Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ: ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ
А.М. АНДРЕЕВА
Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации <1>) благодаря своему значению в системе прав человека, а также механизм его реализации вызывают особый интерес известных специалистов разных отраслей отечественного права <2>.
--------------------------------
<1> См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
<2> См., например: Петров В.В. Экология и право. М.: Юридическая литература, 1981; Экологическое право России: учебник / отв. ред. А.К. Голиченков, Т.В. Петрова. М.: Проспект, 2024; Чуличкова Е.В. Конституционно-правовой механизм обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2018; Морозова М.В. Конституционно-правовые гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в современной России: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007; Пермиловский М.С. Право на благоприятную окружающую среду как конституционная ценность: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2014.
Важность понимания механизма реализации права на благоприятную окружающую среду объясняется его особой ролью в системе экологических прав граждан, определяющей сущность и содержание всех иных экологических прав и задающей вектор развития законодательства.
В связи с вышеизложенным указанное право подлежит особой правовой защите и нуждается не просто в его декларировании государством, но и в создании условий и механизма его реализации <3>, что обусловливает не только определение непосредственно самого механизма, но и раскрытие его особенностей применительно к тому или иному конкретному праву.
--------------------------------
<3> См.: Мишанин К.С. Конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду: гарантии и защита в законодательстве Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Пенза, 2005. С. 39.
Существует несколько точек зрения относительно понятия механизма реализации права. Исходя из степени раскрытия содержания понятия механизма реализации права, его можно классифицировать на три вида. Так, Л.Н. Завадская предлагает рассматривать механизм реализации права в качестве системы правовых средств, способных "обеспечить влияние, контроль общества за государством, которое регулирует общественные отношения" <4>. Подобные дефиниции следует признать слишком широкими, поскольку они дают весьма общее представление о рассматриваемом явлении и не называют сами правовые средства, т.е. не раскрывают содержания механизма.
--------------------------------
<4> Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М.: Наука, 1992. С. 17.
Определения указанного понятия другими авторами более конкретны, поскольку в них предлагаются конкретные составляющие его элементы с определенными расхождениями в деталях механизма.
Например, Ф.Н. Фаткуллин полагает, что механизм реализации права является совокупностью определенных рычагов, "участвующих в приведении реализуемой нормы в каждом конкретном случае в работающее состояние, в воплощении всего ее содержания в регулируемые общественные отношения, в достижении намеченного в ней результата" <5>. Указанные рычаги автор подразделяет на четыре блока: "начало правореализации, диспозиционное правоотношение, обеспечительное правоотношение и индивидуальное правовое регулирование", подключаемое по мере необходимости к остальным блокам <6>.
--------------------------------
<5> Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Курс лекций / науч. ред. М.Н. Марченко. Казань, 1987. С. 274 - 275.
<6> См.: Там же. С. 291.
Ю.С. Решетов, Л.Т. Бакулина, И.Г. Горбачев, Д.Н. Горшунов и другие, определяя механизм правореализации как "правомерно-поведенческий, деятельностный процесс", выделяют три аспекта такого правореализующего поведения: "целостный участок правомерного поведения, саморегулирования участниками своего поведения; целостный участок правомерной деятельности субъектов, осуществляющих индивидуально-правовое регулирование", и, наконец, целостный участок правомерного поведения участников индивидуально-регламентированных общественных отношений <7>.
--------------------------------
<7> См.: Решетов Ю.С. Реализация норм советского права. Системный анализ. Казань, 1989. С. 65 - 93, 106; Правовое регулирование и правореализация / Л.Т. Бакулина, И.Г. Горбачев, Д.Н. Горшунов [и др.]; науч. ред. Ю.С. Решетов. Казань, 2008. С. 122.
Несмотря на более полное и конкретное определение указанного понятия, следует выделить его существенный недостаток. Оно не включает в перечень компонентов механизма реализации права нормы, что не совсем оправданно, так как норма права служит отправной точкой, устанавливающей конкретные правила поведения.
Третьей группой авторов признается, что механизм реализации права представляет собой особую правовую категорию, является блоком регулятивных и охранительных правовых средств, "при помощи которых объективное и субъективное право претворяется в жизнь, воплощается в фактическом поведении субъектов" <8>. При этом указанный механизм, по их мнению, включает в себя нормативные (положения международного права и национального законодательства) и организационные (публичные институты: суд, прокуратура, уполномоченный по правам человека и т.д.; процессуальные приемы: обжалования действий органов публичной власти, судебные иски и т.д.) средства <9>.
--------------------------------
<8> Максимов Г.Б. Сущность механизма реализации права // Право и практика. 2015. N 1. С. 11.
<9> См.: Резер Т.М., Кузнецова Е.В., Лихачев М.А. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина: учебное пособие / под общ. ред. Т.М. Резер. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. С. 9.
Подводя итог анализу вышеуказанных точек зрения, необходимо отметить, что механизм реализации права прежде всего связан со средствами, методами и инструментами осуществления какого-либо права, определяющими возможности того или иного поведения его субъекта.
Определение механизма реализации экологического права зиждется на схожих позициях с другими близкими ему механизмами и одновременно отталкивается от сформулированного в теории права понятия механизма правового регулирования и элементов, его составляющих.
Так, С.С. Алексеев, характеризуя указанный механизм, выделял в нем четыре основных элемента: "юридические нормы, индивидуальные предписания применения права (факультативный элемент), правоотношения, акты реализации прав и обязанностей" <10>.
--------------------------------
<10> Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т. 2. М.: Юридическая литература, 1982. С. 26 - 27.
Развивая идеи теоретиков права, В.В. Петров предложил "авторский" термин "эколого-правовой механизм", определив его как составную часть системы управления качеством окружающей природной среды, включающей следующие элементы: "а) природоохранительные нормы права (базовые эколого-правовые нормы); б) правовые нормы, регулирующие хозяйственную деятельность (конкретизирующие эколого-правовые императивы); в) правовые нормы-гарантии, обеспечивающие реализацию природоохранительных и экологизированных хозяйственно-правовых предписаний; г) эколого-правовые отношения, возникающие как результат взаимодействия всех элементов соответствующего механизма" <11>.
--------------------------------
<11> Петров В.В. Указ. соч. С. 217.
Как обоснованно указывал в своих работах В.В. Петров, для реализации требований норм права, их претворения в жизнь недостаточно одного лишь акта применения права. Структура эколого-правового механизма, по мнению ученого, предполагает несколько стадий <12>.
--------------------------------
<12> См.: Там же. С. 55 - 56.
На первой стадии природоохранительное требование соединяется с нормами, регулирующими хозяйственную деятельность, затем к данным нормам присоединяются нормы-гарантии, содержащиеся в других отраслях законодательства (гражданском, административном, трудовом и т.д.) и создающие условия для внедрения экологических требований в хозяйственную деятельность, их реализации. И, наконец, заключительным элементом указанного механизма становятся акты применения и исполнения права, в ходе которых изначальное экологическое предписание становится частью эколого-правового отношения.
С данным подходом трудно не согласиться, В.В. Петров очень точно описывает взаимодействие различных групп норм в эколого-правовом механизме и их перетекание в экологическое правоотношение.
А.К. Голиченков, в том числе развивая идею эколого-правового механизма В.В. Петрова, предлагает определение механизма реализации экологического права как системы "правовых инструментов, применяемых для регулирования общественных отношений, связанных с экологической деятельностью, включая: (1) нормы права: специальные - эколого-правовые, экологизированные, нормы-гарантии; (2) экологические правовые отношения; (3) акты применения экологического права; (4) реальное поведение субъектов в соответствии с требованиями норм экологического права" <13>.
--------------------------------
<13> Экологическое право России... С. 89.
Отдавая должное приведенным ранее подходам к определению механизма реализации права, необходимо все же отметить, что немаловажным элементом такого механизма также должна являться цель реализации соответствующего права.
Так, целью реализации права на благоприятную окружающую среду является сохранение, обеспечение благоприятности окружающей среды в целом, что предопределяет главную особенность механизма реализации указанного права - его направленность на защиту не только частного, но и публичного (общественного) интереса по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и рациональному использованию природных ресурсов.
Однако бесспорно то, что при реализации данного права достижение результата весьма неопределенно, поскольку цель и практический результат при реализации названного права в полной мере не достигаются.
Такое несоответствие между целями норм, направленных на обеспечение права человека на благоприятную окружающую среду, и результатами их применения может быть вызвано непоследовательностью нормативного правового регулирования.
Данная проблема, в частности, существует в отношении зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, цель установления которых, с одной стороны, заключается в обеспечении реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, но которые, с другой стороны, в большинстве случаев остаются фактически неустановленными, поскольку для этого нужно участие большого количества органов публичной власти с несогласованными между собой и даже дублирующимися полномочиями <14>.
--------------------------------
<14> См.: Волков Г.А. Нормативы зон санитарной охраны источников водоснабжения как важнейшее звено эколого-правового механизма // Экологическое право. 2014. N 5. С. 32 - 38.
Относительно норм права, входящих в механизм реализации права человека на благоприятную окружающую среду, важно отметить, что к ним относятся не только нормы экологического права и экологизированные нормы, но также нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, и нормы международного права.
Указанное подчеркивает особую значимость изучаемого права и позволяет определить его не только как одно из фундаментальных прав человека, но и как ценностно-целевой ориентир для развития всех норм, входящих в данный механизм <15>.
--------------------------------
<15> См.: Чуличкова Е.В. Указ. соч. С. 76.
Эколого-правовые отношения, в рамках которых происходит реализация рассматриваемого права, характеризуются в первую очередь особенностями их объекта - окружающей (в первую очередь, природной) среды и ее компонентов, имеющих уникальную характеристику - естественное происхождение.
Иными словами, объект практически любого экологического правоотношения (и, соответственно, отношения по реализации права на благоприятную окружающую среду) подчиняется как юридическим законам, так и законам природы и может изменяться как в зависимости от воздействия на него человека, так и независимо от него.
Именно это дает основания полагать, что функционирование естественных экологических систем само по себе тоже обеспечивает сохранение благоприятной окружающей среды <16>.
--------------------------------
<16> См.: Бринчук М.М. Многофункциональная роль природы и право собственности на природные ресурсы // Экологическое право. 2021. N 2. С. 4 - 5.
Кроме того, окружающая среда характеризуется высокой степенью уязвимости <17> даже вследствие небольших внешних воздействий <18>, а также возможностью "отсроченного" проявления негативных экологических последствий, вызванных таким воздействием <19>.
--------------------------------
<17> См.: Кесорецких И.И. Оценка уязвимости ландшафтов Калининградской области к антропогенным воздействиям: автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Калининград, 2015. С. 7.
<18> См.: URL: https://geography_ru.academic.ru/7528/уязвимость_ окружающей_среды.
<19> См.: Зименкова Е.Н. Последствия как форма проявления экологических изменений в системе экономической безопасности // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. N 9 (95). С. 162; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2022 г. N 309-ЭС22-3206 по делу N А50-23706/2020 // СПС "КонсультантПлюс".
Наконец, необходимо обратить внимание на особенности актов применения права и поведение субъектов в механизме реализации рассматриваемого права.
Так, для возможности эффективной реализации права на благоприятную окружающую среду недостаточно действий только лишь его субъектов: требуется активное участие государства в механизме реализации указанного права посредством претворения в жизнь возложенной на государство экологической функции <20>, а также исполнение определенных обязанностей не только субъектами права на благоприятную окружающую среду, но и иными лицами <21>.
--------------------------------
<20> См.: Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2000. С. 54; Шатаева С.В. Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду и механизм его реализации в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 167 - 191, 200.
<21> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2024 г. N 56-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 1 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Карьер Приморский" // СЗ РФ. 2024. N 51. Ст. 8142; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" // СЗ РФ. 2015. N 24. Ст. 3547.
Об активном участии государства и его органов в реализации указанного механизма свидетельствуют положения Конституции Российской Федерации. В частности, в п. 2 ст. 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено финансирование федеральных программ, касающихся охраны и укрепления здоровья населения, здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей экологическому благополучию. Пункт "д" ст. 72 Конституции Российской Федерации, в котором определены предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, относит к ним регулирование отношений в сфере особо охраняемых природных территорий, а также природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Более того, поправка, включенная в Конституцию Российской Федерации по инициативе Президента Российской Федерации в 2020 г., существенно расширила компетенцию государства в данной сфере. Например, новая редакция п. "е" ст. 71 Конституции Российской Федерации, определяющая предметы исключительного ведения Российской Федерации, отнесла к ее компетенции установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального и национального развития Российской Федерации.
Основываясь на положениях п. "в" ст. 114 Конституции Российской Федерации, Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение на территории нашей страны единой социально ориентированной государственной политики в области охраны окружающей среды, в новых пунктах "е.5" и "е.6" упомянутой статьи Конституции Российской Федерации, также включенных в нее в 2020 г., в качестве дополнительной компетенции Правительства Российской Федерации установлено его право и обязанность осуществлять такие меры, которые содействовали бы появлению благоприятных условий жизнедеятельности населения, помогали снизить негативное воздействие различных видов деятельности на окружающую среду, сохранить уникальное природное и биологическое многообразие нашей страны, а также способствовали формированию ответственного отношения общества к животным, создавали условия для развития системы экологического образования и воспитания граждан.
Безусловно, одним из элементов, составляющих механизм реализации права на благоприятную окружающую среду в рассматриваемом нами ключе, можно назвать установление санитарно-защитных зон по причине того, что целью их установления является "обеспечение безопасности жизни и здоровья населения при эксплуатации объектов, являющихся источниками негативного воздействия, создании благоприятных условий для жизни и здоровья населения, гарантировании правомерной эксплуатации объектов путем установления особого правового режима, обеспечивающего баланс законных интересов общества и граждан и базирующегося на основных началах земельного законодательства" <22>.
--------------------------------
<22> Андреева А.М. Роль принципов земельного права при определении правового статуса санитарно-защитных зон // Аграрное и земельное право. 2023. N 6 (222). С. 98.
Это объясняется тем, что названному элементу присущи многие из особенностей механизма реализации права на благоприятную окружающую среду: например, такой, как условность достижения реализации цели, поскольку абсолютная безопасность воздуха для жизни и здоровья населения за границей санитарно-защитной зоны недостижима хотя бы потому, что критерием расчета размера санитарно-защитных зон служит уменьшение воздействия объектов, вокруг которых они устанавливаются, не до нулевых значений, а до значений, установленных гигиеническими нормативами (а для предприятий I и II класса опасности в отдельных случаях - вообще до величин приемлемого риска для здоровья населения).
Помимо этого, важно отметить использование при установлении санитарно-защитных зон норм Конституции Российской Федерации (ст. 42), природоресурсных отраслей (ст. 104 - 105 Земельного кодекса Российской Федерации <23>) и экологизированных норм (ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <24>).
--------------------------------
<23> См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
<24> См.: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.
При осуществлении процедуры установления санитарно-защитных зон учитывается множество факторов, связанных с особенностями как объектов, в отношении которых данные зоны устанавливаются, так и атмосферного воздуха, воздействие на который этими объектами оказывается. Это в первую очередь возможность распространения вредного воздействия на большие расстояния, возможность охвата широкого круга лиц, а также вероятность проявления негативного воздействия не сразу, а через определенный промежуток времени.
Помимо этого, при применении данного элемента механизма реализации права на благоприятную окружающую среду учитываются интересы как правообладателей объектов, требующих установления санитарно-защитных зон, так и правообладателей, в том числе пользователей, земельных участков и иных объектов, расположенных в границах установленных или потенциальных санитарно-защитных зон, что, в свою очередь, предопределяет возможность каждого из этих лиц инициировать процедуру изменения или прекращения санитарно-защитных зон <25>, а также требовать их установления, в том числе в судебном порядке <26>.
--------------------------------
<25> См.: Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222. Пункт 11 // СЗ РФ. 2018. N 11. Ст. 1636.
<26> См.: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. N 303-ЭС19-28504 по делу N А51-18405/2018 // СПС "КонсультантПлюс".
С учетом вышеизложенного механизм реализации права на благоприятную окружающую среду можно определить в качестве непрерывно функционирующей системы правовых инструментов (норм права, эколого-правовых отношений, актов применения экологического права и реального поведения субъектов), регулирующей общественные отношения в соответствующей сфере и:
- направленной на защиту частного и публичного интересов по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности;
- включающей нормы как Конституции Российской Федерации, так и международного права, а также нормы, закрепленные в законодательстве об охране окружающей среды и ином природоресурсном законодательстве, экологизированные правовые нормы и выступающей ценностно-целевым ориентиром развития этих норм;
- отличающейся особым характером объекта эколого-правовых отношений, возникающих в ходе реализации соответствующего права, обусловливающим взаимное влияние указанного объекта и субъектов права на благоприятную окружающую среду друг на друга;
- требующей участия в механизме реализации права широкого круга лиц: как самих граждан, так и юридических лиц, государства в целом и его органов.
Литература
1. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 томах. Т. 2 / С.С. Алексеев. Москва: Юридическая литература, 1982. 360 с.
2. Андреева А.М. Роль принципов земельного права при определении правового статуса санитарно-защитных зон / А.М. Андреева // Аграрное и земельное право. 2023. N 6 (222). С. 96 - 98.
3. Бринчук М.М. Многофункциональная роль природы и право собственности на природные ресурсы / М.М. Бринчук // Экологическое право. 2021. N 2. С. 3 - 10.
4. Волков Г.А. Нормативы зон санитарной охраны источников водоснабжения как важнейшее звено эколого-правового механизма / Г.А. Волков // Экологическое право. 2014. N 5. С. 32 - 38.
5. Завадская Л.Н. Механизм реализации права / Л.Н. Завадская. Москва: Наука, 1992. 288 с.
6. Зименкова Е.Н. Последствия как форма проявления экологических изменений в системе экономической безопасности / Е.Н. Зименкова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. N 9 (95). С. 161 - 169.
7. Кесорецких И.И. Оценка уязвимости ландшафтов Калининградской области к антропогенным воздействиям: автореферат диссертации кандидата географических наук / И.И. Кесорецких. Калининград, 2015. 22 с.
8. Максимов Г.Б. Сущность механизма реализации права / Г.Б. Максимов // Право и практика. 2015. N 1. С. 10 - 15.
9. Мишанин К.С. Конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду: гарантии и защита в законодательстве Российской Федерации: диссертация кандидата юридических наук / К.С. Мишанин. Пенза, 2005. 232 с.
10. Морозова М.В. Конституционно-правовые гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в современной России: диссертация кандидата юридических наук / М.В. Морозова. Саратов, 2007. 209 с.
11. Пермиловский М.С. Право на благоприятную окружающую среду как конституционная ценность: диссертация кандидата юридических наук / М.С. Пермиловский. Казань, 2014. 211 с.
12. Петров В.В. Экология и право / В.В. Петров. Москва: Юридическая литература, 1981. 224 с.
13. Правовое регулирование и правореализация / Л.Т. Бакулина, И.Г. Горбачев, Д.Н. Горшунов [и др.]; научный редактор Ю.С. Решетов. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2008. 164 с.
14. Резер Т.М. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина: учебное пособие / Т.М. Резер, Е.В. Кузнецова, М.А. Лихачев / под общей редакцией Т.М. Резер. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. 110 с.
15. Решетов Ю.С. Реализация норм советского права. Системный анализ / Ю.С. Решетов. Казань, 1989. 168 с.
16. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Г.Д. Садовникова. Москва: Юрайт, 2000. 192 с.
17. Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Курс лекций / Ф.Н. Фаткуллин / научный редактор М.Н. Марченко. Казань: Издательство Казанского университета, 1987. 336 с.
18. Чуличкова Е.В. Конституционно-правовой механизм обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации: диссертация кандидата юридических наук / Е.В. Чуличкова. Екатеринбург, 2018. 264 с.
19. Шатаева С.В. Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду и механизм его реализации в Российской Федерации: диссертация кандидата юридических наук / С.В. Шатаева. Москва, 2003. 290 с.
20. Экологическое право России: учебник / ответственные редакторы А.К. Голиченков, Т.В. Петрова. Москва: Проспект, 2024. 892 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.