Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ КОНОСАМЕНТА В МОРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ
А.Ф. КЛЯНДИН
I. Исторический аспект
Истоком современных коносаментов можно назвать практику, распространенную в Средние века. Долгое время торговцы перевозили грузы на собственных плавательных средствах либо сопровождали товар лично. С появлением профессиональных перевозчиков возникла необходимость удостоверения факта получения груза на борту судна.
Первоначально на судно приглашался писец, который заполнял судовые учетные книги - они являлись публичным документом и пользовались абсолютным доверием. На основании сведений из таких книг можно было требовать возмещения ущерба, причиненного грузам. На смену писцам пришла практика выдачи квитанции, подтверждающей принятие судна к перевозке, - apodixia, которая считается старейшей формой коносамента <1>.
--------------------------------
<1> Pejovic C. Transport documents in carriage of goods by sea: international law and practice. New York: Routledge, 2020. P. 7.
С совершенствованием средств коммуникации стало возможным получение коносамента в порту выдачи раньше, чем прибудет судно с грузом. Это дало начало практике индоссирования коносамента и придало ему другую важную функцию - товарораспорядительного документа (ценной бумаги).
Следующим этапом стало активное развитие линейного судоходства. В коносаменты начали включать различные условия, регулирующие перевозку. Таким образом, коносамент начал выполнять третью функцию - подтверждение заключения договора перевозки на определенных условиях.
Коносамент часто рассматривается исследователями через призму исторически сложившегося разделения морских перевозок на линейные и трамповые. Распространен подход (применяемый в том числе выдающимися исследователями советского и российского морского права), когда для обозначения договора перевозки в линейном сообщении используется термин, содержащий отсылку на "коносамент", например "договор морской перевозки грузов по коносаменту" <2> (А.Г. Калпин), "договоры перевозки груза по коносаменту" (А.Л. Маковский) <3>. В последнее время встречается и критика данного подхода, поскольку коносаменты выдаются в линейных и в трамповых перевозках, но не являются обязательным документом ни в одном из случаев <4>. Хотя Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации <5> (далее - КТМ РФ) не содержит упоминания линейных или чартерных коносаментов, И.Ю. Ильина указывает на то, что КТМ РФ регулирует в основном линейные коносаменты, тогда как регулирование чартерного коносамента в отечественном праве носит фрагментарный и даже подзаконный характер <6>.
--------------------------------
<2> Калпин А.Г. Договор фрахтования судна (чартер) как институт морского права: теоретические и практические проблемы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1989. С. 18.
<3> Маковский А.Л. Проблемы международного частного морского права: Дис. д-ра юрид. наук. М., 1984. С. 26.
<4> Иванова Т.Н. Правовое регулирование отношений по морской перевозке грузов в линейном сообщении в Российской Федерации: Моногр. М.: Юстицинформ, 2015. С. 76.
<5> Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (ред. от 22.06.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // СПС "КонсультантПлюс".
<6> Ильина И.Ю. Правовое значение коносамента при морской перевозке грузов. Сравнительно-правовой аспект // Закон и право. 2020. N 8. С. 40.
Данная проблема присуща и международному праву. Основные международные конвенции, регулирующие морские перевозки, сосредоточены в основном на линейных перевозках, однако многими авторами отмечается недостаточная степень их унификации <7>. Международные чартерные перевозки регулируются в основном путем использования проформ чартеров, разработанных международными организациями, такими как БИМКО.
--------------------------------
<7> Нестеров М.Н. Проблема коллизии международных правил морской перевозки грузов (Гаагские правила, Гаага-Висби, Гамбургские правила) // Океанский менеджмент. 2023. N 4 (22). С. 33.
С развитием мультимодальных (смешанных) перевозок (в том числе контейнерных) стали распространены сквозные коносаменты. На необходимость специального законодательного регулирования таких перевозок неоднократно указывалось в литературе, например А.С. Скаридовым, Я.Е. Бразовской <8>. С сентября 2025 г. вступает в силу Федеральный закон "О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому такие перевозки регулируются специальным транспортным законодательством в части, не урегулированной данным Законом.
--------------------------------
<8> Скаридов А.С., Бразовская Я.Е. Гражданско-правовое регулирование перевозок в прямом смешанном сообщении в Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. 2021. Т. 11. N 7А. С. 126.
II. Функции коносамента
Уникальность коносамента как института морского права состоит во множественности его функций. Традиционно большинство источников выделяют три основные.
1. Товаросопроводительный документ. Основная и наиболее очевидная роль коносамента. Необходимо подтвердить факт принятия груза перевозчиком, а также зафиксировать, какой именно был принят груз, в каком состоянии, а также где, кем и от кого он был принят, куда его надлежит доставить и кому выдать. Данная функция роднит коносамент с морской накладной (а в широком смысле - с транспортной накладной вообще) и с другими документами, выдаваемыми в подтверждение принятия груза.
На практике банки зачастую принимают для проведения оплаты только чистые коносаменты, не содержащие оговорок о повреждении груза. Это приводит к тому, что грузоотправители настаивают на выдаче чистых коносаментов, даже при наличии претензий к состоянию груза, что является рискованным для перевозчиков.
В.Н. Гуцуляк обращает внимание на то, что не все оговорки делают коносамент "нечистым", а лишь те, которые порочат состояние груза или упаковки. Такие оговорки не освобождают перевозчика от ответственности, а лишь переносят бремя доказывания вины перевозчика на грузополучателя <9>.
--------------------------------
<9> Гуцуляк В.Н. К вопросу о "чистых" коносаментах // Государство и право. 2019. N 11. С. 107.
Другим риском для перевозчика является некорректное, недостаточное заполнение коносамента. В одном из споров описание груза в коносаменте как "ген груз" привело к тому, что суд не признал такой коносамент доказательством заключения договора перевозки и отказал во взыскании ущерба, причиненного перевозчику несанкционированным наполнением груза <10>.
--------------------------------
<10> Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2024 г. по делу N А24-4359/2023 // Информационная система "Банк решений арбитражных судов". URL: https://ras.arbitr.ru (дата обращения: 01.06.2025).
2. Товарораспорядительный документ. Коносамент представляет собой документарную ценную бумагу, позволяющую грузовладельцу передать права на груз, удостоверенные коносаментом, непосредственно во время его перевозки. Таким образом, право на отдельно существующий реальный товар выражается ценной бумагой, передача которой приравнивается к передаче самого товара <11>.
--------------------------------
<11> Габов А. К вопросу о признаках ценной бумаги // Законодательство и экономика. 1999. N 2. С. 3.
Однако не во всяком случае коносамент является ценной бумагой. При отсутствии в коносаменте необходимых реквизитов он может утратить свой статус ценной бумаги, сохранив в то же время все иные функции <12>.
--------------------------------
<12> Вольнов А.Е. Распределение ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение договора морской перевозки груза в международных морских перевозках с использованием коносамента: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 13.
В этой связи существует проблема, связанная с возрастающей цифровизацией документов. В 2023 г. в ст. 117 КТМ РФ в перечень документов, которыми подтверждается заключение договора перевозки, наряду с коносаментом был включен электронный коносамент. Это необычное регулирование для делового оборота: любой хозяйственный договор или бухгалтерский документ может быть подписан на бумаге либо с помощью электронных цифровых подписей, которые регулируются законодательством об электронных подписях, при этом ни наименование документа, ни его функционал не зависят от формы.
Очевидно, такое разделение неслучайно и, вероятнее всего, имеет отношение именно к товарораспорядительной функции коносамента, однако формулировки едва ли можно назвать удачными. Так, в ч. 1 ст. 158 КТМ РФ упоминаются разновидности именно бумажного коносамента (оригиналы), тогда как электронные коносаменты не упоминаются и, вероятно, относятся к "иным документам, подобным морской накладной", упомянутым в ч. 2 данной статьи. Кроме того, ч. 3 ст. 117 КТМ РФ связывает электронный коносамент с необходимостью использования некоей прямо не названной инфраструктуры, а ч. 4 и вовсе отсылает к информационной системе, предусмотренной Уставом автомобильного транспорта РФ <13>. Представляется, что упомянутые статьи нуждаются в доработке.
--------------------------------
<13> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" // СПС "КонсультантПлюс".
А.Ю. Чурилов обращает внимание и на то, что с точки зрения российского права электронный коносамент представляет собой цифровую запись и не является вещью, а значит, может быть признан только бездокументарной ценной бумагой, а ее использование потребует лицензирование оператора электронных коносаментов <14>.
--------------------------------
<14> Чурилов А.Ю. Правовое регулирование оборота невзаимозаменяемых токенов: проблемы и перспективы // Хозяйство и право. 2022. N 1. С. 74.
3. Подтверждение заключения договора перевозки. Эта функция коносамента является, на наш взгляд, наиболее интересной и в наибольшей степени зависит от вида перевозки.
В трамповых перевозках стороны сначала подписывают чартер, а затем выдается коносамент, который, как правило, содержит отсылку на чартер (на основании чего существует мнение, что данная функция у коносамента в трамповом судоходстве ограничена или вовсе отсутствует <15>). В линейном же судоходстве выдаче коносамента не предшествует подписание какого-либо иного письменного документа, а на оборотной стороне коносамента, как правило, печатаются различные оговорки и иные условия перевозки.
--------------------------------
<15> Калпин А.Г. Договоры фрахтования судна. Чартер и коносамент. М.: В/О "Мортехинформреклама", 1988. С. 21.
Возникает закономерный вопрос: не является ли коносамент (как минимум в линейном сообщении) договором перевозки?
III. Правовая природа коносамента
В зарубежной научной доктрине в основном преобладает мнение, что коносамент является не договором перевозки и не его заменой, а документом, который вытекает из исполнения договора перевозки <16>.
--------------------------------
<16> Pejovic C. Op. cit. P. 74.
В отечественной доктрине преобладает аналогичное мнение. Т.Н. Иванова полагает, что стороны в линейном сообщении всегда предварительно согласуют условия договора морской перевозки, а потому коносамент является подтверждением договора (консенсуального), заключенного заранее <17>.
--------------------------------
<17> Иванова Т.Н. Указ. соч. С. 62.
А.Г. Калпин разделяет договоры в линейном судоходстве на заключаемые с условием бронирования (консенсуальные) либо без такового (реальные) <18>. М.И. Брагинский и В.В. Витрянский выделяют "букинговый договор", который является договором предварительной морской перевозки <19>.
--------------------------------
<18> Калпин А.Г. Договор фрахтования судна (чартер) как институт морского права: теоретические и практические проблемы: Автореф. дис. С. 15.
<19> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. С. 417.
Г.Г. Иванов полагает, что коносамент является не договором перевозки, а лишь свидетельством его заключения, однако договор морской перевозки, заключенный на основании коносамента, является договором присоединения <20>.
--------------------------------
<20> Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Морские вести России, 2009. С. 256 - 257.
А.С. Кокин указывает на то, что, хотя КТМ РФ прямо не регулирует порядок заключения договора морской перевозки, такой договор заключается путем акцепта оферты, что не обязательно подтверждается коносаментом, т.е. даже в случае, когда коносамент не подписан или не выдан, нельзя говорить об отсутствии договора <21>.
--------------------------------
<21> Кокин А.С. Международная морская перевозка груза: право и практика (2-е изд.). М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 156.
Я.Е. Бразовская отмечает, что коносамент удостоверяет договор перевозки и повторяет в деталях его содержание <22>.
--------------------------------
<22> Бразовская Я.Е. Правовое регулирование морской перевозки особо опасного груза по Северному морскому пути: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2022. С. 62.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении посчитал, что коносамент - не договор перевозки, а лишь одно из свидетельств заключения и условий этого договора (при этом его аннулирование как ценной бумаги не прекращает такие его функции, как доказательство подтверждения реальности сделки в налоговых спорах) <23>. Подобные формулировки, с указанием на три основные функции коносамента, часто заимствуются арбитражными судами <24>. Однако встречаются постановления, в которых коносамент одновременно упомянут как договор морской перевозки и транспортный документ <25>.
--------------------------------
<23> Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2020 г. N 31-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 12 пункта 1 и пункта 3 статьи 164, а также пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой компании Gazprom Neft Trading GmbH" // СПС "Гарант".
<24> Постановление Арбитражного суда Краснодарского края от 17 мая 2024 г. по делу N А32-30423/2022 // Информационная система "Банк решений арбитражных судов". URL: https://ras.arbitr.ru (дата обращения: 01.06.2025).
<25> Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2019 г. N 01АП-9386/2019 по делу N А38-12390/2018 // Информационная система "Банк решений арбитражных судов". URL: https://ras.arbitr.ru (дата обращения: 01.06.2025).
Формулировки, используемые законодателем в КТМ РФ, также не добавляют определенности. Статья 117 КТМ РФ, с одной стороны, указывает на коносамент как на документ, подтверждающий наличие и содержание договора перевозки, а с другой стороны, ставит чартер (бесспорно, договор) в один ряд с коносаментом. В ст. 175 КТМ РФ упомянут случай, когда перевозка осуществляется на основании коносамента либо на основании коносамента, который выдан в соответствии с чартером и регулирует отношения между перевозчиком и держателем коносамента. Если коносамент не является договором, то какая же другая правовая конструкция к нему применима?
На наш взгляд, возможный ответ на данный вопрос кроется в распространенной практике включения в коносамент оговорок, которые дополняют или даже противоречат условиям ранее заключенного чартера, договора об организации перевозок, букинга или иным согласованным договоренностям. Регулирование таких оговорок зависит от юрисдикции, но при надлежащем формулировании они имеют юридическую силу <26>.
--------------------------------
<26> Pejovic C. Op. cit. P. 81.
Необходимо отметить, что КТМ РФ прямо не регулирует вопрос, какие условия будут применяться в случае противоречия между коносаментом и чартером, договором об организации перевозок и т.п.
В качестве возможной конструкции для обсуждения, призванной придать определенности правовой природе коносамента, можно выдвинуть следующие предположения.
1. В случае когда коносамент выдается в линейном сообщении и его условия известны сторонам заранее (например, размещены на сайте перевозчика и доступны при букировании либо сообщены перевозчиком в переписке), коносамент может рассматриваться как часть договора, который заключается путем конклюдентных действий отправителя по букированию судна либо путем прямого согласования условий сторонами и в последующем оформляется в виде бланка коносамента. При этом перевозчик в лице капитана непосредственно подписывает документ, а отправитель может подтвердить свое согласие тем, что знакомится с содержанием и не опротестовывает его. Данную конструкцию нельзя назвать незнакомой деловому обороту - часто встречаются случаи, когда соглашение по предмету договора достигнуто сторонами и исполнение начато, однако окончательное согласование всех условий и фактическое подписание договора происходят позднее.
2. В случае когда коносамент выдается на основании ранее подписанного сторонами чартера и не содержит каких-либо иных условий, кроме отсылки на чартер, такой документ договором не является.
3. В случае же когда условия коносамента противоречат условиям чартера, стандартной форме коносамента перевозчика, размещенной на сайте, договору об организации перевозок и т.п., коносамент можно рассматривать в качестве дополнительного соглашения.
Отдельно необходимо упомянуть ситуацию, когда держателем коносамента становится третье лицо, которое не являлось стороной договора при его заключении. В этом случае на держателя коносамента будут распространяться исключительно те условия, которые содержатся в коносаменте, независимо от содержания чартера. Можно согласиться с А.Ю. Чуриловым, который полагает, что в таком случае коносамент выступает как субдоговор, который позволяет связать условиями основного договора (либо условиями, отличными от него) лиц, которые изначально не являлись его сторонами <27>.
--------------------------------
<27> Чурилов А.Ю. Правовая природа передачи коносамента третьему лицу // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. N 1 (138). С. 98.
Представляется, что функция трансформации в договор присоединения между перевозчиком и третьим лицом является дополнительной к вышеперечисленным трем функциям коносамента.
Литература
1. Брагинский М.И. Договорное право. В 5 книгах. Кн. 4. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Москва: Статут, 2003. 910 с.
2. Бразовская Я.Е. Правовое регулирование морской перевозки особо опасного груза по Северному морскому пути: Диссертация кандидата юридических наук / Я.Е. Бразовская. Санкт-Петербург, 2022. 198 с.
3. Вольнов А.Е. Распределение ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение договора морской перевозки груза в международных морских перевозках с использованием коносамента: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.Е. Вольнов. Москва, 2007. 21 с.
4. Габов А. К вопросу о признаках ценной бумаги / А. Габов // Законодательство и экономика. 1999. N 2. С. 42 - 48.
5. Гуцуляк В.Н. К вопросу о "чистых" коносаментах / В.Н. Гуцуляк // Государство и право. 2019. N 11. С. 104 - 112.
6. Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации / Г.Г. Иванов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Морские вести России, 2009. 495 с.
7. Иванова Т.Н. Правовое регулирование отношений по морской перевозке грузов в линейном сообщении в Российской Федерации: Монография / Т.Н. Иванова. Москва: Юстицинформ, 2015. 160 с.
8. Ильина И.Ю. Правовое значение коносамента при морской перевозке грузов. Сравнительно-правовой аспект / И.Ю. Ильина // Закон и право. 2020. N 8. С. 39 - 42.
9. Калпин А.Г. Договор фрахтования судна (чартер) как институт морского права: теоретические и практические проблемы: Автореферат диссертации доктора юридических наук / А.Г. Калпин. Москва, 1989. 36 с.
10. Калпин А.Г. Договоры фрахтования судна. Чартер и коносамент / А.Г. Калпин. Москва: Мортехинформреклама, 1988. 36 с.
11. Кокин А.С. Международная морская перевозка груза: право и практика / А.С. Кокин. 2-е изд. Москва: Инфотропик Медиа, 2012. 784 с.
12. Маковский А.Л. Проблемы международного частного морского права: Диссертация доктора юридических наук / А.Л. Маковский. Москва, 1984. 423 с.
13. Нестеров М.Н. Проблема коллизии международных правил морской перевозки грузов (Гаагские правила, Гаага-Висби, Гамбургские правила) / М.Н. Нестеров, А.С. Скаридов // Океанский менеджмент. 2023. N 4 (22). С. 27 - 34.
14. Скаридов А.С. Гражданско-правовое регулирование перевозок в прямом смешанном сообщении в Российской Федерации / А.С. Скаридов, Я.Е. Бразовская // Вопросы российского и международного права. 2021. Т. 11. N 7А. С. 120 - 130.
15. Чурилов А.Ю. Правовая природа передачи коносамента третьему лицу / А.Ю. Чурилов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. N 1 (138). С. 90 - 100.
16. Чурилов А.Ю. Правовое регулирование оборота невзаимозаменяемых токенов: проблемы и перспективы / А.Ю. Чурилов // Хозяйство и право. 2022. N 1. С. 64 - 75.
17. Pejovic C. Transport documents in carriage of goods by sea: international law and practice / C. Pejovic. New York: Routledge, 2020. 254 p.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.