
Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ СДЕЛКИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ
М.-Б.Р. ЮСУПОВ
Гражданское законодательство аккумулирует в себе различные юридические механизмы реагирования в целях защиты нарушенных прав участников предпринимательского оборота в рамках охранительного правоотношения. Интенсификация отношений в сфере предпринимательской деятельности, сопряженной с перманентным риском, обусловливает также увеличение роли двусторонних гражданско-правовых сделок (договоров), являющихся основным инструментом закрепления достигнутого сторонами соглашения в современных экономических реалиях. В своем фундаментальном труде, посвященном договорному праву, М.И. Брагинский со ссылкой на римское право интерпретирует договор с нескольких позиций: "...как основание возникновения правоотношения, как само правоотношение, возникшее из этого основания, и, наконец, как форму, которую соответствующее правоотношение принимает" <1>. При этом далее автор подчеркивает, что представленная позиция практически реализована в современном Гражданском кодексе Российской Федерации <2> (далее - ГК РФ). Комментируя аналогичную позицию в части толкования понятия договора, предложенную В.В. Витрянским, Т.В. Дерюгина пишет, что подобный подход позволил всесторонне проанализировать все сущностные аспекты гражданско-правового договора <3>.
--------------------------------
<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. 4-е изд. М.: Статут, 2020. С. 14.
<2> Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. (в ред. от 8 августа 2024 г.) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 4955.
<3> Дерюгина Т.В. Концепция договора в трудах В.В. Витрянского // Власть закона. 2021. N 2 (46). С. 57.
ГК РФ в качестве сделок признает действия участников гражданского оборота, порождающие юридически значимые последствия. С одной стороны, системное толкование положений ст. 153 - 154 ГК РФ позволяет определить договор, как двух- или многосторонние действия граждан и юридических лиц, влекущие установление, изменение либо прекращение гражданских прав и обязанностей. В свою очередь, легальная дефиниция договора в современном ГК РФ опосредована фактором соглашения двух или нескольких лиц с однозначно определенной направленностью - установление, изменение либо прекращение прав и обязанностей в сфере гражданского оборота (п. 1 ст. 420). Договор, как верно замечает Л.А. Чеговадзе, представляет собой средство трансформации абстрактных установлений общего характера в индивидуальную плоскость "...путем их изложения в виде согласованных условий, определяющих взаимосвязь субъектов прав и обязанностей..." <4>. При этом законодатель провозглашает субсидиарный характер норм о сделках и обязательствах, сосредоточенных в ГК РФ, применительно к регулированию договорных отношений. В связи с чем иерархия источников договорного регулирования должна выглядеть следующим образом: "...сначала применяются специальные нормы об отдельных видах договоров, затем (при их отсутствии) - правила гл. 27 ГК РФ об общих положениях о договоре, далее - правила о сделках, и только после этого - нормы обязательственного права" <5>. Подобная иерархизация источников регулирования договорных правоотношений во многом связана с ролью договора в механизме правового регулирования.
--------------------------------
<4> Чеговадзе Л.А. Договор как нормоустановительный источник частного права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2023. N 60. С. 332.
<5> Илюшина М.Н. Развитие учения о гражданско-правовом договоре в новеллах Гражданского кодекса Российской Федерации // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 158. N 2. С. 500.
Внедрение различных передовых технологий и зачастую опережающая по сравнению с нормативной правовой регуляцией динамика развития общественных отношений не позволяют детально урегулировать все возможные правовые ситуации, создавая лакуны в праве. В таких условиях повышается риск злоупотребления правом, юридическое закрепление которого нашло свое закономерное отражение в ГК РФ (ст. 10). Особый научный и правоприменительный интерес вызывает вопрос применимости положений ст. 10 ГК РФ при квалификации сделок в качестве недействительных, учитывая различные юридические последствия, вытекающие из неоднородной нормативной правовой регуляции обозначенных юридических конструкций. Несмотря на то что положения п. 2 ст. 10 ГК РФ указывают на потенциальную возможность применения судом иных мер, предусмотренных законом, в случае несоблюдения обозначенных в п. 1 соответствующих запретов, все же приоритетной мерой реагирования остается отказ лицу в защите его права полностью либо частично.
Прежде чем непосредственно перейти к обозначенной дилемме, представляется востребованным уяснить сущность категории злоупотребления правом в доктринальной интерпретации.
В целом позиции исследователей по вопросу злоупотребления правом можно условно разграничить на два направления научной мысли. Первая группа ученых признает возможность злоупотребления правом и истолковывает данное понятие с различных точек зрения. Так, злоупотребление гражданскими правами предлагается трактовать как осуществление заложенных в объективном праве возможностей, которое входит в противоречие с принципами правового регулирования, интересами иных лиц и имеет общественно неприемлемую целевую направленность <6>; поведение в пределах права, опосредованное удовлетворением незаконного интереса <7>; разновидность гражданского правонарушения <8> и др.
--------------------------------
<6> Избрехт П.А. Злоупотребление гражданскими правами в сфере предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 9.
<7> Сазанова И.В. Квалификация поведения субъектов как злоупотребление правом: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 7.
<8> Волков А.В. Злоупотребление гражданскими правами: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 17.
В.П. Грибанов, рассматривая проблему злоупотребления правом в своих трудах, раскрывал обозначенную юридическую категорию посредством апеллирования к действиям управомоченного лица, которые находятся "...в границах принадлежащего ему субъективного права, в рамках тех возможностей, которые составляют содержание данного права...", однако реализуются с использованием недозволенных форм <9>. Применительно к предложенной дефиниции с учетом буквального толкования законоположений ст. 10 ГК РФ дополнительно отметим, что поведение управомоченного субъекта при злоупотреблении правом не будет соответствовать требованиям добросовестности и разумности действий. К тому же такое поведение может быть сопряжено с нарушением права иного лица. В этом случае кредитор наделяется правом требовать возмещения убытков, причиненных подобным поведением.
--------------------------------
<9> Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. 2-е изд. М.: Статут, 2020. С. 48.
Рассуждая о втором направлении научной мысли в исследовании специфики злоупотребления правом, прежде всего стоит упомянуть М.М. Агаркова. Ученый отстаивал позицию, что осуществление права само по себе не может рассматриваться в противоправном контексте, а действия, квалифицируемые в качестве злоупотребления, вовсе совершены за пределами права <10>.
--------------------------------
<10> Там же. С. 42.
В связи с вышесказанным более последовательной и правильной представляется точка зрения тех исследователей, которые отстаивают позицию о возможности злоупотребления гражданским правом только при условии наличия такого права, что следует из внимательного анализа п. 2 ст. 10 ГК РФ <11>. В данной норме законодатель недвусмысленно указывает на отказ со стороны судебного органа в защите принадлежащего лицу права в случае допущенного нарушения, что свидетельствует об изначальном наличии у участника гражданского правоотношения соответствующего субъективного права, которым он может злоупотребить. К тому же потенциальная неприменимость норм о злоупотреблении правом к процессу его осуществления нивелирует охранительный механизм и создает значительный простор для безграничных действий участников гражданского правоотношения.
--------------------------------
<11> Чернята И.В., Помазан С.В. Злоупотребление гражданским правом как правовая категория // Школа науки. 2019. N 13 (24). С. 26 - 29.
Юридическая конструкция недействительности сделок аккумулирует в себе как оспоримые сделки (решающая роль в признании отведена суду), так и ничтожные (для признания не требует судебной юрисдикции и вмешательства). В обоих случаях соответствующее основание должно вытекать из закона. При этом в основе действительности сделки проистекает целый ряд условий, обусловленных как конститутивным характером, так и связанных со свободным волеизъявлением, надлежащей формой, преследуемой целью <12>, отсутствием посягательства на публичные интересы, дееспособностью лица и т.д. И.Б. Новицкий, не соглашаясь с тезисами И.С. Перетерского и М.М. Агаркова о некорректности использования юридической конструкции недействительности сделки, отмечает, что в силу того, что "...сделка оказывается недействительной, но все же она является сделкой" <13>. В обозначенном случае с точки зрения категориальной сущности и правовой действительности нет юридических препятствий для апеллирования к понятию сделки в случае признания ее недействительной. Скорее речь должна идти о последствиях признания ее таковой - придание ей недействительности с непосредственного момента совершения. Закон, как правило, обусловливает наступление неблагоприятных последствий признания сделки недействительной заявлением конкретного лица (сторона сделки или иное лицо), при условии его добросовестности, что проявляется прежде всего в последовательном поведении. Инициирование судом субсидиарного механизма признания недействительной ничтожной сделки в первую очередь детерминировано необходимостью защиты публичных интересов.
--------------------------------
<12> Генкин Д.М. Относительная недействительность сделок // Вестник гражданского права. 2014. N 4. Т. 14. С. 191.
<13> Новицкий И.Б. Сделки. Исковая давность. М.: Госюриздат, 1954. С. 64 - 65.
Корреляционная зависимость нормативных положений ст. 10 ГК РФ с законоположениями о недействительных сделках наиболее наглядно может быть продемонстрирована путем обобщения судебной практики по данной проблематике.
Так, Арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 9 июня 2025 г. по делу N А40-32338/2022, рассматривая кассационные жалобы индивидуального предпринимателя В.В. Горнова и конкурсного управляющего И.А. Копытова на Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2025 г., которым было отменено решение суда первой инстанции и отказано в удовлетворении заявления конкурсного управляющего о признании недействительным договора купли-продажи недвижимости (нежилого здания) от 8 апреля 2016 г., заключенного между ЗАО "ХИМПРОМЭКСПОРТ" и обществом с ограниченной ответственностью "Центр медико-биологических систем", и применении последствий недействительной сделки сделал ряд важных замечаний. В частности, суд отметил, что злоупотребление правом всегда представляет собой нарушение требований закона, в связи с чем злоупотребление правом, которое допущено при совершении сделок, влечет ничтожность этих сделок, как не соответствующих закону (ст. 10 и 168 ГК РФ). Дополнительно судебный орган указал на возможность признания сделки, совершенной в обход закона с противоправной целью, незаконной на основании ст. 10 и п. 1 или 2 ст. 168 ГК РФ, за исключением случая, когда в законе имеется специальное основание для признания сделки недействительной <14>.
--------------------------------
<14> Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 июня 2025 г. по делу N А40-32338/2022 // Картотека арбитражных дел. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/c803c410-e479-4fc5-9cb4-9e50eab52e18/39335c4c-65cd-484c-9905-f69850ad6dd4/A40-32338-2022_20250514_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 22.06.2025).
Однако в судебной практике не исключены ситуации, когда при наличии специального основания для признания соответствующей сделки недействительной (к примеру, в рамках ст. 170 ГК РФ) суд ссылается на положения ст. 10 ГК РФ <15>, что совершенно не корреспондирует с положениями п. 7, 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <16>, из которых однозначно следует приоритет специального основания недействительности сделок над положениями ст. 10 ГК РФ. В качестве положительной тенденции отметим, что не исключены прецеденты, когда суды ограничиваются упоминанием в своих актах только специальных оснований недействительности сделок, не затрагивая законоположения ст. 10 ГК РФ <17>, что представляется верным.
--------------------------------
<15> Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 июня 2025 г. по делу N А40-289037/2021 // Картотека арбитражных дел. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/52356178-d72e-4205-a988-64ec58a460a0/5c3246db-256d-42ae-96b5-9c954b10c7ab/A40-289037-2021_20250605_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 22.06.2025).
<16> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". URL: https://www.vsrf.ru/documents/own/8435/?ysclid=mcae051bcu838361429 (дата обращения: 22.06.2025).
<17> Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июня 2025 г. по делу N А56-20463/2024 // Картотека арбитражных дел. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/8a7217d0-52b0-4140-a0a1-5799747ab272/3f0cd897-2e44-403a-b42f-7c31ef998d20/A56-20463-2024_20250605_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 22.06.2025).
В заключение сделаем ряд важных выводов, основанных на доктринальном и правоприменительном анализе проблемы.
Прежде всего следует сказать, что в рамках возникших гражданских отношений нормативные положения ст. 10 ГК РФ допустимо опосредовать ссылкой на установления ст. 168 ГК РФ только в случае, когда применительно к возникшей правовой ситуации отсутствует подходящее специальное основание недействительности такой сделки.
При этом законодательное закрепление специального основания недействительности сделки должно преследовать приоритетную квалификацию такой сделки по данному основанию с применением соответствующих последствий, обозначенных в ст. 167 ГК РФ. К примеру, применительно к мнимым или притворным сделкам квалификация должна происходить по правилам ст. 170 ГК РФ. В указанном случае одновременная ссылка на законоположения ст. 10 ГК РФ является избыточной и противоречивой.
Вместе с тем несмотря на указанное соотношение нормативных положений ст. 10 и норм ГК РФ, посвященных недействительным сделкам, судебная практика складывается непоследовательно в данном вопросе. Зачастую суды, несмотря на наличие в законе специального основания недействительности сделки, тем не менее апеллируют к ст. 10 ГК РФ, что представляется совершенно неоправданным. Правильная квалификация возникших правоотношений с применением соответствующих юридических последствий и мер реагирования обеспечивает надлежащий баланс интересов сторон сделки и исключает вынесение неправосудных решений.
Литература
1. Волков А.В. Злоупотребление гражданскими правами: проблемы теории и практики: автореферат диссертации доктора юридических наук / А.В. Волков. Москва, 2010. 53 с.
2. Генкин Д.М. Относительная недействительность сделок / Д.М. Генкин // Вестник гражданского права. 2014. Т. 14. N 4. С. 190 - 220.
3. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав / В.П. Грибанов. 2-е изд. Москва: Статут, 2020. 414 с.
4. Дерюгина Т.В. Концепция договора в трудах В.В. Витрянского / Т.В. Дерюгина // Власть закона. 2021. N 2 (46). С. 56 - 66.
5. Договорное право: общие положения / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. 4-е изд. Москва: Статут, 2020. 847 с.
6. Избрехт П.А. Злоупотребление гражданскими правами в сфере предпринимательской деятельности: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук / П.А. Избрехт. Екатеринбург, 2005. 27 с.
7. Илюшина М.Н. Развитие учения о гражданско-правовом договоре в новеллах Гражданского кодекса Российской Федерации / М.Н. Илюшина // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 158. N 2. С. 498 - 511.
8. Новицкий И.Б. Сделки. Исковая давность / И.Б. Новицкий. Москва: Госюриздат, 1954. 248 с.
9. Сазанова И.В. Квалификация поведения субъектов как злоупотребление правом: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук / И.В. Сазанова. Санкт-Петербург, 2010. 24 с.
10. Чеговадзе Л.А. Договор как нормоустановительный источник частного права / Л.А. Чеговадзе // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2023. N 60. С. 330 - 348.
11. Чернята И.В. Злоупотребление гражданским правом как правовая категория / И.В. Чернята, С.В. Помазан // Школа науки. 2019. N 13 (24). С. 26 - 29.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Навигация по сайту:
Контакты:
"Горячие" документы: