
Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Семейное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВЛИЯНИЕ ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ
С.Ю. ЧАШКОВА
Введение
Лишение родительских прав представляет собой крайнюю меру семейно-правовой ответственности родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими родительских обязанностей. Необходимыми условиями ее применения являются виновное и противоправное поведение, заключающееся в действиях (бездействии) родителя, исчерпывающим образом установленных ст. 69 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ).
Как любая мера юридической ответственности <1>, лишение родительских прав влечет возникновение неблагоприятных последствий, отражающихся на правовом статусе родителя в виде ограничений и (или) лишений его прав (правомочий), введении запретов на возникновение и осуществление последних. Логично предположить, что лица, лишенные родительских прав, не могут находиться в более выгодном правовом положении, чем лица, добросовестно исполняющие и осуществляющие свои родительские права и обязанности.
--------------------------------
<1> "Юридическая ответственность представляет собой одну из форм государственно-принудительного воздействия на нарушителей норм права, заключающуюся в применении к ним предусмотренных законом санкций - мер ответственности, влекущих для них дополнительные неблагоприятные последствия" (См.: Грибанов В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей. М., 1973. С. 38 - 39).
Как следует из ст. 71 СК РФ, лишение родительских прав приводит, в частности, к утрате права на получение государственных пособий, установленных для граждан, имеющих детей, но не прекращает имеющееся родительское правоотношение с такими детьми и не препятствует женщине, лишенной родительских прав, в последующем рождении детей. При этом их общее число включает в себя как детей, в отношении которых она была лишена родительских прав, так и детей, в отношении которых такая мера защиты не применялась. Иными словами, женщина, лишенная родительских прав, поражается в правах, основанных на факте родства с соответствующими детьми, но количество рожденных ею детей, а также очередность их рождения остаются неизменными.
В последнее десятилетие особое внимание уделяется демографической политике государства; принимаются меры, направленные на стимулирование рождаемости и поддержку многодетных семей. "Семья является системообразующим элементом социума, в основе которого лежат сущностные потребности человека в продолжении рода, воспитании детей" <2>. Именно достижению названных целей служат положения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" <3> (далее - Закон о маткапитале). Как следует из пояснительной записки к проекту Закона о маткапитале, его принятие было призвано стимулировать рождение второго и последующих детей путем предоставления "права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей" <4>, именуемых кратко "маткапитал", использование которого способно обеспечить таким семьям достойную жизнь.
--------------------------------
<2> Бурова Е.В. Правовое и духовно-нравственное содержание принципа приоритета семейного воспитания в российском праве // Семейное и жилищное право. 2020. N 6. С. 3 - 6.
<3> СПС "КонсультантПлюс".
<4> URL: https://docs.cntd.ru/document/902021662/titles/7E20KB (дата обращения: 12.04.2025).
Именно "стимулирование рождения в семье второго ребенка, а также устройство в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <5> были выявлены Конституционным Судом РФ в качестве целевой направленности Закона о маткапитале. При этом право на получение последнего обусловлено "как задачами улучшения демографической ситуации, так и финансовыми возможностями государства" <6>. В связи с этим Закон исчерпывающим образом определяет перечень лиц, имеющих право на получение маткапитала, а также прямо устанавливает перечень и условия оказания семьям, имеющим детей, данных мер государственной поддержки.
--------------------------------
<5> См., напр.: Определение Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. N 1869-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Каракуловой Светы Болатбековны на нарушение ее конституционных прав ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; Определение Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 1539-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лимонниковой Екатерины Викторовны на нарушение ее конституционных прав ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Данные документы опубликованы не были. СПС "КонсультантПлюс".
<6> См., напр.: Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2018 г. N 2267-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Макаровой Марии Викторовны на нарушение конституционных прав несовершеннолетней Кузнецовой Александры Александровны положениями ст. 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Данный документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2022 г. N 56-П "По делу о проверке конституционности п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в связи с жалобой гражданки А.А. Дробковой". URL: http://pravo.gov.ru.
В первую очередь в перечне лиц, имеющих право на получение материнского сертификата, названы женщины, родившие (усыновившие):
- второго ребенка начиная с 1 января 2007 г. (п. 1 ч. 1 ст. 3);
- либо третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки (п. 2 ч. 1 ст. 3);
- либо первого ребенка начиная с 1 января 2020 г. (п. 4 ч. 1 ст. 3).
Влияние лишения родительских прав на возникновение права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей
Как следует из положений ч. 2 ст. 3 Закона о маткапитале, при возникновении права на получение материнского сертификата не учитываются дети, в отношении которых матери были лишены родительских прав. Такое ограничение в полной мере согласуется с требованиями семейного законодательства, не допускающими получение государственных пособий родителями, лишенными родительских прав.
Введенное с 1 марта 2020 г. правило, предоставившее возможность женщинам получить материнский сертификат после рождения первого ребенка начиная с 1 января 2020 г., поставило перед судами вопрос: считается ли ребенок, рожденный после названной даты женщиной, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей (ребенка), ее "первым" ребенком, и влечет ли это возникновение у нее права на материнский сертификат по п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о маткапитале, т.е. как впервые родившей?
К сожалению, встречаются судебные решения, которые признают за матерью, лишенной родительских прав в отношении всех или одного ребенка, рожденных до 1 января 2020 г., право на получение материнского сертификата в случае рождения ею после названной даты еще одного ребенка, как если бы это был ее первый ребенок <7>.
--------------------------------
<7> См.: Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 1 августа 2024 г. N 88-14643/2024 (УИД 33RS0003-01-2023-003165-14); Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21 июня 2021 г. по делу N 88-8984/2021; Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 мая 2023 г. по делу N 88-7864/2023 (УИД 45RS0023-01-2022-000179-30) // Данные документы опубликованы не были. СПС "КонсультантПлюс".
Так, отказ, данный одной из таких многодетных матерей в выдаче ей материнского сертификата в связи с рождением ею ребенка после 1 января 2020 г., суд посчитал неправомерным, как создающий "дополнительную, не предусмотренную законом санкцию за имевшее место в прошлом ненадлежащее осуществление родительских обязанностей" <8>, и не обеспечивающий рожденного ею ребенка достойным уровнем жизни.
--------------------------------
<8> См.: Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 1 августа 2024 г. N 88-14643/2024 (УИД 33RS0003-01-2023-003165-14) // Данный документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
Вместе с тем согласиться с такими выводами не представляется возможным. Называя ребенка "первым", законодатель указывает на очередность его рождения конкретной женщиной. И если ранее для возникновения прав на маткапитал необходимо было родить как минимум двух детей, то после 1 января 2020 г. достаточно родить одного (но первого) ребенка. Следовательно, если женщиной до указанной даты рождены дети, в отношении которых она лишена родительских прав, в связи с чем они не могут быть учтены для целей получения материнского сертификата, это не изменяет порядок исчисления количества и очередности рождения ею детей; ребенок, рожденный женщиной вторым, третьим или последующим, не может считаться рожденным первым.
Таким образом, женщине, ранее лишенной родительских прав и не получившей материнский сертификат, для возникновения права на него после 1 января 2020 г. будет достаточно родить одного ребенка (разумеется, его нельзя считать "первым ребенком") лишь при условии, что она воспитывает или воспитала, как минимум, еще одного ребенка, в отношении которого сохранены ее родительские права. Если же лишение родительских прав состоялось в отношении всех детей (единственного ребенка), рожденных женщиной до 1 января 2020 г., то для получения материнского сертификата ей потребуется родить, как минимум, двух детей. Иными словами, право на маткапитал у женщины, родившей ребенка после 1 января 2020 г., если в отношении предыдущих детей (ребенка) она была лишена родительских прав, возникает не как у родившей первого ребенка (п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о маткапитале), а как у женщины, родившей третьего и последующих детей после 1 января 2007 г., и ранее не воспользовавшейся мерами господдержки (п. 2 ч. 1 ст. 3 названного Закона). Данный подход реже встречается в судебных решениях <9>, но именно он заслуживает всемерной поддержки.
--------------------------------
<9> См.: напр., Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2024 г. N 88-31460/2024 (УИД 67RS0003-01-2024-002362-37) // Данный документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
Лишение родительских прав как основание прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки
Ранее возникшее у матери право на маткапитал (п. 3 ст. 3 Закона о маткапитале) подлежит прекращению при лишении ее родительских прав в отношении ребенка (детей), с рождением которого это право возникло. В таком случае возникшее право переходит к отцу ребенка. При невозможности данного перехода, например, если женщина являлась единственным родителем ребенка, право переходит в равных долях к детям.
Как показывает судебная практика, отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ при рассмотрении заявлений об использовании средств маткапитала не всегда правильно квалифицируют сложившуюся ситуацию при обнаружении фактов лишения женщины родительских прав, т.е., происходит смешение положений ч. 2 (предусматривающей влияние лишения родительских прав на возникновение права на маткапитал) и ч. 3 (устанавливающей порядок перехода прав на маткапитал к отцу ребенка при лишении матери родительских прав) ст. 3 Закона о маткапитале. Так, судом <10> был разрешен спор о праве на средства маткапитала матери пятерых детей, лишенной родительских прав в отношении первого и второго ребенка. Истице был выдан материнский сертификат после рождения третьего, четвертого и пятого детей, однако впоследствии было отказано в перечислении средств маткапитала на улучшение жилищных условий, а выданный сертификат был признан недействительным в связи с тем, что в связи с лишением родительских прав в отношении двух первых детей у данной женщины право на маткапитал прекратилось (ч. 3 ст. 3 Закона). Однако суд посчитал отказ неправомерным, поскольку заявительница впервые претендовала на получение мер господдержки, ранее за получением сертификата не обращалась. В связи с чем абсолютно правомерно подлежали применению положения о возникновении права на получение материнского сертификата, а не об основаниях и порядке его перехода к отцу детей или к ним самим.
--------------------------------
<10> См.: Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2024 г. N 88-31460/2024 (УИД 67RS0003-01-2024-002362-37) // Данный документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, ч. 3 ст. 3 Закона о маткапитале применяется, когда лишение родительских прав произошло после получения материнского сертификата, что влечет прекращение права и его переход к предусмотренным в Законе лицам. Если же возникновению у матери права на материнский (семейный) капитал предшествовало лишение ее родительских прав, то при принятии решения по данному вопросу подлежит применению ч. 2 ст. 3 Закона о маткапитале.
Лишение родительских прав и однократность оказания дополнительных мер государственной поддержки
Вывод об однократности возникновения права на маткапитал был сделан ВС РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией прав на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом ВС РФ от 22 июня 2016 г.) <11>. Появление возможности получить материнский сертификат после рождения женщиной первого ребенка, начиная с 1 января 2020 г., породило также неопределенность в понимании "однократности" его предоставления. Женщины, чье право на такие меры было прекращено в связи с лишением родительских прав, родившие после указанной даты последующих детей, стали активно обращаться в отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ, полагая, что положения п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о маткапитале предоставляют им повторное право на получение предусмотренных им мер господдержки.
--------------------------------
<11> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. N 12.
Если допустить, что рождение женщиной, ранее лишенной родительских прав, последующего ребенка после 1 января 2020 г., по смыслу Закона следует считать рождением ею первого ребенка, то складывается абсурдная ситуация: применение к матери крайней меры семейно-правовой ответственности ставит ее и ее детей (семью) в более выгодное положение по сравнению с женщиной, родившей и надлежащим образом воспитывающей всех рожденных ею детей, т.к., например, воспользовавшись до 1 января 2020 г. дополнительными мерами господдержки, а после указанной даты родив третьего ребенка, последняя не может назвать его "первым" и вновь получить доступ к маткапиталу (бюджетным средствам), чтобы создать дополнительные благоприятные условия для его воспитания.
Представляется, что равный доступ всем семьям к получению права на маткапитал обеспечен тем, что права на него, возникшие у матери, родившей детей и впоследствии лишенной в отношении их родительских прав, прекращаются путем их перехода к отцу детей или к самим детям, тем самым ее семья гарантированно получает полагающиеся ей дополнительные меры господдержки. Именно такая позиция была высказана КС РФ по запросу Кузнецкого районного суда Пензенской области в связи с рассмотренным им делом по иску женщины, чье право на маткапитал было прекращено и перешло к детям в связи с лишением ее родительских прав. Заявительница претендовала на повторное получение мер господдержки, т.к. после 1 января 2020 г. родила еще одного ребенка. Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС РФ заключил, что возникновение права на маткапитал "в силу закона у названных выше детей и его реализация прекращает (исчерпывает) основания предоставления мер поддержки" <12>.
--------------------------------
<12> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 17 мая 2022 г. N 1139-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Кузнецкого районного суда Пензенской области о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Данный документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
В этой связи представляется взвешенной позиция ВС РФ, изложенная в Определении от 2 августа 2022 г. N 44-КГ22-5-К7 <13>. Как следует из судебного акта, 2 февраля 2011 г. гражданка получила государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка; затем в отношении обоих детей была лишена родительских прав, в связи с чем ее право на меры государственной поддержки прекратилось. Родив третьего ребенка после 1 января 2020 г., она вновь обратилась с заявлением о выдаче государственного сертификата на маткапитал, в чем ей было отказано. Признавая данный отказ правомерным, ВС РФ подчеркнул: "...право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением ребенка... может возникнуть только один раз".
--------------------------------
<13> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс". Данное дело включено в п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2023. N 3, 4. Аналогичные выводы сделаны в Определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 декабря 2024 г. по делу N 88-30680/2024 (УИД 68RS0013-01-2023-002169-45); Определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2021 г. N 88-26721/2021 // Данные документы опубликованы не были. СПС "КонсультантПлюс".
Вывод
Из вышеизложенного следует:
лица в связи с лишением их родительских прав не могут получить преференции, ставящие их в более выгодное правовое положение по сравнению с лицами, добросовестно осуществляющими свои родительские права, а также иметь возможность упрощенного и (или) неоднократного доступа к получению материнского (семейного) капитала;
при применении положений Закона о маткапитале, ограничивающих или прекращающих право на его получение в связи с лишением матери родительских прав, следует учитывать всех рожденных ею детей при установлении их количества и очередности рождения.
Литература
1. Бурова Е.В. Правовое и духовно-нравственное содержание принципа приоритета семейного воспитания в российском праве / Е.В. Бурова // Семейное и жилищное право. 2020. N 6. С. 3 - 6.
2. Грибанов В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей: Пособие для слушателей / В.П. Грибанов. Москва: Знание, 1973. 75 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Навигация по сайту:
Контакты:
"Горячие" документы: