоторые итоги этого процесса в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, можно выделить три существенных момента.
Во-первых, создана работа с документами в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, которая является неотъемлемой частью правовой системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Документы управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации опираются на нормативные документы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и принимаются в их развитие.
Во-вторых, в документах управлений (отделов) сложились признаки системности. Регламентированы: порядок формирования и действия управлений (отделов); порядок бюджетного формирования и бюджетного процесса; порядок владения, управления и использования недвижимости, основных средств районных, городских и военных судов и судебных участков мировых судей; решения социальных вопросов судей и судей в отставке, работников аппарата судов и управлений (отделов). В документах учтены особенности регионов.
Признание системности документов управлений (отделов) имеет определенное значение с точки зрения выработки концепции его развития, правильного соотношения с нормативными документами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, правильного правоприменения нормативных правовых актов.
В-третьих, система документов управлений (отделов) имеет относительную самостоятельность. С одной стороны, она - единое целое, имеющее в своем составе различные компоненты, и в этом заключается его самостоятельность. С другой стороны, она входит в систему нормативных документов Судебного департамента, тесно связана с нормативными документами Судебного департамента и нормативными актами регионов Российской Федерации по вопросам организационного обеспечения мировых судей. И это обусловливает ее относительную самостоятельность.
Необходимо отметить, процесс создания документов протекает в определенных организационных формах, обеспечивает правильную подготовку и всестороннее обсуждение их проектов.
Создание проекта документа включает в себя: уяснение содержания и цели; выявление и тщательное изучение всего действующего законодательства по вопросам, составляющим содержание документа; определение формы и структуры; составление и тщательное редактирование текста; согласование проекта со всеми заинтересованными органами, организациями и учреждениями, визирование проекта документа.
Поэтому обсуждению представленного на рассмотрение проекта документа, по мнению автора, должна предшествовать большая подготовительная работа, а именно:
- размножение проекта;
- ознакомление соответствующего государственного органа.
Указанные обстоятельства, а также широкое представительство органов, принимающих нормативный акт, коллегиальный характер их деятельности, четкое отражение этой деятельности в протоколах, участие представителей заинтересованных учреждений и организаций способствует деловому, всестороннему и квалифицированному проведению обсуждения, дополнения, изменения, принятия документа.
Таковы основные организационные формы подготовки и принятия документов. Все эти формы неразрывно связаны между собой, обусловливают одна другую, являются единым звеном одного процесса - процесса подготовки документов.
Важную роль в эффективном решении этих проблем призвано сыграть дальнейшее совершенствование документальной техники. Именно от нее в значительной степени зависит доходчивость документов, правильное их понимание, исключающее разноречивые толкования, а следовательно, и эффективность правовых норм. В связи с этим следует отметить, что этой области подготовки документов до последнего времени уделялось недостаточное внимание как в теории, так и на практике. Тщательно анализируя всю массу законодательных актов, можно видеть, что многие нормы не увязаны между собой, не всегда соблюдается единство терминологии.
Это затрудняет систематизацию и поиск нужного нормативного правового акта и снижает эффективность нормотворческой деятельности в целом.
Все это ставит на повестку дня организованное, продуманное планирование, дальнейшее усовершенствование его техники.
Таким образом, процесс выявления, формирования того или иного правового взгляда и закрепления его в соответствующем правовом акте, будучи содержанием нормотворчества, выступает во внутренней (организационной) и внешней формах (создание правовых норм государственными органами).
Исследователи отмечают, что процесс нормотворчества (правотворчества), в том числе подготовки документов, проходит на основе творческого использования и применения теории к конкретным условиям действительности <4>:
--------------------------------
<4> Абдуллаев Н.Д. Диалектика правотворчества. Баку, 1972. С. 112 - 113.
- наиболее полно, всесторонне и глубоко познать объективные закономерности развития действительности, а также наиболее правильно, рационально и научно обоснованно использовать действие этих закономерностей;
- своевременно выявить и определить те отношения, которые требуют правового регулирования и вовремя заменить правовое регулирование неправовым;
- выявить, определить и учесть непосредственные, ближайшие, перспективные и конечные цели юридической регламентации общественных отношений;
- обнаружить наиболее прогрессивные возможности, определить степень их зрелости, развитости, обоснованности, уловить наилучший момент и установить наиболее выгодные пути, методы и способы реализации необходимых возможностей, способствовать этой реализации и ликвидировать тем самым соответствующее противоречие;
- осознать объективную необходимость, действовать в соответствии с этой необходимостью и достигнуть тем самым подлинной свободы;
- своевременно отменять правовые нормы, тормозящие развитие общества;
- своевременно уточнять и дополнять действующее законодательство в целях наиболее эффективного воздействия на общественную жизнь;
- определять конкретные методы, пути и способы претворения в жизнь назревших задач развития.
Хотелось бы обратить внимание и на то, что совершенствование действующего законодательства не может быть практически осуществлено без широкого использования науки, без закрепления в самих правовых нормах всесторонне обоснованных и проверенных на практике данных различных наук.
Конкретно-социологический метод в нормотворчестве представляет собой конкретное изучение действительности в ее связи с проблемами юридической практики и другими социальными явлениями, воздействующими на правотворчество.
Исследователи отмечают, что конкретно-социологический метод в правотворчестве преследует определенную цель - выработку наиболее эффективных правовых пожеланий, рекомендаций и предложений, содействующих совершенствованию нормотворческого процесса <5>. Важными элементами конкретно-социологического исследования в правоведении являются постановка эксперимента, использование материалов обсуждения важнейших законопроектов и различных совещаний и конференций, посвященных проблемам правового регулирования общественных отношений.
--------------------------------
<5> Франк С.Л. Очерк методологии общественных наук // Вопросы методологии. 1991. N 2. С. 88 - 106.
На основе сбора полученной информации и ее обработки представляется возможным выработать научно обоснованные рекомендации по созданию, изменению и совершенствованию правовых норм, обнаружить наиболее целесообразные, эффективные и рациональные формы, способы и методы воздействия их на общественные отношения. Эти рекомендации по совершенствованию действующего законодательства будут непосредственно отражать жизнь, более всесторонне и оперативно отвечать потребностям жизни.
Результативность любого из методов конкретно-социологических исследований и их сочетания, особенно при изучении правовых явлений, во многом зависит от тщательной обработки данных, техники, способов и порядка их осуществления. Однако преодоление отмеченных трудностей и широкое внедрение методов конкретно-социологических исследований в правоведении окупится тем бесценным результатом, который будет достигнут в деле совершенствования действующего законодательства и практики его реализации.
Согласно Федеральному закону "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", как и во всех управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, в том числе Управлении Судебного департамента в Республике Саха (Якутия), разработаны и утверждены Положения об Управлении, о конкурсной комиссии по организации закупок товаров, работ и услуг для нужд судов и управления, Правила внутреннего распорядка, Положение об условиях начисления ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы и премии по результатам работы государственным служащим, Инструкции по делопроизводству, о приеме граждан, номенклатуре дел. Созданы комиссии по подсчету выслуги лет государственным служащим, экспертная, жилищная.
В Управлении Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) разработаны и утверждены должностные инструкции работников Управления.
Отделы Управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) осуществляют ряд функций по организационному обеспечению судов и мировых судей, которые разработаны в их положениях. Все эти положения имеют общую структуру, которая состоит из следующих разделов:
общие положения;
задачи и функции отдела;
руководство отдела;
структура отдела;
ответственность и заключительные положения.
Необходимо подчеркнуть, что возложенные на Управление Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) задачи выполняются в тесной связи и взаимодействии всех его отделов. Хотелось бы обратить внимание на то, что согласованные действия особенно необходимы:
- для решения вопросов обеспечения своевременного прохождения и исполнения документов;
- для решения конкретных практических вопросов организационного обеспечения деятельности судов и мировых судей;
- для работы с соответствующими службами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по вопросам своего ведения;
- для связи с органами судейского сообщества и правоохранительными органами Республики Саха (Якутия) по вопросам взаимного представления информационно-справочных сведений о прохождении документов, согласования и визирования совместных документов;
- для взаимосвязи со службами республиканских министерств и ведомств по вопросам материально-технического и финансового обеспечения деятельности судебных участков мировых судей;
- для совместной работы с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам кадрового обеспечения судебных участков мировых судей.
Как известно, отделы являются структурными подразделениями Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Саха (Якутия), на которых, во-первых, возлагаются обязанности по выработке и контролю над осуществлением единой политики в области организационного обеспечения деятельности судов, мировых судей.
Во-вторых, работа отделов организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальной при их обсуждении, персональной ответственности каждого государственного служащего за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.
В-третьих, в своей деятельности отделы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 08.01.1998 N 7 "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, приказами и распоряжениями генерального директора Судебного департамента, а также положениями, утвержденными начальником Управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия).
В-четвертых, центральный аппарат по организационному обеспечению деятельности мировых судей руководствуется законами Республики Саха (Якутия), указами Президента Республики Саха (Якутия), постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия).
Что касается подготовленных Управлением и утвержденных 21 января 2000 г. председателем палаты представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) положения о почетной грамоте и книге почета Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Саха (Якутия), то они осуществляются согласно ст. Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
Почетная грамота Управления Судебного департамента при Российской Федерации в Республике Саха (Якутия) учреждена для награждения районных и городских судов, судей и мировых судей, работников аппарата и обслуживающего персонала судов Республики Саха (Якутия), а также работников аппарата Управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) за проявленную инициативу и высокие результаты приговоров и решений, строгое соблюдение законности при отправлении правосудия, образцовое выполнение трудовых обязанностей и за безупречную долголетнюю работу в системе органов правосудия, а также коллективов и их руководителей за оказанную большую помощь в организационном обеспечении деятельности районных и городских судов, мировых судей.
Книга почета Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Саха (Якутия) учреждена для награждения районных и городских судов, судей и мировых судей, работников аппарата и обслуживающего персонала судов Республики Саха (Якутия), а также работников аппарата управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) за проявленную инициативу и высокие результаты утверждаемости приговоров и решений, строгое соблюдение законности при отправлении правосудия в течение длительного времени, образцовое выполнение трудовых обязанностей и за безупречную долголетнюю работу в системе органов правосудия.
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что, как и всякий развивающийся процесс, подготовка документов в управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в ее субъектах должна совершенствоваться, развиваться, опираясь на достигнутое. Как отмечает автор, необходимая для этого база создана, предстоит задача совершенствования сложившейся системы и поиска наиболее рационального решения этой задачи согласно Федеральному закону "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.