Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О МОТИВИРУЮЩЕМ ЗНАЧЕНИИ ПРЕАМБУЛЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Ф. МАЛЫЙ, А.А. НИГМЕТЗЯНОВ
Преамбула Конституции Российской Федерации <1> (далее - Конституция РФ) имеет особое, отличающее ее от преамбул рядового закона, значение. Как Конституция имеет высшую юридическую силу в правовой системе государства, так и ее преамбула имеет приоритет в содержательной части не только перед вводными частями законов, но и в целом перед федеральными законами и подзаконными актами. Это ее свойство требует уяснения, поскольку отрицание регулирующей функции преамбулы закономерно порождает вопрос о возможности ее влияния на содержание норм права.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Преамбула (фр. preambular - предисловие) определяется в словарях как вводная или вступительная часть законодательного или иного правового акта <2>. В ней "обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта" <3>. Как видим, преамбуле не отводится роль регулирующего инструмента, она лишь вводная часть правового акта. Но включение в текст нормативного документа является признанием ее важности для целепонимания акта в целом, влияния на технико-юридическое конструирование норм, определения их правового содержания.
--------------------------------
<2> Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1997. VI. С. 528.
<3> Там же.
С.А. Авакьян характеризует преамбулу как вводный текст Конституции РФ, несущий концептуально-идеологическую нагрузку <4>. Действительно, в ней сформулированы основополагающие идеи, содержащие констатацию настоящего и отражающие будущее России как суверенного государства, воспринявшего достижения мирового сообщества в области прав человека и демократического управления, но в то же время сохраняющего ценностные ориентиры развития многонационального государства.
--------------------------------
<4> Авакьян С.А. Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2015. С. 532.
В комментариях к Конституции РФ преамбула именуется вступительной частью, содержащей цели, условия и мотивы принятия Основного Закона. Отмечается ее политическое, идеологическое и юридическое значение <5>. Вместе с тем отрицается нормативное содержание преамбулы, поскольку она "не содержит правовых норм", однако имеет "существенное значение для понимания смысла Конституции в целом, ее отдельных статей" <6>. Если преамбула Конституции не содержит правовых норм, но имеет "юридическое значение", возникает вопрос о ее юридическом содержании. Ведь логичен вывод, что отрицание нормативного характера преамбулы исключает ее нормативную характеристику (управомочивающий, обязывающий, запрещающий способы воздействия на общественные отношения). В то же время отмечается ее "существенное значение в социальном, политическом, идеологическом и собственно юридическом отношениях, о чем свидетельствуют около 50 ссылок в решениях КС на ее различные положения" <7>. В приведенном Комментарии к Конституции 2011 г. содержится важное положение о том, что в преамбуле зафиксированы юридические и нравственные основания, ценностные ориентиры деятельности государства <8>. Соглашаясь с таким общим посылом и принимая во внимание поиск ответа на вопрос о возможностях влияния преамбулы на регулятивный механизм государства, можно поставить вопрос: каким образом "ценностные ориентиры" могут трансформироваться в побуждающие к действию рычаги правового влияния?
--------------------------------
<5> Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий / под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 89.
<6> Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Изд-во БЕК, 1994. С. 1.
<7> Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 48.
<8> Там же. С. 48.
Не имея прямого регулирующего воздействия на общественные отношения, преамбула Конституции РФ (как и нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-дефиниции) оказывает влияние на правовое регулирование опосредованно. Заложенные в ней концептуальные положения формируют идеологию, оказывающую влияние на принятие политических решений, воплощаемых в нормотворческой практике. Идеологические по своему лингвистическому построению постулаты преамбулы учитываются при разработке нормативных актов, влияют на формирование правовых позиций органов судебной власти, способствуют формированию уважительного отношения к закону в том случае, когда правотворческая и правоприменительная практика отвечают заложенным в преамбуле идеям. И наоборот, расхождение целей, отраженных в преамбуле, с содержанием нормативных актов создает отрицательный фон восприятия проводимой органами власти политики. Современный уровень оценки обществом работы органов публичной власти позволяет замерять общественные настроения и своевременно реагировать на них.
О важности идеологии для понимания пути развития страны можно судить по той дискуссии, которая разгорелась накануне обсуждения поправок к Конституции 2020 г. <9>. Результатом стало развитие идеологических по своей сути положений преамбулы в новых и измененных статьях Конституции РФ <10>. О значимости преамбулы как концептуального источника развития правовой доктрины свидетельствует и активное использование ее положений Конституционным Судом РФ (КС РФ). Суд применяет заложенные в преамбуле идеи для обоснования своего взгляда на содержание нормативных установлений при выработке правовых позиций.
--------------------------------
<9> Боброва Н.А. Государство без идеологии - это нонсенс // Мир политики и социологии. 2019. N 7. С. 24.
<10> Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // СЗ РФ. 2020. N 11. Ст. 1416.
Обращение КС РФ к преамбуле закономерно, поскольку она содержит основные идеологические постулаты, получившие развитие в основном тексте Конституции РФ и особенно востребованные обществом в последние годы, что нашло отражение в поправках к Конституции 2020 г. В этой связи можно задаться вопросом: а всегда ли КС РФ ссылался на преамбулу при обосновании своих решений? В частности, он неоднократно рассматривал дела о соответствии положений Лесного кодекса Российской Федерации <11> (далее - ЛК РФ) Конституции РФ, но, например, в 90-е годы для выработки и формулирования правовых позиций по данной категории дел Суд в основном ссылался на общие принципы гл. 1 Основного Закона страны. Так, в Постановлении от 9 января 1998 г. "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации" <12> Суд отметил, что лесной фонд "представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим" <13>. Причем в мотивировочной части Постановления Суд сослался на преамбулу ЛК РФ для усиления мотивированности своих выводов. В дальнейшем, например, в Определении от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Аятское" на нарушение конституционных прав и свобод частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <14> КС РФ уже ссылается на преамбулу Конституции РФ, имея в виду основополагающий характер ее положений. Важно обратить внимание на то, что ссылка на нее дается без упоминания иных основополагающих конституционных принципов, что можно рассматривать ее как самодостаточную для обоснования сделанного Судом вывода. В Постановлении от 25 октября 2016 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" в связи с жалобой гражданки Г.А. Пенкиной" <15> Конституционный Суд использует положения преамбулы уже как самостоятельной, имеющей безусловное правовое значение части Конституции РФ. Ссылка на цели, отраженные в преамбуле для обоснования заключительного вывода, служит усилению аргументации, что свидетельствует о влиянии ее важнейших принципиальных и идеологически окрашенных положений на формирование правовых позиций Суда и в конечном счете на правовое регулирование.
--------------------------------
<11> Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<12> СЗ РФ. 1998. N 3. Ст. 429.
<13> Там же.
<14> СПС "КонсультантПлюс".
<15> СЗ РФ. 2016. N 45 (часть II). Ст. 6324.
Конституционный Суд РФ рассматривает преамбулу нормативного акта как его часть, положения которой позволяют акцентировать внимание на целях и задачах, что ставил перед собой соответствующий нормотворец (законодатель). В Постановлении от 26 октября 2021 г. "По делу о проверке конституционности статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Шиловского" <16> Суд сослался не только на нормы международных актов, но и на преамбулы этих документов (преамбула и статьи 1 и 5 Всеобщей декларации прав человека <17>; преамбула, статья 7 Международного пакта о гражданских и политических правах <18>). Очевидно, что для Суда преамбула является тем исходным, концептуально важным материалом, который позволяет дополнить аргументацию при выработке правовой позиции в процессе толкования конституционной нормы. Если при толковании конституционной нормы Суд исходит из необходимости выявления ее "многочисленных потенциальных возможностей" <19>, то можно утверждать, что и преамбула Конституции РФ обладает тем же потенциалом.
--------------------------------
<16> СЗ РФ. 2021. N 45. Ст. 7615.
<17> Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС "КонсультантПлюс".
<18> Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС "КонсультантПлюс".
<19> Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель - налогоплательщик - государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М., 1998. С. 64.
Правовая норма имеет регулирующий потенциал, и при его недостаточности (наличии неопределенности) возможна интерпретация содержания нормы уполномоченным органом. Преамбула не имеет прямого регулирующего начала, поэтому влияние на формирование правовых позиций Суда определяется ее идеологически концептуальным содержанием и желанием Суда использовать заложенные в ней идеи. Здесь кроется "субъективная составляющая правовой позиции" <20>, проявлением которой является мотивационный потенциал преамбулы.
--------------------------------
<20> Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М.: ОАО "Издательский дом "Городец"; "Формула права", 2003. С. 71.
Сложно объяснить активное использование заложенных в преамбуле Конституции РФ идей каким-либо иным образом, кроме как влиянием ее огромного идеологического потенциала на формирование правовых позиций органов, осуществляющих толкование норм права. Это влияние носит мотивационный характер в силу отсутствия каких-либо побуждающих к этому факторов в виде механизма принуждения. Подобную практику упорядочивания общественных отношений можно считать мотивационно значимым побуждением уполномоченных лиц к определенным действиям на принятие решений от имени государства.
В юридической научной литературе мотив, мотивация как юридические феномены разработаны применительно к личности. Они обозначают субъективное отношение человека к совершаемым деяниям (бездействию) и отражают содержание одного из элементов состава преступления, проступка (субъективная сторона). Мотивация как побуждение работника к качественному выполнению своих обязанностей исследуется в трудовом праве, служебном праве. Иными словами, мотивация в праве рассматривается как способ влияния на человека, его поведение, для чего используются два основных метода: вознаграждение и наказание.
Большой юридический словарь предлагает определение мотива преступления: это "непосредственная внутренняя побудительная причина преступного деяния (напр., ревность, месть, корысть)" <21>. Большой энциклопедический словарь дает палитру использования понятия "мотив" (франц. motif, от лат. moveo - двигаю) в литературе, музыке, биологии, психологии <22>. Словари на запрос о том, что такое мотив, мотивация, дают общее понимание: это побудительная причина поступка. В словаре иностранных слов дается понятие глаголу мотивировать (фр. motiver) - обосновывать, приводить доводы, мотивы, основания <23>.
--------------------------------
<21> Большой юридический словарь. С. 381.
<22> Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. С. 764.
<23> Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1989. С. 332.
В публично-правовых отношениях субъектом является личность, находящаяся в различной степени взаимоотношениях с органами государства, представителями этих органов (должностными лицами), а также сами органы публичной власти. Влияние норм права на личность очевидна, но нормы права таким же образом влияют на деятельность органов власти. Орган власти (его состав) - это коллектив граждан России либо единоличный руководитель. Субъективный момент при принятии решений органом власти присутствует в любом случае, по-иному быть не может. Значит, мотивация как фактор побуждения к принятию решений органом власти может быть рассмотрена в рамках публично-правовых отношений. Использование этого термина (мотивация) в данном случае уместно <24>, поскольку при отсутствии прямого организационно-правового воздействия с использованием методов принуждения и стимулирования позволяет акцентировать внимание на формировании у субъекта соответствующего отношения к своим действиям, имеющим профессионально-идеологическую основу.
--------------------------------
<24> Малый А.Ф. Об использовании юридических понятий в конституционно-правовом научном исследовании // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 6. С. 21.
Политику государства проводят его органы, принципом деятельности которых является законность, а это означает, что принимаемые решения определяются нормативными предписаниями. Влияние норм права осуществляется через мотивирование участников процесса принимать правовые документы, в силу чего содержание норм выступает "побудительной причиной" их действий и поступков, когда речь идет о соответствии принимаемых актов закону.
Имеет ли преамбула как составная часть высшего юридического акта в правовой системе государства иные возможности влияния (кроме мотивирования) на формирование правовой политики, правового мировоззрения участников законодательного и правоприменительного процессов, правовой идеологии у субъектов права? Следует ответить, что нет, не имеет. Имеет место опосредованное влияние преамбулы на правовое регулирование, которое осуществляется органами власти, реализующими идеи, заложенные конституционным законодателем в преамбуле Конституции РФ. Поэтому важно определить и развивать механизм влияния правовых документов (в том числе идеологического характера) на формирование у субъектов права отношения к совершаемым деяниям. Важнейшим элементом такого механизма является Конституционный Суд, уполномоченный Конституцией РФ внедрять правовую идеологию в законодательную и правоприменительную практику. Что касается иных составляющих этого механизма (политических, организационных), то их формирование, определение целей и задач является сферой приложения сил носителей различных гуманитарных знаний, а в достижении поставленных целей могут оказать содействие институты гражданского общества.
Литература
1. Авакьян С.А. Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь / С.А. Авакьян. Москва: Юстицинформ, 2015. 656 с.
2. Боброва Н.А. Государство без идеологии - это нонсенс / Н.А. Боброва // Мир политики и социологии. 2019. N 7. С. 24 - 33.
3. Большой энциклопедический словарь / главный редактор А.М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1997. 1456 с.
4. Большой юридический словарь / под редакцией А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. Москва: ИНФРА-М, 1997. 790 с.
5. Гаджиев Г.А. Предприниматель - налогоплательщик - государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: учебное пособие / Г.А. Гаджиев, С.Г. Пепеляев. Москва: ФБК-Пресс, 1998. 592 с.
6. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России / Л.В. Лазарев. Москва: Издательский дом "Городец"; Формула права, 2003. 528 с.
7. Малый А.Ф. Об использовании юридических понятий в конституционно-правовом научном исследовании / А.Ф. Малый // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 6. С. 21 - 24.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.