Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (КАНУН ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА)
Ж.И. ОВСЕПЯН
Актуальность темы. В научных изданиях последних десятилетий в зарубежных странах появилось много публикаций, посвященных исследованиям будущего государства и права. Эта тема является предметом исследований и российских авторов по таким научным направлениям, как: философия, экономические науки, регионоведение, государствоведение, политология и др. В отраслях юридической науки это исследования, в частности, авторов: С.А. Авакьян, С. Степин, Ю.И. Скуратов, А.Л. Панищев, Т.Я. Хабриева, Н.Н. Черногор, А.С. Емельянов, Б.С. Эбзеев и др. Интерес к теме будущего государства и права в современный период, очевидно, прежде всего связан с тем, что с 60-х годов XX в. и с начала XXI тысячелетия человечество вступило в новый этап цивилизационного развития, связанный с созданием электронных интернет-коммуникаций; технологической революцией, создающей основы для развития индустриального интернета; созданием систем больших данных, позволяющих осуществлять управление видами деятельности колоссальных масштабов; в связи с созданием искусственного интеллекта, способного, в частности, генерировать машиночитаемое право, и др. По этому поводу хотелось бы процитировать Президента РФ В.В. Путина, который в одном из Посланий Федеральному Собранию (парламенту) РФ отметил: "в мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления. Насколько эффективно мы сможем использовать колоссальные возможности технологической революции, как ответим на ее вызов, зависит только от нас. И в этом смысле ближайшие годы станут решающими для будущего страны" <1>.
--------------------------------
<1> Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71788764/ (дата обращения: 04.08.2025).
Соответствующие изменения технологий являются контекстом, в котором формируются тенденции и перспективы развития современного мира. Относительно Российской Федерации в Указе Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" названы факторы, которые "определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира" <2>. В ряду этих факторов называются: "Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп" <3>.
--------------------------------
<2> Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Там же.
В начале XXI в. в российской науке возник феномен активного обращения к классическим и новым идеям строительства интеграционных взаимодействий России с иными государствами на базе евразийской идеи, что объяснимо и в силу особенностей географического расположения России (государство, которое находится в двух частях света - Европе и Азии), и поскольку: "Евразия - это регион, где не только пересекаются интересы многих как крупных, так и небольших государств, возникают споры, конфликты, но и место огромных возможных для реализации транснациональных проектов: энергетических, транспортных, финансовых и многих других - интеграционных усилий во многих сферах жизнедеятельности этих стран" <4>.
--------------------------------
<4> Осинский И.И. Становление евразийства // Евразийство и мир. 2014. N 4. С. 30.
Все вышесказанное актуализирует исследования, посвященные перспективам такой формы объединения людей, как государство, и такого инструментария государственного управления, как право. Наиболее актуальным для российской практики многонационального федеративного государства, на наш взгляд, является проведение исследований состояния интеграционных процессов в современном мире, касающихся государств, имеющих федеративную форму государственного устройства. Указанная политико-территориальная организация государства, предполагающая высокую децентрализацию власти, особенно уязвима к угрозам и вызовам глобализации как процесса, несущего в себе отрицание государства и государственных суверенитетов, ограничивающая признаки национально-культурной идентичности человека (народа) лишь его языковой идентичностью.
Исследование интеграционных процессов применительно к развитию федеративного государства предполагает обращение к следующим вопросам: во-первых, как должны быть устроены внутригосударственные, федеративные отношения в контексте развития интеграционных связей; во-вторых, актуально исследование состояния и перспектив внешних межгосударственных и межрегиональных интеграционных процессов, осуществленное на основе дифференциации на две составляющие системы отношений: Федерации в целом - в межгосударственном формате взаимодействий с зарубежными государствами и как системы межрегиональных и межмуниципальных взаимодействий российских территориальных единиц, а также взаимодействий регионов Российской Федерации с регионами (субъектами Федерации) и административно-территориальными единицами зарубежных государств. Для развития российской практики важен учет того, что, как отмечается в научных исследованиях: современный тренд мирового развития связан "с объективным возрастанием роли региональных факторов в политической и экономической жизни стран и народов. Эта тенденция набирает силу как в планетарном масштабе, в формировании новой региональной карты мира, так и в масштабе национальном. Это мотивирует ученых и практиков концентрировать внимание на решении глобальных проблем на региональном уровне, а также на разнообразных формах включения в международные и внешнеэкономические связи регионов государства" <5>. Специалисты отмечают также, что наиболее востребованы интеграции, целями которых выступают экономика, сотрудничество государств в сфере торговой деятельности, в меньшем объеме - производственной деятельности, иных видов экономической деятельности а также в "области внешней политики, правосудия, внутренних дел, безопасности" <6>.
--------------------------------
<5> Сидоров А.С., Огнева В.В. Регионализация как важнейший тренд современного мирового развития // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. N 2. С. 13.
<6> Там же.
К постановке темы
Ключевыми (базовыми) понятиями настоящего исследования являются понятия "регионализация" и "интеграция". Несмотря на внешнюю схожесть, они различаются. В этой связи началу изложения предварим анализ их семантики.
Будем исходить из такого понимания, что "Регионализация - это процесс регионального структурирования пространства в пределах одного государства, а также процесс включения регионов в международные связи на межгосударственном уровне... Использование принципа регионализации помогает создавать условия для рационального распределения компетенции власти и производственных ресурсов среди различных групп населения" <7>. Термин "регионализация" больше отражает процессы экономических, торгово-экономических, хозяйственно-экономических, иных неполитических межгосударственных взаимодействий. Он широко используется в экономических и иных неполитических исследованиях.
--------------------------------
<7> Плотникова О., Дубровина О. Глобализация и регионализация, их влияние на международное сотрудничество регионов государств // Власть. 2013. N 2. С. 135.
В Указе Президента РФ от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" даны определения однокоренных слов: "б) макрорегион - часть территории Российской Федерации, включающая в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке и реализации документов стратегического планирования; в) регион - часть территории Российской Федерации в границах территории субъекта Российской Федерации".
На данный момент в литературе нет четкого и однозначного определения понятий "интеграция" и "экономическая интеграция". Как отмечается в научной литературе: "Российские и зарубежные авторы в своих исследованиях приводят большое количество различных толкований данного понятия. В самом широком смысле под термином "интеграция" (от лат. integration - целый) принято понимать соединение разнообразных частей в единое целое... определить международную экономическую интеграцию как процесс создания союза и устранения дискриминации между экономическими агентами стран-участниц, а также создания и ведения общей политики" <8>.
--------------------------------
<8> Рогова И.А., Палванов А.М. Международная экономическая интеграция: специфика и перспективы евразийских региональных объединений // Вестник университета. 2017. N 11. С. 115, 116; Быков А.И. Экономическое сотрудничество в рамках ШОС: основные направления перспективы развития: монография. М.: Наука; Флинта, 2012. 230 с.
В науке российского конституционного права межрегиональные взаимодействия реализуются в контексте отношений публично-властного характера, связанных с деятельностью не только органов исполнительной власти, но и межпарламентским сотрудничеством региональных органов законодательной власти в субъектах РФ. Сферой исследования в конституционном праве является и практика взаимодействия трех уровней публичной власти в связи с делегированием отдельных полномочий от одного уровня публичной власти на другой. Вместе с тем взаимодействие между носителями властных полномочий, являющимися субъектами конституционно-правовых отношений, имеет свои "красные линии": так, на наш взгляд, их взаимодействие не должно перерастать в интеграцию. Так же, как, допустим, Основной закон ФРГ не содержит принципиальных возражений против экономической деятельности местного самоуправления, но "предусматривает ее определенные ограничения" <9>.
--------------------------------
<9> Штайнхорст Л., Хооф К. Муниципальное (местное) самоуправление в Германии (на примере коммунального хозяйства) // Основные черты российского и немецкого государственного и правового порядка: общее и особенное: материалы Немецко-российского симпозиума (г. Потсдам, Германия, 11 - 12 октября 2011 г.): сб. науч. статей / отв. ред. В.И. Фадеев. М.: Издательский Центр МГЮА, 2013. С. 110, 113, 114.
Внутригосударственные интеграционные процессы в Российской Федерации: состояние и перспективы развития
Во внутригосударственном пространстве интеграционные процессы выступают как различные формы межсубъектовых и межмуниципальных взаимодействий. Такого рода горизонтальные взаимодействия высоко оцениваются специалистами как "скрепляющие" государственное единство.
Концепция и современная модель организации внутригосударственных (федеративных) отношений в России, отражающие развитие в России процессов повышения значимости региональных факторов на основаниях поддержки устойчивого их взаимодействия с федеральной властью, положены в основу большого пакета изменений в Конституцию РФ, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (далее - Закон о поправке к Конституции), а также в основу принятого в порядке развития идей конституционных поправок Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 394-ФЗ "О Государственном Совете Российской Федерации"; Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <10>.
--------------------------------
<10> СПС "КонсультантПлюс".
Важным шагом к обеспечению государственного суверенитета России, понимаемого как государственное единство, и к обеспечению единства государственного и правового пространства России является конституционная легитимация такого государственного органа, как Государственный Совет (с 2020 г.), включающего в своем составе руководителей органов исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономий, трех городов федерального значения), возглавляемого Президентом РФ. Эта новелла возвышает статус первых лиц субъектов Российской Федерации (а также возглавляемых ими регионов - субъектов РФ, обладающих полномочиями в пределах, установленных федеральной Конституцией, издавать собственные законы), расширяет возможности участия регионов в деятельности федерального Правительства, что актуально для эффективного решения социально-экономических задач развития регионов и Российского государства в целом, а также обеспечения единства правового пространства и территориальной целостности России, повышения ответственности регионов в период развития электронных технологий, в том числе в условиях расширяющейся международной приграничной и электронной торговли. Таким образом, возвышение статуса Государственного Совета является важным шагом к развитию процессов регионализации, и вместе с тем конституционная концепция Государственного Совета синхронизируется с тенденцией усиления федеральной исполнительной вертикали при сохранении гарантий принципа федерализма.
В соответствии с Законом о поправке к Конституции от 14 марта 2020 г., помимо положений, призванных расширить гарантии действия принципа государственного суверенитета через введение конституционных требований соблюдения обязательств верности национальному государству; помимо расширения в конституционном регулировании признаков национально-культурной идентичности многонационального народа России, развитие содержания и гарантий действия принципа государственного суверенитета связано и с новеллами, касающимися определенных модификаций системы разделения властей по вертикали и горизонтали ее устройства в России. В этом контексте новеллы регулирования вопросов организации федеративного устройства и функционирования публичной власти в РФ, предусмотренные Законом о поправке к Конституции РФ 2020 г., по нашему мнению, связаны прежде всего с введением в категориальный аппарат конституционного регулирования понятия "публичная власть". Соответствующая новелла не вносит коллизионность в конституционное регулирование. Принцип разделения властей относится к основам конституционного строя (сформулирован в главе 1 Конституции РФ, относящейся к пределам пересмотра Конституции). Принцип "единая система публичной власти" закреплен в главе 3 "Федеративное устройство", т.е. является принципом федеративной организации.
Введение в конституционный текст понятия "публичная власть" отражает факт установления функционального единства двух уровней государственной власти (федерального и субъектового) с властью местного самоуправления, которое по его природе является институтом гражданского общества.
В Конституции РФ, в редакции Закона о поправке к Конституции 2020 г. в связи с регулированием полномочий Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти внесено дополнение, что речь идет об органах, "входящих в единую систему публичной власти" (ч. 2 ст. 80). Кроме того, с 2020 г. в Конституцию внесено соответствующее дополнение, касающееся статуса местного самоуправления, закреплено, что: "Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории" (ч. 3 ст. 132 Конституции РФ в ред. Закона о поправке к Конституции 2020 г.).
В Заключении Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. N 1-З "О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации" разъясняется, что "местное самоуправление в лице своих органов интегрировано в общую институциональную систему взаимодействия как с федеральными органами государственной власти, так и прежде всего (имея в виду объективно существующие наиболее тесные взаимосвязи публичных функций и задач, осуществляемых региональными и муниципальными органами власти) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Таким образом, подчеркивается приоритет развития взаимодействия местного самоуправления с региональным (субъектовым) уровнем государственной власти.
По определению Р. Абдулатипова: "Местное самоуправление есть первичное звено федеративных отношений" <11>.
--------------------------------
<11> Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб.: Питер, 2004. 320 с.
В своем Заключении КС РФ отмечает, что "под единством системы публичной власти понимается прежде всего функциональное единство, что не исключает организационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении задач на соответствующей территории. Это не отрицает самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий и не свидетельствует о вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации). Однако в научной теории достаточно давно сложилось представление, что органы местного самоуправления, не входя в систему органов государственной власти, являются субъектами федеративных отношений. Теоретики и практики муниципального права неоднозначно оценивают введение (на основе изменений в законодательстве 2019 г.) нового вида муниципальных образований - муниципального округа, который, по мнению критиков этой новеллы, в связи со складывающейся практикой, может стать основой формирования одноуровневой системы местного самоуправления.
Высказывается также мнение о необходимости пересмотреть полномочия, механизм их делегирования между уровнями публичной власти в рамках проработки единой системы публичной власти" <12>.
--------------------------------
<12> Зикеев В. Связанные одной целью (о единой системе публичной власти). URL: https://zakon.ru/blog/2020/10/13/svyazannye_odnoj_celyu_o_edinoj_sisteme_publichnoj_vlasti (дата обращения: 04.08.2025).
О состояниях и перспективах развития Российского государства в контексте процессов международной регионализации
Правовую основу развития статуса России в международных интеграционных процессах составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики. Особо отметим значение в качестве регулятора Указа Президента РФ от 31 марта 2023 г. N 229 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации"; Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"; Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 179-ФЗ "Об основах приграничного сотрудничества"; Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"; Федерального закона от 22 мая 2001 г. N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве"; Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" (ред. от 22.01.2024); Договора между РФ и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. "О создании Союзного государства"; Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 25.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024); Федерального закона от 28 февраля 2023 г. N 43-ФЗ "О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы" <13> и др.
--------------------------------
<13> См.: СПС "КонсультантПлюс".
Представляется, что для практики Российской Федерации в плане перспектив российской международной региональной интеграции актуальным является проведение научных исследований тенденций, достижений и проблемных аспектов развития таких международных интеграционных форм, как: СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, БРИКС, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Специалисты отмечают, что методология теории и практики интеграций в современном мире связана с вопросом выбора "глубины и характера интеграционного взаимодействия. Страны, формирующие региональное объединение, осознанно или интуитивно изначально исходят из теоретических представлений о том, что развитие региональных интеграционных процессов может протекать в двух основных вариантах: либо в межгосударственном формате, либо в наднациональном. В практике современного регионального взаимодействия наиболее часто встречается в разных пропорциях комбинация этих двух основных форматов, означающая применение наднациональных компонентов регулирования странами региональных объединений в той степени, в которой это соответствует их представлениям об оптимальном, желаемом или возможном варианте запуска совместных механизмов сотрудничества" <14>. Соответственно этому "различаются межгосударственные и наднациональные форматы интеграционных взаимодействий" <15>. Возможными формами региональных интеграций являются: создание региональных таможенных союзов (РТС), приграничная торговля, заключение торговых соглашений, формирование единого рынка, заключение экономических и валютных союзов и др. Представителями экономического направления высказывается мнение, что "регионализм сегодня отчетливо движется в направлении мегарегионализма - высшей стадии процесса регионализации" <16>.
--------------------------------
<14> Механизмы принятия наднациональных решений в ЕАЭС: вклад в стратегическое планирование и антикризисное управление: экспертный доклад к XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / Д.В. Галушко, М.К. Глазатова, В.Н. Зуев [и др.]; науч. ред. Т.А. Колобашкина. М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023. С. 37.
<15> Там же.
<16> Спартак А.Н. Метаморфозы процесса регионализации: от региональных торговых соглашений к мегарегиональным проектам // Контуры глобальных трансформаций. 2017. Т. 10. N 4. С. 13 - 37.
В условиях введения санкций против России международная деятельность регионов явилась "важным механизмом реализации российских внешнеполитических интересов, укрепления роли и места России на международной арене в качестве самостоятельного центра мировой политики и имеет прямое отношение к обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны и улучшения благосостояния ее граждан" <17>.
--------------------------------
<17> Лукашик А.П. Международные связи субъектов Российской Федерации в контексте современной геополитики // Международная жизнь. 2024. N 1. С. 6. URL: https://interaffairs.ru/news/show/44338/ (дата обращения: 04.08.2025).
Правовой основой соответствующей деятельности регионов (субъектов РФ) России является Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", который "закрепляет общий порядок их осуществления путем налаживания контактов с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями зарубежных государств, а также участия в деятельности международных организаций в рамках органов, специально созданных для этой цели. При этом субъекты Федерации в границах имеющихся у них полномочий наделены правом на ведение переговоров с иностранными партнерами и заключение с ними соглашений в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях при обязательном условии их согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Также в данном Законе оговаривается возможность открытия российскими регионами своих представительств за пределами страны" <18>.
--------------------------------
<18> Лукашик А.П. Указ. соч.
В связи с переформатированием международной деятельности регионов, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации" МИД России является головным органом в системе органов исполнительной власти в области отношений с иностранными государствами и международными организациями. Издан Указ Президента Российской Федерации от 25 августа 2023 г. N 642 "Об усилении координации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", который "определяет регламент работы Минэкономразвития России в качестве головного координатора деятельности регионов на внешнеэкономическом треке" <19>.
--------------------------------
<19> Там же.
Литература
1. Абдулатипов Р.Г. Федералогия / Р.Г. Абдулатипов. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 320 с.
2. Быков А.И. Экономическое сотрудничество в рамках ШОС: основные направления, перспективы развития: монографии / А.И. Быков. Москва: Наука; Флинта, 2012. 230 с.
3. Зикеев В. Связанные одной целью (о единой системе публичной власти) / В. Зикеев // Zakon.ru. 2020. 13 октября.
4. Лукашик А.П. Международные связи субъектов Российской Федерации в контексте современной геополитики / А.П. Лукашик // Международная жизнь. 2024. N 1. С. 14 - 21.
5. Механизмы принятия наднациональных решений в ЕАЭС: вклад в стратегическое планирование и антикризисное управление: экспертный доклад к XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / Д.В. Галушко, М.К. Глазатова, В.Н. Зуев [и др.]; научный редактор Т.А. Колобашкина. Москва: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023. 234 с.
6. Осинский И.И. Становление евразийства / И.И. Осинский // Евразийство и мир. 2014. N 4. С. 21 - 32.
7. Плотникова О.В. Глобализация и регионализация, их влияние на международное сотрудничество регионов государств / О.В. Плотникова, О.Ю. Дубровина // Власть. 2013. N 2. С. 134 - 136.
8. Рогова И.А., Палванов А.М. Международная экономическая интеграция: специфика и перспективы евразийских региональных объединений / И.А. Рогова, А.М. Палванов // Вестник университета. 2017. N 11. С. 115 - 122.
9. Сидоров А.С. Регионализация как важнейший тренд современного мирового развития / А.С. Сидоров, В.В. Огнева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. N 2. С. 13 - 20.
10. Спартак А.Н. Метаморфозы процесса регионализации: от региональных торговых соглашений к мегарегиональным проектам / А.Н. Спартак // Контуры глобальных трансформаций. 2017. Т. 10. N 4. С. 13 - 37.
11. Штайнхорст Л. Муниципальное (местное) самоуправление в Германии (на примере коммунального хозяйства) / Л. Штайнхорст, К. Хооф // Основные черты российского и немецкого государственного и правового порядка: общее и особенное: материалы Немецко-российского симпозиума (г. Потсдам, Германия, 11 - 12 октября 2011 г.): сборник научных статей / ответственный редактор В.И. Фадеев. Москва: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.