Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Арбитражный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УНИФИЦИРОВАННЫЙ НОМЕР СУДЕБНОГО ДЕЛА. О НЕОБХОДИМОСТИ УНИФИКАЦИИ ПОРЯДКА УЧЕТА СУДЕБНЫХ ДЕЛ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
П.А. МАРКОВ
Реформирование российской судебной системы, импульсом очередного этапа которого послужило упразднение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ), к сожалению, не затронуло учета судебных дел, находящихся в производстве арбитражных судов, что, на наш взгляд, негативно сказывается в целом на судопроизводстве всей судебной системы. В связи с этим поднимаемый в этой статье вопрос о необходимости унификации порядка учета судебных дел представляется достаточно актуальным.
Известно, что в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах судебному делу присваивается номер, имеющий определенную структуру. Например: А40-3125/06-71-118, где А - арбитражный суд; 40 - индекс Арбитражного суда города Москвы; далее: 3125 - порядковый номер, присвоенный исковому заявлению; 06 - год регистрации; 71 - номер отделения; 118 - номер дела в отделении.
Указанный номер арбитражного дела был определен Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах РФ (утверждена Приказом Председателя ВАС РФ от 25 марта 2004 г. N 27) <1>. К сожалению, следующая Инструкция (утверждена Постановлением Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. N 100) <2> не изменила порядок присвоения номера арбитражному делу.
--------------------------------
<1> См.: Приказ Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 марта 2004 г. N 27 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://qps.ru/I9tqP (дата обращения: 25.12.2015).
<2> См.: Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) // Портал "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации". URL: http://qps.ru/w9ZTW (дата обращения: 25.12.2015).
На наш взгляд, индексы, которые в настоящее время определены для арбитражных судов, применены без какой-либо логики. Приведем некоторые примеры данных индексов: 36 - Арбитражный суд (АС) Липецкой области, 40 - АС города Москвы, 41 - АС Московской области, 48 - АС Орловской области, 50 - АС Пермского края, 56 - АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 77 - АС Чеченской Республики, 78 - АС Забайкальской края.
Данные примеры наглядно иллюстрируют то обстоятельство, что, не зная индекс суда, трудно определить по номеру дела, суд какого субъекта рассматривал дело. Представляется, что для выхода из создавшейся запутанной ситуации может быть реализовано следующее предложение: для обозначения арбитражного суда субъекта применить коды регионов, которые применяются на всей территории России, как это делается, к примеру, в ГИБДД для автомобильных номеров.
В качестве более убедительного примера можно привести практику налоговой инспекции.
В налоговой службе коды регионов в составе идентификационного номера налогоплательщика и других форм документов применяются с 1998 года <3>. ИНН состоит из десяти цифр (7723123456), где первые две - код региона (Москва), вторые две - номер налоговой инспекции (ИФНС N 23), далее - код (номер) налогоплательщика в конкретной налоговой инспекции. Таким образом, в отношении любого налогоплательщика можно определить, в каком городе, в какой инспекции он состоит на учете <4>.
--------------------------------
<3> Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21419/ (дата обращения: 25.12.2015).
<4> Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц" // Портал "Сейчас.ру". URL: http://www.lawmix.ru/zkrf/15554 (дата обращения: 25.12.2015).
В целом мы положительно оцениваем судебную реформу, направленную на объединение судов. По словам Президента РФ В.В. Путина, объединение судов позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также органов государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем следует отметить, что упразднение ВАС РФ и объединение судебной системы, к сожалению, также не повлияло на содержание Инструкции арбитражных судов по данному вопросу.
При более широком взгляде на вопрос выясняется, что в судах общей юрисдикции отсутствует номер дела как реквизит судебного решения. Так, часть 2 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ("Содержание решения") предусматривает обязательно указывать в решении номер дела. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (в частности, статья 198 "Содержание решения суда") такого требования не содержит.
На наш взгляд, очевидна необходимость введения в судебную систему РФ унифицированного номера судебного дела, который будет единым на всей территории России.
Представляется, что, например, в Москве номер судебного дела мог бы начинаться с 77 (регион - г. Москва), далее - специализация дела (возможно, буквенная): арбитражное дело (экономическое) или уголовное, гражданское, административное.
Для судов общей юрисдикции по примеру налоговых инспекций можно предусмотреть код районного суда (у мировых судей имеются номера участков, которые также можно включать в номер дела).
Дальнейшие составляющие номера дела для арбитражных судов определены Инструкцией достаточно подробно, и их можно не менять. Ранее этот вопрос <5> уже обсуждался в научной литературе, но, по нашему мнению, актуальность в настоящее время не утрачена.
--------------------------------
<5> Марков П.А. К вопросу об организации делопроизводства в арбитражном суде // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2006. N 6.
Предложенная рекомендация может быть проиллюстрирована на примере Арбитражного суда города Москвы. Сегодня в суде работает 167 судей, имеется 184 судебных отделения, которые распределены по 20 судебным составам. Однако нумерация отделений никоим образом не корреспондирует с номерами судебных составов.
К примеру, в 12 судебном составе имеются 8 отделений, имеющие следующие номера: 4, 19, 38, 70, 88, 160, 177, 178. В других составах положение примерно такое же, определенного порядка в закреплении отделений за составами нет. Установить факт, что конкретное судебное отделение относится к определенному судебному составу, можно только по памяти или обратившись к справочнику телефонов арбитражного суда.
Для автора, знающего номера отделений своего состава, указанные выше, все остальные номера отделений, которые имеются в суде, не несут вообще никакой смысловой нагрузки, поскольку какой это состав, какая коллегия, не понятно. С учетом изложенного полагаю целесообразным внесение следующих корректив в данном направлении.
Решение проблемы видится в упорядочении и приведении в соответствие нумерации отделений с номерами судебных составов следующим образом: первые одна или две цифры номера отделения должны соответствовать номеру состава, последняя цифра в сочетании с первой (первыми) формирует номер отделения соответствующего состава.
Например: 1 судебный состав, отделения: 10, 11, 12..., 5 судебный состав, отделения: 50, 51, 52..., 10 судебный состав, отделения: 100, 101, 102, 103..., 15 судебный состав, отделения: 150, 151, 152...
С учетом того что в составах не более 8 судей, такого подхода к нумерации будет достаточно для изменения номеров всех отделений в составах.
В заключение хотелось бы привести еще один довод в пользу единого номера судебного дела. Правительство РФ внесло в Государственную Думу Российской Федерации пакет законопроектов, которыми предусматривается проведение обязательной видеосъемки всех судебных заседаний и создание единого хранилища отснятых записей.
Законопроектами предусматривается внесение поправок в УПК РФ (ст. 259), ГПК РФ (ст. ст. 228 и 229), АПК РФ (ст. 155) и Кодекс административного судопроизводства РФ (ст. ст. 20.4 и 20.5). Согласно изменениям, видеозапись заседаний суда станет обязательной. Безусловно, всем видеофайлам должно присваиваться имя, чтобы обеспечить поиск в системе хранилища, а затем необходимо соотнести видеофайл с конкретным судебным делом. Такое имя - это и есть номер судебного дела.
Полагаем, что введение единого унифицированного номера судебного дела, который бы корреспондировал с судами общей юрисдикции и арбитражными судами, благоприятно скажется на улучшении делопроизводства как на местах, так и в целом в судебной системе.
Список литературы
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
3. Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) (утв. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 100) // Портал "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации". URL: http://qps.ru/w9ZTW (дата обращения: 25.12.2015).
4. Приказ Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 марта 2004 г. N 27 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://qps.ru/I9tqP (дата обращения: 25.12.2015).
5. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21419/ (дата обращения: 25.12.2015).
6. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц" // Портал "Сейчас.ру". URL: http://www.lawmix.ru/zkrf/15554 (дата обращения: 25.12.2015).
7. Марков П.А. К вопросу об организации делопроизводства в арбитражном суде // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2006. N 6.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Арбитражный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.