Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПАРОДИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Е.Г. КУРОПАЦКАЯ
Нормы п. 3 ст. 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) не содержат понятия пародии. В нем лишь упоминается в числе случаев свободного использования создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения. Ни в судебной практике, ни в юридической доктрине не выработан единый подход к понятию пародии, соотношению прав ее автора и автора первоначального (далее - оригинального) произведения, а также четких и практически применимых критериев допустимости создания пародии. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 10) подтверждается, что пародия является случаем свободного использования, и уточняется: если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе использовать иные способы защиты (например, в соответствии со ст. 152 ГК РФ).
Пародия музыкального произведения представляет собой особую разновидность пародии хотя бы потому, что указанный термин появился именно в музыке в отношении особого вида творческой переработки от греческого parodia - утрированное подражание стилю, жанру, отдельному музыкальному произведению.
Утрированность достигалась разными средствами: преувеличением каких-либо типичных для композиторского стиля особенностей - мелодических и гармонических выразительных приемов либо посредством новой подтекстовки <1>, которая по содержанию противоречила характеру музыкального произведения. При этом цели создания пародий были разными, в зависимости от них определяли, будет ли применяться серьезная композиционная техника или только примитивное повторное использование известной мелодии с подстановкой новых слов для сатирического эффекта.
--------------------------------
<1> Наложение текста на музыкальное произведение, но с особой целью: наиболее характерна для фольклора, когда к музыке сочиняют новые слова, часто даже противоположного содержания. Это особенно заметно в переломные, революционные эпохи, когда народная песня или оперная ария вдруг получают новые слова, которые совершенно преобразуют их характер. И.-С. Бах заменял фрагменты духовных кантат светскими и наоборот, либо осуществлялся перенос музыкального материала из одной оперы в другую, вследствие чего изменялся текст. Подтекстовка как метод обучения используется для лучшего понимания характера музыкального произведения.
Так, переработка, которая являлась пародией, в Европе XVI века распространялась на церковные мессы, в XVII - XVIII веках затронула почти все оперы, а в XX веке позволяла использовать народные мелодии в популярных музыкальных произведениях с текстом и в неоклассических произведениях. Такого рода пародии создавались с намерением внести определенный вклад в музыкальное искусство: например, пародия Дж. Гея и Дж. Пепуша "Опера нищих" на оперный стиль и оперы-серии Г.Ф. Генделя положила начало развитию английской балладной оперы, а пародия на оперное искусство дала жизнь жанру оперетты (Ж. Оффенбах "Орфей в аду" <2>). Русское музыкальное искусство также содержит большое количество как оперных пародий, так и пародий других жанров: "Вампука", "Богатыри", "Серенада четырех кавалеров одной даме" А.П. Бородина, романс "Классик", вокальный цикл "Раек" М.П. Мусоргского, фортепианные циклы Э. Сати, балеты "Золотой век" и "Болт", опера "Катерина Измайлова", оперетта "Москва, Черемушки" Д.Д. Шостаковича и др. Пародия в таком серьезном смысле являлась сатирой не на музыкальное произведение как таковое, а скорее на социальные и культурные явления в определенный исторический период: например, на отношения искусства и власти, по поводу традиции общества или музыкального искусства и т.п. Так, "Раек" М.П. Мусоргского возник в момент острейшего противостояния двух направлений музыкальной жизни России середины XIX века: "Новой русской школы", небольшой группы радикально настроенных молодых композиторов, и консервативно-академического лагеря, пользовавшегося благосклонностью и покровительством императорской власти <3>.
--------------------------------
<2> Оперетта в двух актах Жака Оффенбаха на оригинальное либретто Эктора Кремье и Людовика Галеви, пародирующая античный миф, оперу традиционного типа и одновременно буржуазные традиции общества Второй империи времен Бонапарта 1852 - 1870 гг.
<3> Якубов М. Раек Мусоргского и "Антиформалистический раек" Шостаковича: традиция русской музыкальной сатиры от Александра II до Сталина и Брежнева // https://mus.academy/articles/-4.
В серьезном смысле термин "пародия" остается до сих пор в музыковедении, где он понимается как создание на основе какого-либо произведения нового музыкального произведения, отличающегося от первоначального по назначению, стилю либо характеру. Пародия предусматривает наличие обязательного творческого труда и отличается от обработки оригинального произведения, осуществляемой ради исполнения произведения другим исполнительским составом ближе к форме оригинала, - то есть проявляется техническая, а не творческая деятельность переработчика.
Вместе с тем к музыкальной пародии может быть применено и ставшее традиционным ее определение, соответствующее смыслу и целям п. 3 ст. 1274 ГК РФ: сатирическое произведение, комически имитирующее либо высмеивающее какие-то черты других произведений, - созданное музыкальное произведение в этом случае обретает привычную характеристику пародии: комический характер, творческий вклад автора-пародиста и узнаваемость оригинального произведения <4>. Такого рода музыкальные пародии часто встречаются в эстрадном жанре, в кукольных представлениях (например, театра кукол С.В. Образцова) и музыкальных комедиях.
--------------------------------
<4> Сухарева А.Е., Туркин Р.Э. Правовые проблемы пародии в авторском праве РФ // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2017. Март. N 15. С. 105 - 112.
Таким образом, цель создания музыкальной пародии определяет не только ее понятие, но и критерии допустимости ее использования в качестве таковой. Это обусловлено тем, что понятие "пародия" в музыке имеет свои специфические особенности и отличается от аналогичного понятия, применяемого к другим видам искусства. В связи с этим заслуживает внимания обнародованная позиция суда по делу "Кар-Мэн" <5>: под музыкальной пародией следует понимать произведение, имеющее целью создания не только комического, но и критического эффекта за счет намеренного повторения уникальных черт известного произведения в специально измененной форме. При этом оригинальное произведение должно быть в центре нового, а не выступать его фоном или вспомогательным средством. Достижение этой цели возможно, например, путем усиления, экзальтации самих черт оригинального произведения или выделением и помещением их на другой фон, на котором эти черты выражаются более явно или обращают на себя особое внимание аудитории.
--------------------------------
<5> Определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора N ВАС-5861/13 по делу А40-38278/2012.
Музыка сама по себе может нести социальный смысл, а значит, возможен критический контекст через пародию: музыкальный текст специально ставится в положение оппозиции первоначальному произведению или художественной традиции. Пародия может послужить кривым зеркалом, меняющим угол зрения в отношении оригинального музыкального произведения и, как следствие, способствует более полноценному его пониманию, поскольку нарушает инерцию восприятия его структуры. Общий механизм пародии через структурно-смысловую трансформацию в полной мере применим к музыкальному тексту <6>.
--------------------------------
<6> Денисов А.В. Метаморфозы музыкального текста: монография. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2025.
Пародия может как распространяться на тот или иной стиль в целом, так и проявлять себя избирательно - в этих случаях следует говорить о пародии только жанра или только сюжета, например. Если действие пародии связано с сатирическим или гротескным переосмыслением оригинала, то отмечают применение разных музыкальных приемов: одни используются в организации интонационной структуры музыкального материала - в этом случае пародийность достигается за счет искажения музыкальной формы, внедрения несвойственных музыкальных элементов или рассогласования стилей <7>, другие - направлены на текст музыкального произведения, если оно им сопровождается <8>.
--------------------------------
<7> Бонфельд М. Пародия в музыке венских классиков // Советская музыка. 1977. N 5. С. 101.
<8> Денисов А.В. О феномене пародии в музыкальном искусстве // Человек и культура. 2012. N 1. Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=50/.
Именно поэтому такое значение имеет цель, преследуемая пародистом при использовании оригинального произведения, которая при наличии добросовестности сводится к созданию самостоятельного музыкального произведения, хотя и с отсылкой к чужому. Переосмысление пародируемого оригинального произведения пародистом рождает эффект смыслового конфликта, который может проявиться только на фоне оригинала. При этом чем более выражен творческий характер пародии, тем меньший вес имеют другие факторы: коммерческий успех созданного произведения, востребованность потребителем оригинального произведения, объем заимствования из оригинального произведения в созданной пародии. Слабый пародийный эффект в совокупности с большим объемом заимствования из оригинального произведения свидетельствует о незначительном творческом вкладе автора пародии в создании своего произведения - в этом случае заимствование не может считаться добросовестным использованием. Полностью исключить заимствование из оригинального произведения нельзя, поскольку суть пародии - в подражании оригиналу, который должен быть узнаваемым, однако творчество в переработке выражается в том, что не происходит смешения оригинального музыкального произведения с его пародией. Оригинальное произведение положено в основу музыкальной пародии, но авторы обоих произведений не конкурируют друг с другом - ни в экономическом, ни в культурном аспектах, добросовестная пародия только дополняет и обогащает новым смыслом свой оригинал.
Коммерциализация автором пародии своего произведения не должна нарушать интересы автора оригинального произведения, поскольку добросовестная пародия привлекает внимание к оригиналу, тем самым даже может повысить его коммерческую и творческую ценность, но при этом она не должна нарушать его нормальное использование автором. На этапе подготовки пародии анализировать следует сходство внешней формы выражения идеи, а не сами идеи, положенные в основу оригинального произведения и ее пародии: вполне возможно, что оригинальное произведение и его пародия будут рассчитаны на разную аудиторию потребителей - так называемые сегменты рынка, поэтому популяризация пародии не сможет нанести имущественным интересам автора оригинального произведения никакого коммерческого вреда.
Объем заимствования в пародии при определении добросовестности ее автора становится более болезненным по причине соблюдения того самого баланса узнаваемости и творческого вклада пародиста в случае создания или переработки музыкальных произведений с текстом. Недостаточно просто вставить фрагмент другого произведения в переработку, необходимо, чтобы сатирический и (или) комический эффект пародии были направлены на оригинальное произведение. При этом чем более известно и узнаваемо оригинальное музыкальное произведение, тем большую степень переработки может позволить себе пародист <9>. Оригинальное произведение должно быть лишь в основе пародии (п. 3 ст. 1274 ГК РФ), то есть если часть оригинального произведения можно исключить из пародии целиком или частично без потери ассоциативной связи с оригиналом и без ущерба его содержанию, то имеет место недобросовестное заимствование. Заимствование в целях пародии ограничивается объемом, который требуется для придания ей узнаваемости при отсутствии иных средств. Так, Суд по интеллектуальным правам признал пародией на музыкальное произведение с текстом, при создании которой был изменен текст с юмористическим содержанием, но оставлена оригинальная (узнаваемая) музыка <10>. Оригинальное произведение является единым музыкальным произведением с текстом, поэтому считается в целом переработанным в пародийном жанре. Пародийный эффект был достигнут за счет текста юмористического содержания, визуального ряда и популярной музыки, без которой пародийный эффект был бы невозможен.
--------------------------------
<9> Определение Президиума ВАС РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора N ВАС-5861/13 по делу N А40-38278/2012.
<10> Постановление Суда по интеллектуальным правам от 29.10.2013 N С01-126/2013 по делу N А40-60254/2012.
Таким образом, музыкальная пародия представляется особым видом производного произведения, создание которого подпадает под случай свободного использования оригинального (первоначального) произведения по причине ее критической направленности и важности для свободы творчества. Нормы, регулирующие режим производных произведений, следует применять к пародиям, не забывая о цели и специальном характере п. 4 ст. 1274 ГК РФ <11>.
--------------------------------
<11> Витко В.С. Комментарий правовых подходов, сформированных Судом по интеллектуальным правам по вопросам производных произведений // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2023. Сентябрь. Вып. 3 (41). С. 44 - 59.
При квалификации произведения в качестве производного следует отметить: переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего <12>, поэтому логично предположить, что простое включение части произведения в состав другого может приводить к созданию производного произведения <13>. Однако, согласно пп. 1 п. 2 ст. 1259 ГК РФ, производные произведения представляют собой переработку другого произведения, а в пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ указывается, что под переработкой произведения понимается создание производного произведения - то есть для создания производного произведения в существующее произведение должны быть внесены творческие изменения <14>. Следовательно, простое включение существующего произведения в состав другого (механическое копирование произведения или его части) без творческого труда по изменению формы первоначального произведения не является переработкой произведения и поэтому не может приводить к созданию производного произведения - в данном случае имеет место использование произведения путем его воспроизведения, а не создание нового самостоятельного произведения по смыслу ст. 1257 ГК РФ.
--------------------------------
<12> Абзац 4 п. 87 Постановления Пленума N 10.
<13> Пункт 87 Постановления Пленума N 10.
<14> Постановление Суда по интеллектуальным правам от 30.10.2020 N С01-1207/2020 по делу N А40-150262/2019; Постановление Суда по интеллектуальным правам от 15.12.2022 N С01-1934/2022 по делу N А40-100965/2022.
Предельный случай переработки - полное изменение всех творческих элементов первоначального произведения, которое и приводит к созданию нового самостоятельного произведения. Так, В.Я. Ионас определял производное произведение как произведение, "автор которого, заимствуя частично или полностью существенные элементы из чужого произведения, проявляет при этом собственное творчество" <15>, при переработке "появляется существенно новая внешняя форма произведения, в которой перед нами предстают идейное и образное содержание оригинала" <16>. А.П. Сергеев считал, что производные произведения - это произведения, "при создании которых частично заимствуются охраняемые элементы чужого произведения при условии их творческой самостоятельности" <17>. Э.П. Гаврилов указывал, что "характерный признак переработки - заимствование определенных элементов формы (язык, художественные образы, последовательность изложения материала) из ранее существовавшего произведения" <18>. Следовательно, во-первых, при переработке сохраняется идейное содержание оригинального произведения, т.е. пародия состоит в создании новой формы теми же знаками (словами, звуками и т.д.) для передачи идеи оригинального произведения, но с частичным использованием этого произведения путем воспроизведения или исполнения. А во-вторых, речь идет о творческих (а значит, охраняемых) элементах оригинального произведения, которые перерабатываются, потому что так называемые обычные, нетворческие элементы переработчик может создать самостоятельно, они не охраняются авторским правом, а их совпадение не являются признаком переработки <19>.
--------------------------------
<15> Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.: Юридическая литература, 1972. С. 56.
<16> Там же.
<17> Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2005. С. 160.
<18> Гаврилов Э.П. Советское авторское право (Основные положения. Тенденции развития). М.: Наука, 1984. С. 176.
<19> Витко В.С. Комментарий правовых подходов, сформированных Судом по интеллектуальным правам по вопросам производных произведений // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2023. Сентябрь. Вып. 3 (41). С. 44 - 59.
Пародия создается на основе другого (оригинального) произведения (п. 4 ст. 1274 ГК РФ), идейное содержание которого перерабатывается путем критического осмысления идеи и (или) формы ее передачи. Ее назначение - критика, гротеск или уничижение оригинального произведения либо его автора, поэтому может возникнуть проблема нарушения его личных неимущественных прав.
В связи с этим представляют интерес так называемые рэп-баттлы и диссы - самостоятельные жанры музыкальных произведений с текстом. Дисс-трек, дисс-песня (от неуважительное, пренебрежительное отношение) - музыкальное произведение с текстом, основная цель которого - словесно нападать на кого-то, обычно на своего "коллегу по цеху", другого исполнителя. Часто они создаются бывшими участниками одного музыкального коллектива, находящимися в состоянии реального или мнимого публичного конфликта. Дисс стал самостоятельным музыкальным жанром, представляющим собой публичную критику, насмешку или оскорбление, направленное на другого артиста или группу: в качестве аргументов в произведение включается множество отсылок к прошлым событиям и творчеству оппонента <20>, есть термин "скрытый дисс" - в таких текстах описывается или упоминается человек в негативном или уничижительном ключе, но не называется напрямую <21>. Артист, ставший объектом дисс-трека, в ответ выпускает собственный дисс <22>. По сути, диссы - это демонстрация искусства оскорбления в музыкальном жанре, претендующая на часть современной культуры.
--------------------------------
<20> Песня "Слишком много людей" Пола Маккартни и его жены Линды из альбома Ram 1971. Так называемая "язвительная отповедь" Джону Леннону и Йоко Оно, которых критиковали за их проповедническую деятельность после распада The Beatles.
<21> Скандальная песня Фредди Меркьюри "Двуногая смерть" (Night at the Opera), направленная на бывшего продюсера Queen Нормана Шеффилда. Меркьюри практически рекомендовал Шеффилду перестать "коптить небо". В свою очередь Шеффилд пытался подать иск с требованием прекратить упоминать его в песнях, но безуспешно.
<22> Джон Леннон дал ответ Полу Маккартни песней "Когда ты спишь?" на успешный иск Пола Маккартни в Верховном суде Лондона о роспуске The Beatles как юридического партнерства и дисс-трек "Слишком много людей". Леннон ссылается на теорию "Пол мертв" (что Маккартни был заменен двойником), упоминает его разногласия с продюсером, говорит об эго Пола и критикует его музыку и стиль. Конфликт был исчерпан финальным обменом колкостями с помощью обложек альбомов: на диске Ram Маккартни изобразил себя с рогами барана. Леннон принял намек на свой счет и вложил в Imagine открытку, на которой он держит за уши свинью // https://brodude.ru/kendrik-vs-drejk-kak-muzyka-prishla-k-kulture-disso/.
Таким образом, провести грань между комическим эффектом, который обеспечивает сатира, и издевкой, вызывающей чувство обиды у автора, чье творение или личность стали предметом пародирования, весьма затруднительно в силу слишком оценочного критерия. Однако представляется, что в отношении пародии следует одновременно учитывать интересы не только автора оригинального произведения и автора пародии, но и общества, которому доносят творческое развитие конкретной идеи.
Литература
1. Витко В.С. Комментарий правовых подходов, сформированных Судом по интеллектуальным правам по вопросам производных произведений // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2023. Сентябрь. Вып. 3 (41). С. 44 - 59.
2. Гаврилов Э.П. Советское авторское право (Основные положения. Тенденции развития). М.: Наука, 1984. С. 176.
3. Денисов А.В. Метаморфозы музыкального текста: монография / 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2025.
4. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.: Юридическая литература, 1972.
5. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2005. С. 160.
6. Сухарева А.Е., Туркин Р.Э. Правовые проблемы пародии в авторском праве РФ // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2017. Март. N 15. С. 105 - 112.
7. Тупичинский А.С. Пародия как производное или оригинальное произведение: казнить нельзя помиловать // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2024. Декабрь. N 4 (46). С. 41 - 52.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.