Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Д.И. СОВЕТОВ
Актуальность и необходимость реформирования миграционного законодательства России обусловлены увеличением различных нарушений в данной области, что подтверждается статистическими показателями. Так, прирост мигрантов в 2024 г. достиг рекордного уровня, по меньшей мере за последние 26 лет. Согласно сборнику "Социально-экономическое положение России" за 2024 г., миграционный приток за период с января по ноябрь 2024 г. составил 420 тысяч человек (мигрантов), что в 3,9 раза превышает аналогичный показатель за тот же период 2023 г. <1>.
--------------------------------
<1> Доклад "Социально-экономическое положение России". URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801 (дата обращения: 29.05.2025).
Большинство мигрантов, прибывающих в Россию, относятся к категории "трудовых мигрантов". Под трудовой миграцией как экономическим процессом целесообразно понимать любые формы перемещений гражданина на территорию другого государства с целью реализации права на труд <2>.
--------------------------------
<2> Советов Д.И. Направления совершенствования миграционного контроля в Российской Федерации // Миграционное право. 2025. N 1. С. 12.
Основываясь на данных обстоятельствах, целесообразно раскрыть закономерность, которая показывает, что с ростом числа мигрантов повышается количество совершенных преступлений, причем как общеуголовных, так и специальных составов - т.е. миграционных преступлений, а также иных правонарушений, совершаемых специальным лицом - мигрантом <3>.
--------------------------------
<3> Каменева А.Н. Противодействие миграционной преступности: некоторые вопросы // Миграционное право. 2024. N 2. С. 18.
Значительный и ежегодно сохраняемый прирост приезжих объективно вызывает потребность в усилении миграционного контроля за миграционными потоками. Значительное число мигрантов на территории России формирует угрозу обеспечения "российской идентичности".
В данном контексте требуется сохранение российской идентичности, которая подвергается опасности из-за неконтролируемых миграционных потоков, что может подрывать такие незыблемые ценности, как: история и культура России, нравственность, патриотизм, народность, русский язык и другие блага и гарантии.
Результативной представляется статистика по делам о выдворении мигрантов с территории Российской Федерации. Институт выдворения, исходя из смысла ст. 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предполагает принудительное и контролируемое выдворение мигрантов через государственную границу Российской Федерации за пределы страны <4>.
--------------------------------
<4> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 03.02.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) // СПС "КонсультантПлюс".
Так, Верховный Суд России отметил увеличение числа административных дел, связанных с нарушением миграционного режима. В 2024 г., по сравнению с 2023 г., количество лиц, подвергнутых наказанию в виде административного выдворения из страны, возросло на 34%. Согласно данным Верховного Суда, в 2024 г. судами общей юрисдикции было рассмотрено в общей сложности 5,8 млн дел об административных правонарушениях мигрантов, а арбитражными судами - 54 тыс. таких дел <5>. Данная статистика подтверждает тенденцию к повышению репрессивности миграционной правоприменительной деятельности.
--------------------------------
<5> В 2024 г. из России выдворили на 34% больше иностранцев. URL: https://www.interfax.ru/russia/1009993 (дата обращения: 29.05.2025).
Целесообразно признать, что институт выдворения по-прежнему является и остается наиболее эффективным административно-правовым механизмом преодоления миграционных правонарушений и негативных последствий, наступивших в результате девиантного поведения мигранта, а также общим сдерживающим для мигрантов фактором.
Проблема миграционных отношений, безусловно, приводит к необходимости осуществления ряда законодательных преобразований. Представляется необходимым рассмотреть некоторые новеллы миграционного законодательства.
Наиболее важным является следующий правовой механизм, вступивший в силу в феврале 2025 г.: "Список должностных лиц, уполномоченных выдворять иностранцев из России, был значительно расширен".
С февраля 2025 г., помимо судов и сотрудников пограничной службы ФСБ России, решения о выдворении мигрантов за соответствующие правонарушения теперь уполномочены принимать руководители и их заместители в территориальных и транспортных подразделениях полиции, а также ответственные должностные лица, осуществляющие контроль за оборотом наркотических средств.
Видится, что представленное законодательное нововведение позволит сотрудникам полиции самостоятельно выдворять иностранцев за различные правонарушения, такие как несоблюдение правил въезда или условий пребывания на территории нашего государства, а также иные нарушения миграционного законодательства. Отсюда МВД России уже внесло необходимые изменения во внутриведомственные акты для реализации законодательно обновленных и вверенных полномочий <6>.
--------------------------------
<6> С 5 февраля вступают в силу новые правила в отношении нелегальных мигрантов. URL: https://www.garant.ru/news/1793086/ (дата обращения: 29.05.2025).
Реформу наделения сотрудников российской полиции полномочиями принимать решение о выдворении мигранта самостоятельно можно оценить в качестве эффективного механизма осуществления миграционного контроля.
Отсюда целесообразно сформулировать дефиницию, исходя из того что миграционный контроль представляет собой комплексное и интегрированное понятие, которое обеспечивает процесс учета лиц, прибывающих в Российскую Федерацию из других стран (т.е. мигрантов) <7>. Необходимо допускать, что миграционный контроль как частное понятие является разновидностью государственного аудита в сфере обеспечения безопасности миграционных процессов.
--------------------------------
<7> Советов Д.И. Указ. соч. С. 13.
Таким образом, можно заключить, что после выступления председателя Следственного комитета Российской Федерации Александра Ивановича Бастрыкина на Петербургском международном юридическом форуме в июне 2024 г. законодательство в области миграции стало активнее развиваться в ответ на озвученную проблему беспрецедентного роста преступлений, совершаемых мигрантами, и иных негативных последствий миграции.
В рамках выступления А.И. Бастрыкин представил тревожную статистику: за первые четыре месяца 2024 г. в Москву прибыло 1,2 млн мигрантов, в Подмосковье - 880 тыс., а в Санкт-Петербург - 860 тыс. При этом доля особо тяжких преступлений среди мигрантов увеличилась за 2023 г. с 19% до 26% <8>.
--------------------------------
<8> Александр Бастрыкин призвал ужесточить миграционную политику. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6792636 (дата обращения: 29.05.2025).
Анализируя современную ситуацию с миграционными процессами, следует признать, что незаконная миграция и сопутствующие ей негативные явления, такие как миграционная преступность, должны рассматриваться как риски и угрозы национальной безопасности России <9>.
--------------------------------
<9> Советов Д.И. Указ. соч. С. 11.
Целесообразно отметить, что наравне с законодательными преобразованиями начинает меняться в пользу ужесточения и государственная политика Российской Федерации в сфере миграции.
Государственная политика в сфере миграции в России представляет собой сложный комплекс мер, направленных на регулирование миграционных потоков и обеспечение национальной безопасности от различных злоупотреблений мигрантами.
Ключевые задачи государственной миграционной политики включают:
- управление миграционными потоками посредством включения правовых и организационных мер;
- разработку социальных мер, направленных на интеграцию и адаптацию мигрантов на территории Российской Федерации;
- повышение эффективности миграционного контроля в целях противодействия нелегальной миграции;
- обеспечение национальной безопасности от различных угроз, вызванных ростом числа мигрантов, и другие направления.
Отсюда и государственная политика в сфере миграции формируется при участии и взаимодействии различных правоохранительных органов, включая МВД РФ, ФСБ РФ, Минтруд России и другие субъекты исполнительной ветви власти. Эффективная миграционная политика требует постоянного совершенствования законодательства, укрепления международного сотрудничества и активного взаимодействия между всеми правоохранительными органами.
Задачи миграционной политики с учетом постоянного роста негативных последствий от миграционного воздействия целесообразно расширить в пользу выделения в качестве преимущественного направления "охраны миграционного суверенитета и сохранения российской идентичности".
Данные тенденции находят активное распространение в законодательных новеллах.
В апреле 2025 г. Президент России своим Указом дал поручение учредить Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России на базе Главного управления по вопросам миграции МВД России <10>.
--------------------------------
<10> Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2025 г. N 205 "О совершенствовании государственного управления в сфере миграции". URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202504020001?index=1 (дата обращения: 29.05.2025).
В этой связи представляется интересным рассмотреть особенности истории развития специализированного субъекта миграционного контроля в Российской Федерации.
Так, годами ранее Главное управление по вопросам миграции МВД России было учреждено в соответствии с Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в области контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере миграции" <11>. Рассматриваемый субъект был учрежден вместо Федеральной миграционной службы России, которая была в том же году упразднена соответствующим Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 <12>.
--------------------------------
<11> Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 (ред. от 15.05.2018) "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" // СЗ РФ. 2016. Ст. 2071.
<12> Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 упразднена Федеральная миграционная служба (ФМС). URL: https://london.mid.ru/ru/press-centre/gb_ru_consnews_125/?TSPD_101_R0=08765fb817ab20000c41ee93329bb8f14a30c036c2e0e3cbf01e4d1df324a5a57f8a9f36576832b208f58074461430009b8e038350d0eafd3d7da1ec6cd1a380e3de4391124fc5a16b453b3374337280017462ce0ac766852ee4a75296fce68a (дата обращения: 29.05.2025).
Реформа упразднения ФМС России в 2016 г. была обусловлена рядом факторов, включая стремление к оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти и повышению эффективности модели управления в сфере миграции. Основная цель реорганизации заключалась в устранении дублирования функций и оптимизации административных процессов в сфере реализации миграционной политики. Предполагалось, что интеграция миграционных функций в структуру МВД позволит улучшить координацию между различными ведомствами, ответственными за вопросы безопасности, правопорядка и миграционного контроля. Кроме того, реформа была призвана сократить административные издержки и повысить оперативность принятия управленческих решений в сфере миграции.
Данная реформа подвергалась критике со стороны ученых, где утверждалось, что передача миграционных функций в МВД может привести к усилению силового компонента в миграционной политике и снижению внимания к социальным аспектам воспитания, адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Однако сторонники преобразований утверждали, что реорганизация позволит более эффективно бороться с нелегальной миграцией и обеспечит надежный контроль за миграционными потоками.
Как показала современная правоприменительная практика, но уже спустя годы основная причина преобразования Главного управления по вопросам миграции МВД России в новую структуру - Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России заключается в том, что за время своей работы Главное управление допустило "значительные недостатки" в области осуществления миграционного контроля. Причиной подобных упущений являлось отсутствие актуальной информации у Главного управления о статусе и перемещениях иностранцев, также не обеспечивался выезд мигрантов из России. При этом в 1,5 тыс. случаев прокурорами в судебном порядке были оспорены фиктивные основания для легализации мигрантов <13>.
--------------------------------
<13> Путин создал новую службу по вопросам гражданства и мигрантов. URL: https://www.rbc.ru/politics/02/04/2025/67ecf1079a7947399e6f3ce0 (дата обращения: 29.05.2025).
Также к положительной стороне реформы можно отнести, что в результате ее реализации будет пересмотрен, а значит, и усилен контроль за миграционными потоками. Реализуемая реформа также привлекает общественное внимание к острой проблеме миграции. Учреждение новой Службы в перспективе позволит устранить ранее допущенные ошибки в практике Главного управления по вопросам миграции МВД России и выстроить более эффективную систему мер противодействия нелегальной миграции и теневым процессам в рассматриваемой отрасли.
Можно согласиться с позицией А.Г. Хабибулина и К.Р. Мурсалимова, которые отмечают, что "одной из ключевых проблем в сфере государственного контроля миграции является нехватка высококвалифицированных специалистов. Отсюда и наличие диплома юриста не всегда гарантирует наличие глубоких юридических знаний и навыков в рассматриваемой сфере. В связи с этим реформа системы юридического образования становится одним из важнейших направлений улучшения юридической деятельности. Подготовка юристов в образовательных учреждениях должна основываться на практико-ориентированном подходе" <14>.
--------------------------------
<14> Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р. Меры по совершенствованию государственного контроля в сфере миграции: правообразующий и правоприменительный аспекты // Миграционное право. 2025. N 1. С. 4.
Для повышения эффективности работы новой Службы по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России целесообразно развивать правоприменительную деятельность по следующим направлениям:
Во-первых, в силу постоянного роста мигрантов на территории России, а также наличия факта неучтенных миграционных преступлений и неравномерного распространения миграционных потоков в субъектах Федерации целесообразно расширять кадровый состав правоохранительных органов, осуществляющих миграционный контроль. Как уже отмечалось ранее в данной статье, от эффективности кадрового состава во многом зависит уровень эффективности противодействия преступности различной природы. Закономерный рост миграции вызывает необходимость и в наращивании кадрового ресурса, а также дополнительном финансировании профильных правоохранительных органов. В случае учреждения новой службы на первоначальном этапе необходимо сформировать эффективный кадровый состав, исключив любые формы проявления "кумовства" при приеме новых кадров.
Во-вторых, целесообразным видится детальное расширение доктринального аппарата и разграничение миграционных преступлений и преступлений, совершенных мигрантом, для целей повышения эффективности применения уголовно-правового механизма. Так, миграционные преступления относятся к нарушениям миграционного законодательства и правил, касающихся въезда, пребывания и выезда иностранных граждан, которые образуют применение мер уголовной ответственности за нарушение законодательных предписаний.
В то время как преступления, совершенные мигрантом, могут быть условно любыми уголовными деяниями, не обязательно связанными с миграционным статусом субъекта, но совершенными лицом с определенным криминологическим портретом личности такого преступника - т.е. мигрантом. Интересным представляется и тот факт, что совершение преступления непосредственно мигрантом в настоящий момент в российском законодательстве не образует по общеуголовным деяниям ни отягчающего, ни смягчающего обстоятельства, а признается лишь юридическим фактом.
В-третьих, деятельность учрежденной Службы по противодействию незаконной миграции целесообразно развивать с учетом применения передовых достижений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ). Эффективными на сегодняшний день представляются информационные системы миграционного учета.
Так, согласно ст. 10 Федерального закона N 109-ФЗ органы миграционного учета создают государственную информационную систему миграционного учета на основе информации, получаемой об иностранном гражданине <15>.
--------------------------------
<15> Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Например, на платформе Министерства цифрового развития России осуществляется учет мигрантов в рамках государственной системы миграционного и регистрационного учета.
Целесообразно расширять направления и функциональные возможности таких систем путем формирования цифрового профиля мигранта и расширения информационных витрин для наполнения функциональных возможностей системы. Цифровой профиль мигранта - это система, в которой собирается и обрабатывается информация о мигрантах, включая их личные данные, историю пребывания, трудовую деятельность, а также другие аспекты, связанные с их миграционным статусом. Цифровой профиль мигранта может включать данные о регистрации, визах, разрешениях на работу, а также информацию о взаимодействии мигранта с государственными органами по различным вопросам. Обязательным следует признать включение дактилоскопических данных о мигрантах для целей повышения эффективности осуществления разыскной деятельности.
Создание цифрового профиля позволяет улучшить управление миграционными процессами, повысить уровень безопасности, а также упростить доступ мигрантов к различным услугам и обеспечить механизм защиты прав. Таким образом, следует полагать, что развитие данного направления может способствовать более эффективному мониторингу и анализу миграционных потоков, а также оперативному поиску мигрантов правоохранительными органами.
Данные цифровые платформы необходимо интегрировать в работу Службы по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России.
В-четвертых, миграционная политика России в концептуальном смысле должна быть непосредственно направлена на сохранение российской идентичности, которая подвергается опасности из-за неконтролируемых миграционных потоков. Миграционная политика и практика учрежденной Службы должна быть направлена на сохранение ценностей, предопределяющих российскую идентичность, таких как: история и культура России, нравственность, патриотизм, русский язык и другие гарантии, блага и русские ценности.
Обобщая вышеизложенное, целесообразно заключить, что правоприменительная деятельность Службы по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России будет сопоставляться при оценке показателей эффективности с ранее действующим правоохранительным органом, т.е. Главным управлением по вопросам миграции и даже предшествующей Федеральной миграционной службой. Однако только время покажет эффективность деятельности рассматриваемого и учрежденного субъекта при сравнительном анализе с предшественниками.
Эффективность правоприменения в миграционной сфере достигается в результате взаимодействия правоохранительных органов между собой. Однако выявляются и проблемы, связанные с недостаточной цифровизацией процессов, сложностью межведомственного взаимодействия и необходимостью повышения квалификации сотрудников и наращивания кадрового состава профильных правоохранительных органов в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование новой Службы по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России закономерно порождает необходимость в притоке новых, высококвалифицированных специалистов. Данный фактор, безусловно, осложняет процесс становления любого субъекта правоохранительной деятельности, призванного обеспечивать правопорядок в сфере миграционного учета и осуществления миграционного контроля в целом. Создание новой и эффективной структуры, способной оперативно решать сложные задачи в сфере миграции и в вопросах гражданства, требует времени и значительных усилий.
Вместе с тем важно учитывать, что Служба по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России, являясь прямым правопреемником Главного управления по вопросам миграции МВД России, "наследует" значительный объем наработанного опыта. Анализ опыта в сфере осуществления миграционного контроля, включающего как положительные практики, так и выявленные правоприменительные ошибки и проблемы, позволяет избежать повторения прежних недочетов в правоприменительной деятельности, но уже новым субъектом миграционного контроля. Таким образом, несмотря на сложности, данная преемственность обеспечивает определенную базу для успешного развития новой Службы, что позволяет оценить рассматриваемую законодательную новеллу, которая направлена на учреждение нового субъекта миграционного контроля, в качестве положительной и многообещающей.
Литература
1. Каменева А.Н. Противодействие миграционной преступности: некоторые вопросы / А.Н. Каменева // Миграционное право. 2024. N 2. С. 16 - 19.
2. Кучеров А. "Зачем они нужны, эти товарищи?" Александр Бастрыкин призвал ужесточить миграционную политику / А. Кучеров // Коммерсантъ. 2024. 27 июня.
3. Советов Д.И. Направления преодоления юридических коллизий, возникающих при заключении трудового договора с мигрантами / Д.И. Советов // Миграционное право. 2024. N 3. С. 27 - 28.
4. Советов Д.И. Направления совершенствования миграционного контроля в Российской Федерации / Д.И. Советов // Миграционное право. 2025. N 1. С. 11 - 14.
5. Тадтаев Г. Путин создал новую службу по вопросам гражданства и мигрантов / Г. Тадтаев, Ю. Овчинникова // РБК.ru. 2025. 2 апреля.
6. Хабибулин А.Г. Меры по совершенствованию государственного контроля в сфере миграции: правообразующий и правоприменительный аспекты / А.Г. Хабибулин, К.Р. Мурсалимов // Миграционное право. 2025. N 1. С. 2 - 5.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.