Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
В.В. ЛЕТУНОВСКИЙ, А.А. АГЕЕВ
В последние годы экспертами, в том числе и международными, отмечается значительный рост уровня коррупции в России.
По оценкам МВД России, объемы рынка коррупции достигли беспрецедентного уровня и превышают 240 млрд. долл. США, достигая, по мнению ряда экспертов, 316 млрд. долл. США <1>. Ущерб, который наносит коррупция только российской экономике, достигает 40 млрд. руб. в год <2>.
--------------------------------
<1> См.: Антикоррупция // Российская газета. 2008. 5 июня.
<2> Интервью министра внутренних дел РФ Р.Г. Нургалиева "Российской газете".
По данным международной рейтинговой организации Transparency International, индекс восприятия коррупции <3> в России в 2008 году оказался на самом высоком уровне за последние восемь лет и составил 2,1 балла (2005 г. - 2,4 балла, 126 место в мире; 2006 г. - 2,5 балла, 121 место в мире; 2007 г. - 2,3 балла, 143 место в мире). Россия оказалась во второй группе с Азербайджаном, Боливией, Камбоджой, Индонезией, Кенией и Монголией: в этих странах 23 - 49% респондентов признались, что дают взятки. Хуже ситуация только в первой группе (Камерун, Либерия, Уганда и Сьерра-Леоне), где взятки дают больше половины опрошенных. Аналитики Transparency International отмечают, что в 2007 году Россия находилась по соседству с Люксембургом, Турцией и Панамой (третья группа, где 6 - 21% респондентов признались, что дают взятки).
--------------------------------
<3> Индекс оценивается международной организацией Transparency International по шкале от 0 до 10 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять - наименьший.
По мнению специалистов, такое положение дел обусловлено размахом коррупции в органах государственной власти.
С 2007 года число россиян, признавшихся, что за последний год хотя бы раз давали взятку, выросло с 17 до 29% от общего числа опрошенных, то есть почти в два раза. При этом число тех, кто давал мзду в правоохранительных органах и медицинских учреждениях, а также органах регистрации, выросло от трех до пяти раз.
По данным социологов, больше всего взяток дают представителям правоохранительных органов - 30% опрошенных. За ними идут медицинские учреждения - 19%, земельные органы - 16%, регистрационные органы - 14%, образовательная система - 14%, суды - 13%, налоговые органы - 6% и ЖКХ - 5%.
Результаты опросов российских граждан в целом подтверждаются статистическими данными Генеральной прокуратуры Российской Федерации <4>.
--------------------------------
<4> Раздел 7 Доклада "О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2008 год".
В частности, с каждым годом в России растет число выявляемых фактов взяточничества. За последние десять лет этот показатель увеличился более чем вдвое, при этом основной скачок был зафиксирован, начиная с 2007 года.
Если в 1997 г. зарегистрировано 5,6 тыс. преступлений, в 1998 г. - 5,8 тыс., то в 2007 г. - уже 11,6 тыс., в 2008 г. - 12,5 тыс.
Еще более высокими темпами возрастало число зарегистрированных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ), значительная часть которых (не только взяточничество) относится к коррупционным деяниям: 1997 г. - 18 тыс., 2008 г. - 43,5 тыс. (+11,4% в сравнении с 2007 г.). В прошедшем году в суд направлены уголовные дела о 28451 таких преступлениях, что на 5,2% больше, чем в предыдущем. Выявлено 16073 лица, совершивших должностные преступления (+12,6% в сравнении с 2007 г.).
Изложенные выше факты, безусловно, весьма интересны. Однако они не раскрывают во всей полноте, что же собой представляет коррупция с сущностной точки зрения.
Казалось бы, на первой взгляд, все самоочевидно, и интуитивно мы понимаем, что коррупция - это что-то отрицательное, с чем следует бороться. Но правовая позиция требует четкого определения этого "нечто" в пространстве корыстной преступности.
Именно корыстной преступности как стремления к противоправному улучшению собственного благосостояния и обогащению. Действительно, чем с сущностной стороны для предпринимателя отличаются деяния чиновника, который "кошмарит бизнес", чтобы получить взятку, от рэкетира, который, используя угрозу насилия, вымогает имущество. О том, что эти преступления две ветки одного дерева, свидетельствует определенная схожесть санкций за получение взятки и вымогательство - совершение действий группой лиц по предварительному сговору, крупный размер ущерба (ср. ст. 163 и ч. 4 ст. 290 УК РФ).
Исторически корыстные преступления в нашей стране также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий (мздоимство) или незаконных действий (лихоимство).
Очевидно одно, что природа коррупции основана на корыстных отношениях с получением выгоды за счет социального положения. Ее всплеск в современных условиях носит объективный характер, поскольку главной мотивационной составляющей становления рыночных отношений является направленность на получение выгоды за счет других - прибыли.
Но открытая рыночная экономика и теневая коррупционная экономика суть разные явления. Извлечение прибыли в ходе реализации бизнес-возмездных отношений или путем продажи должностей с их последующей самоокупаемостью через взятки - это противоположные направления развития экономики. В этих условиях право как нравственный регулятор общественных отношений в соответствии с традиционными представлениями граждан о правде и справедливости обязано отделять зерна от плевел. Поэтому в объем понятия коррупция помимо взятки вошли и коммерческий подкуп, и извлечение выгоды из своего должностного положения.
Так, в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <5> коррупция определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
--------------------------------
<5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52. Ст. 6228.
Однако для организации борьбы с коррупцией только ее правового определения недостаточно. Для выработки системных мер противодействия коррупции эксперты, как правило, классифицируют это явление по определенным критериям. В числе таких критериев выделяют следующие типы:
по уровням управления - "верхушечная" и "низовая" коррупция, связанная с деятельностью государственных органов власти в целом или с отдельными организациями, наделенными властными полномочиями;
по типу выгоды - получение прибыли или уменьшение расходов;
по направленности - существующая вне или внутри хозяйствующих объектов и т.п.
Однако разнообразие критериев классификации коррупции предполагает множество вариантов борьбы с ней. Это только вводит в заблуждение компетентные органы, призванные разработать эффективный механизм противодействия коррупционной деятельности.
Анализ существующих подходов, отечественного и зарубежного опыта борьбы с коррупцией позволяет ввести следующие основания классификации коррупции и соответственно меры противодействия ей.
А. Разовая коррупция проявляется в виде совершения многочисленных разовых коррупционных правонарушений.
Главным звеном здесь является конкретное должностное лицо (сотрудник правоохранительного органа, медицинского или образовательного учреждения и т.п.), получающее взятку, как правило, лично от отдельных граждан.
Основой мер противодействия такой коррупции (шведский и сингапурский опыт) является введение высоких этических норм поведения при одновременном упрощении бюрократических процедур и повышения должностных окладов чиновников на порядок.
Б. Периодическая коррупция заключается в совершении правонарушений коррупционной направленности в определенные временные периоды с получением взяток в основном с руководителей организаций (физических лиц). Этот вид коррупции предполагает получение прибыли физическими лицами за счет снижения отчислений в доходную часть бюджета (уход от налогов) или расхищения расходной части бюджета через систему "откатов".
Поэтому в этом случае основной группой мер борьбы с коррупцией могут быть: ужесточение контроля за формированием доходной части бюджета и повышение прозрачности процедур по его расходной части, прежде всего в наиболее бюджетоемкой части - в сфере государственного оборонного заказа.
В. Системная коррупция - сращивание теневых бизнес-структур с органами государственной власти с использованием положения должностных лиц для поддержания производственного процесса (лоббирование интересов, "крышевание" со стороны правоохранительных органов и т.д.).
Системная коррупция и теневая экономика существуют во всех развитых странах мира с рыночной экономикой. По мнению специалистов, здесь должен быть определен допустимый порог, например 15 - 17%.
С точки зрения противодействия такой коррупции ключевым звеном здесь является несовершенные формы экономического управления и пробелы в его нормативном правовом регулировании.
Поэтому основные меры борьбы с системной коррупцией должны иметь организационно-правовой характер и быть направлены на разработку эффективного механизма функционирования экономики, обеспечения безопасности развития ее основных направлений.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.