Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Арбитражный процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНЦИИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
Ю.В. СОФРОНОВ
В правоприменительной деятельности весьма важным является конкретизация прав и обязанностей не только граждан, но и, прежде всего, государственных органов, поскольку "признание двустороннего характера прав и обязанностей гражданина и государства вызвано объективным требованием обеспечения реальности прав граждан, которая может быть достигнута лишь при обязанности государства установить порядок реализации этих прав, их защиты, участия органов государства в реализации и охране прав граждан" <1>. Как справедливо отмечает Ю.А. Тихомиров, "острая потребность в обеспечении действия закона, всех его норм и особенно в судебной защите прав и законных интересов граждан и организаций требует мощного развития юридического процесса и его видов, опосредующих их процессуальных норм" <2>.
--------------------------------
<1> Лазарев В.В., Попов Л.Л., Розин Л.М. Правовые основы обеспечения общественного порядка: Учебное пособие. М., 1987. С. 22.
<2> Тихомиров Ю.А. Проблемы развития процессуального права // Судебная реформа в России: проблемы совершенствования процессуального законодательства: По мат. науч.-практ. конф. Москва, 28 мая 2001 г. М.: Городец, 2001. С. 8.
Обеспечение действия закона государственными органами осуществляется через применение норм права и заключается в действиях компетентных органов государства по подведению юридического факта под соответствующую административно-правовую норму и принятии государственного властного решения, т.е. в разрешении на основе норм права индивидуальных конкретных управленческих вопросов <3>. В том числе и в разрешении вопросов, вызванных разногласиями между субъектами права в различных сферах общественных отношений, в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов юридических и физических лиц.
--------------------------------
<3> См.: Коренев А.П. Требования правильного применения норм административного права // Правоведение. 1973. N 6. С. 23.
Очевидно, что, рассматривая и разрешая индивидуальное дело в виде конкретного административно-правового спора, необходимо дать правовую оценку поведения спорящих сторон. Иначе нет реальной возможности для поисков правильного, т.е. основанного на требованиях действующего законодательства или подзаконных административно-правовых норм, решения. Следовательно, соответствующие действия исполнительных органов (должностных лиц) непременно связываются с возникающей в сфере государственного управления спорной ситуацией <4>. Оптимальным способом разрешения споров и восстановления нарушенных прав является правосудие.
--------------------------------
<4> Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. Юристъ, 2005. Глава 17. § 1.
В соответствии со ст. 118 Конституции правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в Российской Федерации осуществляется арбитражными судами, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах <5>.
--------------------------------
<5> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ. Ст. 1.
Следует согласиться с Н.В. Федоренко, Е.Н. Честных, другими авторами в том, что современное состояние правовой базы, обеспечивающей проведение судебной реформы, позволяет говорить, что достигнуты серьезные результаты по концептуальным направлениям, отвечающие требованиям правового государства <6>.
--------------------------------
<6> Федоренко Н.В., Честных Е.Н. Корпоративная реформа: процессуальный аспект // ЭЖ-Юрист. 2006. N 27.
Вместе с тем, по мнению ряда специалистов, некоторые проблемы арбитражного суда и его компетенции остаются в тени. В частности, какова система арбитражных судов, на каких принципах разграничивается компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов, своевременно ли и справедливо разрешаются экономические конфликты <7>.
--------------------------------
<7> См.: Клейн Н.И. Судебная реформа и развитие арбитражного процессуального законодательства // Судебная реформа в России: проблемы совершенствования процессуального законодательства: По мат. науч.-практич. конф-и. Москва, 28 мая 2001 г. М.: Городец, 2001. С. 84.
Становится значимой проблема обеспечения единообразия в толковании и применении материально-правовых и процессуально-правовых норм, т.е. единообразия судебной практики <8>.
--------------------------------
<8> Клейн Н.И. О развитии арбитражного процессуального законодательства // Журнал российского права. 2010. N 4.
Между тем статус арбитражных судов как федеральных судов предопределяется спецификой предмета их деятельности, характером и масштабами рассматриваемых ими споров, в качестве сторон по которым часто выступают лица, находящиеся в разных субъектах Российской Федерации <9>, и пределами их компетенции.
--------------------------------
<9> Федоренко Н. Правовые основы деятельности арбитражных судов Российской Федерации. 2005. N 1-2. С. 36.
Понятие "компетенция" происходит от латинского competens ("соответствующий") и определяется как совокупность полномочий, которыми обладают или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям <10>.
--------------------------------
<10> См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.
Правовую основу, компетенцию деятельности арбитражных судов в Российской Федерации составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации";
- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации";
- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
- Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации";
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ.
Отметим, что из перечисленных некоторые нормативные правовые акты регулируют общественные отношения в сфере деятельности арбитражных судов только фрагментарно.
В этой связи, как отмечают специалисты, важной проблемой является разграничение компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
Как справедливо отмечает Н.И. Клейн, "принято считать, что предметом разбирательства арбитражных судов являются экономические споры, возникающие между юридическими лицами. Однако использованный в Конституции РФ термин "экономические споры" не определяет характера правоотношений, из которых возникает спор, и правовую природу спора. Если под экономическими понимать споры, возникающие в предпринимательской деятельности, то многие дела, разрешаемые арбитражным судом, не подпадают под это понятие" <11>.
--------------------------------
<11> Клейн Н.И. О развитии арбитражного процессуального законодательства // Журнал российского права. 2010. N 4.
Такую точку зрения можно подтвердить и исходя из перечня полномочий арбитражных судов в соответствии с действующим законодательством.
Так, к полномочиям арбитражных судов относятся рассмотрение дел по экономическим спорам и другим делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В частности:
- об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
- об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
- о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
- другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
- в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, арбитражные суды рассматривают дела:
- об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;
- о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;
- о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
К специальной подведомственности дел арбитражных судов относятся дела:
- о несостоятельности (банкротстве);
- по корпоративным спорам;
- по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
- по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
- о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом <12>.
--------------------------------
<12> См.: глава 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ.
В свою очередь, Ф.Р. Конова отмечает, что в соответствии с п. 1 ст. 10 ФКЗ от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" ВАС РФ рассматривает в первой инстанции: дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов; дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ. Однако в связи с тем, что большинство федеральных законов не содержит специальной нормы об отнесении к подведомственности арбитражных судов дел об оспаривании нормативно-правовых актов конкретных органов, такие акты, регулирующие отношения, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, не могут быть оспорены в арбитражном суде <13>. В частности, как указывает автор, не могут быть оспорены в арбитражном суде нормативные правовые акты Банка России, в том числе регулирующие корпоративные отношения в коммерческих банках, так как в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" нет прямого указания на подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов Банка России арбитражным судам <14>. В этой связи Ф.Р. Конова предлагает ввиду очевидного экономического характера отношений, возникающих на финансовом рынке, отнести к специальной подведомственности арбитражных судов, независимо от субъектного состава участников правоотношений, из которых возникли спор или требование, дела по спорам из правоотношений, возникающих в области финансового рынка и инвестиционной деятельности; спорам, вытекающим из деятельности кредитных потребительских кооперативов, а также спорам в сфере капитальных вложений.
--------------------------------
<13> Конова Ф.Р. Правовые последствия несоблюдения правил подведомственности // Администратор суда. 2009. N 4. С. 18 - 21.
<14> Там же.
Достаточно подробно вопросы компетенции арбитражных судов исследованы Н.И. Клейн; автор выделяет ряд актуальных проблем, которые, полагаем, необходимо поддержать, такие, например, как:
- одни и те же категории споров, возникающие в предпринимательской деятельности в зависимости от субъектов отношений (сторон спора), подведомственны как суду общей юрисдикции, так и арбитражному суду;
- несмотря на изменения, внесенные в АПК РФ в июле 2009 г., отнесение к компетенции арбитражных судов новых видов дел с участием граждан все же не дает оснований говорить о том, что теперь основным критерием разграничения подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам (кроме корпоративных споров) является содержание правоотношений, т.е. предмет спора;
- спорным является критерий разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению заявлений о признании нормативных актов недействующими <15>.
--------------------------------
<15> Клейн Н.И. О развитии арбитражного процессуального законодательства // Журнал российского права. 2010. N 4.
В заключение хотелось бы отметить, что компетенция арбитражных судов, ее разграничение с судами общей юрисдикции требуют всестороннего исследования проблем, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Как видится, решение этих проблем непосредственно связано с четким законодательным определением понятий "экономические споры", "экономическая деятельность" <16>, "иная экономическая деятельность", соотношения понятий "предпринимательская" и "иная экономическая деятельность".
--------------------------------
<16> Определение экономической деятельности указывается в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17; на наш взгляд, данное определение должно быть установлено соответствующим законом.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Арбитражный процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.