Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И НОВАЦИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО, СОВЕТСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ПЕРИОДОВ
А.А. ДОРСКАЯ
Постановка задачи. Вопрос о систематизации законодательства является одним из важнейших в историко-правовой науке, так как, во-первых, источники права являются важнейшим элементом системы права, а степень их упорядоченности - одной из главных ее характеристик, во-вторых, систематизация законодательства позволяет нам выявить те идеи и идеалы, которые пытались воплотить законодатели разных лет, в-третьих, работы по систематизации законодательства могут служить одним из критериев периодизации историко-правового материала, в-четвертых, с систематизацией связан вопрос о доступности содержания законов для общества, потому что в случае законодательного хаоса для большинства людей законодательная база может быть недоступна.
За многовековую историю российского права систематизации законодательства проводились неоднократно, причем с разной периодичностью. Количественные показатели не являлись критерием эффективности работы в данном направлении, поскольку, например, в XVIII в. деятельность многочисленных комиссий, целью которых была систематизация российского законодательства, так и не увенчалась успехом, хотя отдельные достижения, несомненно, были.
В связи с тем что только за XX в. российская государственная и правовая системы два раза подверглись коренной перестройке (1917 и 1991 гг.), возникает вопрос о преемственности и новаторстве в вопросах систематизации законодательства. Цель данной работы - выявление тех общих черт, которые характеризуют деятельность по систематизации дореволюционного, советского и современного периодов, а также особенностей, позволяющих определять векторы правового развития в различные эпохи.
Обзор научной литературы. В исследовании систематизации законодательства с историко-правовых позиций можно выделить следующие направления.
Во-первых, это вопрос о формах систематизации законодательства и времени появления каждой из них. Несмотря на то что данная проблема больше относится к теории государства и права, в рамках ее изучения неизбежно ученые должны определить, когда та или иная форма появилась на доктринальном уровне <1>, когда стала использоваться законодателями и т.д. <2>.
--------------------------------
<1> См.: Иванов В.С. Проблемы систематизации законодательства Российской империи по М.М. Сперанскому // Законность и правопорядок в современном обществе. 2010. N 1. С. 126 - 130.
<2> См.: Реутов В.П., Ваньков А.В. К вопросу о консолидации как форме систематизации законодательства // Право и современные государства. 2013. N 3. С. 16 - 20.
Во-вторых, изучение работ по систематизации нормативных правовых актов различных эпох. Так, ученые считают, что переход к отраслевой систематизации в российском праве наметился только в период правления Екатерины II <3>; огромное значение для современности имеют кодификационные работы советского периода <4>.
--------------------------------
<3> См.: Тараборин Р.С. Поиски путей систематизации гражданского законодательства России при Екатерине II: поворот к отраслевой дифференциации законодательства // Право.by 2014. N 4 (30). С. 33 - 38.
<4> См.: Ящук Т.Ф. Систематизация российского законодательства в советский период. Омск, 2021.
В-третьих, проблемы систематизации законодательства затрагиваются при исследовании деятельности отдельных государственных органов России, в частности комиссий по составлению законов <5>, Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии <6>.
--------------------------------
<5> См.: Яковлева О.Н. Деятельность комиссии составления законов как начальный этап систематизации законодательства Российской империи // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. N 8 (28). С. 29 - 33.
<6> См.: Шамрун А.Н. Второе отделение Собственной Его Величества канцелярии и работа по систематизации российского законодательства // История государства и права. 2007. N 10. С. 17 - 19.
В-четвертых, активно изучается отраслевая систематизация <7>, причем отдельное значение имеют работы, посвященные формирующимся отраслям российского права различных эпох, например полицейскому праву XIX в. <8>, а также развитию комплексных правовых образований <9>.
--------------------------------
<7> См.: Андрусенко О.В. Очерки по истории систематизации уголовного законодательства Российской империи первой половины XIX века: монография. Екатеринбург, 2010; Бондаренко Ю.В. Систематизация уголовного законодательства в Российской империи // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2023. N 3 (15). С. 8 - 15; Шестопалов А.П. Систематизация российского гражданского законодательства в первой половине XIX века // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2017. N 4. С. 26 - 31.
<8> См.: Еловиков Н.А. К вопросу о систематизации полицейского законодательства России в XIX столетии // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции): матер. междунар. науч.-теоретич. конф. молодых исследователей / ред. Н.С. Нижник. Т. 1. СПб., 2017. С. 144 - 145.
<9> См.: Путило Н.В. Теоретико-правовые вопросы систематизации законодательства об образовании // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2007. Т. 2. С. 6 - 26; Титова Е.А. Правотворческая деятельность по систематизации законодательства о пожарной безопасности в Российской империи // История государства и права. 2022. N 7. С. 68 - 74.
В-пятых, самостоятельным направлением исследований являются работы по систематизации отдельных институтов права. Например, проводятся исследования по систематизации уголовных наказаний, применяемых в России <10>.
--------------------------------
<10> См.: Марков А.М. Актуальные проблемы систематизации уголовных наказаний в отечественном законодательстве // Актуальные проблемы публичного права: сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф. Владимир, 2020. С. 230 - 237.
В-шестых, систематизация законодательства рассматривается в рамках проблемы эффективности правового регулирования, поиск критериев которой ведется с 1960-х гг. <11>.
--------------------------------
<11> См.: Никитинский В.И., Самощенко И.С. О понятии эффективности правовых норм // Ученые записки ВНИИСЗ. 1969. Вып. 18. С. 3 - 19; Никитинский В.И., Самощенко И.С. Изучение эффективности действующего законодательства // Советское государство и право. 1969. N 8. С. 3 - 11.
В-седьмых, особое место занимают работы, позволяющие увидеть трансформацию работ по систематизации законодательства в условиях меняющегося мира, в частности на данном этапе под воздействием процесса цифровизации <12>.
--------------------------------
<12> См.: Залоило М.В. Систематизация отечественного законодательства: новации в условиях цифровизации // Черные дыры в российском законодательстве. 2022. N 2. С. 24 - 28; Липень С.В. Трансформация теории систематизации законодательства в эпоху цифровизации права // Lex russica. 2022. Т. 75. N 2 (183). С. 132 - 147.
В-восьмых, предпринимаются попытки выявления традиций систематизации российского законодательства, рассматриваемые как часть отечественной правовой традиции <13>.
--------------------------------
<13> См.: Абдиева Д.А., Рогачев М.А. Систематизация законодательства: опыт Российской империи // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2021. N 2 (42). С. 81.
Однако, несмотря на значительное количество научных работ, проблема преемственности и новаций в систематизации российского законодательства дореволюционного, советского и современного периодов еще не нашла должного исследования в юридической литературе.
Исследовательская часть. Существуют различные точки зрения по вопросу о том, когда началась систематизация законодательства в России. Есть мнение, что с создания актов упорядочения правовых предписаний <14>. В этом случае можно говорить о процессе систематизации с издания Русской Правды, поскольку в ней были обобщены и приведены в систему нормы обычного права. Согласно другой позиции, систематизация российского законодательства началась с Судебников 1497 и 1550 гг. <15>. Многие исследователи считают, что первым систематизированным актом, охватившим все существовавшие на тот момент сферы правового регулирования, является Соборное уложение 1649 г. <16>.
--------------------------------
<14> См.: Кодан С.В. Акты систематизации законодательства в периодизации и изучении закономерностей развития права в России (IX - начало XX вв.) // Четвертые Бабаевские чтения "Государственно-правовые закономерности: теория, практика, техника": сб. ст. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2013. Т. 1. С. 458 - 470.
<15> См.: Пашенцев Д.А. Судебник 1550 года - памятник систематизации отечественного средневекового права // Систематизация законодательства в фокусе историко-правовой науки (к 470-летию принятия Судебника 1550 г.): сб. науч. тр. М., 2021. С. 27 - 32; Залоило М.В., Абдиева Д.А. Систематизация законодательства в фокусе историко-правовой науки (к 470-летию принятия Судебника 1550 г.) // Журнал российского права. 2020. N 10. С. 184 - 195.
<16> См.: Козинец К.К. Исторический очерк российских систематизаций законодательства в форме свода законов // Право и современные государства. 2014. N 1. С. 20.
Говоря о систематизации российского законодательства в дореволюционный период, можно выделить следующие особенности.
В связи с тем что юридическая наука в России начала активно развиваться со второй половины XVIII в., долгое время на доктринальном уровне вопрос о систематизации законодательства не рассматривался.
В.П. Реутов и А.В. Ваньков в 2010-е гг. проводили специальное исследование работ Н.М. Коркунова, Г.Ф. Шершеневича, Е.Н. Трубецкого, В.М. Хвостова и других выдающихся российских юристов XIX - начала XX в. и пришли к выводу, что они называли только две формы систематизации: инкорпорацию и кодификацию <17>. Естественно, что дореволюционные исследователи оценивали в первую очередь систематизацию, проведенную по плану М.М. Сперанского, первым этапом которой была консолидация нормативных правовых актов по хронологическому принципу, нашедшая свое воплощение в Полном собрании законов Российской империи. Невыделение российскими юристами консолидации в качестве самостоятельной формы свидетельствовало о том, что они рассматривали ее как один из видов инкорпорации.
--------------------------------
<17> См.: Реутов В.П., Ваньков А.В. Указ. соч. С. 17.
Одной из важных характеристик систематизации дореволюционного законодательства была идея постоянного мониторинга законодательных новелл и преодоления коллизий законов.
Так, еще в 1700 г. Петр I поставил цель создания Сводного уложения. Работы по систематизации нормативных правовых актов стал осуществлять созданный Сенат. Согласно Указу 1711 г. <18> в его компетенцию входили сбор, хранение и переплет всех подлинных приговоров и указов, исходящих от Правительствующего Сената, по двум принципам - по предмету регулирования и по хронологии.
--------------------------------
<18> См.: Сенатский указ от 27 марта 1711 г. "О новом устройстве Канцелярии Правительствующего Сената о разделении всех дел по столам" // Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗРИ). Собр. I. СПб., 1830. Т. IV. N 2342.
Кроме того, Сенат должен был проверять, являются ли новоуказные статьи дополнением к Соборному уложению 1649 г. или же они изменяют его нормы. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться. Данная работа не была проведена, как задумывалась. Только М.М. Сперанский смог отчасти реализовать эту идею, когда в 1834 - 1839 гг. стало издаваться Продолжение Свода законов Российской империи, а затем начались переиздания - 1842, 1855, 1857 гг.
Еще одна характеристика дореволюционной систематизации законодательства России - попытки отраслевой систематизации.
Так, при Екатерине II стала реализовываться идея приведения в определенную систему гражданского законодательства. Это было очень важно, поскольку вплоть до последней четверти XVIII в. в российском законодательстве отсутствовало абстрактное определение права собственности, в результате чего законодатели пытались предусмотреть каждый конкретный случай. Это было вызвано прежде всего тем, что главный объект собственности - земля - фактически находился во владении и пользовании крестьянской общины, а распоряжались им преимущественно бояре, дворяне, Церковь и другие привилегированные субъекты.
В пункте 22 Жалованной грамоты дворянству 1785 г. <19> право собственности дворян было сведено к праву распоряжения, однако это все равно послужило мощным толчком к развитию гражданского права, определению его системы и сделало возможным в скором времени разработку проекта Гражданского уложения 1809 - 1814 гг., которое хотя и не стало действующим, но оказало мощное влияние на становление науки гражданского права в России и частично вошло в т. X Свода законов Российской империи в 1832 г. <20>.
--------------------------------
<19> См.: Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства от 21 апреля 1785 г. // ПСЗРИ. Собр. I. СПб., 1830. Т. XXII. N 16187.
<20> См.: Томсинов В.А. Проект Гражданского уложения Российской империи 1809 - 1814 годов и его значение в формировании российской науки гражданского права // Законодательство. 2014. N 10. С. 88.
Занимаясь систематизацией формирующегося российского отраслевого законодательства, М.М. Сперанский высказывал идею о том, что инкорпорация должна предшествовать кодификации. Он воплотил ее в жизнь, систематизируя уголовное законодательство: сначала уголовные законы вошли в Собрание законов Российской империи, а затем в 1845 г. появился уголовный кодекс - Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.
В истории российского права на протяжении многих веков болезненным был вопрос о систематизации норм церковного права.
Сначала светское и каноническое право развивались параллельно, хотя церковные уставы древнерусских великих князей свидетельствовали о том, что переплетение все равно существует. Решения Стоглавого собора 1551 г. показали стремление государственной власти взять под контроль сферу регулирования церковных отношений. Данный процесс был завершен учреждением Святейшего Синода в 1721 г.
В период систематизации российского законодательства во второй четверти XIX в. вопрос о том, включать ли в него нормы церковного права, встал очень остро, что было связано с комплексом причин. Одна из них - не вполне понятный статус российского монарха в Русской православной церкви. Так, Павел I во время коронации самостоятельно возложил себе на голову корону, надел одежду византийских императоров, сходную с саккосом архиереев, и порфиру <21>. Затем последовал его указ о российском монархе как главе Церкви. Однако на практике оставалось очень много вопросов, которые пыталась обходить как светская, так и церковная власть. Вторая причина состояла в том, что именно в это время в России происходило становление науки церковного права, благодаря чему церковное право стало выделяться из богословских наук и постепенно переходить в юридическую сферу.
--------------------------------
<21> См.: Манифест "О назначении коронации Императора Павла I и Императрицы Марии Федоровны в Москве в апреле месяце 1797 г." // ПСЗРИ. Собр. I. СПб., 1830. N 17659. С. 243 - 244.
Систематизация норм церковного права началась очень аккуратно. В 1827 - 1828 гг. служащий Святейшего Синода Я.М. Гиновский систематизировал и издал "Оглавление законам грекороссийския церкви..." <22>. Но эта работа вызвала настолько сильное возмущение Филарета, митрополита Московского и Коломенского, что тираж был изъят в полном объеме <23>.
--------------------------------
<22> См.: Гиновский Я.М. Оглавление законам грекороссийския церкви, составленное Святейшего синода секретарем, коллежским асессором Яковом Гиновским. СПб., 1827 - 1828. Ч. 1 - 3.
<23> См.: Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. С. 25.
Следующим этапом стало распоряжение обер-прокурора Святейшего Синода С.Д. Нечаева, последовавшее в 1835 г., когда уже были изданы Собрание I Полного собрания законов Российской империи и Свод законов Российской империи, собрать в синодальном архиве и систематизировать все постановления, касающиеся церковного управления в синодальный период. Работа была поручена выдающемуся российскому ученому, юристу, происходившему из семьи сельского дьячка, А.П. Куницыну. Несмотря на то что систематизация была успешно проведена к 1839 г., было решено ее не публиковать. Правительство пошло по другому пути: началось опубликование отдельных источников церковного права (в 1834 г. - Кормчей книги, в 1839 г. - Книги правил Святых Апостолов, вселенских и поместных соборов и Святых Отцов на греческом и русском языках), а в 1841 г. был издан Устав духовных консисторий, толкованием положений которого занимались как Святейший Синод, так и Правительствующий Сенат <24>, поскольку он регулировал вопросы, связанные с церковным судом.
--------------------------------
<24> См.: Палибин Н.Н. Устав духовных консисторий: с дополнениями и разъяснениями Святейшего Синода и Правительствующего Сената. СПб., 1900.
Таким образом, в дореволюционный период сложилась традиция либо применять систематизации норм церковного права только "для служебного пользования", либо издавать отдельные источники канонического или церковного права. В результате большинство дореволюционных юристов считали, что церковное право является особой правовой системой.
Еще одной характерной чертой систематизации дореволюционного российского законодательства являлось то, что для национальных районов Российской империи - для Финляндии, остзейских губерний и других - создавались особые своды законов. Так, с 1860 г. издавался Сборник постановлений Великого Княжества Финляндского, в Журнале Министерства юстиции публиковались обзоры нормативных правовых актов, касавшихся данной части Российской империи <25>.
--------------------------------
<25> См.: Фон-Резон А.К. Сборник постановлений Великого Княжества Финляндского 1900 года // Журнал Министерства юстиции. 1901. N 9. С. 220 - 249.
Проводилась инкорпорация и по отдельным сферам правового регулирования. Так, в 1838 г. был издан 15-томный Свод военных постановлений <26>. Главными идейными вдохновителями систематизации военного законодательства были М.М. Сперанский и военный министр А.И. Чернышев. План был разработан Д.И. Ахшарумовым: сначала из Полного собрания законов Российской империи выделялись и соединялись все действующие нормы права, затем должны были быть устранены противоречия и повторения между ними, после чего создана одна норма, отражающаяся совокупный смысл предыдущих норм <27>.
--------------------------------
<26> См.: Свод военных постановлений. СПб., 1838 - 1839. Ч. 1 - 5.
<27> См.: Янчев А.С. Концепция издания свода военных постановлений 1839 - 1840 гг. (ход работ и персоналии) // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2010. N 25 (206). С. 83.
Нельзя не отметить, что в те периоды, когда государственные органы не справлялись с систематизацией законодательства, проявлялась частная инициатива. Так, неофициальную систематизацию законодательства в конце XVIII в., когда в российской правовой системе был полный хаос, провел Михаил Дмитриевич Чулков, который попытался собрать нормативные правовые акты с 1649 и до 1790-х гг. <28>.
--------------------------------
<28> См.: Чулков М.Д. Словарь юридический, или Свод российских узаконений, времянных учреждений, суда и расправы. М., 1792 - 1796.
Для Советского государства вопрос о систематизации законодательства встал очень остро уже через несколько лет после Октябрьской революции. В условиях начавшейся Гражданской войны принималось много чрезвычайных актов, а также актов, принимаемых без должной разработки и апробирования, которые не могли стать прочной основой для регулирования основных видов отношений в обществе. Кроме того, ставилась задача создать принципиально новую правовую систему, где не было бы места сословиям, религии, частной собственности и т.д.
Несмотря на коренной слом старого мира, безусловно, систематизации законодательства советского периода проводились с учетом дореволюционного периода, а поэтому наблюдалась определенная преемственность.
Основной формой систематизации стала кодификация, причем как отраслевая (Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г., Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г. и др.), так и межотраслевая (например, Ветеринарные уставы 1936, 1951, 1967 гг.). Только за 1922 - 1923 гг. было принято семь кодексов (Гражданский, Уголовный, Кодекс законов о труде, Лесной, Земельный, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный), что свидетельствовало о создании новой системы права.
Как и в дореволюционный период, широкой общественности не было доступно большинство нормативных правовых актов, регулирующих отношения государства и религиозных организаций. Например, систематизированный сборник "Законодательство о религиозных культах" <29> был издан с грифом "Для служебного пользования".
--------------------------------
<29> См.: Законодательство о религиозных культах: сб. матер. и док. М., 1971.
Сохранялась преемственность и в том, что в советском праве был определенный "федерализм", наблюдались особенности в регулировании жизнедеятельности отдельных народов, проживавших в СССР.
Примером первого явления были работы по созданию Административного кодекса, которые активно велись в 1922 - 1924 гг.
В РСФСР было разработано два проекта. Один, который так и не был опубликован, трактовал административное право как совокупность правовых норм, определяющих деятельность органов Советской власти, направленную на охрану существующего общественного строя посредством предупредительных и отчасти репрессивных мер, принимаемых в несудебном (административном) порядке. Второй, напротив, был издан как проект Административного устава РСФСР, состоящего из общих положений и двух частей: формы административной деятельности и охраны революционного порядка. На его основании был разработан новый проект Административного кодекса РСФСР, но так и не был принят.
Другая ситуация была в Украинской ССР, где 12 октября 1927 г. был утвержден Административный кодекс.
Второе явление может быть представлено тем, что, несмотря на стремление к единообразному правовому регулированию на всей территории СССР, государство осознавало необходимость постепенного подхода в его достижении. Так, в 1926 г. был издан Декрет ВЦИК и СНК, согласно которому были определены органы туземного управления, их структура, предметы ведения туземных советов <30>. В результате к 1930 г. уже действовали 381 родовой совет и 61 туземный районный исполнительный комитет <31>.
--------------------------------
<30> См.: Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 25 октября 1926 г. "Об утверждении временного Положения об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР" // Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 - 1937). М., 1940. С. 184 - 189.
<31> См.: Хугаева Р.Г., Беликова С.Б. Правовое регулирование прав коренных малочисленных народов в СССР // Право и государство: теория и практика. 2023. N 11 (227). С. 142.
В то же время развивались новые подходы к систематизации законодательства.
В период систематизации советского законодательства второй половины 1950 - начала 1960-х гг. перед принятием отраслевых республиканских кодексов издавались Основы законодательства СССР и союзных республик <32>. Таким образом проходила унификация советского законодательства.
--------------------------------
<32> См., например, Закон СССР от 25 декабря 1958 г. "Об утверждении Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик".
Только во второй половине XX в. стала выделяться как самостоятельная третья форма систематизации - консолидация <33>. Однако это снова вызвало дискуссию. Наряду с ее признанием высказывалась и противоположная точка зрения, близкая к дореволюционной. Исследователи стали приводить конкретные примеры, в частности Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. N 3018-Х "О праздничных и памятных днях", включавший 48 отдельных нормативных правовых актов.
--------------------------------
<33> См.: Шебанов А.Ф. Некоторые вопросы теории нормативных актов в связи с систематизацией советского законодательства // Советское государство и право. 1960. N 7. С. 142.
Серьезное влияние на систематизацию законодательства, регулировавшего брачно-семейные отношения, оказало то, что вопросы семьи и брака в дореволюционный период находились в юрисдикции Церкви. Это привело к тому, что в Советской России семейное право стало формироваться как отдельная отрасль права, а не как подотрасль гражданского права, как это было в ряде стран Западной Европы.
На современном этапе также наблюдается преемственность в вопросах систематизации законодательства как дореволюционного, так и советского периодов.
Главными формами систематизации по-прежнему считаются кодификация и инкорпорация (официальная, неофициальная).
Продолжаются споры относительно консолидации, начавшиеся в советское время. Например, А.С. Пиголкин говорил о консолидации актов в области сельского хозяйства <34>. Т.В. Кашанина считает примером современной консолидации Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" <35>.
--------------------------------
<34> См.: Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. СПб., 2003. С. 43.
<35> См.: Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник. 2-е изд. М., 2011. С. 355 - 356.
Как и прежде, признается специальная кодификация, т.е. объединение норм в рамках одного или нескольких правовых институтов.
В 1990 - начале 2000-х гг. были проведены широкомасштабные кодификационные работы, закончившиеся принятием кодексов по основным отраслям права, являющихся действующими до сих пор.
Главным достижением современного периода является то, что систематизация законодательства стала рассматриваться как форма постоянной, целенаправленной работы законодателя. Такого подхода не было ни в дореволюционный, ни в советский периоды.
Новеллой стало выделение кроме традиционных форм систематизации законодательства еще учета нормативных правовых актов и создание сводов законодательства <36>, самостоятельность которых активно обсуждается.
--------------------------------
<36> См.: Реутов В.П., Ваньков А.В. Указ. соч. С. 16.
Изменением стало и провозглашение партнерских отношений Российского государства с религиозными организациями, благодаря чему больше нет необходимости в использовании систематизаций церковных (канонических) норм только для узкого круга священнослужителей и представителей государственных органов.
На современном этапе большое влияние на систематизацию законодательства оказывает быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий, поэтому процесс систематизации благодаря цифровизации ускоряется.
Система доказательств и научная аргументация. Анализируя систематизации законодательства, осуществлявшиеся в разное время в России, можно найти больше сходства, чем особенностей в рамках дореволюционного, советского и современного этапов, что предопределено комплексом причин.
Во-первых, тем, что Россия во все перечисленные эпохи придерживалась в своем правовом развитии основных характеристик романо-германской правовой семьи. Даже попытка создания новой социалистической правовой системы не изменила положения о том, что главным источником (формой) права является нормативный правовой акт, а поэтому систематизация законодательства имеет огромное практическое значение.
Во-вторых, сочетание общегосударственного и регионального компонентов предопределяло особенности систематизации законодательства, целями которой была, с одной стороны, унификация правового регулирования, а с другой - учет особенностей жизнедеятельности разных народов России.
В-третьих, начиная с XIX в. правовое развитие России шло в одном русле с европейским, поэтому повышение роли международно-правового фактора, а затем глобализационные и глокализационные процессы не привели к серьезным изменениям в вопросах систематизации законодательства. Россия, как и другие страны, использовала такие формы систематизации законодательства, как инкорпорация, консолидация и кодификация.
В-четвертых, к XX в. уровень подготовки российских специалистов по систематизации законодательства был настолько высок, что большевики уже в первый год советской власти смогли принять первые кодексы, регулировавшие семейные и трудовые отношения.
Различия же связаны с технологическими процессами, особенностями того или иного периода с точки зрения социальной структуры общества, базовыми установками государственной и общественной жизни, темпоральными характеристиками той или иной эпохи.
Результаты исследования. Вопрос о систематизации законодательства имеет огромное значение для российской правовой системы, ее развития в силу необходимости, с одной стороны, создавать и сохранять единое правовое пространство, а с другой - учитывать региональные особенности, включающие и национальные, и конфессиональные, и культурные различия проживающих на территории России народов.
Россией накоплен огромный опыт систематизации законодательства, поскольку начиная с первых законодательных актов, представлявших собой своды законов, и до современного периода данным видом деятельности занимались и государственные органы, и чиновники, и ученые.
Если в XVIII в. в России только накапливался опыт различных комиссий, занимавшихся проблемами систематизации нормативных правовых актов, то во второй четверти XIX в. под фактическим руководством М.М. Сперанского уже была проведена широкомасштабная систематизация, предопределившая дальнейшее развитие правовой системы России не только до 1917 г., но и в советское время, а также на современном этапе.
Главным достижением Российской Федерации в данной области является то, что процесс систематизации законодательства стал носить постоянный характер, тогда как в предшествующие эпохи можно было говорить только о периодичности.
Признание основными формами систематизации инкорпорации и кодификации при разнообразии мнений о консолидации, которой придается статус либо самостоятельной формы систематизации, либо разновидности инкорпорации, объединяет российских юристов дореволюционного, советского и современного периодов. Новые формы - учет нормативных правовых актов, создание сводов законодательства - пока являются предметом многочисленных дискуссий.
Список литературы
1. Абдиева Д.А., Рогачев М.А. Систематизация законодательства: опыт Российской империи // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2021. N 2 (42).
2. Андрусенко О.В. Очерки по истории систематизации уголовного законодательства Российской империи первой половины XIX века: монография. Екатеринбург, 2010.
3. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004.
4. Бондаренко Ю.В. Систематизация уголовного законодательства в Российской империи // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2023. N 3 (15).
5. Гиновский Я.М. Оглавление законам грекороссийския церкви, составленное Святейшего синода секретарем, коллежским асессором Яковом Гиновским. СПб., 1827 - 1828. Ч. 1 - 3.
6. Еловиков Н.А. К вопросу о систематизации полицейского законодательства России в XIX столетии // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции): матер. междунар. науч.-теоретич. конф. молодых исследователей / ред. Н.С. Нижник. Т. 1. СПб., 2017.
7. Залоило М.В., Абдиева Д.А. Систематизация законодательства в фокусе историко-правовой науки (к 470-летию принятия Судебника 1550 г.) // Журнал российского права. 2020. N 10.
8. Залоило М.В. Систематизация отечественного законодательства: новации в условиях цифровизации // Черные дыры в российском законодательстве. 2022. N 2.
9. Иванов В.С. Проблемы систематизации законодательства Российской империи по М.М. Сперанскому // Законность и правопорядок в современном обществе. 2010. N 1.
10. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник. 2-е изд. М., 2011.
11. Кодан С.В. Акты систематизации законодательства в периодизации и изучении закономерностей развития права в России (IX - начало XX вв.) // Четвертые Бабаевские чтения "Государственно-правовые закономерности: теория, практика, техника": сб. ст. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2013. Т. 1.
12. Козинец К.К. Исторический очерк российских систематизаций законодательства в форме свода законов // Право и современные государства. 2014. N 1.
13. Липень С.В. Трансформация теории систематизации законодательства в эпоху цифровизации права // Lex russica. 2022. Т. 75. N 2 (183).
14. Марков А.М. Актуальные проблемы систематизации уголовных наказаний в отечественном законодательстве // Актуальные проблемы публичного права: сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф. Владимир, 2020.
15. Никитинский В.И., Самощенко И.С. Изучение эффективности действующего законодательства // Советское государство и право. 1969. N 8.
16. Никитинский В.И., Самощенко И.С. О понятии эффективности правовых норм // Ученые записки ВНИИСЗ. 1969. Вып. 18.
17. Палибин Н.Н. Устав духовных консисторий: с дополнениями и разъяснениями Святейшего Синода и Правительствующего Сената. СПб., 1900.
18. Пашенцев Д.А. Судебник 1550 года - памятник систематизации отечественного средневекового права // Систематизация законодательства в фокусе историко-правовой науки (к 470-летию принятия Судебника 1550 г.): сб. науч. тр. М., 2021.
19. Путило Н.В. Теоретико-правовые вопросы систематизации законодательства об образовании // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2007. Т. 2.
20. Реутов В.П., Ваньков А.В. К вопросу о консолидации как форме систематизации законодательства // Право и современные государства. 2013. N 3.
21. Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. СПб., 2003.
22. Тараборин Р.С. Поиски путей систематизации гражданского законодательства России при Екатерине II: поворот к отраслевой дифференциации законодательства // Право.by. 2014. N 4 (30).
23. Титова Е.А. Правотворческая деятельность по систематизации законодательства о пожарной безопасности в Российской империи // История государства и права. 2022. N 7.
24. Томсинов В.А. Проект Гражданского уложения Российской империи 1809 - 1814 годов и его значение в формировании российской науки гражданского права // Законодательство. 2014. N 10.
25. Фон-Резон А.К. Сборник постановлений Великого Княжества Финляндского 1900 года // Журнал Министерства юстиции. 1901. N 9.
26. Хугаева Р.Г., Беликова С.Б. Правовое регулирование прав коренных малочисленных народов в СССР // Право и государство: теория и практика. 2023. N 11 (227).
27. Шамрун А.Н. Второе отделение Собственной Его Величества канцелярии и работа по систематизации российского законодательства // История государства и права. 2007. N 10.
28. Шебанов А.Ф. Некоторые вопросы теории нормативных актов в связи с систематизацией советского законодательства // Советское государство и право. 1960. N 7.
29. Шестопалов А.П. Систематизация российского гражданского законодательства в первой половине XIX века // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2017. N 4.
30. Яковлева О.Н. Деятельность комиссии составления законов как начальный этап систематизации законодательства Российской империи // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. N 8 (28).
31. Янчев А.С. Концепция издания свода военных постановлений 1839 - 1840 гг. (ход работ и персоналии) // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2010. N 25 (206).
32. Ящук Т.Ф. Систематизация российского законодательства в советский период. Омск, 2021.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.