Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Н.Н. КУНЯЕВ
В современном мире информационная сфера являет ключевым фактором развития общества. Это особенно связано с внедрением современных информационных технологий, так называемых информационно-коммуникационных технологий, которые привели к некой трансформации практически всех общественных отношений путем ускорения процессов создания, распространения и обмена информацией. Данное ускорение положительно сказывается на развитии всего мирового сообщества, что имеет неоценимую пользу для человечества.
В этих условиях на первый план встают общечеловеческие, межгосударственные проблемы (терроризм, в том числе информационный, наркоторговля, экономические катаклизмы и многие другие), ищутся пути их решения, что приводит к определенному смещению ценностей и ориентиров. В то же время обеспечение национальных интересов по-прежнему остается главной задачей любого государства, и от степени их защищенности зависит национальная безопасность, а также положение государства как во внешнеполитической, так и во внутриполитической сфере.
Для обеспечения национальных интересов необходимо иметь понимание их природы, а также определение их зависимости от тех или иных факторов. В настоящее время существует определенное терминологическое разнообразие в формулировке термина "национальные интересы". Это также замечает известный правовед Т.Я. Хабриева, говоря, что "проблема интересов как осознаваемой целеустремленной ориентации человека, различных сообществ, организаций с разных сторон обсуждалась в философии, социологии, политологии, других науках", что "понятие национальных интересов для российской науки относительно ново, в отличие от зарубежных стран, где оно давно рассматривается в числе базовых научных понятий" <1>.
--------------------------------
<1> Хабриева Т.Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // Журнал российского права. 2005. N 12.
Так, с точки зрения обеспечения безопасности национальные интересы - это "вся совокупность жизненно важных интересов субъектов безопасности (личности, общества и государства), выражающих потребности страны в существовании и прогрессивном развитии" <2>.
--------------------------------
<2> Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. проф. В.Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
В социологии под данным термином понимается "категория, отражающая меру самосознания и самовыражения народа, характеристика общественного единства, политический принцип и социальное чувство". На государственно-политическом уровне национальные интересы представляют собой важный государственный ресурс, действенный фактор модернизации страны, условие и предпосылку для решения внешнеполитических задач и проблем развития страны в качестве субъекта мировой истории <3>.
--------------------------------
<3> Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко Мн.: Книжный дом, Мир энциклопедий. 2003. 1312 с.
Отмечено, что "в современной юридической науке существуют различные точки зрения относительно понятия "национальный интерес", тем не менее большинство исследователей данного вопроса согласны с тем, что национальный интерес состоит из двух компонентов: интересов граждан и интересов государства, причем эти интересы неразрывно связаны, они не противопоставляются, но дополняют друг друга" <4>.
--------------------------------
<4> Хижняк В.С. Классификация национальных интересов современной России // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 5.
Законодательная основа обеспечения национальных интересов Российской Федерации была заложена с принятием в 1992 году Закона Российской Федерации "О безопасности" <5>, в котором безопасность понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
--------------------------------
<5> Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" // Российская газета. 1997. N 103.
По сути, именно термин "жизненно важные интересы" трансформировался в термин "национальные интересы", который стал использоваться в утвержденной в 1997 году Концепции национальной безопасности Российской Федерации (далее - Концепция) <6>. В этом акте национальные интересы России определялись как "совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах".
--------------------------------
<6> Указ Президента РФ от 17.12.1997 N 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности РФ" // Российская газета. 1997. N 247.
Указанная Концепция, нацеленная на определение как можно конкретного перечня национальных интересов, давала исчерпывающий перечень интересов личности, общества и государства, что соответствовало данному этапу развития общественно-политической ситуации в России.
С течением времени в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности <7>.
--------------------------------
<7> Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г." // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 20. Ст. 2444.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия) определяет национальные интересы России как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. На первый взгляд может показаться, что трансформация данного понятия направлена на усиление роли потребностей государства, но в действительности данная формулировка увеличивает роль государства в обеспечении национальных интересов, тем самым государство берет на себя конкретные обязательства.
Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушевым отмечена принципиальная разница рассматриваемых документов: "Прежде всего, отличие состоит в формате документов. Концепция на момент ее принятия в 1997 году формулировала всего лишь вектор деятельности государства в различных сферах обеспечения национальной безопасности, уточнялся порядок выявления угроз национальной безопасности. Стратегия же кардинально изменяет принцип обеспечения национальной безопасности, она определяет в качестве направления обеспечения национальной безопасности стратегические национальные приоритеты. Стратегия одновременно формирует новый механизм реализации консолидированных усилий государства и общества, а также оценки их результативности в такой сложной области государственного управления, как обеспечение национальной безопасности" <8>.
--------------------------------
<8> Начало заседания Совета Безопасности по вопросу "О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года и комплексе мер по ее реализации" // Совет Безопасности РФ - http://www.scrf.gov.ru.
В современных условиях национальные интересы описывают вектор развития государства, определяют его потребности, а обеспечение национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты, которые определяют направления обеспечения национальной безопасности на основе национальных интересов Российской Федерации.
Стратегия в отличие от Концепции не выделяет отдельно интересы граждан, общества и государства, не разделяет их по сферам, а дает лишь потребности государственного развития, причем на долгосрочную перспективу, одновременно конкретизируя стратегические национальные приоритеты. Это полностью соответствует принципам Стратегии и применяемому терминологическому аппарату.
Основываясь на существующих классификациях <9> и в рамках соответствия Стратегии, можно предложить следующие варианты классификации национальных интересов Российской Федерации:
--------------------------------
<9> Хижняк В.С. Классификация национальных интересов современной России // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 5.
- по степени долгосрочности потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства - долгосрочные и краткосрочные (данный принцип классификации соответствует Стратегии, определяющей национальные интересы России на долгосрочную перспективу. Отсутствие же в ее тексте краткосрочных национальных интересов вызвано, по-видимому, статусом документа и его задачами);
- в зависимости от географии потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства - внешние и внутренние;
- по сферам общественной жизни, к которой относятся потребности государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства, - национальные интересы Российской Федерации в экономической сфере; во внутриполитической сфере; в социальной сфере; в международной сфере; в информационной сфере; в военной сфере; в пограничной сфере; в экологической и других сферах (Стратегия не разделяет национальные интересы на сферы, однако такое деление было заложено в Концепции и на сегодняшний момент содержится в ряде действующих нормативных правовых актов, например в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, где выделяются национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере).
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Таким образом, национальная безопасность России существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Факт принятия в 2000 году нормативного правового акта, регулирующего информационную безопасность и "развивающего Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере", говорит о важности информационной сферы для государства и, соответственно, об определенном приоритете национальных интересов в информационной сфере <10>.
--------------------------------
<10> Доктрина информационной безопасности РФ, утверждена Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895 // Российская газета. 2000. N 187.
С целью выработки определенных рекомендаций по унификации Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина) представляется целесообразным рассмотреть некоторые положения, изложенные в ней, на предмет соответствия основным положениям Стратегии, в частности проанализировать закрепленные в Доктрине понятия "национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере", "информационная безопасность" и некоторые другие.
Информационная безопасность Российской Федерации в Доктрине закрепляется как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Данные интересы корреспондируют с национальными интересами России на долгосрочную перспективу, изложенными в Стратегии.
Следовательно, можно сформулировать и рекомендовать к внесению в Доктрину тождественное положениям Стратегии понятие "национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере" как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства в информационной сфере. В этой связи появляется необходимость в определении круга национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере через призму потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. В таком случае национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере будут заключаться:
- в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность;
- в упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России;
- в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры;
- в безусловном обеспечении законности и правопорядка;
- в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
В Доктрине выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, которые являются актуальными и на сегодняшний день.
Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Вторая составляющая включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
Третья составляющая включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники.
Четвертая составляющая - это защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Таким образом, унификация понятийного аппарата не должна привести к серьезному пересмотру положений Доктрины в части определения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Вместе с тем сформулированное понятие "национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере" как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства в информационной сфере будет удовлетворять положениям Стратегии и современным потребностям государства.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.