Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Семейное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИНДИВИДУАЛЬНО-ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СЕМЕЙНОЕ VS ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Т.А. ФИЛИППОВА, Е.П. ТИТАРЕНКО
Правовое регулирование семейных отношений в РФ наряду с нормативным приемлет индивидуальное, "в процессе которого создаются индивидуальные правовые акты" <1>. По мнению автора определения, к актам индивидуального правового регулирования относятся среди прочего акты Конституционного Суда РФ, акты реализации права: односторонние акты, договоры, акты правоприменения и каузального толкования <2>. Следует отметить, что в юридической литературе разработаны различные подходы к определению индивидуального правового акта <3>, что дает основание к появлению разнообразных классификаций данных средств правового регулирования. Однако единодушие ученых проявляется в отнесении к актам индивидуального регулирования общественных отношений договоров и односторонних сделок, что позволяет использовать категорию "индивидуально-договорное регулирование общественных отношений".
--------------------------------
<1> Минникес И.А. Индивидуальное правовое регулирование как самостоятельный вид правового регулирования // Российский юридический журнал. 2006. N 2. С. 25.
<2> Минникес И.А. Индивидуальные правовые акты (к проблеме индивидуального правового регулирования) // Известия ИГЭА. 2006. N 5 (50). С. 61 - 62.
<3> См., например: Алексеев С.С. Общая теория права: Курс. В 2 т. Т. 2. М.: Юридическая литература, 1982. С. 192 - 193; Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций. Казань: Издательство Казанского университета, 1987. С. 136 - 137; Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование в советском обществе: (вопросы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990.
Такое регулирование приемлемо и эффективно применяется в семейном праве. Законодатель не только допускает регламентацию семейных отношений соглашением между членами семьи (ст. 5 СК РФ <4>), но в целом ряде случаев отдает ему приоритет (п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 35 СК РФ и др.). Исследование вопроса о применении договорных конструкций как индивидуального регулятора семейных отношений неизбежно порождает вопрос о применении к ним норм гражданского права. Последнее, как известно, может предложить наиболее цельную теорию договора, широко применяемую в разных отраслях права (семейном, трудовом, международном частном и т.д.). Гражданское законодательство, в немалой степени основываясь на достижениях отечественных и зарубежных ученых в области договорного права, содержит развернутое, корректное, полноценное правовое регулирование договорных отношений.
--------------------------------
<4> Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Российская газета. 1996. 27 января.
Следует акцентировать внимание, что ГК РФ <5> и СК РФ определяют разные подходы к применению норм гражданского права к семейным отношениям и соглашениям в том числе. В частности, в отличие от Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик <6>, в которых п. 3 ст. 1 предусматривал возможность применения к семейным отношениям гражданского законодательства тогда, когда эти отношения не регулировались семейным законодательством, действующий ГК не упоминает об этом.
--------------------------------
<5> Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. 1994. 8 декабря.
<6> Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1) // СПС "КонсультантПлюс".
Семейный кодекс РФ, напротив, содержит отдельную норму, которая закрепляет условия субсидиарного применения норм ГК РФ к семейным отношениям: а) отсутствие специального правового регулирования таких отношений; б) соответствие применяемой нормы ГК РФ существу семейных отношений (ст. 4 СК РФ). В то же время обращение к гражданскому законодательству допускается и при аналогии закона и права (ст. 5 СК РФ). В частности, при аналогии закона применение норм ГК РФ возможно в случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон. Актуализируют тему статьи и следующие тезисы:
А. Некоторые договоры, закрепленные в отраслевом законодательстве, в числе прочего могут использоваться для регулирования отношений между членами семьи. Наглядным примером является наследственный договор, заключаемый, например, супругами.
Б. СК РФ не запрещает субъектам семейных отношений заключать соглашения, не указанные в нем.
Сказанное порождает дискуссию о разработке перечня критериев приемлемости применения норм ГК РФ к семейным отношениям, не урегулированным семейным законодательством. Предлагаем назвать перечень таких критериев стандартом применения норм ГК РФ к семейным отношениям.
Теоретической основой для дискуссии должен стать общий сравнительный анализ положений гражданского и семейного права в сфере осуществления субъективных прав. Пункт 2 ст. 1 ГК РФ наделяет субъектов гражданского права возможностью осуществлять свои субъективные гражданские права "своей волей и в своем интересе", п. 1 ст. 7 СК РФ указывает, что "граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами)...". Данное правоположение означает, что члены семьи могут осуществлять свои права любыми законными способами, не нарушая при этом права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан (п. 1 ст. 7 СК РФ) с учетом положений п. 3 ст. 1 СК РФ, предусматривающего приоритетную защиту определенных членов семьи. Таким образом, можно констатировать, что для семейных отношений в целом ряде случаев характерно наделение одного из участников семейного правоотношения (несовершеннолетних и нетрудоспособных) особой защитой, что оказывает заметное влияние на свободу усмотрения субъектов семейных правоотношений при заключении соглашения.
Заложенный в СК РФ подход законодателя к осуществлению семейных прав демонстрирует особое соотношение частного и публичного интереса в семейном праве с явным приоритетом последнего, что обусловливает корректировку цивилистического подхода, заложенного в ст. 4 и 5 СК РФ, применяемого как к нормативному, так и к индивидуально-договорному регулированию семейных отношений с учетом отраслевых особенностей семейного права.
Доминанта публичного интереса в семейном праве обусловлена необходимостью приоритетной защиты прав и интересов слабой стороны семейного правоотношения и по-разному проявляется в характере правовых положений: от сверхнормативных до возможности индивидуально-договорного регулирования семейных отношений. Так, в п. 2 ст. 103 СК РФ заложен прямой запрет устанавливать в соглашении размер алиментов, уплачиваемых на ребенка, ниже предела, указанного в п. 1 ст. 81 СК РФ. В других случаях законодатель предоставляет субъектам семейных соглашений свободу усмотрения. Например, родители могут заключить соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ). Условия такого соглашения должны отвечать требованиям п. 1 ст. 65 СК РФ об обеспечении интересов детей, что "должно являться для родителей предметом их основной заботы". В иных случаях приоритет публичного интереса в семейном праве проявлен в императивных нормах, содержащих запрет на включение в соглашение ряда условий (п. 3 ст. 42, п. 3 ст. 39 СК РФ). Сказанное позволяет сформулировать первое правило стандарта применения норм ГК РФ к семейным соглашениям - приоритетный учет прав и интересов несовершеннолетнего и нетрудоспособного субъекта семейного правоотношения при индивидуально-договорном регулировании семейных отношений.
Семейные соглашения, являясь юридическими фактами, обладают при этом своей отраслевой спецификой, которая не может быть проигнорирована при рассмотрении темы настоящей статьи. В частности, они не обладают способностью порождать семейные правоотношения в отличие от гражданских договоров, которые в большинстве своем нацелены именно на возникновение правоотношения между контрагентами. Семейные правоотношения, как известно, порождаются установленными в законе юридическими фактами: заключением брака, рождением ребенка и т.д., но не соглашением. Последнее заключается в пределах уже возникшего семейного правоотношения его субъектами и определяет способы и порядок осуществления семейного права и (или) исполнения семейной обязанности. Содержание семейного правоотношения также определено законом и не может быть изменено субъектами семейных правоотношений. В гражданском праве действует прямо противоположное правило. Гражданский договор в большинстве случаев именно порождает гражданское правоотношение. Субъекты договора своей волей и в своем интересе определяют его содержание.
Данная особенность соглашения как юридического факта детерминирует и другую, а именно субъекты семейных правоотношений ограничены в выборе стороны соглашения, которая определяется субъектным составом уже возникшего семейного правоотношения. Данное обстоятельство позволяет заявить и о том, что сторона семейного соглашения до его заключения уже обладает определенными семейными правами и (или) обязанностями, коррелирующими с ее семейно-правовым статусом (мать, отец, сын, внук и т.д.).
Указанная специфика семейных правоотношений детерминирует второе правило стандарта применения норм ГК к семейным соглашениям. Воля субъектов при формировании условий соглашения ограничена содержанием того семейного правоотношения, в пределах которого оно заключается. Право выбора стороны соглашения отсутствует. Заключенное соглашение определяет порядок и способы осуществления семейного права и (или) исполнения семейной обязанности.
Следует также обратить внимание на одно особое качество семейных отношений, определяющее сущность и значение семейных соглашений. Это производный характер имущественных отношений от личных в отличие от гражданских правоотношений, в которых имущественные и личные неимущественные отношения независимы. Имущественные отношения между членами семьи, бесспорно, составляют материальную основу, без которой семья не может выполнять свои функции. Однако, по справедливому утверждению С.С. Алексеева, "самоопределение семейного права связано с переносом центра тяжести при регулировании семейных отношений на личные неимущественные отношения" <7>. Данное качество семейных отношений, без сомнения, должно найти отражение в специфике правовой регламентации семейных соглашений, которая может выражаться, например, в особых основаниях их недействительности. Данный тезис требует самостоятельного анализа и не рассматривается в рамках настоящей работы.
--------------------------------
<7> Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. М.: Госюриздат, 1961. С. 105.
Таким образом, можно резюмировать. Специфика метода правового регулирования семейных отношений проявляется в приоритете публичного интереса над частным, что диктует необходимость разработки стандарта применения норм ГК РФ к семейным соглашениям в случае отсутствия специальной правовой регламентации. Предлагаемый стандарт позволяет учитывать существо семейных отношений, радикально отличающее их от отношений иной отраслевой природы.
Представляется очевидным применение данного стандарта и при заключении соглашений иной отраслевой природы, регулирующих при этом семейные отношения, а также при заключении не указанных в СК РФ соглашений.
К числу соглашений иной отраслевой природы, но при этом полностью или в части регулирующих семейные отношения, можно отнести договорные конструкции, закрепленные гражданским законодательством. Например, соглашение о разделе наследства (ст. 1165 ГК РФ) между наследниками, являющимися членами одной семьи и обладающими правом общей долевой собственности на наследственное имущество. Думается, с помощью данного соглашения субъекты семейных правоотношений могут решать вопросы об осуществлении ими имущественных семейных прав и (или) исполнении соответствующих семейных обязанностей. Данный факт дает таким наследникам преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли входящих в состав наследства неделимой вещи, жилого помещения, раздел которого в натуре невозможен <8>. Также нужно обратить внимание, что при заключении данного соглашения в некоторых случаях необходимо соблюдение императивного предписания законодателя, выражающегося в охране прав слабого субъекта соглашения - несовершеннолетнего ребенка. Если наследником является зачатый при жизни наследодателя, но не родившийся ребенок, то соглашение о разделе наследства может быть заключено только после рождения ребенка.
--------------------------------
<8> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" // СПС "КонсультантПлюс".
К иным случаям, предусмотренным гражданским правом, когда члены семьи, в частности супруги, могут заключать соглашения, регулирующие семейные отношения, можно отнести: совместное завещание супругов (п. 4 ст. 1118 ГК РФ), наследственный договор (ст. 1140.1 ГК РФ), соглашение об использовании плодов, продукции, доходов, полученных в результате деятельности крестьянского фермерского хозяйства - КФХ (п. 3 ст. 257 ГК РФ). В данных актах супруги могут определить специальный механизм осуществления своих супружеских имущественных прав и (или) исполнения обязанностей. Следует согласиться с мнением о том, что "состояние брака существенно влияет на наследственные правоотношения" <9>. Так, в совместном завещании супруги могут определить имущество, входящее в наследственную массу каждого супруга, если определение такого имущества не нарушает прав третьих лиц (п. 4 ст. 1118 ГК РФ). По сути, здесь речь идет о разделе общего имущества между супругами путем заключения совместного завещания, что в определенной степени может спровоцировать дискуссию о возможной конкуренции соглашений супругов (соглашение о разделе общего имущества, брачный договор и совместное завещание супругов).
--------------------------------
<9> Блинков О.Е. О допустимости коллективных завещаний в российском гражданском праве // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2014. N 1. С. 15.
Аналогичное условие может быть содержанием наследственного договора, в котором наследодатель заключает договор со своим супругом (п. 5 ст. 1140.1 ГК РФ). В соглашении, предусмотренном в п. 3 ст. 257 ГК РФ, супруги - члены КФХ могут определять особенности правового режима их общей совместной собственности, полученной в результате его деятельности.
К ряду индивидуально-договорных конструкций, регламентируемых иным отраслевым законодательством и регулирующим при этом осуществление определенных семейных прав и (или) исполнение семейных обязанностей, можно отнести и указанное в ст. 31 ЖК РФ <10> соглашение. Оно заключается между собственником жилого помещения и членом (членами) его семьи (п. 2 ст. 31 ЖК РФ). Примечательно, что заключение данного соглашения может быть обусловлено наличием алиментной обязанности собственника жилого помещения по отношению к члену (членам) его семьи, что следует из анализа п. 4 ст. 31 ЖК РФ. Так, если член семьи собственника жилого помещения, имеющий право на получение от собственника жилого помещения алиментов, утратил свой статус, прекратив с ним семейные отношения, то между указанными субъектами может быть заключено соглашение о предоставлении бывшему члену семьи права пользования жилым помещением, в котором они совместно проживали, или даже иного жилого помещения.
--------------------------------
<10> Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // Российская газета. 2005. 12 января.
Можно допустить и иной подход к регулированию данных отношений между указанными субъектами. Алиментообязанный собственник жилого помещения и алиментоуправомоченный бывший член семьи собственника жилого помещения вправе заключить семейное соглашение об уплате алиментов (гл. 16 СК РФ), которое может содержать условие о предоставлении обязанным субъектом получателю алиментов права пользования жилым помещением, принадлежащим на праве собственности плательщику алиментов. И в том, и в другом договорном акте, несмотря на разную отраслевую природу и разные нормы, регулирующие эти отношения, должны учитываться императивные предписания гл. 16 СК РФ.
Таким образом, можно прийти к следующему выводу. Если индивидуально-договорный акт иной отраслевой природы полностью или в части регулирует семейные отношения, то при его заключении следует применять нормы законодательного акта, который его регламентирует, с обязательным учетом сформулированного выше стандарта применения норм ГК РФ к семейным отношениям.
Механизм правового регулирования осуществления семейных прав и (или) исполнения семейных обязанностей предусматривает приоритет публичного интереса, допуская одновременно с этим договорное регулирование. Последнее проявляется в установлении ряда прямо предусмотренных СК РФ соглашений, правовая регламентация которых допускает применение гражданского законодательства (ст. 5 СК РФ). Трудно отрицать существование непоименованных соглашений, заключение которых также должно подчиняться правилам стандарта, разработанного выше. При заключении гражданско-правового договора между лицами, являющимися в то же время субъектами семейных правоотношений, применяются нормы ГК РФ, но с учетом предложенного выше стандарта.
Литература
1. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс. В 2 томах. Т. 2 / С.С. Алексеев. Москва: Юридическая литература, 1982. 360 с.
2. Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права / С.С. Алексеев. Москва: Госюриздат, 1961. 187 с.
3. Блинков О.Е. О допустимости коллективных завещаний в российском гражданском праве / О.Е. Блинков // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2014. N 1. С. 10 - 15.
4. Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование в советском обществе: (вопросы теории и практики): Диссертация кандидата юридических наук / С.Г. Краснояружский. Москва, 1990. 203 с.
5. Минникес И.А. Индивидуальное правовое регулирование как самостоятельный вид правового регулирования / И.А. Минникес // Российский юридический журнал. 2006. N 2. С. 19 - 25.
6. Минникес И.А. Индивидуальные правовые акты (к проблеме индивидуального правового регулирования) / И.А. Минникес // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2006. N 5. С. 59 - 62.
7. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций / Ф.Н. Фаткуллин. Казань: Издательство Казанского университета, 1987. 334 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Семейное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.