Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Арбитражный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ПРАВОСУДИИ В АРБИТРАЖНОМ И ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
В.И. РЕШЕТНЯК
В последнее время в научной литературе, в специальных юридических изданиях, в интернет-изданиях активно обсуждается тема так называемого электронного правосудия, и прежде всего в гражданском и арбитражном судопроизводстве <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Васнев В. Электронное правосудие: результаты работы и перспективы // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2008. N 8. С. 56 - 59; Кудрявцева Е.В. Внедрение информационных технологий в гражданское судопроизводство // Закон. 2011. N 2. С. 51 - 56; Приходько Л.В. Зарубежный опыт внедрения и использования системы "электронный суд" (e-court) // Государство и право. 2007. N 9. С. 82 - 86; Федосеева Н.Н. Электронное правосудие в России: сущность, проблемы, перспективы // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 9; Човен В.А. Актуальные вопросы использования информационных технологий в судебном делопроизводстве // Российский судья. 2005. N 1. С. 28 - 29; Ярков В.В. Электронное правосудие и принципы цивилистического процесса // Закон. 2011. N 2. С. 44 - 50 и др.
Проблема разработки концепции электронного судопроизводства приобрела особую актуальность в России в связи с реализацией Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 гг. <2>, направленной на дальнейшее продвижение судебной реформы в Российской Федерации, предусматривающей формирование самостоятельной и независимой судебной власти как одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации, повышение эффективности и качества правосудия, достижение открытости и прозрачности судебной системы, усиление гарантий самостоятельности судов и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства, приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека, что в конечном итоге должно привести к повышению качества взаимоотношений государства и общества.
--------------------------------
<2> Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 583 "О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 41. Ст. 4248.
Конституция РФ провозглашает, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2), "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18). Именно данные положения Основного Закона государства должны быть отправной точкой любых законодательных нововведений, в том числе и при законодательном закреплении концепции электронного правосудия.
Возникновение правосудия связано с объективной необходимостью обеспечить правопорядок от имени государства как силы, стоящей над обществом и частными интересами отдельных граждан <3>. И.Е. Энгельман рассматривал правосудие как основу государства, "цель которого - благо граждан". В интересы государства входит забота о создании процесса, который бы в равной мере обеспечивал правовую защиту каждому простому человеку и высокопоставленному чиновнику, более богатому и менее богатому. Только при таких условиях граждане будут воспринимать суд как учреждение, "содействующее сохранению общего благосостояния и, в частности, их гражданских прав" <4>.
--------------------------------
<3> Фурсов Д.А., Харламова И.В. Теория правосудия. Т. 1. М.: Статут, 2009. С. 88.
<4> Энгельман И.Е. Курс русского гражданского судопроизводства. Юрьев, 1912. С. 41.
Как указывает И.Л. Петрухин, "судебная власть оказывает управляющее воздействие на общество в целом, что ведет к стабильности социально одобряемых отношений, прогрессу в экономическом, социальном и социокультурном аспектах общественного развития. Роль судебной власти особенно возрастает в период крупномасштабных социальных реформ. Она удовлетворяет потребности общества в справедливости, равноправии и защите граждан от противоправных посягательств" <5>.
--------------------------------
<5> Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М.: Проспект, 2003. С. 79.
Выступая 20 января 2011 г. на встрече с членами Общественной палаты РФ, Президент России Д.А. Медведев заявил: "Необходимо сделать так, чтобы суд был максимально независим от властей и абсолютно зависим от общества" <6>.
--------------------------------
<6> Ведомости. 2011. 21 января.
Таким образом, по нашему мнению, государство, внедряя информационные технологии в арбитражный процесс, а в перспективе и в гражданское судопроизводство, реализуя модели электронного правосудия в целом, должно ставить в качестве стратегической задачи изменение взаимоотношений между государством и обществом, между судом как ветвью государственной власти и остальными гражданами.
Как справедливо полагает И.А. Приходько, "идея правого и справедливого суда является одной из немногих, объединяющих все слои общества" <7>. Высокий профессионализм, независимость, беспристрастность, справедливость, законность, открытость, доступность, эффективность, легитимность - это те требования, которые предъявляются к системе правосудия со стороны гражданского общества.
--------------------------------
<7> Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского госуниверситета, 2005. С. 9.
Спецификой современного гражданского общества является его способность саморегулироваться. Как указывает В.А. Четвернин, "основные механизмы саморегулирования гражданского общества - это свободный рынок (экономический механизм), политическая свобода и свободный доступ к независимому правосудию (юридический механизм)" <8>.
--------------------------------
<8> Проблемы общей теории государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Норма-Инфра, 1999. С. 628.
Для того чтобы юридический механизм мог нормально функционировать и выполнять регулирующую роль, необходимо постоянно расширять массив доступной информации о деятельности судов, а также выносимых ими решений. Для подлинного укрепления судебной власти, формирования уважения к суду и принимаемым им актам правосудие должно быть понятным для общества. Более того, результаты судебной деятельности должны быть прогнозируемыми. Лицам, участвующим в деле, любому пользователю соответствующей судебной информации должны быть понятны логика развития процесса и закономерность его исхода. Выносимые судом постановления и мотивы их принятия не должны оставаться загадкой для общества, чтобы не возникало оснований для различных догадок и предположений, зачастую не имеющих отношения к действительной судебной деятельности.
Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" <9>, безусловно, стал важнейшим шагом в обеспечении открытости судебной власти, доступности судебной защиты прав граждан и юридических лиц, их охраняемых законом интересов. Однако, на наш взгляд, при разработке и принятии закона не удалось регламентировать некоторые важнейшие аспекты информационной открытости судов. Так, не установлена ответственность работников судебной системы в случае, когда материалы дела, свободное ознакомление с которыми запрещено, оказались доступными для всех пользователей сети Интернет, а также в случае, когда в судебном акте, доступном для общественности, содержится неверная информация, затрагивающая интересы участников судебного процесса.
--------------------------------
<9> Российская газета. N 265. 2008. 26 декабря.
В ходе исполнения Закона возникла и другая проблема: ст. 15 предусматривает, что тексты судебных актов, за исключением приговоров, размещаются в сети Интернет после их принятия. Тексты приговоров размещаются после их вступления в силу. Во исполнение этой нормы закона судами проделывается огромная работа по формированию банка судебных решений. Но практика показывает, что большинство судебных актов оказываются невостребованными, поскольку вынесены они по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления гражданского, административного или уголовного судопроизводства в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях, не представляющих интереса для широкой общественности, не имеющих значения для формирования судебной практики. Представляется, что законодателю следует пересмотреть подходы к размещению судебных актов на официальных сайтах судов: определить категории судебных актов, подлежащих обязательному опубликованию, предоставить судам право размещать иные судебные акты по своему усмотрению. При этом необходимо гарантировать гражданам доступ к любым сведениям, кроме сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну, по их запросам. Указанные меры не только облегчили бы задачу судов по информированию общественности о своей деятельности, но и стимулировали бы инициативу граждан по получению такой информации. Как справедливо отмечает И.Б. Михайловская, "действенность судебной власти как важнейшего института правового демократического государства зависит не только от количества судей, их профессиональной подготовки, надлежащего финансирования и т.п., но и от активности граждан в отстаивании своих прав, их приверженности легальным формам разрешения конфликтов" <10>. Использование информационных технологий в судебной деятельности объективно способно облегчить доступ граждан к судопроизводству, позволить им взглянуть на деятельность суда при разрешении конфликтных ситуаций другими глазами, ощутить в некотором роде свою сопричастность к процессу правосудия.
--------------------------------
<10> Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М.: Проспект, 2003. С. 46.
Полное и последовательное предоставление государством и обществом информации о деятельности судов на всех ее этапах с неизбежностью вызовет первоначально аналитическую, а затем критическую оценку работы суда, которая, разумеется, также будет обладать всеобщей информационной доступностью. И как только указанная оценка дорастет до уровня системного анализа, на результаты которого государство не сможет не реагировать, неизбежно со всей остротой встанет вопрос о расширении, поиске новых форм участия институтов гражданского общества в осуществлении правосудия.
Конституция РФ закрепляет право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Конкретные формы участия граждан в отправлении правосудия установлены Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации": присяжные, народные и арбитражные заседатели (ст. 1 и 8) <11>. Однако, как указывает В.М. Жуйков <12>, в связи с введением в действие новых процессуальных кодексов (ст. 2.1 Федерального закона от 18 декабря 2001 г. "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации") институт народных заседателей, существовавший в нашей стране долгое время как средство участия граждан в отправлении правосудия, оказался уничтожен. Такой законодательный подход объясняется тем, что в последние годы существования института народных заседателей в гражданском процессе в качестве таковых в суд привлекались в основном пенсионеры и домохозяйки, которые по своему социальному статусу, профессиональным качествам не могли существенно влиять на выносимые профессиональным судьей постановления. Поэтому институт народных заседателей был признан анахронизмом. Однако это вовсе не говорит о принципиальной невозможности участия в судопроизводстве судей из народа. Как справедливо считает А.Т. Боннер, "порочным являлся не институт народных заседателей сам по себе, а способы реализации его на практике, в том числе способы подбора народных заседателей" <13>. В ряде зарубежных стран (Англия, США и др.) присяжные заседатели участвуют в рассмотрении не только уголовных, но и некоторых гражданских дел. Дела, рассматриваемые с участием присяжных заседателей, представляют особую сложность либо социальную значимость <14>. В Германии также существует институт так называемых непрофессиональных судей, которые разрешают дела с участием профессиональных судей <15>.
--------------------------------
<11> Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
<12> Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию. М.: Статут, 2006. С. 6.
<13> Боннер А.Т. Проблемы установления истины в гражданском процессе: монография. СПб.: Университетский издательский консорциум "Юридическая книга", 2009. С. 51.
<14> Справедливости ради необходимо отметить, что рассмотрение гражданских дел с участием жюри присяжных в настоящее время в Англии, США явление редкое, инициатором в применении суда присяжных выступает одна из сторон. См. подробнее: Гражданский процесс в зарубежных странах: Учеб. пособие / Под ред. А.Г. Давтян. М.: Проспект, 2008. С. 169 - 170, 244 - 245.
<15> См. подробнее: Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран: Учебник. М.: Проспект, 2004. С. 117.
Представляется, что участие народных или присяжных заседателей (впрочем, название может быть и иное) при рассмотрение гражданского дела судом могло бы сыграть большую роль в плане укрепления независимости суда и реального ограждения его от различного рода нежелательных влияний и воздействий.
В гражданских спорах жюри могло бы состоять не из 12, а из 6 человек (так называемое малое жюри по аналогии с США), при этом эффект от жюри способен возникнуть не потому, что с ним будут рассматриваться все дела, а потому, что оно может быть в любой момент привлечено к делу. Фактически эффект от введения суда присяжных в гражданском судопроизводстве (как, собственно, в гражданском процессе, так и в арбитражном) мог бы наступить, если бы с их участием рассматривалось около 2 - 3 процентов дел.
Кроме того, привлечение граждан к рассмотрению и разрешению судебных дел могло бы выступить своеобразным мостиком между судом как государственным органом и гражданским обществом, способствовать повышению открытости и доступности суда и укреплению авторитета судебной власти.
Неизбежным следствием технологической модернизации судебного процесса становится доступность судебной информации, выносимых судом актов для обширного круга юридической общественности и других пользователей. Широкое использование электронных технологий в судопроизводстве потребует принятия общих стандартов передачи информации, регламентов информационного взаимодействия всех участников процесса и в конечном счете повлечет за собой формирование единого информационного пространства гражданско-правовой сферы. Так, уже давно необходимо было создать единую информационную систему судов и Федеральной службы судебных приставов. Это позволит не только ускорить процесс исполнения судебных актов, но и избежать случаев предъявления для принудительного исполнения поддельных исполнительных судебных документов.
Применение информационных технологий в процессуальной деятельности приведет к тому, что судебной практикой будут вырабатываться представления о совокупности доказательств, достаточных для вынесения законного и обоснованного судебного решения или другого процессуального акта, - своеобразные стандарты доказанности. Большую роль в формировании единой судебной практики играют процессуальные акты вышестоящих судебных инстанций, являющиеся ориентирами для разрешения других сходных дел, т.е., в сущности, имеющие значение прецедентов <16>. В России прецедентное право пока не закреплено законодательно, однако внедрение автоматизированных систем в деятельность органов правосудия, создание архивов судебных актов создают предпосылки для постепенного становления этой правовой системы. Российское законодательство не допускает мотивировку судебных актов с помощью доводов, заимствованных из судебных решений по другим разрешенным делам, поэтому в судебных постановлениях нельзя ссылаться на такого рода прецеденты. Но на самом деле судьи при вынесении постановлений учитывают позиции вышестоящих судов, сформировавшиеся при рассмотрении других сходных дел.
--------------------------------
<16> См.: Борисова Е.А. Судебная практика как источник гражданского процессуального права // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. СПб., 2004. N 3. С. 173 - 178.
Внедрение информационных технологий, стандартизация процессуальных документов, использование алгоритмов в процессе доказывания, включение всех или большинства судебных актов в единую аналитическую систему (банк судебных решений) создают условия для введения в России аналитико-прецедентной системы источников права.
С учетом возможностей, представляемых информационными технологиями, внедрение электронного правосудия создаст условия для накопления в единой аналитической системе доказательственных прецедентов (определенное сочетание доказательств по делу с учетом факторов, влияющих на достоверность средств доказывания, критерии допустимости доказательств, не выраженные в законе и потому формулируемые практикой), что дает нам возможность говорить о постепенном формировании коллективного судейского разума.
В перспективе система коллективного судейского разума могла бы стать международной через включение в него решений Европейского суда по правам человека.
Все это требует глубокого теоретического исследования проблемы внедрения электронных технологий в гражданское и арбитражное судопроизводство для выработки научных рекомендаций по совершенствованию процессуального законодательства, по повышению эффективности правоприменительной практики.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Арбитражный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.