
Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЙНИНГА ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОХРАНИТЕЛЬНО-ПАТЕРНАЛИСТСКАЯ МОДЕЛЬ
Е.И. МАШАРОВ, Д.Г. ДЕМИДОВ
19 августа 2024 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 221-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> регламентирующий положение майнинга криптовалюты в отечественной юрисдикции. Указанным Федеральным законом внесены существенные изменения в Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 259) <2>, которые сформулировали основные регуляторные подходы к рынку криптовалют <3> и майнинга в России.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2024. N 33 (часть I). Ст. 4917.
<2> СЗ РФ. 2020. N 31 (часть I). Ст. 5018.
<3> В рамках настоящей статьи термины "цифровая валюта" и "криптовалюта" будут использоваться в синонимичном значении.
Одним из направлений вводимого регулирования является наделение дополнительными дискреционными полномочиями государственных органов по формированию нормативных требований для субъектов деятельности в сфере майнинга цифровой валюты, издания дополнительных подзаконных актов, а также установление органа контроля (надзора) за соблюдением вводимого регулирования.
В соответствии с введенными законодательными изменениями 1 ноября 2024 г. вступил в силу и ряд подзаконных актов, детализирующих нормы Федерального закона. В частности, приняты постановления Правительства Российской Федерации об утверждении: Правил ведения реестра лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, Правил ведения реестра операторов майнинговой инфраструктуры (и правил исключения из реестров); некоторых обязанностей лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты (в том числе участника майнинг-пула); Правил установления запрета на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пуле) в отдельных субъектах Российской Федерации или на отдельных их территориях. С принятием перечисленных актов субъекты майнинговой деятельности получили дополнительные разъяснения своего правового статуса, стал очерченным круг государственных органов, участвующих в регуляторном механизме майнинга криптовалюты.
В рамках настоящего исследования целесообразно выделить юрисдикционные полномочия, которыми закон наделяет государственные органы. Наибольший перечень полномочий закреплен за Правительством Российской Федерации, в качестве примеров приведем следующие:
- установление требований к майнинг-пулу, а также к лицу, организующему его деятельность (ч. 9 ст. 14 Федерального закона N 259);
- утверждение порядка предоставления (открытия) адреса-идентификатора (ч. 10 ст. 14 Федерального закона N 259) <4>;
- определение уполномоченного органа по согласованию с Банком России, который вправе устанавливать запрет и (или) ограничения на совершение сделок с цифровой валютой (ч. 11 ст. 14 Федерального закона N 259) <5>;
- установление запрета на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пуле) в отдельных субъектах Российской Федерации или на отдельных их территориях (ч. 12 ст. 14 Федерального закона N 259) <6>;
- установление лимитов энергопотребления (ч. 2 ст. 14.2 Федерального закона N 259) <7> и т.д.
--------------------------------
<4> Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2024 г. N 1467 // СЗ РФ. 2024. N 45. Ст. 6816.
<5> Постановление Правительства РФ от 9 октября 2024 г. N 1347 // СЗ РФ. 2024. N 42. Ст. 6242.
<6> Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. N 1869 // СЗ РФ. 2024. N 53 (часть I). Ст. 8699. На дату написания статьи полный запрет установлен на 10 субъектов Российской Федерации: Республика Дагестан; Донецкая Народная Республика; Республика Ингушетия; Кабардино-Балкарская Республика; Карачаево-Черкесская Республика; Луганская Народная Республика; Республика Северная Осетия - Алания; Чеченская Республика; Запорожская область; Херсонская область. Частичный запрет установлен на отдельные муниципальные образования Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края.
<7> Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2024 г. N 1469 // СЗ РФ. 2024. N 45. Ст. 6818.
Учитывая все реализованные положения Закона, на сегодняшний день можно говорить о практически завершенном этапе формирования нормативно-правовой базы вторичного регулирования правительственного уровня. В законодательстве определены дополнительные государственные органы, которые обладают полномочиями по исследуемой регламентации майнинговой деятельности. К ключевым следует отнести Банк России, наделенный широкими полномочиями по согласованию указанных выше процедур, а также дополнительных мер регуляторного воздействия на участников майнинга криптовалюты и их оборота. К иным органам государственной власти, обладающим полномочиями по принятию правовых актов, следует отнести: Министерство финансов РФ; Федеральную налоговую службу <8>; Правительственную комиссию по вопросам развития электроэнергетики <9>. Перечисленные государственные органы обладают полномочиями в сфере собственной юрисдикции издавать правовые акты различной правовой природы от нормативно-правовых (общего характера) до распорядительных (индивидуального характера) и информационных.
--------------------------------
<8> Полномочия определены Постановлением Правительства РФ от 9 октября 2024 г. N 1347 // СПС "КонсультантПлюс".
<9> Пункты 2 и 3 Правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2024 г. N 1468 // СПС "КонсультантПлюс".
Как следует из системного анализа положений Федерального закона N 259 о майнинге криптовалюты, законодатель пошел по пути формирования охранительно-патерналистского (консервативного) сценария нормативной регламентации правового статуса участников рынка цифровых валют. Введенная регламентация в отношении выпуска, учета и обращения цифровых финансовых активов, включая деятельность лиц, по выпуску, обмену и обороту цифровой валюты, основывается на унификации прав и обязанностей всех субъектов, осуществляющих майнинг цифровой валюты, вне зависимости от их правового статуса. Именно подобное регулирование, включающее запретительные меры в части майнинга на территории отдельных субъектов Российской Федерации, запрет на свободный оборот цифровых валют (включая запрет на применение цифровой валюты в гражданском обороте), особые меры по контролю за выпуском цифровых финансовых активов, реестровый подход к субъектному составу участников рынка, назначение ФНС России уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере соблюдения требований законодательства, указывает на сохранение охранительно-патерналистской модели взаимодействия в исследуемых общественных отношениях.
Выбранная модель нормативно-правового регулирования новой развивающейся отрасли экономики объясняется консервативной политикой Правительства РФ и Банка России в части контроля (надзора) за финансовыми рынками, включая необходимость регламентации налоговых поступлений от операций, связанных с оборотом цифровых финансовых активов, и контрольной функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения. Представляется, что данная модель не завершена и в последующем будет донастроена принятием новых и редактированием уже имеющихся нормативных правовых актов. Отдельным фактором для принятия дополнительных законодательных мер регламентации может стать введение специальных составов административных правонарушений и преступлений за нарушение законодательных норм о майнинге криптовалют и их обороте <10>.
--------------------------------
<10> Банк России артикулировал свою позицию в обозначенном Докладе по криптовалютам и рекомендовал введение дополнительных мер ответственности, связанной с ограничением операций с криптовалютами. См.: Криптовалюты: тренды, риски, меры. Доклад для общественных консультаций. С. 34 - 35.
Напомним, что на сегодняшний день действуют общие нормы административной ответственности за самовольное подключение к электросети и ее использование (ст. 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <11>), уголовной ответственности за несанкционированное подключение к энергосетям, создающее возможность неучтенного потребления электроэнергии (ст. 165 Уголовного кодекса РФ <12>), а также отдельные меры, принимаемые в соответствии с законодательством об электроэнергетике <13>. Отсутствие специальной ответственности, учитывая отечественную традицию законодательного регулирования, с высокой долей вероятности будет восполнено дополнительными поправками в названные Кодексы.
--------------------------------
<11> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
<12> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
<13> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ (ред. от 25.10.2024) "Об электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.
Другим направлением нормативной коррекции стало уточнение норм налогового законодательства. 29 ноября 2024 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2024 г. N 418-ФЗ <14>, включивший в Налоговый кодекс РФ статьи об обязанности оператора майнинговой инфраструктуры, связанной с осуществлением налогового контроля по предоставлению информации и ответственностью за такое непредоставление, а также детализацией налогообложения в части второй Налогового кодекса РФ.
--------------------------------
<14> СЗ РФ. 2024. N 49 (часть I). Ст. 7409.
Предсказуемая консервативная модель регламентации майнинга криптовалюты и ее оборота обусловлена не только правовой традицией, но и опасениями появления дополнительных проблем в области правонарушений различной сферы от мошенничества до финансирования терроризма и экстремистской деятельности <15>. В связи с чем был принят Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. N 522-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <16>, восполнивший пробелы нормативного регулирования в исследуемой сфере.
--------------------------------
<15> Анализ рисков представлен в обозначенном выше докладе Банка России. См.: Криптовалюты: тренды, риски, меры. Доклад для общественных консультаций. С. 2 - 3, 27 - 29.
<16> СЗ РФ. 2024. N 53 (часть I). Ст. 8532.
В отечественной юриспруденции вопросы правового регулирования майнинга и оборота цифровых валют уже длительное время обсуждаются с разных флангов юридического знания. Полярность мнений о правовой, и не только, природе криптовалют, регламентации ее оборота достаточно высока. Конституционалисты <17> и теоретики права придерживаются в достаточной степени критичной точки зрения к самому феномену криптовалют. Прагматичной позиции придерживаются в большей степени практикующие юристы и специалисты в области финансового права, информационного права и иных прикладных отраслей, особенно в части признания и необходимости квалифицированной регламентации майнинга и оборота криптовалют <18> на уже имеющихся правовых практиках и с учетом сложившейся реальности. В этом смысле принятая консервативная модель правового регулировании майнинга криптовалюты и ее оборота представляется отчасти сбалансированным решением для российской правовой системы на первом этапе регуляции. Однако встает и другой вопрос: насколько выбранный законодателем подход позволит выйти субъектам майнинга криптовалюты в России в публичную открытую сферу и достичь экономической целесообразности и прибыльности по сравнению с иными юрисдикциями?
--------------------------------
<17> См.: Крусс В.И. Криптовалюты и майнинг как формы неконституционного правопользования // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 4. С. 11 - 20 // СПС "КонсультантПлюс"; Авакьян С.А. Информационное пространство знаний, цифровой мир и конституционное право // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 7. С. 23 - 28 // СПС "КонсультантПлюс".
<18> Волос А.А. Принципы договорного права в судебных делах, осложненных использованием контрагентами цифровых технологий (опыт Нидерландов) // Закон. 2024. N 6. С. 186 - 195; Янковский Р.М., Попов В.А. Что меняет новый Закон о майнинге? // Закон. 2024. N 9. С. 119 - 123.
Сравнительно-правовые исследования нормативного регулирования майнинга криптовалют и их оборота показывают несколько основных подходов: либеральный, охранительно-патерналистский (консервативный), запретительный и смешанный. Данные подходы базируются, соответственно, на частично ограниченном или запретительном механизмах регламентации исследуемой сферы общественных отношений. При этом в каждом из обозначенных подходов законодатель и регулятор с учетом национальных интересов, представлений об экономической политике и целей денежного регулирования пытаются найти свою или сходную со своими экономическими партнерами (государственного уровня) модель регулирования рынка майнинга и оборота криптовалют. Учитывая разрешительно-запретительный континуум, та или иная правовая юрисдикция будет примыкать к одной из его сторон или же сдвигаться к центру.
В рамках настоящего исследования не ставилась цель проанализировать правовое регулирование майнинга криптовалют в других странах, однако важно отметить, что анализ регуляторных моделей в других странах может дать положительный эффект правовой модернизации законодательства, принятого в Российской Федерации. Так, например, в Белоруссии правовое регулирование майнинга оформлено Декретом от 21 декабря 2017 г. N 8 "О развитии цифровой экономики" <19>, Декрет включает меры по либерализации условий ведения бизнеса в сфере высоких технологий. Субъекты, права которых затрагивает регулирование майнинга криптовалют и их оборота, получают большое количество преференций в рамках осуществления своей деятельности в специальной зоне Парка высоких технологий, включая продолжительный период освобождения от налогов. К таким субъектам относятся как юридические, так и физические лица. Дополнительной особенностью названного Декрета является то, что субъектный состав в области майнинга расширен до компаний, которые оказывают консалтинговую поддержку (в том числе за рубежом).
--------------------------------
<19> Официальный сайт Президента Республики Беларусь. URL: https://president.gov.by/rn/documents/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716 (дата обращения: 20.08.2025).
Приведенный пример правового регулирования Республики Беларусь можно дополнить примерами правовых юрисдикций стран "глобального Юга": Бразилия, Парагвай, Чили, Мексика, Панама. Одним из базовых критериев правовой регламентации криптовалют является то, насколько сильно национальный регулятор воздействует на свободный оборот криптовалюты и как законодатель реагирует на регламентацию энергопотребления для ее производства. Дополнительным компонентом к этим критериям будет выступать налоговая составляющая регулирования.
В Российской Федерации выбранная охранительно-патерналистская (консервативная) модель базируется на достаточно сильном контроле со стороны государственных структур практически всех сторон майнинга криптовалюты и ее оборота. При этом свободный расчет криптовалютами в России, включая свободный оборот на рынке товаров и услуг, остается под запретом. После реализации концептуальных положений консервативной модели регулирования ее итогом становится принятый Федеральный закон, ставящий под полный контроль государства майнинг цифровых валют, при несоблюдении положений которого майнинг становится вне закона.
Дополнительным аспектом исследуемой регламентации майнинга в России является его публичность, что предполагает, с одной стороны, прозрачность майнинговой индустрии, но, с другой стороны, ставит под вопрос изначальные положительные стороны майнинга криптовалют для субъектов таких отношений в части безопасности и анонимности капиталов. Здесь же целесообразно подчеркнуть необходимость поиска нормативного баланса публичных и частных интересов, но подобный поиск, как представляется, не должен сводиться к нивелированию экономических выгод и целесообразности регулируемого сегмента экономики, в данном случае - майнинга криптовалют.
Резюмируя, подчеркнем, что в Российской Федерации реализуется охранительно-патерналистская модель правовой регламентации майнинга цифровой валюты, подразумевающая жесткий контроль (надзор) за данным видом деятельности и его участниками, налогообложение без льготных налоговых режимов, запреты на осуществление майнинга на отдельных территориях или в субъектах Российской Федерации, экономические запреты по расчетам в криптовалюте. Выбор данной модели правового регулирования связан с традиционным для отечественной правовой системы подходом, направленным на обеспечение национальной безопасности и устойчивости финансовой системы Российской Федерации. Вместе с тем представляется, что в условиях складывающейся экономической реальности и развития международных финансовых рынков в исследуемой сфере отечественному законодателю потребуется рассмотреть дополнение регулирования майнинга криптовалют более гибкими правовыми инструментами, направленными не на запреты в сфере майнинга криптовалют, а на благоприятные условия его развития в правовой юрисдикции Российской Федерации.
Литература
1. Авакьян С.А. Информационное пространство знаний, цифровой мир и конституционное право / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 7. С. 23 - 28.
2. Волос А.А. Принципы договорного права в судебных делах, осложненных использованием контрагентами цифровых технологий (опыт Нидерландов) / А.А. Волос // Закон. 2024. N 6. С. 186 - 195.
3. Зайнутдинова Е.В. Цифровая валюта, цифровые права и цифровой рубль: перспективы использования в российской юрисдикции / Е.В. Зайнутдинова // Право и бизнес. 2024. N 2. С. 30 - 34.
4. Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: Монография / К.А. Абдуллаев, А.В. Абрамова, Э.А. Абызова [и др.]; Ответственные редакторы: А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева. Москва: Юстицинформ, 2023. 672 с.
5. Крусс В.И. Криптовалюты и майнинг как формы неконституционного правопользования / В.И. Крусс // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 4. С. 11 - 20.
6. Ручкина Г.Ф. Регулирование оборота цифровых финансов как важной составляющей экономического и технологического суверенитета России / Г.Ф. Ручкина // Банковское право. 2024. N 3. С. 7 - 15.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Навигация по сайту:
Контакты:
"Горячие" документы: