Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Уголовное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРОТИВНИКУ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАВЕДОМО НАПРАВЛЕННОЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ РФ (СТ. 276.1 УК РФ): ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НЕЕ
В.В. ВЛАСЕНКО
Федеральным законом от 28 декабря 2024 г. N 510-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" криминализовано оказание помощи противнику Российской Федерации со стороны иностранцев, находящихся на ее территории, в целях усиления защиты безопасности страны от внешних и внутренних угроз и прежде всего в условиях проводимой специальной военной операции. Появившаяся норма (ст. 276.1 УК РФ) сконструирована законодателем по аналогии с государственной изменой (ст. 275 УК РФ), за исключением неуказания в ее диспозиции шпионажа, ответственность за совершение которого уже установлена в одноименной ст. 276 УК РФ.
Состав рассматриваемого преступления является формальным и характеризуется совершением действий по оказанию альтернативно четырех видов помощи противнику в деятельности, направленной против безопасности РФ, а именно: а) финансовой; б) материально-технической; в) консультативной и г) иной помощи.
Согласно п. 1 примечания к ст. 275 УК РФ под противником в данном случае понимается "иностранное государство, международная либо иностранная организация, непосредственно противостоящие РФ в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники". Иностранным государством является любая политическая форма устройства общества на определенной территории, вне зависимости от того, признано оно мировым сообществом (является членом ООН) <1>, отдельными(ой) странами(ой) либо же не признано никем в качестве субъекта международного права. Понимание в качестве государства в данном контексте исключительно общепризнанного субъекта международного права позволяло бы избегать ответственности лицам, оказывающим помощь непризнанному государству, которое, в свою очередь, может выступать прикрытием, "ширмой" для враждебной деятельности государства признанного.
--------------------------------
<1> См.: Пудовочкин Ю.Е. Преступления против безопасности государства. М.: Юрлитинформ, 2009 С. 40.
Иностранная организация - это любое юридическое лицо неправительственного характера, преследующее абсолютно разные цели своей деятельности (коммерческие, некоммерческие) и аффилированное с иностранным государством, т.е. созданное на его территории и в соответствии с его законодательством <2> (например, созданные в США украинские некоммерческие организации Razom for Ukraine <3>, "Украинская национальная женская лига Америки", "Новая Украина", "Украинско-американский координационный совет", United Help Ukraine и "Клых" <4>). Международной организацией признается межправительственная или неправительственная организация, созданная на основании международного договора (например, НАТО, Европейский союз).
--------------------------------
<2> См.: Власенко В.В. Конфиденциальное сотрудничество с иностранным государством: условия привлечения к ответственности // Уголовный процесс. 2023. N 7. С. 51.
<3> Включена в Перечень иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.
<4> См.: Американская коалиция за Украину // сайт Википедия (свободная энциклопедия) URL: https://en.wikipedia.org/wiki/American_Coalition_for_Ukraine (дата обращения: 02.02.2025).
Представленные иностранные и международные организации могут иметь как легальный, так и противоправный статус, в том числе могут быть в установленном порядке признаны террористическими, экстремистскими или нежелательными (например, террористическая организация "Украинское военизированное националистическое объединение "Азов" <5>). Указанные страны и организации должны непосредственно противостоять РФ в вооруженном конфликте <6>, военных действиях <7> или иных действиях с применением вооружения и военной техники (проведение контртеррористической операции <8>, обеспечение режима чрезвычайного положения <9>, например). Однако такое противостояние необязательно должно быть связано с прямым участием в боестолкновениях (на поле боя), а может быть выражено в том числе в предоставлении разведывательных данных, своей территории и объектов для нанесения ударов, поставках технологий, средств вооружения и боевой техники, ином материально-техническом обеспечении, подготовке личного состава для участия в боевых действиях, лечении и реабилитации раненых и т.д.
--------------------------------
<5> Признана террористической организацией, и ее деятельность запрещена на территории России.
<6> Под вооруженным конфликтом следует понимать вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт), в ходе которого осуществляется применение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских (специальных) формирований и органов без перехода государства в состояние войны (абз. 5 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 мая 2023 г. N 11 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы" // СПС "КонсультантПлюс").
<7> Военными являются действия, которые ведет РФ в военное время по отражению вооруженного нападения на РФ другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров РФ (абз. 6 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 мая 2023 г. N 11 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы" // СПС "КонсультантПлюс").
<8> См.: ст. 11 - 17 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ (ред. от 28 декабря 2024 г.) "О противодействии терроризму" // СПС "КонсультантПлюс".
<9> См.: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ (ред. от 2 ноября 2023 г.) "О чрезвычайном положении" // СПС "КонсультантПлюс".
Помощь противнику оказывается именно в деятельности, направленной против безопасности РФ, суть которой, если исходить из нормативного понимания такой безопасности, заключается в целенаправленном системном негативном воздействии на "защищенность национальных интересов РФ от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны" <10>.
--------------------------------
<10> Пункт 1 ч. 5 Указа Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Финансовая помощь <11> выражается в предоставлении противнику лично, через посредника, дистанционно денег в российской или иностранной валюте в наличной и безналичной формах, криптовалюты, денежных инструментов, ценных бумаг, имущественных прав (т.е. вещные, обязательственные, исключительные, корпоративные и цифровые права), драгоценных металлов, камней и изделий из них, предметов антиквариата, а также в оказании таких финансовых услуг <12>, как банковская услуга (банковские операции и сделки), страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, услуга, оказываемая финансовой организацией, связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических или физических лиц, услуга по негосударственному пенсионному обеспечению. В случае, когда финансовая помощь оказывалась противнику путем финансирования деятельности террористических и экстремистских сообществ и организаций, незаконных вооруженных формирований, совершения преступлений террористического характера и экстремистской направленности либо наемника, требуется дополнительная квалификация по соответствующим статьям УК РФ (ч. 1.1 ст. 205.1, ст. 282.3, ч. 1 ст. 208, ч. 1 ст. 359).
--------------------------------
<11> При формулировании предмета оказания финансовой и материально-технической помощи учитывались положения Международной конвенции ООН о борьбе с финансированием терроризма (принята Резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.), согласно которым при криминальном финансировании используются "активы любого рода, являющиеся движимыми либо недвижимыми, осязаемыми или неосязаемыми, а также документы, подтверждающие право на эти активы, различные финансовые услуги".
<12> См.: п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Приказ Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 21 июня 2000 г. N 467 "Об утверждении Перечня видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, и состав активов финансовой организации, приобретаемых в порядке уступки прав требования, для расчета оборота финансовой услуги" // СПС "КонсультантПлюс".
Интересен следующий пример из следственной практики. Следственными органами Следственного комитета РФ по Луганской Народной Республике возбуждено уголовное дело в отношении гражданки Украины, которая подозревается в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ (финансирование терроризма) и ч. 1 ст. 282.3 УК РФ (финансирование экстремистской деятельности). Следствием установлено, что подозреваемая, достоверно зная, что украинские военизированные националистические объединения "Азов" и "Правый сектор" признаны террористическими и экстремистскими, их деятельность запрещена на территории РФ, в период с января по апрель 2024 г. осуществила не менее десяти переводов денежных средств на банковские карты участникам этих организаций <13>. Не вдаваясь в вопрос об обоснованности квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ и ч. 1 ст. 282.3 УК РФ, отметим, что в настоящее время должна быть также вменена и ст. 276.1 УК РФ, поскольку участники данных объединений в составе ВСУ непосредственно участвуют в военных действиях против Вооруженных Сил РФ, тем самым осуществляя деятельность, направленную против безопасности РФ.
--------------------------------
<13> См.: В ЛНР задержана гражданка Украины за оказание финансовой поддержки запрещенным в РФ националистическим объединениям "Азов" и "Правый сектор" // Сайт Следственного управления Следственного комитета РФ по Луганской Народной Республике URL: https://lnr.sledcom.ru/news/item/1890958/ (дата обращения: 02.02.2025).
Материально-техническая помощь, в отличие от финансовой помощи, связана с предоставлением противнику лично, через посредника, а также дистанционно предметов, объектов, а также оказанием услуг имущественного характера, непосредственно используемых им в деятельности против безопасности РФ. В качестве таковых могут выступать оружие, боеприпасы, комплектующие части (прицелы, тепловизоры), взрывные устройства, дроны, БПЛА, боевая техника, транспортные средства, горюче-смазочные материалы, средства связи и коммуникации, компьютерная техника, в том числе используемая для негласного получения информации, амуниция, обмундирование, снаряжение, медикаменты, продовольственные и бытовые товары, постельные принадлежности, а также "различное оборудование и материалы" <14> и т.д. В рамках оказания такой помощи может осуществляться предоставление жилых (явочных помещений, конспиративных квартир) и иных помещений (для проживания агентов разведывательных служб) <15>, могут оказываться ремонтные, транспортные, медицинские, аудиторские, юридические и информационные услуги (размещение объявлений в СМИ, специализированных сайтах, блогах, интернет-порталах), услуги частного детектива и охранника, выполняться строительные и иные работы, происходить настройка технических средств и оборудования. Если оказание данного вида помощи сопряжено с иными преступлениями, то в действиях лица будет присутствовать идеальная совокупность преступлений (например, ст. 138.1, 222, 222.1, 223, 226.1, 228.1, 359 УК РФ).
--------------------------------
<14> См.: Атанов О.Е. Особенности уголовно-правовой характеристики государственной измены // Академическая публицистика. 2023. N 10-1. С. 201.
<15> См.: Устинов А.А. Уголовная ответственность за государственную измену: совершенствование правовой регламентации // Вестник Прикамского социального института. 2023. N 1 (94). С. 97.
Получение средств либо услуг лицом, выдающим себя за якобы "представителя противника РФ", но в действительности не являющимся таковым, при наличии на то оснований следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК РФ) либо как причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ). В свою очередь, действия лиц, передавших средства или оказавших услуги такому "псевдопредставителю противника РФ", квалифицируются как покушение на преступление, предусмотренное ст. 276.1 УК РФ.
Консультативная помощь представляет собой предоставление противнику РФ инструкций, разъяснений и иной информации по использованию предметов вооружения, боевой техники, различных технических устройств. Кроме того, указанная помощь может заключаться в даче советов (например, по вопросам конспирации), проведении инструктажей, занятий, учений, тренировок <16> (в частности, по тактике поведения при задержании правоохранительными органами), осуществлении подготовки и обучения личного состава и иных лиц навыкам и умениям, необходимым для участия в боевых действиях, совершения террористических актов, диверсий и иных преступлений (тактическая, огневая, физическая, медицинская, психологическая подготовка). При наличии на то оснований действия лица могут быть дополнительно квалифицированы как пособничество в соответствующих преступлениях либо как содействие в террористической (ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ) или диверсионной деятельности (ч. 1 ст. 281.1 УК РФ), выраженное в форме подготовки, а также как обучение наемника (ч. 1 ст. 359 УК РФ).
--------------------------------
<16> См.: абз. 2 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1 (ред. от 3 ноября 2016 г.) "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // СПС "КонсультантПлюс".
Иная помощь проявляется в оказании любого по форме содействия противнику РФ, которое не охватывается рассмотренными выше видами помощи ему. Как верно отмечают С.В. Дьяков <17> и А.Г. Кулев <18>, подобная помощь связана с совершением по заданию противника других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, диверсия, вооруженный мятеж), а также иных деяний, не содержащих признаков перечисленных преступлений, но наносящих ущерб безопасности РФ.
--------------------------------
<17> См.: Дьяков С.В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Уголовно-правовое и криминологическое исследование. СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. С. 44.
<18> См.: Энциклопедия уголовного права. В 35 т. Т. 26. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства / Под ред. В.Б. Малинина. СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015. С. 144.
В связи с этим стоит добавить, что по заданию противника могут совершаться преступления, не только предусмотренные гл. 29 УК РФ, но и многие другие, также причиняющие вред безопасности РФ (преступления террористического характера, экстремистские и коррупционные преступления, преступления против мира и безопасности человечества, преступления, связанные с распространением фейков о применении вооруженных сил РФ, либо дискредитирующие их применение, массовые беспорядки и т.д.). Поэтому, если "иная помощь" противнику проявляется в совершении преступления, действия лица содержат в себе идеальную совокупность преступлений. Данной позиции придерживаются также Ю.Е. Пудовочкин <19> и А.Г. Кулев <20>, причем последний на примере преступлений террористического характера, экстремистской направленности и преступлений, посягающих на экономическую безопасность, показывает, что в таких случаях "страдает" сразу несколько объектов уголовно-правовой охраны. Например, вступление в ряды запрещенных организаций (террористическая, экстремистская, нежелательная), а также преступных групп и сообществ (террористическое, экстремистское, организованное преступное сообщество, банда, незаконное вооруженное формирование) по заданию противника для осуществления деятельности, направленной против безопасности РФ, также образует идеальную совокупность соответствующих преступлений. Сформулированное правило квалификации (алгоритм квалификации) распространяется и на другие формы помощи, которые были описаны выше.
--------------------------------
<19> См.: Пудовочкин Ю.Е. Указ. соч. С. 42.
<20> См.: Энциклопедия уголовного права... С. 144.
Тем не менее в теории уголовного права есть мнение, согласно которому в приведенных ситуациях (в частности, при содействии террористической деятельности) дополнительная квалификация не требуется, и все действия виновного полностью охватываются "иной помощью" <21>. Подобная позиция не учитывает тот факт, что при осуществлении такого преступного поведения вред причиняется сразу двум разнородным объектам преступления.
--------------------------------
<21> См.: Середа И.М., Ступина С.А. Государственная измена: отдельные вопросы квалификации // Пролог: журнал о праве. 2023. N 1 (37). С. 85.
Вторая группа деяний весьма разнообразна, и их перечень имеет открытый характер, при этом связаны они в основном с содействием противнику в разведывательной деятельности и также в определенных случаях могут образовывать идеальную совокупность преступлений. В частности, это может быть "выполнение роли связного" <22>, "укрывательство агентов иностранных спецслужб, приискание кандидатов для вербовки, вербовка агентов для иностранных спецслужб" <23>, "приобретение документов прикрытия, устройство на работу, связанную с доступом к государственным секретам" <24>, "помощь в сокрытии следов, изменение или уничтожение сведений, составляющих государственную тайну" <25>, вербовка наемника для его использования в вооруженном конфликте или военных действиях против РФ <26>, сбор и (или) передача противнику РФ сведений, не относящихся к предмету шпионажа (например, о расположении нефтеперерабатывающих заводов, электрических подстанций, железнодорожных узлов, портов) и т.д.
--------------------------------
<22> Атанов О.Е. Указ. соч. С. 201.
<23> Пудовочкин Ю.Е. Указ. раб. С. 41, 42.
<24> Дьяков С.В. Указ. соч. С. 43.
<25> Милаева М.Ю. Уголовная ответственность за государственную измену // E-Scio. 2022. N 12 (75). С. 519.
<26> В данном случае требуется дополнительная квалификация по ч. 1 ст. 359 УК РФ "Наемничество".
Для иллюстрации последнего действия можно привести следующий случай. 10 сентября 2024 г. в г. Москве задержали гражданина Узбекистана Мухаммадамина Г. по подозрению в том, что он являлся наводчиком ВСУ. Как установили силовики, задержанный за несколько дней до массированной атаки ВСУ при помощи БПЛА фотографировал военкомат в Люберцах и еще несколько административных зданий в столице и Московской области. В телефоне иностранного специалиста нашли фотографии военкоматов в Кузьминках, Люберцах, здания Объединенного военного комиссариата Замоскворецкого и Останкинского районов, а также гособъектов в Мещанском районе Москвы. На допросе задержанный дал показания о том, что познакомился в соцсетях с неким Раджабом М., переписывался с ним в одном из мессенджеров и отправлял фото и видеоматериалы за вознаграждение <27>.
--------------------------------
<27> См.: Комолов А. Mash: В Москве задержали предполагаемого наводчика дронов ВСУ // Интернет-портал "Российской газеты". URL: https://rg.ru/2024/09/10/mash-v-moskve-zaderzhali-predpolagaemogo-navodchika-dronov-vsu.html (дата обращения: 02.02.2025).
Такие виды помощи, как финансовая и материально-техническая, могут быть оказаны в одностороннем порядке по инициативе виновного (скажем, перевод денежных средств на банковский счет украинской террористической организации после прочтения в мессенджере объявления о сборе средств на приобретение вооружения), в то время как оказание других видов помощи в обязательном порядке требует наличия постоянного сотрудничества, взаимодействия с представителями противника либо осуществляется в рамках выполнения разового задания со стороны таких представителей (за исключением отдельных проявлений "иной помощи").
Следует отметить, что в юридической литературе весьма лаконично определен момент окончания оказания проанализированных выше видов помощи, который в основном сводится к моменту "фактического оказания помощи..." <28> либо "совершения соответствующих действий, независимо от наступления общественно опасных последствий" <29>. Представляется, что такое краткое, сжатое описание момента окончания рассматриваемого преступления не удовлетворяет потребностям практики и уголовно-правовой доктрины, поскольку объективная сторона каждого вида помощи обладает определенными особенностями, что было продемонстрировано выше.
--------------------------------
<28> См.: Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций: В 3 т. Т. 3. Особенная часть (главы XI - XXI). 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 325.
<29> См.: Пудовочкин Ю.Е. Указ. соч. С. 42.
По мнению А.Г. Хлебушкина, предоставление средств (оказание финансовой или материально-технической помощи) следует признавать оконченным преступлением, только если соответствующее лицо приняло их <30>. Подобная позиция имеет дискуссионный характер, так как значение глагола "предоставлять" подразумевает "давать возможность, право чем-либо пользоваться" <31>. В связи с этим я, как и ряд других авторов, полагаю, что предоставление окончено с момента передачи (перевода) соответствующих предметов лицу вне зависимости от того, приняло оно их или нет <32>, "получило ли оно и использовало их" <33>, "дошли ли они до получателя или нет" <34>. Данное правило квалификации применимо и при оказании консультативных услуг в части предоставления противнику инструкций, разъяснений и иной информации.
--------------------------------
<30> См.: Хлебушкин А. Уголовная ответственность за финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ) // Уголовное право. 2015. N 3. С. 81.
<31> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: ООО "А ТЕМП", 2006. С. 580.
<32> См.: Власенко В.В. Особенности квалификации финансирования экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ) // Российский следователь. 2017. N 22. С. 36.
<33> См.: Ульянова В.В. Вопросы квалификации финансирования экстремистской деятельности // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. N 16-2. С. 76.
<34> Коровин Е.П. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. ст. 205.1 - 205.5 УК РФ: Метод. рекомендации. Ставрополь: Ставропольский фил. Краснодар. ун-та МВД России, 2015. С. 25.
Подобным образом в настоящее время складывается и судебно-следственная практика. Так, сотрудники УФСБ России по ЛНР задержали гражданина Украины в Беловодском районе республики, который в феврале 2024 г. перевел деньги на счета участников "Азова", достоверно зная, что это националистическое объединение признано террористическим и запрещено в РФ. Расследуется уголовное дело о финансировании терроризма (ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ). В августе 2024 г. Следственный комитет РФ сообщал о решении суда в отношении другого гражданина Украины, также обвиняемого в финансировании "Азова". С февраля по ноябрь 2023 г. мужчина не менее восьми раз перевел деньги участникам "Азова", зная, что организация запрещена в России. Суд приговорил его к восьми годам и шести месяцам лишения свободы <35>.
--------------------------------
<35> См.: В ЛНР задержали украинца за финансовую помощь "Азову" // Сайт Следственного комитета РФ. URL: https://sledcom.ru/press/smi/item/1914470/ (дата обращения: 2 февраля 2025 г.).
Оказание финансовой или материально-технической помощи противнику, в отличие от финансирования терроризма, экстремизма, не предполагает сбор соответствующих предметов, поэтому, если лицо осуществляет такой сбор в целях дальнейшего предоставления их противнику РФ, его действия надлежит квалифицировать как приготовление к преступлению, предусмотренному ст. 276.1 УК РФ, поскольку оно лишь создает условия для совершения оконченного преступления, а лицо не приступает к выполнению его объективной стороны.
Что касается услуг (имущественных, финансовых), которые могут оказываться противнику в рамках финансовой и материально-технической помощи, то и в вопросе окончания этой формы преступного поведения нет единства мнений в научной литературе. В частности, А.Г. Хлебушкин полагает, что "оказание финансовых услуг следует считать оконченным преступлением с момента оказания хотя бы одной такой услуги" <36>. Иначе говоря, по его мнению, услуга уже должна быть выполнена в полном объеме. Однако думается, что для признания преступления оконченным достаточно лишь "начала оказания хотя бы одной из таких услуг" <37> (подписание кредитного договора <38>, например).
--------------------------------
<36> Хлебушкин А.Г. Указ. соч. С. 83.
<37> Власенко В.В. Указ. соч. С. 37.
<38> См.: Коровин Е.П. Указ. соч. С. 24.
При оказании консультативных услуг противнику в форме проведения занятий, инструктажей, тренировок и учений моментом их окончания будет являться начало выполнения указанных действий по приобретению соответствующих знаний, умений и навыков, независимо от того, были они приобретены лицом или нет <39>.
--------------------------------
<39> См.: абз. 2 п. 22.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1 (ред. от 3 ноября 2016 г.) "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // СПС "КонсультантПлюс".
Момент окончания оказания иной помощи зависит от характера и специфики совершаемых действий.
В исследуемой норме нет каких-либо денежно-оценочных характеристик оказываемой финансовой и материально-технической помощи, что указывает на отсутствие минимального порога наступления уголовной ответственности. Тем не менее в силу относимости преступления, предусмотренного ст. 276.1 УК РФ, к категории особо тяжких, а также с учетом принципиально высокой его общественной опасности в условиях складывающейся военно-политической обстановки в РФ и мире рассмотрение вопроса о малозначительности деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ) даже в ситуации мизерной помощи (например, перевод денежных средств в размере 100 руб.) недопустимо.
Конструктивным признаком объективной стороны исследуемого криминального деяния выступает место его совершения, т.е. участок пространства, в пределах которого оно совершено. И таким местом является территория РФ, границы которой определяются Конституцией РФ <40> и Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" <41> от 1 апреля 1993 г. N 4730-1. Поэтому соответствующее лицо может быть привлечено к ответственности за оказание помощи, совершенное только в период своего пребывания на территории РФ, при этом срок такого пребывания, а также наличие или отсутствие на то законных оснований на квалификацию не влияют. Если такое лицо нелегально проникло на территорию РФ, то его действия дополнительно квалифицируются по ст. 322 УК РФ как незаконное пересечение Государственной границы РФ.
--------------------------------
<40> См.: Конституция РФ 1993 г. (ред. от 6 октября 2022 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
<41> См.: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Как известно, в настоящее время определенные части новых субъектов РФ (ДНР, ЛНР, Запорожская область, Херсонская область) находятся под контролем Украины (противника РФ), на них проживают граждане этой страны, а также граждане иных стран, которые могут оказывать ей помощь в деятельности против безопасности РФ. В связи с этим думается, что указанная категория лиц подлежит ответственности по ст. 276.1 УК РФ при отсутствии обстоятельств, исключающих преступность их деяния (крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, исполнение приказа или распоряжения).
Субъективные признаки. Субъект рассматриваемого преступления - специальный, альтернативно им может быть иностранный гражданин <42> либо лицо без гражданства <43>, достигшие возраста 16 лет. К их числу относятся временно пребывающие (туристы, беженцы), временно проживающие (например, студенты, трудовые мигранты) и постоянно проживающие на территории РФ (лица, получившие вид на жительство в РФ) <44>. Иностранные граждане, проходящие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях <45>, также являются субъектами данного преступления. Поэтому в случае перехода на сторону противника РФ такого лица его действия квалифицируются как "иное оказание помощи противнику", поскольку в силу отсутствия у него гражданства РФ эти действия не подпадают под признаки состава государственной измены (ст. 275 УК РФ).
--------------------------------
<42> Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. См.: ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<43> Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. См.: ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
<44> См.: ст. 5, 6, 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
<45> См.: ст. 2, 32, 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (ред. от 2 октября 2024 г.) "О воинской обязанности и военной службе" // СПС "КонсультантПлюс".
Лица с двойным гражданством (бипатриды) при оказании соответствующей помощи несут ответственность за государственную измену, поскольку наличие у гражданина РФ еще и гражданства (подданства) иностранного государства не исключает его обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, что закреплено в ч. 2 ст. 62 Конституции РФ. Иными словами, при квалификации содеянного приоритет отдается именно политико-правовой связи субъекта с РФ, а не с иностранным государством. В свою очередь, приобретение гражданства РФ не влияет на квалификацию преступного поведения лиц, которые совершили оказание помощи до его получения, и ответственность будет наступать по анализируемой норме.
Так, уроженка г. Екатеринбурга К., имеющая гражданство РФ, а в 2021 г. получившая также гражданство США, в феврале 2022 г. инициативно осуществляла сборы денег в интересах одной из украинских организаций, которые впоследствии направлялись на приобретение ВСУ предметов тактической медицины, экипировки, средств поражения и боеприпасов для ведения боевых действий против РФ, за что была осуждена за государственную измену <46>.
--------------------------------
<46> См.: В России гражданке США дали 12 лет тюрьмы за перевод $52 украинскому фонду // Сетевое издание Ulysmedia.kz. URL: https://ulysmedia.kz/news/36106-v-rossii-grazhdanke-ssha-dali-12-let-tiurmy-za-perevod-52-ukrainskomu-fondu/ (дата обращения: 02.02.2025).
В тех случаях, когда граждане РФ участвовали в оказании помощи противнику в роли организатора, подстрекателя или пособника, их действия не образуют соучастия в совершении преступления, предусмотренного ст. 276.1 УК РФ, поскольку такие действия образуют самостоятельный состав преступления, а именно состав государственной измены, выраженной в форме "иной помощи", направленной против безопасности РФ (конкуренция общей и специальной норм - ч. 3 ст. 17 УК РФ). Применительно к шпионажу (ст. 276 УК РФ), где субъектами также являются иностранные граждане или лица без гражданства, подобной точки зрения придерживаются С.В. Дьяков <47> и А.Г. Кулев <48>, указывая, что соучастие в этом преступлении всегда связано с содействием во враждебной деятельности против безопасности РФ, а значит, является государственной изменой.
--------------------------------
<47> См.: Дьяков С.В. Указ. соч. С. 52.
<48> См.: Энциклопедия уголовного права... С. 151.
При наличии у лица, совершившего анализируемое преступление, дипломатического или консульского иммунитета, иммунитета персонала международных организаций либо лиц, находящихся под международной защитой <49>, предусмотренного нормами международного права (например, Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.), оно освобождается от ответственности и, как правило, получает статус persona non grata, что влечет за собой его отзыв с территории РФ.
--------------------------------
<49> См. подробнее: Кибальник А.Г. Иммунитеты в уголовном праве. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999 С. 41 - 61.
Субъективная сторона преступления в силу формального характера его состава представлена виной исключительно в форме прямого умысла, при котором лицо осознает общественную опасность своих действий по оказанию помощи противнику РФ, направленной против ее безопасности, и желает их совершить. В исследуемой норме законодатель при описании вины использует такую уголовно-правовую категорию, как "заведомость", смысл которой сводится к тому, что субъект доподлинно, достоверно, точно, однозначно, безальтернативно осведомлен о целевом предназначении оказываемой им помощи противнику РФ. В тех ситуациях, когда у субъекта отсутствует подобная осведомленность, его виновность исключается. Например, лицо лишь допускает, что финансовая помощь (пожертвование), оказанная с его стороны, скажем, иностранному благотворительному фонду, может быть направлена против безопасности РФ. Мотив совершения преступления индифферентен для квалификации, однако должен учитываться судом при назначении справедливого наказания.
Отграничение от смежных преступлений. При законодательном описании исследуемого преступления был использован такой прием законодательной техники, как негативные признаки состава преступления, "при наличии которых отсутствует данный конкретный состав преступления" <50>, но присутствует другой, содержащийся в иных статьях Особенной части УК РФ. Так, оказание иной помощи противнику РФ в виде сбора и предоставления соответствующей информации будет отсутствовать, если в деянии виновного содержится состав шпионажа (ст. 276 УК РФ), выраженного в передаче, собирании, похищении или хранении в целях передачи противнику сведений, которые могут быть использованы против Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов РФ, совершенные в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действий с применением вооружения и военной техники с участием РФ, ответственность за совершение которых была установлена Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 260-ФЗ.
--------------------------------
<50> См.: Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2010. С. 266.
Тем же Законом, которым введена анализируемая норма, внесены изменения и в диспозиции ст. 189, 275.1, 283.2 и 284.3 УК РФ, в том числе связанные с корректировкой упомянутых выше негативных признаков состава преступления путем добавления в их перечень ст. 276.1 УК РФ. В частности, незаконные экспорт из РФ или передача иностранному лицу или его представителю товаров или технологий, вооружения или военной техники, незаконное выполнение работ для иностранного лица или его представителя либо незаконное оказание услуг иностранному лицу или его представителю, в отношении которых заведомо для виновного установлен экспортный контроль, квалифицируются по ст. 189 УК РФ в том случае, если перечисленные деяния не совершены в отношении противника РФ и не направлены против безопасности РФ. В противном случае действия лица квалифицируются как оказание материально-технической помощи противнику РФ.
Аналогичным образом квалифицируется оказание содействия в исполнении решений международных организаций, в которых РФ не участвует, или иностранных государственных органов об уголовном преследовании должностных лиц органов публичной власти РФ в связи с осуществлением ими служебной деятельности, иных лиц в связи с прохождением ими военной службы или пребыванием в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска национальной гвардии РФ (ст. 284.3 УК РФ).
Например, если происходит сбор и (или) передача персональных данных о соответствующем лице органам юстиции страны, не являющейся противником РФ, в целях исполнения решения международной организации о его уголовном преследовании, в которой РФ не участвует, то такие действия квалифицируются по ст. 284.3 УК РФ. Если подобные сведения передаются правоохранительным органам противника РФ в целях причинения вреда безопасности РФ, то это уже оказание иной помощи (ст. 276.1 УК РФ).
Сомнительным видится дополнение рассматриваемой нормой перечня негативных признаков состава преступления в диспозиции ст. 283.2 УК РФ, в которой предусмотрена ответственность за незаконные перемещение или пересылку носителей, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, за пределы РФ. Совершения таких действий в отношении противника РФ квалифицируются как шпионаж, выраженный в передаче или хранении в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну. В связи с этим указание на ст. 276.1 УК РФ в диспозиции ст. 283.2 УК РФ представляется излишним.
В ст. 275.1 УК РФ закреплена ответственность в том числе для иностранных граждан и лиц без гражданства за установление и поддержание отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации в целях оказания им содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности РФ. Момент окончания этого преступления связан с последовательным совершением двух действий, а именно установлением конфиденциального сотрудничества (организацией взаимодействия, взаимосвязи между субъектом и представителем иностранного государства или международной либо иностранной организации) и поддержанием его (сохранением установленного взаимодействия, а также обеспечением его нормального функционирования путем, например, проведения встреч, телефонных переговоров, переписки в мессенджерах и социальных сетях в целях обмена информацией и (или) дачи-получения задания, предоставлением-получением технических средств и т.д.) <51>. Соответственно, в тех случаях, когда субъект в пределах уже установленного и осуществляемого агентурного сотрудничества оказал какую-либо помощь противнику (инициативно или по его заданию) в деятельности, направленной против безопасности РФ, то его действия квалифицируются исключительно по ст. 276.1 УК РФ <52>, в силу "перерастания" преступления из менее тяжкого в более тяжкое.
--------------------------------
<51> См.: Власенко В.В. Конфиденциальное сотрудничество с иностранным государством: условия привлечения к ответственности // Уголовный процесс. 2023. N 7. С. 50, 51.
<52> См.: Там же. С. 52.
Освобождение от ответственности. В п. 3 примечаний к ст. 275 УК РФ содержится поощрительная норма, предусматривающая специальное императивное освобождение от ответственности вследствие совершения виновным постпреступных положительных деяний и распространяющая свое действие в силу ссылочного характера в том числе на лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 276.1 УК РФ. Для принятия решения об освобождении от ответственности лицо должно выполнить единственное условие - способствовать предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ, причиненного помощью, оказанной им ее противнику, а) добровольным и своевременным сообщением органам власти либо б) иным образом.
Добровольность такого сообщения заключается в том, что оно сделано виновным по собственной воле (при отсутствии принуждения с чьей-либо стороны), независимо от мотивов, которыми он руководствовался (страх разоблачения и наказания, раскаяние и т.д.). Как верно указывает С.В. Дьяков, добровольность также "означает, что факт сообщения последовал при сознании субъектом возможности продолжения преступления" <53>. Поэтому, если лицо задержано по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 276.1 УК РФ, либо осведомлено о проведении в отношении его оперативно-разыскных мероприятий и (или) производстве следственных действий в связи с совершением указанного преступления, сообщение может носить лишь вынужденный характер, что исключает добровольность. Инициатива сообщения может исходить как от самого виновного, так и от других лиц (родственники, друзья, соучастники и т.д.).
--------------------------------
<53> См.: Дьяков С.В. Указ. соч. С. 31.
Своевременность сообщения подразумевает под собой тот факт, что виновное лицо таким сообщением предотвратило, пресекло именно дальнейшее причинение ущерба интересам РФ, а не ущерба, который уже им причинен. При этом своевременность сообщения может быть также связана с обладанием компетентными органами (ФСБ РФ) после его получения "реальной возможности прекратить" <54> дальнейшее причинение соответствующего ущерба.
--------------------------------
<54> См.: Энциклопедия уголовного права... С. 160.
Соответствующее сообщение должно быть сделано в органы власти, однако законодателем не разъяснено, в какие именно. В связи с этим следует полностью согласиться с Ю.Е. Пудовочкиным и А.Г. Кулевым, которые отмечают, что в данном случае речь идет о любом органе государственной (законодательной, судебной, исполнительной) или муниципальный власти <55>, <56>. Ведь, действительно, согласно ч. 3 ст. 132 Конституции РФ в единую систему публичной власти РФ входят органы государственной власти РФ, федеральных округов и субъектов, а также органы местного самоуправления. В то же время орган власти, принявший такое сообщение и не обладающий полномочиями уголовного преследования по соответствующей категории дел, регистрирует и передает его <57> для дальнейшего проведения проверки в уполномоченные органы, которыми согласно п. 2 ч. 2 и ч. 4 ст. 151 УПК РФ являются следственные подразделения ФСБ России. Сообщение может быть сделано разнообразными способами, каждый из которых не влияет на признание его добровольным (личная явка, письменное обращение, в том числе отправленное по почтовой связи, электронной почте, курьерской доставкой).
--------------------------------
<55> См.: Пудовочкин Ю.В. Указ. соч. С. 45.
<56> См.: Энциклопедия уголовного права... С. 162.
<57> См.: ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ (ред. от 28 декабря 2024 г.) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Иное способствование выражается в совершении различных действий (бездействии), направленных на предотвращение причинения дальнейшего ущерба интересам РФ. Это может быть перевербовка виновного отечественными спецслужбами, его работа в качестве двойного агента, раскрытие им агентурной сети противника, способов взаимодействия и передачи сведений, распространение дезинформации противнику, отказ от дальнейшего сотрудничества с его представителями, невыполнение полученного от них задания, "способствование раскрытию и пресечению преступлений, совершаемых другими лицами против безопасности РФ" <58>.
--------------------------------
<58> Энциклопедия уголовного права... С. 161.
Принципиально следует отметить то обстоятельство, что представленное основание освобождения от ответственности применимо лишь в отношении лиц, состоящих в определенных отношениях с противником (систематическое сотрудничество или выполнение серии заданий), так как добровольное сообщение о совершении виновным инициативного действия (перевод денежных средств) либо разового, однократного задания (предоставление информации о расположении объекта топливно-энергетического комплекса) не может предотвратить дальнейшего причинения ущерба интересам РФ, поскольку таковой попросту объективно отсутствует.
В анализируемом пункте примечания к ст. 275 УК РФ законодателем используется оговорка об отсутствии в действиях лица, подлежащего освобождению от ответственности, иного состава преступления, которая не несет в себе какой-либо информационной нагрузки, а лишь сбивает с толку правоприменителя, в связи с чем Пленум Верховного Суда РФ неоднократно растолковывал ее истинный смысл, состоящий в том, что освобождение от ответственности осуществляется исключительно за преступления, перечисленные в примечаниях, а при совершении иных преступлений ответственность наступает на общих основаниях <59>.
--------------------------------
<59> См., напр.: абз. 2 п. 11 и абз. 2 п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2019 г. N 58 "О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми" // СПС "КонсультантПлюс".
Библиографический список
1. Атанов О.Е. Особенности уголовно-правовой характеристики государственной измены // Академическая публицистика. 2023. N 10-1.
2. Власенко В.В. Конфиденциальное сотрудничество с иностранным государством: условия привлечения к ответственности // Уголовный процесс. 2023. N 7.
3. Власенко В.В. Особенности квалификации финансирования экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ) // Российский следователь. 2017. N 22.
4. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. 4-е изд., перераб. и дополн. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2010. 557 с.
5. Дьяков С.В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Уголовно-правовое и криминологическое исследование. СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. 267 с.
6. Кибальник А.Г. Иммунитеты в уголовном праве. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. 176 с.
7. Коровин Е.П. Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. ст. 205.3 - 205.5 УК РФ: Метод. рекомендации. Ставрополь: Ставропольский фил. Краснодар. ун-та МВД России, 2015. 72 с.
8. Милаева М.Ю. Уголовная ответственность за государственную измену // E-Scio. 2022. N 12 (75).
9. Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций: В 3 т. Т. 3. Особенная часть (главы XI - XXI). 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2010. 656 с.
10. Пудовочкин Ю.Е. Преступления против безопасности государства. М.: Юрлитинформ, 2009. 336 с.
11. Середа И.М., Ступина С.А. Государственная измена: отдельные вопросы квалификации // Пролог: журнал о праве. 2023. N 1 (37).
12. Ульянова В.В. Вопросы квалификации финансирования экстремистской деятельности // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. N 16-2.
13. Устинов А.А. Уголовная ответственность за государственную измену: совершенствование правовой регламентации // Вестник Прикамского социального института. 2023. N 1 (94).
14. Хлебушкин А. Уголовная ответственность за финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ) // Уголовное право. 2015. N 3.
15. Энциклопедия уголовного права: В 35 т. Т. 26. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015. 664 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.