Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВЫХ СУДЕЙ
С.А. МЕСТНИКОВА
Более 11 лет действует Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" <1>. На сегодняшний день юридическая общественность признает, что мировые судьи - одни из самых приближенных к населению институтов публичной власти в России.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 51. Ст. 6270 (с изменениями 22.07.2008).
В то же время проблемы организационного обеспечения деятельности мировых судей, которые были в момент создания института мировой юстиции, актуальны и в настоящее время.
В ноябре 2008 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию отметил, что он поручил подготовить заключение о возможности передачи на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей <2>. На VII Всероссийском съезде судей Президент Российской Федерации повторил о возможности передачи на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей <3>.
--------------------------------
<2> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // http://www.kremlin.ru.
<3> Редакционный материал VII Всероссийского съезда судей в Российской Федерации // Российская юстиция. 2009. N 1.
Такое решение проблем организационного обеспечения деятельности мировых судей в Российской Федерации будет являться единственно верным.
Почему?
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона о Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации <4> под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 223 (с изменениями от 28.06.2009, 09.11.2009).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона о мировых судьях в Российской Федерации обязательством Российской Федерации в отношении мировых судей является обеспечение их заработной платы и иных социальных выплат. К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей. Организационное обеспечение деятельности мировых судей и кадровое обеспечение аппарата мировых судей законом не регламентировано.
В марте - апреле 2005 г. Советом судей Российской Федерации впервые в России был проведен полный анализ организации деятельности мировых судей.
По результатам анализа принято Постановление Совета судей Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. N 131 "О мерах по совершенствованию организации деятельности мировых судей в Российской Федерации" <5>.
--------------------------------
<5> Постановление Совета судей Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. N 131 "О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации" // http://www.ssrf.ru.
В названном Постановлении Совета судей Российской Федерации отмечены неопределенность в разграничении полномочий Российской Федерации и ее субъектов в решении вопросов статуса мировых судей, отсутствие единого норматива материально-технического обеспечения, финансового, кадрового обеспечения деятельности мировых судей, отсутствие компетентного государственного органа, который бы занимался организационным обеспечением деятельности мировых судей, а также отсутствие законодательного закрепления этой функции, что влечет за собой негативное качество судопроизводства.
Постановлением Совета судей Российской Федерации была признана необходимость распространения полномочий Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по организационному обеспечению деятельности судов и на мировых судей; рекомендовано органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами судейского сообщества, управлениями Судебного департамента в субъектах Российской Федерации разработать и принять региональные программы развития мировой юстиции.
Через два года после принятия данного Постановления Президиумом Совета судей Российской Федерации проведено аналитическое исследование по выполнению рекомендаций Совета судей Российской Федерации по организационному обеспечению деятельности мировых судей в субъектах Российской Федерации.
По итогам исследования Президиум Совета Судей Российской Федерации пришел к выводу, что определенная работа по организации деятельности мировых судей субъектами России проведена. Тем не менее положение с организацией деятельности мировых судей не только улучшилось, наоборот, появились новые проблемы, разрешение которых требует дополнительных усилий...
Рекомендации Совета судей Российской Федерации о принятии программы развития мировой юстиции приняты субъектами России по-разному. Часть субъектов приняли с пониманием и с готовностью разработать и утвердить программу, но из-за экономических сложностей не смогли довести работу по принятию программы до конца; часть приняли рекомендацию Совета судей Российской Федерации крайне негативно; часть, приняв программу, отменили из-за отсутствия финансирования.
Все же на сегодня субъекты России, несмотря на отсутствие законодательно закрепленных полномочий об организационном и кадровом обеспечении деятельности мировых судей субъектами Российской Федерации, практически приняли на себя мероприятия, направленные на обеспечение деятельности мировых судей. Однако принимаемые субъектами Российской Федерации меры по своей сути противоречат конституционному принципу разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную, нарушают принцип независимости судебной власти в лице мировых судей.
Субъектами созданы органы исполнительной власти с разными наименованиями, такими как управление мировой юстиции, отдел по организационному обеспечению деятельности мировых судей, служба по вопросам мировой юстиции, аппарат по обеспечению деятельности мировых судей. Статус указанных органов власти во всех регионах регламентируется Положениями, утверждаемыми исполнительной властью.
Таким образом, кадровым обеспечением аппарата мировых судей занимаются органы исполнительной власти, соответственно, секретари суда, судебных заседаний, помощники мировых судей находятся в трудовых правоотношениях с органом исполнительной власти.
А сами мировые судьи, к какому органу относятся? Многие авторы правильно рассуждают, что мировой судья - это должность, а не орган судебной власти. Судебные участки - это территориальное разделение полномочий мирового судьи. В соответствии с Федеральным законом о мировых судьях в Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о мировых судьях мировые судьи избираются законодательной властью субъектов Российской Федерации.
В итоге вырисовывается следующая картина: работники аппарата мировых судей относятся к органу исполнительной власти, мировые судьи избираются законодательной властью; орган, от имени которого мировые судьи отправляют правосудие, не создан; орган, обеспечивающий условие для полного и независимого отправления правосудия мировыми судьями, не создан.
В настоящее время в России действует Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" <6>, имеющая цель обеспечения независимости, открытости судов. В соответствии с данной Программой создана уникальная Государственная автоматизированная система "Правосудие", объединяющая в единое информационное пространство все суды общей юрисдикции (кроме мировых судей) и систему Судебного департамента, открыты общественные приемные для приема граждан, начата публикация в Интернете судебных актов, принимаемых судами. Однако мероприятия, проводимые в рамках данной Программы, не затрагивают интересы мировых судей.
--------------------------------
<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 года N 583 "О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 41. Ст. 4248 (с изменениями от 17.03.2009).
Программа - федеральная, мировые судьи без законодательного закрепления на местах, по сложившейся практике, считаются судьями субъектов, соответственно, для развития мировой юстиции должны быть приняты аналогичные программы субъектами Российской Федерации. Практика показала, что из-за недостаточности бюджетных средств на местах, из-за отсутствия в Российской Федерации единого органа, обеспечивающего проведение мероприятий, направленных на обеспечение деятельности мировых судей, их развитие и совершенствование, принятие подобной Программы невозможно.
В соответствии ч. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона о судебной системе Российской Федерации <7> мировые судьи относятся к судам субъектов. Кроме мировых судей, к судам субъектов относятся и конституционные (уставные) суды субъектов.
--------------------------------
<7> Федеральный конституционный закон "О судебной системе в Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
Статус и полномочия конституционных (уставных) судов субъектов регламентированы конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и иными специальными законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, чтобы отнести мировых судей к судам субъектов Российской Федерации необходимо конституционное закрепление статуса и полномочий мировых судей субъектами Российской Федерации аналогично законам субъектов Российской Федерации о конституционном суде субъекта.
В то же время конституционное закрепление статуса и полномочий мировых судей субъектами Российской Федерации означает, что решения мировых судей должны выноситься не от имени государства в лице Российской Федерации, а от имени субъектов Российской Федерации.
Между тем деятельность мировых судей, как одного из судов общей юрисдикции, направлена на защиту прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а не отдельных жителей субъектов Российской Федерации, регламентируется едиными процессуальными нормативными актами, предусматривающими деятельность всех судов в Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации <8> государственная пошлина, взимаемая по делам, рассматриваемым мировыми судьями, направляется в бюджеты муниципальных районов и городских округов, соответственно, субъекты Российской Федерации, обеспечивая организацию деятельности мировых судей, никакой отдачи от их деятельности не получают. К примеру, мировыми судьями судебных участков в Республике Саха (Якутия) за 2009 год при рассмотрении дел взыскана госпошлина на сумму 33413086 рублей <9>.
--------------------------------
<8> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
<9> Статистические данные за 12 месяцев 2009 г. отчета о работе судов первой инстанции (мировых судей) Республики Саха (Якутия).
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" <10>, в котором настоящее положение деятельности мировых судей в системе судов общей юрисдикции находит свое законодательное закрепление.
--------------------------------
<10> Проект федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // http://www.duma.gov.ru.
Относительно организации деятельности верховных судов, федеральных судов в Российской Федерации проект названного Закона идеален. Действительно, при его принятии будет обеспечена сильная независимая судебная власть в России в лице федеральных, верховных судов, будут созданы все условия для признания России действительно правовым государством.
Между тем относительно деятельности мировых судей в Российской Федерации проект закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" повторяет Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" <11> в его старой редакции.
--------------------------------
<11> Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1981. N 28. Ст. 976.
В соответствии со ст. ст. 19, 78 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" в старой редакции организационное руководство в отношении районных народных судов осуществляется министерствами юстиции автономных республик, отделами юстиции исполнительных комитетов краевых, областных городских Советов народных депутатов; структура и штатная численность аппарата районного (городского) народного суда устанавливается соответственно министром юстиции автономной республики, начальником отдела юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов в пределах штатной численности и фонда заработной платы, утверждаемых министром юстиции РСФСР.
В соответствии с ч. 3 ст. 1, ч. 4 ст. 6, ч. 2 ст. 7, ч. 4 ст. 37, ч. 5 ст. 38 проекта федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" мировые судьи относятся к судам субъектов Российской Федерации; финансовое обеспечение деятельности мировых судей (за исключением обеспечения оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, которое осуществляется через органы Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации) осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации; материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей производится за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом этого субъекта; организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, установленном законом этого субъекта; структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.
В свое время Закон РСФСР о судоустройстве РСФСР был подвергнут юридической общественностью резкой критике в силу того, что закон нарушает принцип самостоятельности судебной власти от других ветвей власти.
Тем не менее проект федерального конституционного закона о судах общей юрисдикции в Российской Федерации практически передает орган судебной власти в лице мировых судей Российской Федерации в структуру органа исполнительной, законодательной власти субъектов Российской Федерации по аналогии Закона РСФСР о судоустройстве РСФСР, тем самым отменяет самостоятельность судебной власти в лице мировых судей от других ветвей власти в субъектах Российской Федерации.
В России относительно мировых судей сложилась такая ситуация, что мировой судья "как дитя без родителя", обуза для того, кто его породил и обуза для того, кому он отдан на попечение.
Между тем ежегодная судебная статистика показывает, что в Российской Федерации 30% уголовных дел, 70% гражданских дел, 90% административных дел рассматриваются мировыми судьями.
Автор В.А. Терехин подчеркивает, что "с приходом мировых судей в судебную систему правосудие в Российской Федерации стало более доступным, более качественным, оперативным. Сейчас можно с полной уверенностью сказать, что возрожденное мировое правосудие стало заметным и весьма значимым достижением современной реформы" <12>.
--------------------------------
<12> Терехин В.А. К вопросу о возможности передачи мировой юстиции на федеральный уровень // Российская юстиция. 2009. N 2.
Наивно полагать, что законодателем не замечается несоответствие Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", проекта федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" конституционному принципу самостоятельности, независимости законодательной, исполнительной, судебной власти в лице мировых судей. Причина такого определения законодателем положения мировых судей может заключаться в финансовой проблеме государства.
Однако на любом фронте (боевом, трудовом), положительный результат и в экономическом и в практическом отношении зависит от правильной расстановки сил.
Основной целью Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" являлась разгрузка федеральных судов. На первый взгляд цель законодателя в разгрузке федеральных судов как бы достигнута, но проблема государства в целом, в разгрузке судов остается нерешенной.
Небольшой анализ нормативных актов, определяющих деятельность судов общей юрисдикции в Российской Федерации показывает, что разделение судов на федеральные и суды субъектов Российской Федерации требует пересмотра, что иного принципа построения судебной власти в лице мировых судей от принципа, предусмотренного Конституцией Российской Федерации о независимости и самостоятельности властей, быть не может. Независимость и самостоятельность судебной власти в лице мировых судей в Российской Федерации может быть обеспечена лишь тогда, когда мировая юстиция полностью будет передана на федеральное обеспечение, как предложил Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию в ноябре 2008 г.
Но каким образом выйти из положения: с малыми потерями и с большими результатами - это уже другая тема для обсуждения.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.