Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МИРОВАЯ ЮСТИЦИЯ: ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ
А. ВОРОТЫНЦЕВА
В 2008 г. институт мировых судей отпраздновал десятилетие с момента своего возрождения в условиях демократической России. Десятилетие - срок по историческим меркам довольно короткий, чтобы можно было однозначно заявить о том, что мировая юстиция у нас состоялась. Впрочем, мировые судьи свое нынешнее достойное место заняли далеко не сразу. 1 января 2002 г. они действовали лишь в 68 субъектах Российской Федерации. Их штат не превышал 3805 человек. В настоящее время мировые судьи работают по всей стране. Их корпус насчитывает 6779 человек. Рост численности мировых судей проходил на фоне стремительного увеличения дел, поступающих в суды общей юрисдикции. Если в 2002 г. ими было принято к производству 4954000 гражданских дел, то в 2008 г. количество последних составило уже 10621824, из которых на долю мировых судей пришлось 8042084 дела. В 2008 г. в суды общей юрисдикции поступило 1112003 уголовных дела, из них к мировым судьям - 488979. С учетом дел прошлых лет мировыми судьями в 2008 г. рассмотрено 8131598 гражданских дел, 511113 - уголовных. Регулярно расчет и число дел об административных правонарушениях, разрешенных мировыми судьями.
Элементарные подсчеты (общее количество завершенных производством дел делим на число судей) показывают, что эффективность института мировой юстиции, по крайней мере количественную, переоценить крайне трудно.
Какова же природа мировой юстиции, чем же она отличается от любой иной судебной структуры, в связи с чем столь велика ее роль в судопроизводстве?
Институт мировых судей учрежден в России Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации". Это, пожалуй, один из немногих наиболее полно вызревших плодов последней судебной реформы. Однако не будем забывать, что все новое - хорошо забытое старое. В этой связи историков права интересует вопрос: а удалось ли реформаторам судебной системы XXI в. достигнуть уровня организации судопроизводства в предыдущие эпохи, в том числе и в Российской империи, а если нет, то почему?
Первые 60 лет XIX в. в истории Российской империи были достаточно насыщенными: Отечественная война с Наполеоном, вооруженное восстание на Сенатской площади столицы, позорное поражение в Крымской войне. Все социальные проблемы российской действительности того времени, в том числе и вопросы судебного устройства, так или иначе были связаны с крепостным правом. В данных социально-экономических условиях строилась и существовала система правосудия, которая допускала судебную власть помещиков над крепостными крестьянами.
Дореформенную совокупность "судебных мест" назвать судебной системой можно было лишь с определенной натяжкой:
- низшее звено судебных учреждений - уездные суды, чья юрисдикция распространялась на население низшей административно-территориальной единицы крестьянской России (уезд), где практически безраздельную "наказательную" власть осуществлял капитан-исправник;
- магистраты и ратуши осуществляли судебные функции в небольших городах;
- надворные суды, функционировавшие с перерывами в 1719 - 1866 гг. в Петербурге и Москве, разрешали уголовные и гражданские дела иногородних и разночинцев, не имевших недвижимости в столичных губерниях;
- межевые конторы разбирали юридические споры по поводу границ земельных владений;
- коммерческие суды рассматривали сравнительно небольшую часть хозяйственных споров;
- были еще и совестные суды, и третейские суды, также не имевшие четкой подсудности.
В качестве судов второй инстанции функционировали палаты уголовного и гражданского судов. Третьей судебной инстанцией выступал Правительствующий Сенат <1>.
--------------------------------
<1> См.: Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы: В 6 т. От Свода законов - к Судебной реформе 1864 г. / Отв. ред. А.В. Наумов. Т. 3. М.: Мысль, 2003. С. 150 - 151.
Неудивительно, что А.Ф. Кони характеризовал законодательную основу российского дореформенного суда как "бессвязное собрание самых разнородных и разновременных постановлений, механически сливавших воедино статьи Уложения царя Александра Михайловича, указы Петра и, как выразился в 1835 г. Государственный Совет, "виды правительства"... Этот суд существовал для немногих и за немногое. Лишь крайнее нарушение условий общежития, в которых предписания закона сливались с велением заповедей, да и то не всех, влекли за собой общий для всех суд. Все остальное для целой массы населения разбиралось специальными сословными и ведомственными судами, границы подсудности которых далеко не всегда были ясны. В особенности широкое применение имел суд чинов полиции и помещиков, при котором понятие о судебном разбирательстве неизбежно переходило в понятие о расправе" <2>.
--------------------------------
<2> Кони А.Ф. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1996. С. 320 - 321.
Российские судьи того времени не могли похвастаться высокой заработной платой, да и с чего бы, ведь весь бюджет Министерства юстиции 40 - 50-х годов не превышал 3500000 руб., причем из всей этой суммы около половины шло на содержание центральных учреждений министерства с включением сената. На судебные установления империи и на содержание лиц прокурорского надзора отпускалось 2000000 руб.: содержание судебной палаты обходилось ежегодно от 3000 до 4700 руб.
А между тем недовольство общества по отношению к существующему в Российской империи крепостничеству росло и достигло своего апогея. Результатом длительной работы правительства взошедшего на престол Александра II было издание 19 февраля 1861 г. Манифеста об отмене в России крепостного права и состоящего из 17 законодательных актов Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.
Крестьянская реформа послужила толчком к преобразованию и всех институтов власти, в том числе и судебной.
Чтобы разобраться в природе мировой юстиции, необходимо уяснить, что же явилось поводом к ее учреждению. Дело в том, что мировым судьям подсудны уголовные дела небольшой и средней тяжести, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, а также уголовные дела частного обвинения, гражданские дела при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей, а также дела о выдаче судебного приказа, о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях, дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей, дела об определении порядка пользования имуществом; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.
Кто же разрешал данные споры до них? В XIX в. помещики в пределах своих поместий, зачастую наказание заключалось в избиении крестьян розгами. В XX в. - народный судья с участием народных заседателей.
Судебная реформа 1864 г. полностью преобразовала существующую судебную систему, упразднив существующие "судебные места". Поскольку тема нашей статьи - мировые судьи, остановимся более подробно на данном институте. Учреждение судебных установлений 1864 г. упразднило низшее звено судебных учреждений - уездные суды. Им на смену пришел новый институт - мировые судьи.
Само по себе название - "мировые судьи", т.е. должностные лица, призванные восстанавливать мир, искать компромисс между враждующими, спорящими сторонами. Идея создания данного института берет свое начало в средневековой Англии, где мировым судьей был английский аристократ, получивший специальную подготовку в университете и особую королевскую грамоту, которая имела силу в течение года, и принесший присягу на охранение мира.
Вот его функции первого и второго порядка. Мировой судья имел широчайшую юрисдикцию, в его подчинении находилась вся полиция, кроме того, мировой судья того времени в качестве органов местного самоуправления "заведывал" делами о бедных, распределяя налоги на их содержание и контролируя сборщиков и принимая решение о выселении из графства лиц, "не имеющих оседлости". В качестве носителей судебной власти мировые судьи наделялись правом рассмотрения некоторых уголовных дел о преступлениях, за совершение которых в качестве наказания предусмотрено денежное взыскание не свыше 5 фунтов (сумма по нашим временам немаленькая), а с участием присяжных и более важных дел, по которым могло быть назначено наказание в виде тюремного заключения на срок до двух лет. Свою деятельность мировые судьи могли осуществлять только коллегиально, в составе не менее двух, единолично решались вопросы предварительного следствия. Юрисдикция мирового судьи распространялась на все графство без подразделения на участки. Франция заимствовала институт мировых судей из Англии, придав ему совершенно иное содержание уже в XVIII в.: наделение юрисдикцией по решению гражданско-правовых вопросов, позднее им было вменено в обязанность предварительное следствие <3>.
--------------------------------
<3> См.: Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Указ. соч. С. 150 - 151.
Мировая юстиция и органы местного самоуправления: дворянское собрание, земства
При введении института мировых судей российские реформаторы преследовали цель создания судебных органов, которые пользовались бы авторитетом у населения. Согласно Учреждению судебных установлений должность мирового судьи была выборной: в уездах мирового судью выбирали уездные земские собрания, а в городах - городские думы. Как видим, налицо завершенный субрегиональный уровень власти - оригинальная форма местного самоуправления, чего не скажешь о современности.
В соответствии с Учреждением судебных установлений мировые судьи состояли по уездам и городам. Уезд, с находящимися в нем городами, составляет мировой округ (ст. 12). Мировой округ разделяется на мировые участки, число которых определяется особым расписанием (ст. 14). В каждом мировом участке находился участковый мировой судья (ст. 15). В мировом округе кроме участковых, состоят также почетные мировые судьи (ст. 16). Собрание как почетных, так и участковых мировых судей каждого мирового округа составляет высшую мировую инстанцию, именуемую съездом мировых судей. В этом съезде председательствует один из мировых судей по собственному их избранию (ст. 17). Поскольку должность мирового судьи была выборной, то к кандидатам на упомянутое звание предъявлялись своеобразные требования:
- достижение двадцатипятилетнего возраста;
- наличие высшего или среднего образования или факта того, что они прослужили не менее трех лет на таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел;
- наличие у них самих, или у их родителей, или жены, хотя бы и в разных местах или пространствах земли вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания или другого недвижимого имущества, ценой не ниже пятнадцати тысяч рублей, а в городах недвижимой собственности, оцененной, для взимания налога, в столицах не менее шести тысяч, в прочих городах не менее трех тысяч рублей.
Мировыми судьями не могли быть лица: состоящие под следствием или судом за преступления и проступки, а равно подвергшиеся по судебным приговорам за противозаконные деяния заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию, и те, которые, быв под судом за преступления или проступки, влекущие за собой такие наказания, не оправданы судебными приговорами; исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; объявленные несостоятельными должниками и состоящие под опекой за расточительность.
Священнослужители и церковные причетники также не могли принимать на себя звания ни почетных, ни участковых мировых судей (ст. 21 УСУ). Мировые судьи, как почетные, так и участковые, избирались на уездных земских собраниях в их очередных заседаниях, причем если на уездном земском собрании присутствовало менее двенадцати гласных, то избрание мировых судей того уезда производилось в губернском земском собрании.
Мировому судье подлежали дела, за которые в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, назначались следующие взыскания: выговоры, замечания и внушения; денежные взыскания не свыше трехсот рублей; арест на срок не свыше трех месяцев; заключение в тюрьму на срок не свыше одного года (ст. 343 УУС).
Указанные дела могли изыматься из ведомства мирового судьи согласно ст. 34 УУС в следующих случаях:
1) когда наказание за проступок сопряжено по закону с высылкой виновного из места жительства, с запрещением производить торговлю или промысел, или же с закрытием торгового или промышленного заведения;
2) когда иск о вознаграждении за причиненные проступком вред или убыток превышал пятьсот рублей;
3) когда обвиняемые сельские обыватели по закону подлежали ответственности перед их собственным судом.
Согласно Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, к ведению последних относились такие категории дел, как: преступления против порядка управления, нарушение благочиния во время службы, нарушение порядка и спокойствия, против общественного благоустройства, нарушение уставов о паспортах, строительных и путей сообщений, почтового и телеграфного, о питейном сборе, воинской повинности, поступки против нарушения здоровья, против личной безопасности, против прав семейных, против чужой собственности, об оскорблении чести, об угрозах и насилии, о повреждении чужого леса, о краже, о мошенничестве и присвоении чужого имущества.
Анализируя категории дел, посудных мировым судьям, можно сделать вывод, что наиболее часто в ведении мирового судьи находились дела о краже (на 1888 г. они составляли 16,9% дел), о повреждении чужого леса (15,5%), об оскорблении чести (14%) <4>.
--------------------------------
<4> Щедрина Ю.В. Суды российской провинции во второй половине XIX - начале XX в. (на примере Курской губернии): Монография. Курск: Изд-во РОСИ, 2007. С. 160.
Мировые суды планировалось вводить параллельно с общими судебными учреждениями. Но поскольку из-за финансовых и кадровых трудностей этот процесс затягивался, то министром юстиции К.И. Паленом императору была подана записка "О введении мировых судебных учреждений в 28 губерниях", в которой излагался план более скорого открытия местных судов. Министр юстиции настаивал на введении в 28 губерниях мировых судов, не дожидаясь открытия общих, поскольку "связь между мировыми и общими судебными установлениями весьма незначительна". Именным Указом от 30 июня 1868 г. повелевалось в целях скорейшего распространения "благотворного действия нового порядка судопроизводства", наряду с постепенным введением судебных уставов в полном их объеме, "приступить, независимо от сего, ныне же ко введению мировых судебных участков во всех губерниях, на которых действие судебных уставов 20 ноября 1864 года еще не распространено, но где образованы земские учреждения". Таким порядком в 1869 - 1870 гг. мировые суды были открыты в 11 губерниях, а также в области Войска Донского.
Курская губерния относилась к числу тех, где судебные уставы должны были быть введены в полном объеме. Согласно Указу от 19 января 1867 г., председателям уездных земских собраний было предложено, "чтобы они немедленно приступили к образованию особых уездных присутствий для составления лиц, имеющих право быть избранными в мировые судьи". Курским губернатором Указ получен 19 февраля, и в этот же день им сделано распоряжение об открытии специальных уездных комитетов.
В конце марта - начале апреля земскими собраниями Курской губернии были образованы особые присутствия по введению в действие судебных уставов, которые на первом этапе своей деятельности составили требуемые списки. В течение июня - июля 1867 г. уездные земские собрания провели выборы мировых судей. Количество участковых мировых судей устанавливалось от 3 до 4 на уезд (Курск как губернский город делился добавочно на 3 мировых участка). Всего на 1 января 1868 г. по Курскому мировому округу был учрежден 61 мировой участок. Наряду с участковыми были избраны также и почетные судьи. В 1868 г. в Новооскольском уезде их было 5, в Дмитриевском и Рыльском - 6, Грайворонском - 7, Льговском и Курском - 8, Корочанском, Суджанском, Старооскольском, Тимском - 9, в Фатежском - 10, в Белгородском и Обоянском - 13, в Щигровском - 14, в Путивльском - 18.
Однако не во всех уездах участковые мировые судьи были избраны согласно установленному расписанию. На первых выборах часто не хватало кандидатов: население с некоторым опасением относилось к новой должности. Так, Льговская земская управа, посылая списки избранных, прямо указывала, что "по недостатку желающих занять эту должность" избрала только двух лиц вместо положенных четырех. Вполне объяснимо, что при нежелании населения баллотироваться на новую должность земские собрания избирали либо, согласно ст. 34 УСУ, единогласно кандидатов, не соответствующих цензу (например, по Курскому уезду был избран А. Тимофеев), либо вообще не отвечающих требованиям, установленным законом. Следствием этого явилось то, что Сенат не утвердил все поданные кандидатуры судей по Рыльскому уезду и 1 кандидатуру по Щигровскому. В сложившейся ситуации правительство не стало применять меры, реализуемые в некоторых других губерниях: отступления от выборного начала. Согласно специально отданному распоряжению, были проведены дополнительные выборы, но уже в период функционирования на территории Курской губернии мирового института. Работа мировых судей началась в конце 1867 г. <5>. Мировые судьи и их съезды были обязаны ежегодно составлять отчеты о движении у них дел за прошедший год, и рассмотренные на съезде мировых судей предоставлялись министру юстиции. С самого начала деятельности мировых судей отчеты констатируют прогрессирующее накопление в мировых участках неразрешенных дел. За десятилетие 1872 - 1881 гг. число неразрешенных дел возросло с 189125 до 261278, что составляет 72%; нельзя не отметить, что в то же время росло и количество рассмотренных дел; так, в 1868 г. было рассмотрено 557 дел, в 1869 - 437 дел, в 1870 г. - 522, в 1872 - 1881 гг. - 675 дел, в 1885 г. - 974, в 1886 г. - 992 дела, в 1887 г. - 1010 дел, в 1888 г. - 988 дел <6>. Что касается качества рассмотрения дел мировыми судьями, то следует отметить, что до Сената доходило не более 1% дел, решенных мировыми судьями.
--------------------------------
<5> См.: Щедрина Ю.В. Указ. соч. С. 160.
<6> См.: Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Указ. соч. С. 558 - 559.
Процент отмененных постановлений был невысок вначале (в 1867 г. был равен 20 по Уголовному департаменту и 11 по Гражданскому, в 1869 г. - по обоим департаментам в среднем - 24), более значителен в последующие годы <7>.
--------------------------------
<7> См.: Там же.
Историческая судьба института мировых судей сложилась крайне неудачно. На смену им пришли земские начальники, сосредоточившие в своих руках власть не только административную, но и судебную. Законом 1889 г. во всех местностях земского правительства, за исключением столицы и некоторых крупных городов, мировая юстиция была упразднена, из мировой юстиции остались только почетные мировые судьи. Законом от 1912 г. предусматривалось восстановление института мировых судей, однако полного воплощения в жизнь данный замысел так и не получил. Советская власть, пустившая в 1917 г. на слом всю царскую судебную систему, похоронила и мировую юстицию. Пункт 2 Декрета СНК РСФСР гласил: "Приостановить действующий доныне институт мировых судей, заменяя мировых судей, избираемых доныне непрямыми выборами, местными судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно районными и волостными, а где таковых нет - уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов" <8>.
--------------------------------
<8> СУ РСФСР. 1917. N 4. Ст. 50.
Идея возрождения мировых судей как судебных органов, максимально приближенных к населению, возникла после крушения советской власти и была обнародована в Концепции судебной реформы в РСФСР, а затем на рубеже второго тысячелетия стала претворяться в жизнь с принятием Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
В соответствии с положениями этого Закона мировым судьей может стать гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Согласно Закону мировой судья назначается на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избирается на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность, причем при повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи (70 лет).
Возрождая институт мировой юстиции, законодатель предусматривал, что в субъектах Российской Федерации во исполнение Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" будут приняты местные нормативно-правовые акты, регулирующие создание и деятельность мировых судей в каждом конкретном субъекте Российской Федерации с учетом его особенностей. Курская область как субъект Российской Федерации не заставила себя ждать, уже 20 марта 2000 г. был принят Закон Курской области N 143-КО "О создании судебных участков и должностей мировых судей в Курской области", согласно которому на территории Курской области было создано 66 судебных участков и соответственно 66 должностей мировых судей. За годы своей деятельности институт мировых судей зарекомендовал себя как реально функционирующий элемент судебной системы, только в 2007 г. мировыми судьями Курской области было рассмотрено 4837 уголовных дел, 27592 гражданских дела, 70975 административных материалов, в 2008 г. - 4990 уголовных дел, 62345 гражданских дел, 59303 административных материала и за 9 месяцев 2009 г. - 3650, 69987, 43209 соответственно.
Таким образом, мировой суд - это хотя и маленький, но важный кирпичик, уложенный законодателем новой России в дело строительства демократического правового государства.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.