Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Арбитражный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К настоящему времени практически все земельные участки отнесены к той или иной категории земель. Тем не менее остается немало нерешенных вопросов о принадлежности того или иного земельного участка к категории земель лесного фонда или категории земель населенных пунктов, связанных с изменением границ населенных пунктов. Данная категория судебных дел влечет за собой и решение вопроса о праве собственности на спорные участки.
В силу статьи 8 Лесного кодекса РФ <1> (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статьей 7 ЛК РФ установлено, что лесным является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса. Границы земель лесного фонда, их целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в соответствии с частями 1 и 3 ст. 6, статьями 7, 67 - 69 ЛК РФ в лесоустроительной проектной документации.
--------------------------------
<1> Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
В силу части 1 ст. 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, что подтверждает позиция Высшего Арбитражного Суда РФ (далее - ВАС РФ) в отношении данного вопроса <2>.
--------------------------------
<2> См.: Определение ВАС РФ от 9 сентября 2013 г. N ВАС-11792/13 // СПС "Гарант".
Отсутствие определенных площади и границ у таких участков не может служить препятствием к постановке на государственный кадастровый учет образуемых из них участков с надлежащим описанием границ путем раздела исходного земельного участка и сохранением его в измененных границах <3>. Статьей 17 Земельного кодекса РФ <4> (далее - ЗК РФ) установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральным законом. Таким образом, право Российской Федерации на лесные участки признается в силу закона вне зависимости от проведения лесоустроительных работ.
--------------------------------
<3> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 24 июня 2014 г. N 4890/14 // СПС "Гарант".
<4> Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
Постановлениями ФАС Волго-Вятского округа от 11 апреля 2014 г. по делам N А82-9044/2013, А82-9048/2013, от 14 апреля 2014 г. по делу N А82-9045/2013, от 15 апреля 2014 г. по делу N А82-9046/2013 установлено, что земельные участки включаются в состав земель лесного фонда на основе лесоустроительной документации, которая подтверждает фактическое использование такого участка для ведения лесного хозяйства. Аналогичный вывод следует из части 5 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в соответствии с которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документального подтверждения фактического использования земельного участка. Изменение границ населенного пункта не влечет за собой изменения целевого назначения земельного участка. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 сентября 2010 г. по делу N А56-48622/2006 об отказе администрации муниципального образования в признании недействительным права федеральной собственности на участки леса, поскольку утверждение проекта городской черты города Кингисеппа с включением спорных участков в городскую черту не изменяет правового статуса земель лесного фонда и не влечет прекращения зарегистрированного права собственности Российской Федерации на эти лесные участки.
Данную позицию поддерживает и ВАС РФ, устанавливая, что несоблюдение установленной процедуры согласования с собственником земель лесного фонда - Российской Федерацией в лице соответствующих органов государственной власти при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и, как следствие, их недействительность <5>. Таким образом, при изменении черты населенного пункта следует одновременно подавать ходатайство и о переводе земель лесного фонда в земли населенного пункта.
--------------------------------
<5> См.: Определение ВАС РФ от 3 июля 2013 г. N ВАС-8236/13 // СПС "Гарант".
Так, Постановлением Президиума ВАС РФ от 2 сентября 2008 г. N 16490/07 по делу N А76-738/2007-22-204 <6> об исключении из земель категории "лесной фонд" кварталов Чебаркульского лесничества общей площадью 2366 га, субъектом права собственности на которые является Российская Федерация, а также о признании указанных кварталов землями категории "земли населенных пунктов" муниципального образования "Чебаркульский городской округ" и восстановлении положения, существовавшего до проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации, путем прекращения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, установлено, что в соответствии со статьей 101 ЗК РФ границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. В соответствии с пунктом 1 ст. 84 ЗК РФ черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Таким образом, не была соблюдена надлежащая правовая процедура перевода земель лесного фонда в земли поселений в случае изменения городской черты.
--------------------------------
<6> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 2 сентября 2008 г. N 16490/07 по делу N А76-738/2007-22-204 // Вестник ВАС РФ. 2009. N 1.
Среди споров с участием Российской Федерации наиболее часто судами рассматриваются дела об оспаривании права собственности на тот или иной земельный участок из состава земель лесного фонда. Так, в соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, если имущество приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя. При этом в соответствии с пунктом 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 126 в случае выбытия земельного участка из состава земель лесного фонда помимо воли собственника - Российской Федерации интересы лица, у которого земельный участок фактически находился в незаконном владении, вне зависимости от того, является ли это лицо добросовестным или недобросовестным приобретателем, защите не подлежат.
Показательным является следующий пример. Земельные участки, переданные колхозу "Россия", занятые лесами, были поставлены на государственный кадастровый учет как земли лесного фонда. Предприниматель, ссылаясь на отсутствие на спорном земельном участке лесных насаждений, полагая, что земельный участок не относится к землям лесного фонда Пермского лесничества и ошибочно продолжает учитываться в реестре земель лесного фонда, обратился в арбитражный суд с иском об исключении спорного земельного участка из реестра земель лесного фонда.
Территориальное управление, полагая, что спорный земельный участок, зарегистрированный на праве собственности за предпринимателем, является частью земельного участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, в свою очередь, обратилось в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим права собственности предпринимателя на испрашиваемый земельный участок.
Спорный земельный участок, ранее принадлежавший сельскохозяйственной организации, был передан в безвозмездное пользование Постановлением губернатора Пермской области от 14 января 1999 г. N 13 "О передаче сельских лесов в безвозмездное пользование" в соответствии со статьей 130 ЛК РФ колхозу "Россия" и поставлен на государственный кадастровый учет как земли лесного фонда.
Таким образом, судами установлено, что земли, на которых расположены леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, относятся к землям лесного фонда и принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
Из положений статей 77, 101 ЗК РФ следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30 марта 2015 г. N Ф09-1445 по делу N Ф50-6515/2014 в удовлетворении основного требования отказано, встречное требование удовлетворено, так как было установлено, что спорный земельный участок относится к категории земель лесного фонда и в силу закона принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Перевод спорного земельного участка в другую категорию не осуществлялся.
Это не единичный случай, когда Российской Федерации в лице уполномоченных органов приходится истребовать земельные участки из чужого незаконного владения. Так, в Псковской области в ходе прокурорской проверки было установлено, что М. на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные на землях лесного фонда, находящихся в государственной собственности. Псковский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском о признании права собственности на земельные участки отсутствующим и истребовании их из владения М. Ответчик М. иск не признал, указав, что является добросовестным приобретателем спорных участков по возмездной сделке и что спорные земельные участки в настоящее время включены в состав земель населенного пункта в соответствии с приказом Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям. Суд первой инстанции на основании положений статьи 12, пункта 1 ст. 166, статьи 168, пункта 1 ст. 302 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 38 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22, пришел к выводу, что спорные земельные участки выбыли из собственности Российской Федерации помимо ее воли. Постановлением Президиума Псковского областного суда от 24 октября 2014 г. N 4-г-281/2014 требование было удовлетворено, так как установлено, что формирование земельных участков, из которых образованы спорные участки, осуществлено с нарушением действующего законодательства. Выбытие таких участков из состава земель лесного фонда произошло при отсутствии волеизъявления собственника имущества. Поскольку спорные земельные участки, ранее располагавшиеся на землях лесного фонда, перешли в собственность М. без законных на то оснований, то сделки с данными земельными участками стоит считать ничтожными.
В другом деле Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2015 г. N Ф07-555/2015 были признаны незаконными действия кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельного участка, приобретенного ООО "Чистые просторы ЛО" по договорам купли-продажи, поскольку данный участок не выбывал из федеральной собственности и относится к землям лесного фонда, а заключенные в отношении этого участка договоры купли-продажи являются ничтожными. Тот факт, что ООО "Чистые просторы ЛО" является добросовестным приобретателем, а заинтересованное лицо пропустило срок исковой давности для защиты нарушенного права, отклонено, так как требование о признании зарегистрированного права собственности отсутствующим не связано с лишением владения.
Судам нередко приходится принимать решения о признании права собственности на лесные участки отсутствующим, истребовании участков из незаконного владения ответчика, так как участок располагается на землях лесного фонда. В качестве примера можно привести Апелляционное определение Московского областного суда от 27 августа 2014 г. по делу N 33-18806/2014 о признании недействительным права собственности на земельный участок, поскольку спорный земельный участок располагается на землях лесного фонда и относился к категории земель лесного фонда, отчуждение данного участка было произведено органом местного самоуправления с превышением своих полномочий, без согласия собственника земельного участка лесного фонда.
Таким образом, ввиду обширной судебной практики по аналогичным делам назрела необходимость прописать в законе процедуру согласования изменения границ населенных пунктов для случаев, когда такое изменение затрагивает интересы собственника земель лесного фонда - Российской Федерации.
Библиография
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Арбитражный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.