Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОТВОРЧЕСТВА ПОД ЭГИДОЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
А.С. СУБХОНЗОДА
В настоящее время в мире значительное количество государств охвачено внутренними вооруженными конфликтами; они находятся под незаконным контролем международных террористически групп и испытывают серьезные угрозы внутренней безопасности ввиду широкомасштабных и многолетних вооруженных столкновений правительственных сил и транснациональных преступных групп.
По оценкам Международного комитета Красного Креста (МККК), в 2024 году в мире произошло более 120 вооруженных конфликтов, участие в которых принимали более 60 различных государств и 120 негосударственных вооруженных группировок <1>. В целях стабилизации обстановки в рамках не только отдельных государств, но и целых регионов, на протяжении многих десятилетий функционирует один из значимых инструментов, используемых международным сообществом для управления сложными кризисами и ситуациями, представляющими угрозу международному миру и безопасности, - миротворческая деятельность.
--------------------------------
<1> ICRC president: Upholding international humanitarian law is crucial to reducing escalating costs of war // International Committee of the Red Cross. URL: https://www.icrc.org/en/news-release/icrc-president-upholding-international-humanitarian-law-crucial-to-reducing-costs-of-war (дата обращения: 15.03.2025).
Следует отметить, что сам термин "миротворческая деятельность" с позиции доктрины является широким и собирательным понятием, включающим в себя все выработанные и апробированные на практике способы по урегулированию и разрешению конфликтов. Такая практика формировалась в первую очередь под эгидой Организации Объединенных Наций на основе Устава ООН 1945 года и посредством накопленного многолетнего опыта позволяет выделить следующие элементы указанной деятельности: предотвращение конфликтов, установление мира, миротворчество, принуждение к миру и построение мира <2>. Аналогичные подходы к понятию и видам миротворческой деятельности представлены в трудах ученых [2, с. 6 - 7]. Каждая из представленных сфер является самостоятельным направлением деятельности с конкретными целями, задачами и формируемыми для этого силами. Миротворчество, являющееся предметом исследования в данной статье, призвано восстанавливать мир на территории принимающего государства (с его согласия и приглашения) на беспрестанной основе путем использования международного военного, полицейского и гражданского персонала для стабилизации обстановки.
--------------------------------
<2> United Nations Peacekeeping Operations. Principles and Guidelines. United Nations: Department of Peacekeeping Operations Department of Field Support, 2008. Pp. 17118.
По мнению В.Ф. Заемского, миротворчество в своем первоначальном понимании должно быть сведено к традиционным операциям по поддержанию мира, суть которых заложена нормами Устава ООН [2, с. 7]. Однако, как отмечает ученый, ввиду появления нового спектра востребованных задач, стоящих перед миротворческим контингентом, в настоящее время уместно говорить об "операциях в пользу мира". Данный термин не является концептуально-доктринальным понятием, поскольку нашел свое закрепление в так называемом Докладе Брахими <3> и достаточно часто используется в текстах документов Департамента операций по поддержанию мира ООН (ДОПМ) <4>. Однако следует признать, что традиционным и устоявшимся термином, характеризующим элемент миротворчества в классическом понимании, является термин "операции ООН по поддержанию мира", который выступает синонимичным понятием термину "миротворческие операции" [3, с. 13].
--------------------------------
<3> Доклад Группы по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира (2000) обычно называют Докладом Брахими по имени председателя комиссии, подготовившей его, Лахдара Брахими. Доклад входит в число основных документов по реформе миротворческой деятельности ООН наряду с "Повесткой дня для мира" 1992 года и "Дополнением к "Повестке дня для мира" 1995 года. См.: Письмо Председателя Группы по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира от 17 августа 2000 г. на имя Генерального секретаря. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/55/305-S/2000/809 от 21 августа 2000 г.
<4> В настоящее время Департамент переименован и носит название Department of Peace Operations.
Что касается выработки единообразного перечня направлений деятельности миротворческого контингента, то эта работа бесперспективна, поскольку современное миротворчество охватывает широкие и разнообразные сферы: от усилий по достижению прекращения огня и разведения конфликтующих сторон, контроля за выполнением сторонами конфликта принятых договоренностей во имя прочного и долговременного разрешения кризисов до оказания гуманитарной помощи и обеспечения защиты гражданского населения [2, с. 14].
Таким образом, несмотря на то что миротворчеству уже не один десяток лет, в доктрине международного права и в универсальных нормативных правовых актах не выработано общего понятия данной дефиниции и не сформировано единых подходов к классификации форм и направлений реализации миротворчества. Как представляется, такая ситуация связана с тем, что на всем протяжении своего становления и развития миротворчество постоянно трансформировалось, приобретая все новые формы реализации под воздействием геополитических изменений. При этом, по мнению А.В. Загорского, трансформация современных военных действий и угроз на рубеже XX - XXI веков изменила подходы государств к практике реализации миротворчества, но сохранила неизменными принципы, цели и задачи его осуществления [1, с. 27 - 28].
Изначально оформление миротворчества проходило под эгидой ООН, которая в 1948 году реализовала свою первую миротворческую миссию в рамках развертывания контингента военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке. До 1990-х гг. ООН была монополистом в изучаемой сфере, однако окончание холодной войны и произошедшие серьезные мировые геополитические изменения не только определили значительные перемены в универсальном миротворчестве, но и способствовали формированию тенденции по регионализации миротворческой деятельности. В миротворческих операциях стали участвовать такие международные организации, как Организация африканского единства (в настоящее время Африканский союз, АС), Европейский союз (ЕС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.
Рассматривая хронологию появления тех или иных международных организаций в качестве субъектов миротворчества, необходимо отметить следующие важные моменты. Европейское миротворчество, проводимое в первую очередь под эгидой ЕС, начало оформляться в 1990-е гг. на основе положений Маастрихтского договора 1992 года в рамках формируемого пространства Общей внешней политики и политики безопасности под эгидой Западноевропейского союза (ЗЕС) <5>. Первоначально миротворчество ЕС было сосредоточено исключительно на военной компоненте. Однако начиная с 2000 года в рамках многолетних реформ ЕС успешно развивал свой потенциал гражданского миротворчества, посредством которого стали формироваться институциональные и политические механизмы гражданского реагирования на кризисы в форме полицейского миротворчества, посткризисного урегулирования, защиты мирного населения и др. [6, с. 12; 8, с. 76].
--------------------------------
<5> Западноевропейский союз (Western European Union) - организация, существовавшая в 1948 - 2011 гг. для сотрудничества в сфере обороны и безопасности. Это была первая в истории попытка создать единые вооруженные силы Европы. 30 июня 2011 г. ЗЕС был официально объявлен несуществующим.
Последующее развитие миротворчества ЕС было определено динамикой и характером изменений, вносимых в учредительные акты ЕС, и завершилось с принятием Лиссабонского договора в 2009 году, согласно п. 1 ст. 42 которого "общая политика безопасности и обороны является неотъемлемой частью общей внешней политики и политики безопасности. Она должна обеспечить Европейский союз способностью к оперативным действиям, опирающимся на гражданские и военные силы и средства. Союз может использовать их за пределами своей территории для проведения миссий по поддержанию мира (peace-keeping), предотвращению конфликтов (conflict prevention) и укреплению международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН". К таким задачам относятся совместные операции по разоружению; гуманитарные миссии и миссии по эвакуации; миссии, связанные с предоставлением советов и содействия в военной сфере; миссии по предотвращению конфликтов и поддержанию мира; миссии боевых подразделений по урегулированию кризисов, в том числе миссии по восстановлению мира и постконфликтной стабилизации. Анализ представленного перечня позволяет наглядно отразить его широту и разнообразие.
Помимо учредительных актов ЕС положения о миротворчестве содержатся в многочисленных решениях Совета ЕС по данной тематике.
Миротворческая деятельность на евразийском пространстве (преимущественно постсоветском) складывается из усилий двух организаций: СНГ и ОДКБ. Следует отметить, что под эгидой данных организаций вопросы регионального миротворчества урегулированы и проработаны достаточно детально, начиная от понятийного аппарата и заканчивая выработкой конкретных международно-правовых основ.
Миротворческий потенциал СНГ был заложен положениями Устава СНГ 1993 года и в последующем дополнен и укреплен значительным количеством правовых актов, начиная от Соглашения о коллективных миротворческих силах 1993 года и заканчивая Постановлением МПА СНГ "Об участии государства-участника в миротворческих операциях" 2004 года и Модельным законом "Об участии государства - участника СНГ в миротворческих операциях" 2004 года (далее - Модельный закон СНГ 2004 года). Как отмечают ученые, в настоящее время множественность таких актов можно объединить в 4 группы: учредительные основы; акты о коллективных силах развертывания для поддержания мира в СНГ; акты по конкретным операциям; решения по существу в отношении конкретной миротворческой операции в связи с изменением обстановки ее проведения [4, с. 36 - 37]. Указанное разграничение позволяет судить о высоком уровне регламентации миротворчества под эгидой СНГ.
Согласно положениям Модельного закона СНГ 2004 года "миротворческие операции СНГ" - операции по поддержанию мира, проводимые по решению Совета глав государств - участников СНГ в соответствии с Уставом СНГ, военным и гражданским персоналом одного или нескольких государств - участников СНГ на территории государств Содружества (ст. 3) <6>. Мандат таких операций достаточно разнообразен и может в себя включать такие направления, как наблюдение и контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня и других враждебных действий; разъединение конфликтующих сторон, разоружение и расформирование их подразделений; посредничество и помощь в организации переговоров, ликвидации последствий конфликтов; содействие в решении проблемы беженцев; оказание медицинской, гуманитарной помощи; выполнение милицейских (полицейских) и других функций по обеспечению безопасности населения и соблюдению прав человека; осуществление в соответствии с Уставом ООН международных принудительных действий (ст. 6, ст. 12).
--------------------------------
<6> Модельный закон "Об участии государства - участника СНГ в миротворческих операциях": принят на двадцать третьем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 17.04.2004 N 23-6) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Как следует из представленного перечня, под эгидой СНГ в рамках миротворчества предусмотрено осуществление традиционных направлений деятельности, апробированных в рамках операций ООН по поддержанию мира.
Модельный закон СНГ 2004 года уникален тем, что приводит градацию миротворческих операций, выделяя среди них непосредственно "операции, проводимые под эгидой ООН" как таковые "миротворческие операции региональных организаций", основа которых заложена положениям главы VIII Устава ООН, "миротворческие операции СНГ" и "локальные миротворческие операции", в основе которых лежат двусторонние и (или) многосторонние международные договоры и соглашения государства - участника СНГ с другими государствами - участниками СНГ.
Следует отметить, что представленные уровни миротворчества позволяют наиболее полно оценить масштабы, возможности и вариативность миротворческих операций как таковых.
В рамках евразийского пространства существенный вклад в сферу безопасности вносит миротворчество под эгидой ОДКБ. Первоначальные основы миротворчества ОДКБ были заложены положениями Договора о коллективной безопасности 1992 года и принятой в 2004 году Концепции формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности ОДКБ. Полноценное самостоятельное регулирование миротворчества в рамках ОДКБ было оформлено в 2007 году с подписанием Соглашения о миротворческой деятельности ОДКБ (далее - Соглашение 2007 года) и дополнено в 2021 году с принятием Протокола к данному Соглашению <7>. Кроме того, учитывая, что основной акцент в миротворчестве ОДКБ сконцентрирован на военной составляющей, под эгидой организации разработаны достаточно эффективные правовые основы военно-политического сотрудничества как между государствами-членами, так и с государствами-партнерами <8>.
--------------------------------
<7> Протокол о внесении изменений в Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности от 06.10.2007 (подписан 16.09.2021 в Душанбе). Протоколом вводится понятие "координирующее государство". Согласно изменениям, "для применения в операции ООН по поддержанию мира Коллективные миротворческие силы (КМС) Организации Договора о коллективной безопасности создаются под эгидой координирующего государства". "Условия участия КМС в операции ООН по поддержанию мира определяются в соглашении, заключаемом координирующим государством с уполномоченным подразделением ООН".
<8> Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств - участников ОДКБ от 25.05.2001; Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности от 11.10.2000; Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности; Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности от 20.12.2011; Соглашение о порядке оперативного развертывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-азиатского региона коллективной безопасности от 23.06.2006; Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности от 14.06.2009 и др.
Как справедливо отмечает Д.Т. Турлыбаева, "ОДКБ является единственной международной организацией на постсоветском пространстве, взявшей на себя ответственность за безопасность в Евразийском регионе и обладающей для этого необходимыми военными и миротворческими ресурсами" [5, с. 4].
Анализируя Соглашение 2007 года, необходимо отметить используемую терминологию, характеризующую миротворчество ОДКБ как "миротворческую деятельность". В доктрине международного права этот термин является общим, собирательным и включающим в себя классическое понимание миротворчества, реализуемого посредством операций по поддержанию мира.
Однако, несмотря на такой широкий подход, в тексте Соглашения 2007 года речь идет о традиционных операциях ОДКБ по поддержанию мира (миротворческих операциях). Миротворческий контингент ОДКБ, как и в большинстве других международных организаций, представлен военным, милицейским (полицейским) и гражданским персоналом.
При проведении миротворческой операции на Коллективные миротворческие силы ОДКБ могут возлагаться обширные задачи, которые по своим ключевым направлениям совпадают с принятыми формами реализации современного миротворчества, однако более детализированы: наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня; содействие созданию безопасной обстановки в кризисных районах; разъединение конфликтующих сторон; создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта, восстановлению законности и правопорядка; содействие обеспечению прав человека и др.
Завершая анализ международно-правового регулирования миротворчества на евразийском пространстве, следует отметить, что оно выстраивается в соответствии с традиционной моделью миротворчества, выработанной под эгидой ООН, но при этом носит более регламентированный, упорядоченный характер, обладает новыми методами осуществления миротворческих операций в целях повышения безопасности на территории постсоветского пространства.
Нельзя не уделить внимание наиболее проблемному и одновременно жизненно важному и востребованному направлению миротворчества на Африканском континенте. Ключевую роль в данной сфере играет АС, ЭКОВАС <9> и ряд других субрегиональных организаций. Следует отметить, что первый опыт африканского миротворчества был реализован в 1990-х гг. под эгидой Организации африканского единства, когда повсеместно стала набирать обороты практика усиления вовлечения региональных организаций в урегулирование кризисов на континентах.
--------------------------------
<9> Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) - региональный союз стран Западной Африки. Блок имеет собственные коллективные вооруженные силы ECOMOG.
Рассмотрим особенности международно-правового регулирования миротворчества на Африканском континенте на примере деятельности АС, который играет важную роль в миротворчестве на всем континенте (АС проводит собственные миротворческие операции с 2002 года, специализированные миссии - с 2003 года).
Цели реализации миротворчества АС традиционные: урегулирование конфликтов, обеспечение стабильности и поддержки постконфликтного восстановления [7, с. 340]. Основные правомочия по осуществлению миротворческих операций заложены в учредительном акте АС и детализированы в отдельных правовых предписаниях, конкретизирующих работу и функционирование всего организационного механизма, созданного под эгидой АС для проведения операций миротворчества <10>.
--------------------------------
<10> Protocol Relating to the Establishment of the Peace and Security Council of the African Union // African Union. URL: https://au.int/sites/default/files/treaties/37293-treaty-0024_-_protocol_relating_to_the_establishment_of_the_peace_and_security_council_of_the_african_union_e.pdf (дата обращения: 12.03.2025); The role and place of the African Standby Force within the African Peace and Security Architecture // ISS. URL: https://issafrica.s3.amazonaws.com/site/uploads/209.pdf (дата обращения: 12.03.2025).
В своей миротворческой деятельности Африканский союз руководствуется принципами, которые соответствуют международным нормам проведения миротворческих операций и направляют усилия АС по предотвращению, регулированию и разрешению конфликтов на Африканском континенте. Кроме того, в последние десятилетия миротворческие усилия АС часто осуществлялись в сотрудничестве с ООН, находя самостоятельное нормативное оформление в двусторонних программных документах <11>. Следует подчеркнуть, что сотрудничество АС и ООН в реализации миротворчества на континенте, пожалуй, является наиболее востребованным среди всех рассмотренных в статье международных региональных организаций. Однако в последнее десятилетие АС уделяет приоритетное внимание поиску решений по урегулированию конфликтов на континенте усилиями самих африканских государств, а также в рамках объединения потенциала африканских международных региональных и субрегиональных организаций. Успех такого механизма разрешения конфликтов возможен при стабильной финансовой и материально-технической поддержке и обеспечении конкретных миротворческих операций АС. В этом контексте поистине историческим решением явилось принятие Советом Безопасности ООН в декабре 2023 года резолюции, закрепившей возможность финансирования операций АС по поддержанию мира за счет начисленных взносов ООН <12>.
--------------------------------
<11> Joint UN - AU Framework for an Enhanced Partnership in Peace and Security (2017) // UNOAU. URL: https://unoau.unmissions.org/sites/default/files/jount_un-au_framework_for_an_enhanced_partnership_in_peace_and_security.pdf (дата обращения: 12.03.2025).
<12> Резолюция СБ ООН N 2719. S/RES/2719 // Официальный сайт ООН. URL: https://daccess-ods.un.org/access.nsf/Get?OpenAgent&DS=S/RES/2719(2023)&Lang=R (дата обращения: 12.03.2025).
Таким образом, миротворчество на Африканском континенте наиболее практико-ориентировано и востребовано ввиду нестабильности внутренней безопасности значительного количества государств из различных регионов Африки. Миротворчество осуществляется в соответствии с разработанными региональными правовыми актами в традиционных формах и опирается на основы универсального миротворчества, выработанные под эгидой ООН.
Проведенный анализ теоретических и международно-правовых основ регулирования миротворчества под эгидой международных организаций позволил прийти к следующим выводам.
Во-первых, несмотря на многолетнюю практику проведения миротворческих операций, в доктрине международного права и в рамках универсального международно-правового регулирования не выработано единых подходов к понятию миротворчества, его возможным классификациям и упорядочению в рамках обобщения форм и направлений. Вместе с тем на региональном уровне разработаны достаточно детальные международно-правовые основы проведения миротворческих операций, анализ которых позволил выявить единые подходы государств к осуществлению миротворчества, его целям, задачам и способам реализации.
Во-вторых, установлено, что миротворчество как особое направление деятельности международных организаций имеет первоначальную регламентацию в нормах учредительных актов данных организаций и более детально урегулировано отдельными правовыми предписаниями различного юридического характера, как правило уровня обязательств в рамках специальных, тематических соглашений, принимаемых под эгидой региональных организаций.
В-третьих, установлено, что с начала 1990-х гг. стала оформляться практика усиления вовлечения региональных организаций в урегулирование кризисов на континентах, которая в настоящее время приходит на смену деятельности ООН в сфере операций по поддержанию мира при четком выполнении предписаний главы VI Устава ООН или реализуется совместно с ООН на паритетных началах.
В-четвертых, изучение современных мандатов миротворческих операций, реализуемых под эгидой ООН и международных региональных организаций, позволило выявить традиционный перечень направлений деятельности миротворческого контингента в целях предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов. Однако под эгидой ЕС оформлено проведение гражданских миссий с мандатом, который не нашел распространения в рамках миротворчества иных региональных организаций.
В-пятых, за многолетний период существования миротворчества под эгидой международных организаций был получен богатый практический опыт как с положительными результатами, так и с отрицательными, что определило конкретные направления дальнейшего развития миротворческих процессов в целях повышения их эффективности посредством усиления финансовой, организационной и военно-технической составляющей.
Список литературы
1. Загорский А.В. Миротворчество и международное управление региональной безопасностью / А.В. Загорский. М.: ИМЭМО РАН, 2015. 117 с.
2. Заемский В.Ф. ООН и миротворчество: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. / В.Ф. Заемский. М.: Международные отношения, 2022. 359 с.
3. Зиновский Ю.Г. Миротворческие операции: теория и практика многосторонней дипломатии: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / Ю.Г. Зиновский. М., 2009. 29 с.
4. Никитин А.И. Миротворческие операции в СНГ. Международно-правовые, политические, организационные аспекты: монография / А.И. Никитин, О.Н. Хлестов, Ю.Е. Федоров, А.В. Демуренко. М.: Московский общественный фонд; Центр политических и международных исследований, 1998. 176 с.
5. Турлыбаева Д.Т. Становление и деятельность ОДКБ в военно-политической сфере в 1992 - 2021 гг.: дис. ... канд. истор. наук: 5.6.7 / Д.Т. Турлыбаева. М., 2022. 264 с.
6. Федоров М.С. Миротворческая деятельность Европейского союза: потенциал, механизмы, практика / М.С. Федоров. М.: МГИМО (У) МИД России, 2021. 295 с.
7. Худайкулова А.В. Регионализация миротворчества в Африке: опыт Африканского союза / А.В. Худайкулова // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2023. N 2. С. 339 - 357.
8. Щербак И.Н. О новой стратегии ЕС в сфере чрезвычайной помощи в кризисных регионах мира / И.Н. Щербак // Научно-аналитический вестник Института Европы. 2018. N 1. С. 74 - 78.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.