
Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
БЮДЖЕТНЫЕ ГАРАНТИИ И ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
С.О. ШОХИН
Проектное финансирование как механизм реализации крупных инфраструктурных и инновационных проектов приобретает все большее значение <1>. Однако зачастую ключевым препятствием для привлечения частных инвестиций является высокий уровень рисков, связанных с реализацией этих проектов. В таких ситуациях бюджетные гарантии могут сыграть решающую роль, стимулируя частных инвесторов и обеспечивая успешное завершение проектов <2>. Поэтому проектное финансирование как катализатор масштабных инфраструктурных и инновационных инициатив все чаще опирается на бюджетные гарантии. Эти инструменты, стимулирующие привлечение частного капитала, требуют особого законодательного регулирования для обеспечения прозрачности, эффективности и предотвращения злоупотреблений.
--------------------------------
<1> См.: Запольский С.В. Финансирование национальных проектов - бюджетный аспект // Финансовое право. 2023. N 3. С. 10 - 15; Тугушев Р.И. Финансирование национальных проектов в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 12. С. 73 - 81.
<2> См.: Лопатин В.А., Криворучко С.В. Инструменты внебюджетного финансирования национальных проектов // Экономика. Налоги. Право. 2020. N 13 (3). С. 50 - 58.
Возможность предоставления бюджетных гарантий по инвестиционным проектам предусмотрена Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 115.1) <3>. Кроме того, предоставление бюджетных гарантий регулируется рядом иных нормативных правовых актов <4>.
--------------------------------
<3> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
<4> См.: Андреева Е.М., Запольский С.В. Правовые основы реализации и финансирования национальных проектов // Юридический мир. 2020. N 3. С. 50 - 55.
Федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год определяют лимиты предоставления государственных гарантий Российской Федерации, а также перечень проектов, которым могут быть предоставлены гарантии. Эти законы обычно содержат приложения с перечнем инвестиционных проектов, получающих поддержку <5>. Законы субъектов Российской Федерации о бюджете, муниципальные правовые акты о бюджете регулируют вопросы предоставления государственных гарантий субъектов РФ и муниципальных гарантий.
--------------------------------
<5> Статья 11 Федерального закона от 30 ноября 2024 г. N 419-ФЗ "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" (СЗ РФ. 2024. N 49 (ч. I). Ст. 7410) устанавливает общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение государственных гарантий Российской Федерации по возможным гарантийным случаям, по бюджетным ассигнованиям в рублях и в иностранной валюте.
Особое значение имеют нормативно-правовые акты, регулирующие использование бюджетных гарантий в государственно-частном партнерстве, такие как Постановление Правительства РФ "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" и Постановление Правительства РФ "О программе "Фабрика проектного финансирования".
Программа "Фабрика проектного финансирования" - это современный механизм финансирования инвестиционных проектов в приоритетных секторах российской экономики <6>. Заемщики могут получить денежные средства на основании договоров синдицированного кредита (займа) с участием коммерческих банков и ВЭБ.РФ. При этом применяются меры государственной поддержки в виде субсидий на возмещение расходов в связи с предоставлением кредитов и займов, направленные на страхование процентного риска и увеличение объемов кредитования проектов в рамках Программы. Объемы финансирования значительные - более 4 трлн рублей инвестиций и около 1 трлн рублей в виде синдицированного кредита. Более 1 трлн рублей зарезервировано на выдачу в инвестиционные проекты.
--------------------------------
<6> Кузнецов С.В. Правовое регулирование деятельности банка развития по гарантийной поддержке общественно значимых проектов // Право и экономика. 2021. N 12. С. 66 - 72.
Программа предусматривает также приобретение приоритетной для импорта продукции под поручительство ВЭБ.РФ по обязательствам заемщиков, возникающим в рамках действия Постановления Правительства РФ от 18 мая 2022 г. N 895 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным на приобретение приоритетной для импорта продукции".
Поручительство ВЭБ.РФ упрощает бизнесу доступ к банковским кредитам. Если по какой-либо причине заемщик не в состоянии выплатить долг, ВЭБ.РФ обязуется покрыть от 50% до 90% кредита.
На текущий момент в программах ВЭБ.РФ участвует большая группа крупных коммерческих банков: Промсвязьбанк, ПАО ВТБ, Совкомбанк, ПАО ФК "Открытие", СМП Банк, ПАО "Сбербанк", МКБ, АК Барс Банк, Левобережный ПАО.
Законодательство о бюджетных гарантиях содержит ряд положений, направленных на минимизацию рисков и обеспечение финансовой устойчивости.
Законодательно ограничен объем предоставляемых гарантий. Бюджетным кодексом РФ устанавливаются лимиты на предоставление гарантий, чтобы предотвратить чрезмерное налоговое бремя. Превышение установленных лимитов недопустимо.
Предусматривается обязательная экспертиза инвестиционных проектов. Перед предоставлением гарантии проект должен пройти тщательную экспертизу на предмет экономической целесообразности, финансовой устойчивости и соответствия законодательству. Это позволяет выявить потенциальные риски и принять меры по их минимизации <7>.
--------------------------------
<7> См.: Правила отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. N 1016 // СЗ РФ. 2010. N 52. Ст. 7081; 2011. N 34. Ст. 4992.
В зависимости от характера финансовых нарушений при использовании государственных гарантий устанавливается административная или уголовная ответственность.
Рассматривая перспективы развития законодательства в сфере бюджетных гарантий, следует отметить, что совершенствование законодательства о бюджетных гарантиях является непрерывным процессом, направленным на повышение эффективности и прозрачности использования этого инструмента <8>. В будущем можно ожидать:
- более детальную регламентацию отдельных типов гарантий в законодательстве;
- усиление требований к экспертизе проектов и мониторингу их реализации;
- совершенствование механизмов распределения рисков между государством и частными инвесторами;
- развитие цифровых технологий для автоматизации процессов предоставления и учета гарантий.
--------------------------------
<8> См.: Никонова И.А. Развитие законодательной базы проектного финансирования // Банковское дело. 2014. N 3. С. 74 - 78.
Бюджетные гарантии, являясь важным инструментом стимулирования проектного финансирования, находятся в центре внимания законодательства. Бюджетный кодекс РФ и другие нормативные правовые акты создают правовую основу для предоставления гарантий, устанавливают ограничения и требования к их обеспечению, а также предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Дальнейшее развитие законодательства в этой сфере должно быть направлено на повышение эффективности и прозрачности использования бюджетных гарантий, минимизацию рисков и обеспечение финансовой устойчивости публично-правовых образований.
Литература
1. Андреева Е.М. Правовые основы реализации и финансирования национальных проектов / Е.М. Андреева, С.В. Запольский // Юридический мир. 2020. N 3. С. 50 - 55.
2. Запольский С.В. Финансирование национальных проектов - бюджетный аспект / С.В. Запольский // Финансовое право. 2023. N 3. С. 10 - 15.
3. Кузнецов С.В. Правовое регулирование деятельности банка развития по гарантийной поддержке общественно значимых проектов / С.В. Кузнецов // Право и экономика. 2021. N 12. С. 66 - 72.
4. Лопатин В.А. Инструменты внебюджетного финансирования национальных проектов / В.А. Лопатин, С.В. Криворучко // Экономика. Налоги. Право. 2020. N 13 (3). С. 50 - 58.
5. Никонова И.А. Развитие законодательной базы проектного финансирования / И.А. Никонова // Банковское дело. 2014. N 3. С. 74 - 78.
6. Тугушев Р.И. Финансирование национальных проектов в Российской Федерации / Р.И. Тугушев // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 12. С. 73 - 81.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Навигация по сайту:
Контакты:
"Горячие" документы: