
Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРИНЦИПЫ КОНКУРЕНТНОГО ПРАВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВАХ И КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ
Д.В. ШМЕЛЕВА
Конкурентное право представляет собой важнейший элемент правовой системы, направленный на обеспечение справедливой конкуренции и защиту рыночных процессов от монополистических и антиконкурентных практик. Оно является необходимым инструментом для поддержания экономической стабильности и защиты интересов потребителей. Важнейшими отраслевыми принципами материального конкурентного права, как представляется автору исследования, являются следующие:
- принцип недискриминации;
- принцип приоритета эффективного соперничества;
- принцип недопущения концентрации чрезмерной экономической власти.
Принцип недискриминации предполагает, что все участники рынка должны находиться в равных условиях. Этот принцип направлен на предотвращение практик, которые могут ограничить доступ к рынку или создать неравные условия для конкурентов. В последние годы в российском антимонопольном законодательстве несколько инициатив были направлены на совершенствование правового механизма для обеспечения недискриминации, которые затрагивали отдельные аспекты национального режима в процессе публичных закупок, а также публичных торгов по передаче прав на государственное и муниципальное имущество.
Принцип приоритета эффективного соперничества ориентирован на поддержание такого состояния рынка, при котором конкурентные силы способствуют лучшему выбору для потребителей и стимулируют инновации. Важно отметить, что эффективная конкуренция предполагает не только борьбу за рынок, но и прозрачные условия для взаимодействия всех участников. Представляется, что в большей степени этот принцип нашел свое отражение в пятом антимонопольном пакете как одном из последних масштабных регуляторных актов в антимонопольном праве.
Кроме того, изменения в антимонопольном законодательстве также касаются практик, связанных с искусственными барьерами для входа на рынок, например, в сфере телекоммуникаций и энергетики. Законодательство, направленное на совершенствование контроля за антиконкурентными соглашениями и монопольными позициями на рынках, должно способствовать тому, чтобы эффективность конкуренции всегда оставалась на первом месте, а участники рынка не использовали свои позиции для уничтожения соперников.
Принцип недопущения концентрации чрезмерной экономической власти основывается на предотвращении чрезмерной концентрации экономической власти в руках ограниченного числа крупных игроков, что может привести к монополизации, ухудшению качества товаров и услуг и, как следствие, ущемлению интересов потребителей.
Принципы конкурентного права, такие как принцип недискриминации, принцип приоритета эффективного соперничества и принцип недопущения концентрации чрезмерной экономической власти, находят свое выражение в законодательных инициативах России, направленных на развитие и совершенствование антимонопольной политики. В последние годы наблюдается явная тенденция к усилению контроля за рыночными практиками, особенно в цифровом и технологическом секторах, а также на рынках с высоким уровнем концентрации экономической власти.
Представляется, что указанные принципы находят свое отражение как в антимонопольной политике, так и в законодательных инициативах, что подтверждает очерченную автором настоящей работы выше гипотезу о системе отраслевых принципов, применимых к конкурентному праву, так как указанная система остается применимой не только к действующему регулированию, но и к формируемым в обществе изменениям в это регулирование.
Так называемый пятый антимонопольный пакет, который задумывался как способный изменить значительно регулирование товарных рынков в России, ориентированный на регулирование, однако дошел от законопроекта до закона в весьма урезанном виде, оставив регулирование только транзакционных цифровых платформ, расширение возможностей привлечения экспертов в антимонопольный процесс, а также исключение иммунитетов для картелей на торгах <1>.
--------------------------------
<1> Сегал (Решетникова) С.Б., Маслов А.О. Пятый антимонопольный пакет: научно-практический комментарий новелл // Закон. 2024. N 7. С. 33 - 42.
Что же касается отражения в этой инициативе принципов конкурентного права, то принцип недискриминации предполагает, что все участники рынка должны иметь равные условия для доступа к экономическим ресурсам, независимо от их размера или статуса. В пятом пакете значительное внимание уделяется цифровым гигантам и онлайн-платформам, которые часто имеют возможность злоупотреблять своим положением на рынке, создавая барьеры для входа новых игроков или ограничивая доступ конкурентов к ресурсам.
Один из ключевых аспектов пакета - это регулирование практик крупных транзакционных интернет-платформ, таких как онлайн-магазины. Законодательство требует от таких компаний, чтобы они не вводили дискриминационные условия для своих конкурентов, например, через манипуляции с алгоритмами или приоритетное отображение своих товаров и услуг. Это соответствует принципу недискриминации, поскольку обеспечивается равенство условий для всех участников рынка, включая малые и средние компании.
В то же время закон оставил в отношении поисковых систем и социальных сетей, например, общее регулирование, не закрепляя специальных правил, что в некоторой мере вступает в противоречие с принципом недискриминации, поскольку участники цифровых товарных рынков оказались фактически дискриминированы.
Принцип приоритета эффективного соперничества направлен на то, чтобы поддерживать конкурентное поведение на рынках, где оно способствует инновациям, улучшению качества товаров и услуг, снижению цен и повышению общей экономической эффективности. В пятом пакете это отражается в усилении контроля за действиями крупных компаний, которые могут манипулировать рынком, сдерживая развитие конкуренции.
Хотя внедрение требований к компаниям со значительным рыночным влиянием не привело к обозначению, как в европейском законодательстве, подходов к определению или непосредственно списков системообразующих платформ-привратников, которые обязаны обеспечивать доступ к своим сервисам и данным на основе принципа открытости и недискриминации. Представляется, такая мера могла бы способствовать созданию более конкурентных условий на рынках цифровых технологий и обеспечивать эффективное соперничество, позволяя новым игрокам проникать на рынок и бороться за потребителя.
Принцип недопущения чрезмерной экономической власти направлен на предотвращение концентрации рыночной власти в руках одного или нескольких игроков, что может привести к снижению конкуренции и злоупотреблению доминирующим положением. Пятый пакет (наряду с другими нормативными актами) устанавливает дополнительные ограничения для компаний с высоким рыночным влиянием. Особое внимание уделяется ограничениям на концентрацию в цифровых секторах, где крупные компании могут иметь значительное влияние на целые отрасли, уточняются признаки, свидетельствующие о доминировании хозяйствующего субъекта.
Еще одна инициатива, на которую автор настоящего исследования хотел бы обратить внимание, - Закон, в идее которого было ужесточение антимонопольного контроля за антиконкурентными соглашениями и расширение полномочий антимонопольного органа. Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 500-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", уточнивший положения Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) <2> в части полномочий антимонопольного органа и его должностных лиц по получению объяснений в ходе проведения проверок, а также в части порядка подачи хозяйствующим субъектом заявления о заключении им ограничивающего конкуренцию соглашения или об осуществлении им ограничивающих конкуренцию согласованных действий в целях смягчения административной ответственности или освобождения от административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях <3>, дошел до Закона от проекта в сильно сокращенном виде.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3434.
<3> Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 500-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2022. N 50 (часть III). Ст. 8794.
Первоначальный текст Закона предполагал наделение антимонопольного органа широкими полномочиями фактически субъекта оперативно-разыскной деятельности <4> через:
- расширение видов информации, которую антимонопольный орган вправе получать в части тайны связи, персональных данных;
- наделение антимонопольного органа полномочиями по изъятию (выемке) документов и предметов при проведении проверок относительно заключения антиконкурентных соглашений хозяйствующих субъектов и органов публичной власти, при проведении торгов;
- предоставление антимонопольному органу полномочий ведения реестра участников антиконкурентных соглашений с сохранением записи о лице в таком реестре на протяжении трех лет;
- снижение барьеров для получения антимонопольным органом результатов оперативно-разыскной деятельности <5>.
--------------------------------
<4> Плешанова О.П. Канун великого перемола // Закон. 2020. N 12. С. 136 - 147.
<5> Законопроект N 848392-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/848392-7 (дата обращения: 07.03.2025).
Рассматриваемый нормативный акт сопровождался дискуссией в профессиональном сообществе, в которой можно было отметить позиции, исходившее из закрепления законопроектом фактически сложившихся отношений антимонопольного органа и правоохранительных органов России, а также указывающих на объективную необходимость столь широких компетенций <6>. Полярные оценки касались как того, что антимонопольный орган в принципе не должен иметь такие полномочия, а также деятельности антимонопольного органа, которая зачастую признает картельными соглашениями деятельность участников товарных рынков, отношения между которыми не могут свидетельствовать об их действительной независимости и картеле как таковом, а также выявлении картелей среди небольших компаний, деятельность которых реально угрожать товарным рынкам не может <7>.
--------------------------------
<6> Тенишев А.П., Тесленко А.В. Антикартельный пакет: "экстраполномочия" или оправданные меры? // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2020.
<7> Башлаков-Николаев И.В. Новый антикартельный пакет и вероятные последствия его принятия // Закон. 2020. N 10. С. 109 - 119.
Принцип недопущения чрезмерной экономической власти нашел свое отражение в ужесточении контроля за сделками экономической концентрации на финансовых рынках. Так, Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. N 539-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" расширил спектр сделок, подлежащих согласованию с антимонопольным органом, если имеет место горизонтальное слияние на финансовых рынках при соответствующих пересечениях в периметрах сливающихся групп лиц <8>. Рассматриваемый Закон исключил фактически пороги корпоративного контроля, отграничивающие сделки, требующие и не требующие контроля за экономической концентрацией.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. N 539-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" // Парламентская газета. 2025. 9 января.
Как представляется, первопричиной рождения указанной инициативы является высокий уровень концентрации на рынках финансовых услуг <9>, сосредоточение на этом рынке, по сути своей, государственного капитала с ярко наметившейся тенденцией к консолидации сектора финансовых, прежде всего банковских, услуг в руках основных игроков финансового рынка <10>, которые проходят укрупнение за счет перераспределения и консолидации иных банков с государственным участием, а также приобретения сети региональных финансовых структур, усиливая свое присутствие на региональных товарных рынках. Финансовый сектор в рыночной экономике традиционно является ее локомотивом, предоставляющим ресурсы независимым от него бизнесам для развития крупных инфраструктурных проектов, оказывающих позитивные экстерналии на целый спектр отраслей от текстильной промышленности и цифрового бизнеса до добычи полезных ископаемых и тяжелой металлургии. Также он позволяет за счет размещения в кредиты временно свободных денежных средств обеспечить бесперебойное функционирование бизнеса, плечо от производства до получения доходов от произведенного товара при ведении которого столь значительно, что требует привлечения заемных средств, например, на закуп сырья, выплату заработных плат и т.д. Указанное при этом не означает, что осуществляется кредитование потенциально несостоятельных предприятий - это, скорее, обеспечение жизнедеятельности системообразующих участников товарных рынков, осуществляющих массовый выпуск наукоемкой и стратегически важной продукции.
--------------------------------
<9> Венгеровский Е.Л. Правовое регулирование конкурентных отношений на рынке банковских услуг: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. С. 3, 99.
<10> "Открытие" присоединяется к БМ-Банку. URL: https://www.open.ru/bminfo/ (дата обращения: 01.03.2025); Сбербанк стал единственным владельцем Сетелем банка. URL: https://bankiros.ru/news/sber-vykupil-ese-odin-bank-5950 (дата обращения: 01.03.2025); Зачем ВТБ еще один региональный банк. URL: https://www.rbc.ru/business/10/10/2018/5bbdcaba9a7947a1c793da9e (дата обращения: 01.03.2025); ВТБ купил Почта Банк за 36 млрд. URL: https://www.rbc.ru/finances/10/12/2024/675812559a794759e1ac1cd9 (дата обращения: 01.03.2025).
Последняя инициатива, на которую автор настоящего исследования считает необходимым обратить внимание, - это контроль за ценами, который набрал обороты актуальности в период пандемии, продолжает сохранять свою актуальность и до сих пор. Мотивация законодательной и исполнительной власти в этом направлении деятельности представляется автору настоящего исследования направленной на реализацию принципа публичной эффективности и обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей, особенно социально незащищенных групп населения, в условиях продолжительного роста цен, особенно на продовольственную продукцию, сохраняющихся высоких инфляционных ожиданий. Результатом одной из таких инициатив стало Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2023 г. N 662 "О случаях допустимости соглашений, заключаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с хозяйствующими субъектами в целях стабилизации цен на товары", которое уже упоминалось нами в настоящем исследовании. Более серьезное изменение - проект Федерального закона, который фактически должен был запретить параллельное повышение цены более чем на 30 процентов на социально значимые категории товаров под угрозой выдачи предупреждения, а при неисполнении такого предупреждения - применения административных штрафов как за антиконкурентные согласованные действия <11>.
--------------------------------
<11> Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". URL: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=129762 (дата обращения: 06.03.2025).
Указанная инициатива, как представляется, в большей степени ориентирована на защиту потребительских рынков, воплощает в себе принцип недискриминации по ценовому параметру и имеет скорее социальный эффект, нежели жесткое регулирование рынка, однако обеспечивает равный доступ в турбулентных условиях различным слоям населения к товарам первой необходимости.
Таким образом, можно отметить, что законодательные инициативы в конкурентном праве последнего времени отвечают вектору развития конкурентной политики и страны, а также вызовам, с которыми пришлось столкнуться. В то же время указанные инициативы в полной мере отражают систему принципов конкурентного права, на которой настаивает автор.
Законодательные изменения, такие как усиление контроля за слияниями и поглощениями, борьба с дискриминацией в госзакупках и цифровое регулирование, играют ключевую роль в обеспечении конкурентных условий на рынке. Тем не менее с учетом быстрого развития технологий и изменений на мировых рынках необходимо продолжать совершенствование законодательных инициатив, чтобы обеспечить эффективное регулирование и сохранение конкурентных преимуществ для всех участников экономического процесса.
Литература
1. Башлаков-Николаев И.В. Новый антикартельный пакет и вероятные последствия его принятия / И.В. Башлаков-Николаев // Закон. 2020. N 10. С. 109 - 119.
2. Венгеровский Е.Л. Правовое регулирование конкурентных отношений на рынке банковских услуг: Диссертация кандидата юридических наук / Е.Л. Венгеровский. Москва, 2019. 155 с.
3. Плешанова О.П. Канун великого перемола / О.П. Плешанова // Закон. 2020. N 12. С. 136 - 147.
4. Сегал (Решетникова) С.Б. Пятый антимонопольный пакет: научно-практический комментарий новелл / С.Б. Сегал (Решетникова), А.О. Маслов // Закон. 2024. N 7. С. 33 - 42.
5. Тенишев А.П. Антикартельный пакет: "экстраполномочия" или оправданные меры? / А.П. Тенишев, А.В. Тесленко. Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2020.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Навигация по сайту:
Контакты:
"Горячие" документы: