
Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЧИСТЫЕ АКТИВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА: РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КОРРЕКТИРОВКА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ДОЛИ УЧАСТНИКА
С.И. ЛУЦЕНКО
Чистые активы хозяйственного общества: порядок расчета и исправление ошибок в бухгалтерской отчетности
Согласно пунктам 4, 5, 6 и 7 Порядка определения стоимости чистых активов, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.08.2014 N 84н (далее - Порядок определения стоимости чистых активов), стоимость чистых активов определяется как разность между величиной принимаемых к расчету активов организации и величиной принимаемых к расчету обязательств организации. Объекты бухгалтерского учета, учитываемые организацией на забалансовых счетах, при определении стоимости чистых активов к расчету не принимаются. Стоимость чистых активов устанавливается по данным бухгалтерского учета. При этом активы и обязательства принимаются к расчету по стоимости, подлежащей отражению в бухгалтерском балансе организации (в нетто-оценке за вычетом регулирующих величин) исходя из правил оценки соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 29.01.2018 N АКПИ17-1010, экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), если иное не установлено этим законом (часть 1 статьи 6).
Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности определены статьей 13 Закона N 402-ФЗ, согласно части 1 которой указанная отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений; бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (часть 2 статьи 13 Закона N 402-ФЗ).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год (часть 3 статьи 13 Закона N 402-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 15 Закона N 402-ФЗ отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
Положение по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.06.2010 N 63н (далее - ПБУ 22/2010), устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и организаций бюджетной сферы).
Неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации может быть обусловлено, в частности, неточностями в вычислениях, неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности и недобросовестными действиями должностных лиц организации (пункт 2 ПБУ 22/2010).
В силу пункта 4 и подпункта 2 пункта 9 ПБУ 22/2010 выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению.
Вместе с тем согласно пункту 3 ПБУ 22/2010 ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период. Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности.
Необходимо отметить, что законодательством о бухгалтерском учете не предусмотрено представление в налоговые органы корректирующих деклараций за прошедшие периоды, а все изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения данных (пункт 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н).
Более того, действующим законодательством не предусмотрено и представление уточненных бухгалтерских балансов, поскольку изменения в бухгалтерской отчетности могут повлиять на финансовый результат отчетного периода, в котором обнаружены искажения, а не того периода, к которому относятся данные искажения (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 21.03.2006 N 13815/05, Арбитражного суда Московского округа от 29.10.2019 по делу N А40-104209/2017).
ВС РФ в Определении от 20.06.2016 N 302-ЭС16-6070 также указал, что законодательством о бухгалтерском учете не предусмотрено представление в налоговые органы корректирующих бухгалтерских отчетов за прошедшие периоды; все изменения отражаются в бухгалтерской отчетности периода выявления ошибки; если бухгалтерский баланс и другая бухгалтерская отчетность утверждены и сданы, в них исправления не вносятся, так как составление уточненных балансов не предусмотрено (Постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу N А43-26124/2022, Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2026 по делу N А41-42444/2025).
Другими словами, ретроспективная корректировка бухгалтерской отчетности предшествующих периодов недопустима.
Согласно пункту 9 ПБУ 22/2010 существенные ошибки исправляются записями по соответствующим счетам в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в текущем отчетном периоде либо - по желанию организации из-за множественности ошибок - путем восстановления бухгалтерского учета и отражения всех исправлений в учете за прошлые периоды; после исправления существенных ошибок при составлении бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год необходимо производить перерасчет сравнительных показателей отчетности за прошлые периоды путем их исправления, как если бы ошибка не была допущена (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 по делу N А60-40189/2019).
Оценка чистых активов хозяйственного общества и определение действительной стоимости доли его участника (учредителя)
Как было отмечено выше, согласно пунктам 4, 5, 6 Порядка определения стоимости чистых активов под чистыми активами хозяйственного общества подразумевается разница между его активами и обязательствами; к активам не относится задолженность по взносам участников в уставный капитал, а к обязательствам не относятся доходы будущих периодов при принятии государственной помощи или при бесплатном поступлении имущества. Также при установлении стоимости чистых активов не учитываются активы или обязательства, отображаемые на забалансовых счетах бухгалтерского учета.
При исчислении размера чистых активов разность между активами и обязательствами показывает, какие средства будет иметь компания, если она погасит абсолютно все обязательства по отношению к третьим лицам. Чем больше значение чистых активов, тем выше уровень финансовой устойчивости фирмы, поскольку она ведет свою деятельность в основном за счет собственных, а не вовлеченных чужих средств. Уставный капитал организации - это средства, переданные основателями компании в виде имущества, ценных бумаг, имущественных прав, денежных средств и др. Для каждой организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта существует минимальный размер уставного капитала, закрепленный на законодательном уровне (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2024 по делу N А40-230994/2022).
Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", если по прошествии финансового года оказалось, что стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, общество обязано либо уменьшить уставный капитал, либо провести процедуру ликвидации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) от 18.07.2003 N 14-П детально рассмотрен вопрос о правовом значении чистых активов и обязанностях субъекта, у которого они приняли отрицательное значение.
Правовая позиция КС РФ сводится к следующему:
- если стоимость чистых активов принимает отрицательное значение, это означает, что средств, полученных от продажи имущества общества, может не хватить для того, чтобы расплатиться со всеми кредиторами;
- непринятие мер по улучшению финансового положения в ситуации, когда стоимость чистых активов приобретает отрицательное значение, создает возможность злоупотреблений, введения контрагентов в заблуждение относительно финансовой устойчивости общества, ведет к нарушению прав и законных интересов других лиц (в том числе кредиторов и потребителей);
- законодательством о несостоятельности (банкротстве) установлена обязанность должника обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом, если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами. Исходя из этого, если стоимость чистых активов оказывается меньше величины минимального уставного капитала, то у общества возникает обязанность обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Таким образом, собственник имущества хозяйственного общества, выявивший отрицательные показатели чистых активов, должен предпринять активные действия по восстановлению их размера.
Важно отметить, что наличие отрицательной величины чистых активов хозяйственного общества исключает выплату действительной стоимости доли участнику при его выходе из состава компании (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 10022/06, Определение ВС РФ от 02.09.2022 N 305-ЭС22-15319).
При выходе участника из состава хозяйственного общества в случае возникновения спора о размере действительной доли участника необходимо установить рыночную стоимость активов хозяйственного общества - стоимость предприятия (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.02.2025 по делу N А40-72111/2020).
Президиум ВС РФ в Постановлении от 09.11.2016 по делу N 336-ПЭК16 также указывает, что независимо от вида активов при возникновении спора о размере действительной доли участника суд должен установить рыночную стоимость активов общества (стоимость предприятия), при этом суд не ограничен в круге доказательств, определяющих рыночную стоимость активов, только данными бухгалтерского учета. Рыночная стоимость активов должна быть установлена на последнюю отчетную дату, предшествовавшую дате выхода участника из общества, на ту же дату должен быть установлен и размер пассивов общества.
Обращаем внимание, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума ВС РФ N 90, Пленума ВАС РФ N 14 от 09.12.1999 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" при рассмотрении споров между обществом и его участниками по выплате участникам действительной стоимости их доли суд вправе удовлетворить наряду с требованием о взыскании суммы долга и требование о взыскании процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.11.2009 N 8628/09, в случаях невыплаты действительной стоимости доли в установленный законом срок выбывший участник общества с ограниченной ответственностью (ООО) вправе потребовать выплаты процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом именно финансовое положение компании является тем объективным и ключевым фактором, который в первую очередь влияет на стоимость долей участников такого общества в уставном капитале. Чем больше в структуре баланса (исходя из его рыночных показателей) разница между имуществом (активами) общества и его обязательствами перед третьими лицами (пассивами), тем выше стоимость доли участника. Напротив, при сокращении названной разности, составляющей чистые активы общества, предполагается, что стоимость доли должна пропорционально уменьшаться (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 13.12.2024 N 305-ЭС24-14865).
Поскольку участник (учредитель) хозяйственного общества несет риск уменьшения стоимости предприятия до дня направления им требования о выходе из общества, сведения об имущественном (финансовом) положении общества формируются из последней отчетности, а данные новой отчетности, отражающей имущественное (финансовое) положение общества после выхода участника, по общему правилу не используются.
В то же время если после подготовки последней финансовой отчетности выявлены обстоятельства, свидетельствующие об ошибках, допущенных при ее составлении, и эти ошибки являются существенными с точки зрения их влияния на величину чистых активов, то необходимо учитывать последующие корректировки отчетности, направленные на исправление указанных ошибок.
В противном случае стоимость доли, выплаченной участнику при выходе из общества, определялась бы на основании недостоверных данных, не отражающих актуальное имущественное (финансовое) положение хозяйственного общества (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 06.06.2024 N 305-ЭС23-29675).
Итак, при возникновении спора о размере действительной стоимости доли участника необходимо установить рыночную стоимость активов хозяйственного общества на последнюю отчетную дату, предшествовавшую дате выхода участника из компании, а также размер пассивов организации на ту же дату (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.06.2024 по делу N А07-19356/2021).
Установление действительной стоимости чистых активов хозяйственного общества и стоимости доли его участника относится к роду оценочных экспертиз, направленных на определение рыночной стоимости имущества и обязательств на основании бухгалтерского баланса, корректировка которого могла бы быть произведена по результатам комплексной экспертизы с привлечением, помимо специалиста-оценщика, специалиста-аудитора.
Выбор способов и методов исследования действительной стоимости чистых активов хозяйственного общества входит в компетенцию эксперта (статья 14 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Эксперт описывает методику проведенного исследования с указанием используемых справочно-нормативных и научно-технических документов; он вправе руководствоваться Методическими разъяснениями по применению скидок и премий при оценке действительной стоимости доли в ООО от 21.08.2018, подготовленными ассоциацией "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" <*>.
--------------------------------
<*> URL: https://srosovet.ru/press/news/210818/.
В соответствии с пунктами 4 и 5 данных Методических разъяснений итоговая величина стоимости доли в ООО, определяемая при выходе участника из общества, рассчитывается без учета скидок и премий; при определении размера чистых активов ООО его имущество, в том числе недвижимое и движимое, пакеты акций и доли участия, принимается в расчет по рыночной стоимости (Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.08.2020 по делу N А56-59318/2019, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2026 по делу N А07-32381/2023, Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021 по делу N А40-217644/2020).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.10.2008 N 8115/08, основанием для определения действительной стоимости доли участника, выходящего из общества, являются данные бухгалтерской отчетности, отражающие имущественное положение общества, без учета каких-либо повышающих и понижающих коэффициентов, применяемых экспертами, поскольку применение повышающих и (или) понижающих коэффициентов влечет необоснованное увеличение/уменьшение стоимости долей участников общества, оставшихся в обществе после выхода из него другого участника.
Заключение
Таким образом, в бухгалтерской отчетности должна быть зафиксирована достоверная и объективная информация на определенную отчетную дату по фактам хозяйственной жизни, произошедшим за отчетный период у экономического субъекта; отчетность должна содержать сведения, позволяющие сделать объективные выводы о финансовом положении экономического субъекта.
Любое искажение, неверное отражение данных в отчетности, в том числе неполное их отражение, свидетельствует о недостоверности бухгалтерской отчетности и может повлиять на достоверность оценки чистых активов и стоимости доли участника (учредителя) хозяйственного общества.
В свою очередь, правовое регулирование определения стоимости доли, подлежащей выплате участнику, должно обеспечивать отражение реальной стоимости доли в уставном капитале общества наряду с защитой интересов кредиторов и поддержание сложившегося баланса взаимных имущественных интересов участников хозяйственного общества (Определение КС РФ от 15.11.2007 N 758-О-О).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Навигация по сайту:
Контакты:
"Горячие" документы: