Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ НЕКОНСТИТУЦИОННЫМИ
А.А. БАТАРИН
Правовое регулирование действия законов является необходимым условием обеспечения правопорядка, правового статуса личности, верховенства закона, неуклонного проведения в жизнь установленных законоположений, нормального функционирования государства.
На сегодняшний день существуют теоретические разработки, связанные с проблемами вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Однако исследований вопросов утраты силы и, в частности, признания актов налогового законодательства неконституционными значительно меньше.
Из теории права уместно выделить несколько способов утраты силы закона, которые в полной мере можно применить к актам законодательства о налогах и сборах:
1) истечение срока, на который был принят закон;
2) утрата законом силы в связи с вступлением в силу нового закона равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
3) отмена закона законодателем (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);
4) признание закона неконституционным <1>.
--------------------------------
<1> См.: Андреева М.В. Действие актов законодательства во времени: Учеб. пособие. М.: Статут, 2006. С. 98.
Важно различать понятия "прекращение действия" и "утрата силы". Закон может утратить свою силу, но продолжать свое действие (например, применительно к длящимся правоотношениям); и, наоборот, закон, прекратив свое действие, может не утрачивать своей силы. Последний пример является наиболее распространенным. А.А. Рождественский выделял четыре случая, когда закон прекращает свое действие, но при этом не утрачивает силы:
1) прекращение действия закона с истечением срока;
2) прекращение действия закона с достижением цели;
3) прекращение действия закона с исчезновением отношений, для которых он был издан;
4) прекращение действия закона вследствие его продолжительного неприменения <2>.
--------------------------------
<2> См.: Рождественский А.А. Основы общей теории права: Курс лекций, читанных на Высших женских юридических курсах в Москве. М.: Изд. В.С. Спиридонова, 1912. С. 66.
Говоря об утрате силы актов законодательства о налогах и сборах в связи с признанием их неконституционными, следует в первую очередь исходить из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) от 11 апреля 2000 г. N 6-П, в котором было установлено, что "...согласно статье 125 Конституции Российской Федерации проверка конституционности нормативных актов и лишение их юридической силы в случае противоречия Конституции Российской Федерации осуществляются в порядке конституционного судопроизводства, что является юридической гарантией высшей юридической силы Конституции Российской Федерации, провозглашенной в ее статье 15 (часть 1)... суды общей юрисдикции, по смыслу статей 76, 118, 120, 125, 126, 127 и 128 Конституции Российской Федерации, не могут признавать законы субъектов Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации и на этом основании утрачивающими юридическую силу. Данное полномочие в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации относится к компетенции только Конституционного Суда Российской Федерации. Суд общей юрисдикции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке его конституционности" <3>.
--------------------------------
<3> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 17.04.2000. N 16. Ст. 1774.
Исходя из положений Постановления, важно отметить, что суд общей юрисдикции вправе признать акт недействующим, при этом за таким судом сохраняется право лишь на обращение в КС РФ с соответствующим запросом о признании акта законодательства неконституционным. Также допускается возможность судов общей юрисдикции подтверждать недействительность законов субъекта Российской Федерации, содержащих такие же положения, какие уже были признаны неконституционными Конституционным Судом Российской Федерации, т.е. основывать свое решение на соответствующем решении КС РФ. При этом акт законодательства о налогах и сборах может быть признан недействующим исключительно с момента вступления в силу решения суда общей юрисдикции, но не с момента вступления в силу данного акта.
Таким образом, делаем вывод о том, что суд общей юрисдикции вправе признать акт законодательства о налогах и сборах недействующим, но никак не неконституционным.
Дискуссионным и наиболее сложным вопросом в части утраты силы законодательного акта о налогах и сборах, признанным неконституционным, является именно определение момента утраты силы. М.В. Андреева справедливо отмечает, что именно экономическими последствиями признания акта законодательства о налогах и сборах неконституционным обусловлена острота рассматриваемой проблемы, так как такое признание связано, с одной стороны, с восстановлением нарушенных прав налогоплательщиков, с другой - с исполнением доходной части бюджета <4>.
--------------------------------
<4> См.: Андреева М.В. Указ. соч. С. 108 - 109.
Из существующего ряда мнений относительно момента утраты силы закона о налоге можно установить, что признанный КС РФ неконституционным законодательный акт о налогах и сборах утрачивает силу:
1) с момента принятия самого законодательного акта;
2) с момента вступления в силу соответствующего решения КС РФ.
Но при этом в тексте Постановления КС РФ может быть прописан определенный момент утраты силы конкретного закона о налоге, отличный от момента вступления в силу судебного решения. Конституционный Суд может в тексте своего решения постановить, что неконституционный законодательный акт о налогах и сборах утрачивает силу:
1) непосредственно в момент вступления в силу решения КС РФ;
2) с момента принятия признанного неконституционным законодательного акта о налогах и сборах;
3) по истечении определенного срока с момента принятия решения КС РФ.
Уместно предположение, что подобного рода дифференциация в определении момента утраты силы признанного неконституционным акта о налогах и сборах связана с нечетким урегулированием данного вопроса российским законодателем. Ведь законодательная база по данному вопросу - ч. 6 ст. 125 Конституции РФ и ст. 79 ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" - лишь устанавливает, что акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают свою силу. Очевидно, что такая законодательная база не может удовлетворить потребности субъектов налоговых правоотношений, что и приводит к спорам в среде как теоретиков, так и практиков относительно рассматриваемой проблемы.
Интересным в теоретическом плане становится вопрос: допустим, КС РФ признает акт налогового законодательства неконституционным и постановляет, что подобный акт утрачивает свою силу с момента принятия данного решения. Но ведь закон действовал на протяжении определенного срока до решения КС РФ. Справедливо ли такое положение вещей? Ряд специалистов считают, что нет, аргументируя это тем, что в момент принятия признанного неконституционным акта налогового законодательства он уже в тот момент не обладал главным принципом - законностью и, как следствие, неправомерен уже с момента принятия данного акта. Мнения других ученых сводятся к тому, что только Конституционный Суд Российской Федерации вправе определить момент утраты силы закона, следовательно, признанный неконституционным акт налогового законодательства утрачивает свою силу с момента его принятия только в том случае, если в решении КС РФ прямо указано на это.
Практика Конституционного Суда Российской Федерации содержит примеры, когда акт законодательства о налогах и сборах признавался неконституционным, но при этом (что прямо было изложено в тексте решения КС РФ) утрачивал свою силу по истечении определенного срока после вступления решения Суда в силу. Таким образом, складывается интересная ситуация, когда на протяжении определенного времени неконституционный, ничтожный нормативно-правовой акт одновременно является "законным" и продолжает свое действие. Конституционный Суд, безусловно, принимая такого рода решение, исходил из нежелания создать правовой пробел, предоставив тем самым российскому законодателю отведенный срок для замены неконституционного акта новым правовым регулированием. Подобного рода действия КС РФ вполне соответствуют нормам международного права, в частности Европейской конвенции, где закреплен принцип юридической уверенности.
Подводя некоторые итоги, важно еще раз заметить, что в современной науке налогового права существует целый ряд мнений относительно определения момента утраты силы акта налогового законодательства в связи с признанием его неконституционным, а точнее, следует говорить о существовании множества споров: какая из точек зрения наиболее отражает принцип справедливости. Безусловно, несовершенство системы налогообложения неизменно вызывает и будет вызывать критику любых фискальных институтов общества. Именно поэтому торжество принципа справедливости является одной из приоритетных целей построения современного налогообложения, основанного на гармоничном сочетании финансовых интересов государства, общества и налогоплательщика <5>. И, как следствие, на наш взгляд, четкое урегулирование законодателем вопроса утраты силы актов законодательства о налогах и сборах в связи с признанием их неконституционными послужит укреплению института защиты прав налогоплательщиков.
--------------------------------
<5> См.: Кучеров И.И. Справедливость налогообложения и ее составляющие (правовой аспект) // Финансовое право. 2009. N 4. С. 24, 28.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.