Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
В статье рассмотрены нормативно-правовые аспекты надзорной деятельности в области гражданской обороны, даны ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы в этой сфере, представлена статистика надзорной деятельности за 2024 год, включая структуру основных видов нарушений. Совершенствование государственного надзора в области гражданской обороны предусматривает внедрение риск-ориентированных подходов, приоритетный переход на мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, и использование индикаторов риска в качестве основного инструмента контроля.
Проверки - не самые приятные моменты в работе руководителей и иных ответственных за гражданскую оборону в организациях (в учреждениях и на предприятиях). Проверки могут закончиться выявлением нарушений обязательных требований в области гражданской обороны и наложением административных взысканий, вплоть до солидных штрафов как на юридическое лицо, так и на руководителя организации. Поэтому своевременная подготовка к проведению проверки и оперативное устранение недостатков - залог успешного проведения контрольного мероприятия. А для этого нужно знать основные положения и требования нормативно-правовых актов в сфере государственного надзора в области ГО, полномочия проверяющих и свои права, а главное - нужно знать, что и как проверяют контролирующие органы. В помощь нашим читателя редакция журнала подготовила серию тематических статей по вопросам подготовки к проверкам и организации внутреннего контроля гражданской обороны в учреждениях и на предприятиях.
Основные нормативно-правовые ссылки
- Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (статья 13.1 "Федеральный государственный надзор в области гражданской обороны");
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ (ред. от 28.02.2025) "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007 (ред. от 19.08.2023) "О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны";
- Постановление Правительства РФ от 09.06.2022 N 1052 (ред. от 02.10.2023) "О государственном надзоре за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны";
- Приказ МЧС России от 04.02.2022 N 61 (ред. от 22.10.2024) "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны";
- Приказ МЧС России от 29.05.2024 N 449 "Об утверждении типовых форм документов, используемых при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны".
Федеральный государственный надзор в области гражданской обороны
Федеральный государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется МЧС России. Предмет надзора - соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Организация и осуществление федерального государственного надзора в области гражданской обороны регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007.
Ежегодно МЧС России обобщает и анализирует правоприменительную практику при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны <1>. Задачами такого обобщения и анализа являются:
- обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
- выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
- анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
- подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
- подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
--------------------------------
<1> См., например, Доклады с обобщением правоприменительной практики и руководством по соблюдению обязательных требований (утв. МЧС России 30.04.2025).
В качестве источников формирования сведений для обобщения правоприменительной практики надзорной деятельности МЧС России используются:
- результаты проверок и иных мероприятий по контролю;
- результаты взаимодействия надзорных органов и судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы;
- результаты обжалований действий и решений должностных лиц органов надзорной деятельности МЧС России в административном или судебном порядке и иные материалы судебной практики;
- результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;
- разъяснения, полученные органами надзорной деятельности МЧС России от органов прокуратуры, суда, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности;
- результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан;
- результаты опросов представителей подконтрольных объектов государственного надзора на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на бизнес;
- результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;
- разъяснения вышестоящих органов надзорной деятельности МЧС России по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления надзора за соблюдением обязательных требований.
Статистика надзорной деятельности за 2024 год
Федеральному государственному надзору в области гражданской обороны подлежит 104 997 организаций, из них к категории высокого риска отнесено 1 878 организаций, к категории значительного риска - 6 444 организации, к категории среднего риска - 29 381 организация, к категории низкого риска - 67 294 организации.
Всего надзорными органами МЧС России в 2024 году проведено 29 441 контрольное (надзорное) мероприятие, из них: 225 - плановых; 29 216 - внеплановых.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводились по следующим основаниям:
- в соответствии с истечением срока исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований - 705 контрольных (надзорных) мероприятий;
- в соответствии с наличием сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - 2 контрольных (надзорных) мероприятия;
- в соответствии с выявлением соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, - 6 контрольных (надзорных) мероприятий;
- в соответствии с требованием прокурора - 154 контрольных (надзорных) мероприятия;
- в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства РФ - 28 349 контрольных (надзорных) мероприятий.
В ходе проведенных проверок выявлено 82 196 нарушений обязательных требований, из них связанных:
- с эксплуатацией защитных сооружений гражданской обороны - 39 784;
- планированием основных мероприятий в области гражданской обороны - 6 511;
- подготовкой населения в области гражданской обороны - 7 237;
- накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств - 3 739;
- созданием (назначением) структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны - 2 302;
- планированием основных мероприятий в области гражданской обороны - 10 492;
- накоплением, хранением и использованием средств индивидуальной защиты - 1 746;
- планированием эвакуационных мероприятий - 2 148;
- использованием и содержанием систем оповещения - 1 540;
- созданием сил гражданской обороны - 2 169;
- повышением устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в военное время - 1 860;
- иные нарушения в области гражданской обороны - 2 668.
Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявляемыми в 2024 году, стали:
- нарушения, связанные с созданием, эксплуатацией защитных сооружений гражданской обороны, в том числе невыполнением мероприятий по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию, содержанием инженерно-технического оборудования, наличием соответствующей документации и проведением технического обслуживания защитных сооружений гражданской обороны;
- нарушения, связанные с созданием (назначением) и оснащением структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;
- нарушения, связанные с организацией и проведением подготовки и обучения населения, работников и должностных лиц организаций, нештатных формирований, проведением учений по вопросам гражданской обороны;
- отсутствие соответствующего установленным требованиям защитного сооружения гражданской обороны для укрытия работников наибольшей работающей смены организации, отнесенной к категории по гражданской обороне;
- нарушения, связанные с накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, средств индивидуальной защиты;
- отсутствие документов, определяющих номенклатуру и объемы создаваемых запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- не проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в военное время;
- отсутствие положения об организации и ведении гражданской обороны;
- план основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, не разработан и (или) не согласован с органом местного самоуправления;
- не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.
По результатам надзорных мероприятий вручено 8 942 предписания по устранению выявленных нарушений обязательных требований.
Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 53,4%.
По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлено 9 972 протокола об административных правонарушениях, из них на должностных лиц 6 343 и на юридических лиц 3 629.
К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 4 477 лиц, из них должностных - 3 009 лиц и юридических - 1 468 лиц, в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ - 4 243 лица.
Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 92,2 млн руб.
Направления совершенствования надзорной деятельности
Совершенствование надзорной деятельности предусматривает внедрение риск-ориентированных подходов, приоритетный переход на мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, и использование индикаторов риска в качестве основного инструмента контроля.
Выявление индикаторов риска позволяет на ранних этапах выявлять тенденции к недобросовестному поведению, влекущему причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в будущем, предотвращать нарушения и оперативно реагировать в случае их возникновения. Профилактическая работа должна обеспечить понимание контролируемыми лицами всех обязательных требований. Основной задачей такого подхода является стимулирование добросовестного поведения контролируемых лиц.
Важную роль в решении этой задачи играет трансформация контрольных (надзорных) органов от упреждающе-карательной к сервисной, клиентоориентированной модели поведения. Контрольные (надзорные) органы должны проводить широкую разъяснительную кампанию, выпуская доступные для понимания руководства по соблюдению обязательных требований, видеоматериалы, проводя консультирования и давая практические советы в рамках профилактических визитов.
Плановый контроль в форме контрольных (надзорных) мероприятий в перспективе должен проводиться только в отношении объектов контроля чрезвычайно высокой и высокой категорий риска. При этом для отдельных объектов контроля контрольные (надзорные) мероприятия должны быть максимально заменены на профилактические визиты, позволяющие по их итогам выдавать предписания об устранении нарушений.
Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы правоприменения законодательства в области гражданской обороны
1. Необходимо ли отнесение опасных производственных объектов I и II классов опасности, не имеющих существенного оборонного и экономического значения, к категории по ГО и, как следствие, создание для них нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ)?
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязаны создавать собственные НАСФ из числа работников.
Федеральным законом N 28-ФЗ конкретизируются нормы по созданию НАСФ в целях осуществления дифференцированного подхода. Исключение нормы по созданию НАСФ приведет к правовому пробелу в части планирования и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
2. В соответствии с какими критериями проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия в области гражданской обороны в отношении организаций?
В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1007, проведение плановых проверок с установленной периодичностью в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется при соблюдении хотя бы одного из следующих критериев:
- наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя категории по гражданской обороне;
- эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем потенциально опасного объекта;
- эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем критически важного объекта;
- владение и (или) пользование (в том числе наличие на своем балансе) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем защитными сооружениями гражданской обороны;
- принадлежность юридического лица или индивидуального предпринимателя к оборонно-промышленному комплексу;
- наличие мобилизационного задания (заказа) у юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- выполнение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем мероприятий федерального, регионального, местного уровней по гражданской обороне.
3. На каких основаниях и кем производится отнесение организаций к категориям риска по гражданской обороне?
В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1007, главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия самостоятельно относить деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска.
Данная работа проводится на основании соответствующих решений руководителя (заместителя руководителя или руководителя структурного подразделения территориального органа МЧС России, в компетенцию которого входят вопросы организации и осуществления надзорной деятельности), по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
4. Выполнение каких требований и мероприятий в области гражданской обороны, отраженных в вопросах проверочного листа (списка контрольных вопросов), является для организации обязательным в зависимости от статуса организации (отнесена / не отнесена к категории, продолжает или не продолжает работу в военное время и др.)?
Предусмотренные Приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны" вопросы, отражающие содержание обязательных требований, конкретизируют отдельные категории требований, которые являются обязательными для организаций в зависимости от их статуса.
Если вопросами не предусмотрена конкретизация организаций в зависимости от их статуса, то требования распространяются на все организации.
5. Организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне и в области защиты работников организаций и подведомственных объектов от ЧС. Возможна ли разработка единого планирующего документа, объединяющего План гражданской обороны и План действий по предупреждению и ликвидации ЧС?
Вопросы разработки планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных регулируются отдельными законодательными актами и иными нормативно-правовыми актами, относящимися к различной области применения.
Такими законодательными и иными нормативно-правовыми актами являются:
Федеральный закон N 28-ФЗ;
Федеральный закон N 68-ФЗ;
Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";
Приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (далее - Приказ МЧС от 14.11.2008 N 687, Положение, соответственно).
Учитывая различный характер правового регулирования, разработка единого планирующего документа по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций нецелесообразна.
6. Кто осуществляет отнесение организаций к субъектам надзора в области гражданской обороны?
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления возложены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В связи с этим органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления определяют степень участия организаций в области гражданской обороны, на территории соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований.
7. Кто устанавливает полномочия организаций по выполнению обязанностей в области гражданской обороны?
Полномочия и обязанности организаций в области гражданской обороны установлены статьей 9 Федерального закона N 28-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним подзаконными актами.
8. Какие организации обязаны создавать и организовывать работу комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций?
В соответствии с пунктом 16.13 Положения, мероприятием по обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время.
В связи с тем, что повышение устойчивости функционирования организаций необходимо на период военного времени, в пунктах 8 и 9 списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований, утвержденного Приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны", указана категория организаций, для которых выполнение указанного требования является обязательным - это организации, необходимые для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
9. Какие формирования являются НАСФ по борьбе с пожарами и какие организации обязаны их создавать?
НАСФ по борьбе с пожарами в соответствии с Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным Приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999, являются формирования, которые в зависимости от численности личного состава подразделяются на пожарно-спасательные команды, пожарно-спасательные группы и пожарно-спасательные звенья. Согласно статьям 1 и 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" указанные формирования должны оснащаться специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, а также быть аттестованными на определенный вид аварийно-спасательных работ.
Создавать указанные формирования обязаны организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне.
10. Допускается ли в организации ведение единого журнала учета проведения вводного инструктажа по ГО и инструктажа по действиям при ЧС?
Согласно следующим нормативным правовым актам:
Положению о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485;
Положению о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, ведение единого журнала учета проведения инструктажей не предусмотрено.
11. Каким нормативным правовым актом (в соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона N 247-ФЗ) утвержден перечень обязательных требований в области гражданской обороны?
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Федерального закона N 247-ФЗ сфера применения данного Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в области гражданской обороны, в связи с чем оснований для разработки перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области гражданской обороны, не имеется.
12. Требуются разъяснения: а) порядок проверки обособленных подразделений организации (не являющихся юридическими лицами) и расположенных на территории нескольких субъектов РФ; б) проверка такого рода подразделений осуществляется одновременно с проверкой головной организации - юридического лица или может быть разнесена по времени?
Согласно положениям статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ обособленные подразделения юридических лиц также являются контролируемыми лицами как и сами юридические лица. В этой связи порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении обособленных подразделений аналогичен общему порядку, установленному данным Федеральным законом, вне зависимости от их территориального расположения и сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении головных организаций.
13. Может ли орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, снизить категорию риска с высокой до низкой объекту надзора с изначально высокой категорией риска после проведения трех плановых проверок без выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны?
Отнесение объектов надзора к категориям риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов надзора к определенной категории риска, установленных пунктом 24 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1007.
Изменение присвоенной объекту надзора категории риска на более высокую либо более низкую категорию риска допускается не более чем на одну ступень от изначально присвоенной на основании вышеуказанных критериев категории риска.
14. В соответствии с пунктом 131 Постановления Правительства РФ N 1007 результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия. Чем регламентирован порядок приобщения видеозаписи к акту контрольного (надзорного) мероприятия?
Согласно статье 87 Федерального закона N 248-ФЗ документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.
Пунктами 12 или 13 типовых форм актов контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом", предусматривается перечисление прилагаемых к акту документов и иных материалов, являющихся доказательствами нарушения обязательных требований.
В этой связи аудио- и видеозаписи приобщаются к акту на физических носителях (CD-дисках) или в виде файлов наиболее распространенных форматов.
15. В организации имеются защитные сооружения гражданской обороны, по которым ведется процедура снятия их с учета в МЧС России, комплект документов находится на согласовании в МЧС России. Снимаемые с учета защитные сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) не в полной мере отвечают требованиям:
1) Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583);
2) Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575).
По результатам проверок таких ЗС ГО надзорными органами МЧС России возможно наложение штрафов за несоответствие требованиям вышеуказанных документов, а содержание таких ЗС ГО влечет нецелесообразную финансовую нагрузку на организацию: обслуживание и замена дорогостоящего оборудования, затраты на проведение капитального и текущих ремонтов, содержание и подготовка формирования по обслуживанию ЗС ГО, оснащение и проведение поверки (технического обслуживания) приборами РХРиДК. Подлежат ли проверке надзорными органами МЧС России защитные сооружения гражданской обороны, снимаемые с учета, документация по которым на момент проверки согласована с ГУ МЧС России по субъекту и находится на согласовании в МЧС России?
Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1007, установлен порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны. Согласно пункту 2.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, комиссия, создаваемая для снятия с учета ЗС ГО, оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО или акт об изменении типа ЗС ГО, или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО. В этой связи до снятия с учета ЗС ГО федеральный государственный надзор в области гражданской обороны в отношении объекта надзора осуществляется в соответствии с установленным порядком.
16. В соответствии с пунктом 57.2 проверочного листа, утвержденного Приказом МЧС России N 61 от 04.02.2022 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны" предусмотрена обязанность проверяемого лица провести профессиональную подготовку персонала ответственного за включение (запуск) локальной системы оповещения. По какой программе необходимо провести обучение указанных лиц?
Подготовка персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения, организуется и проводится на основании Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" и в соответствии с программами:
1) Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны, утверждена МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-27-11;
2) Примерная программа курсового обучения руководителей и работников гражданской обороны, руководителей формирований и служб, а также отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утверждена МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-29-11;
3) Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации руководителей и работников гражданской обороны, органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, утверждена МЧС России 30.10.2020 N 2-4-71-11-10;
Программы размещены в сети Интернет на официальном сайте (интернет-портале) МЧС России и в системе "КонсультантПлюс".
17. Приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61 утверждена новая форма проверочного листа, применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны. Отменяет ли он требования по выполнению предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, выданного организации при проверке осуществленной ранее согласно проверочному листу, утвержденному Приказом МЧС России от 27.02.2018 N 78, если в актуализированном проверочном листе поменялось требование к исполнению пункта, на основании которого было выдано предписание?
Применение проверочных листов, утвержденных Приказами МЧС России от 27.02.2018 N 78 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны" и от 04.02.2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны", при осуществлении внеплановых проверок не предусмотрено.
Одновременно предписание, выданное по результатам плановой проверки с применением проверочного листа, является обязательным для исполнения, в случае если оно содержит требования действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, не было обжаловано в установленном порядке и вступило в законную силу.
18. Убежища (противорадиационные укрытия (далее - ПРУ)) эксплуатируются в качестве укрытия. Какие требования применяются к ЗСГО в рамках надзора к системе вентиляции? К примеру: ЗСГО эксплуатируется в качестве укрытия, отсутствует (демонтировано) фильтро-вентиляционное оборудование или фильтры-поглотители. К этому ЗСГО предъявляются требования по отсутствию данного оборудования или консервируется в том виде, в котором находится?
В соответствии с требованиями пункта 2.15 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила), к убежищам, эксплуатируемым в качестве ПРУ или укрытий, и ПРУ, эксплуатируемым в качестве укрытий, предъявляются требования, установленные Правилами для ПРУ или укрытий, соответственно. При этом перевод на эксплуатацию убежищ в качестве ПРУ или укрытий, либо ПРУ в качестве укрытий осуществляется по согласованию с МЧС России в лице территориальных органов по соответствующим субъектам Российской Федерации. В связи с изложенным необходимо обратиться в территориальный орган МЧС России по месту нахождения объекта надзора.
19. В соответствии с абз. 3 п. 12 Положения руководители структурных подразделений (работники) по ГО подчиняются непосредственно руководителю органа местного самоуправления (организации). Считается ли выполненным данное требование для органа местного самоуправления, при условии, что данный орган, в лице местной администрации муниципального образования, являющегося юридическим лицом, не имея в своем штате структурного подразделения (работника) по ГО, обеспечивает управление ГО через работника по ГО, находящегося в штате иного юридического лица (муниципальное учреждение - Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования, которое не является органом местного самоуправления), учредителем которого является муниципальное образование в лице вышеуказанной местной администрации муниципального образования. Данный работник не является руководителем муниципального учреждения - Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования?
Сообщается, что в соответствии с абзацем 3 пункта 12 Положения, руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне подчиняются непосредственно руководителю органа местного самоуправления (организации). В этой связи возложение обязанностей по решению задач гражданской обороны на работника, находящегося в штате иного юридического лица муниципального образования, или в структурном подразделении органа местного самоуправления, не связанном с выполнением задач в области гражданской обороны, Положением не предусмотрено.
20. В положениях Федерального закона N 28 "О гражданской обороне" и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы гражданской обороны, отсутствуют отсылки на перечень полномочий и обязанностей индивидуальных предпринимателей по данному направлению деятельности. Прошу дать разъяснения по следующим вопросам:
1. Идентичны ли понятия "организация" и "индивидуальный предприниматель", в рамках реализации вопросов гражданской обороны?
2. Какие требования и мероприятия по гражданской обороне распространяются на деятельность индивидуальных предпринимателей?
3. Проводятся ли надзорные мероприятия в отношении индивидуальных предпринимателей по вопросам гражданской обороны? Имеются ли какие-либо особенности данного процесса (отличающиеся от проверок организаций)?
4. Применяется ли проверочный лист (Приказ МЧС N 61) при проведении надзорных мероприятий в отношении индивидуальных предпринимателей?
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемыми лицами являются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю. Одновременно гражданами являются физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели).
В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона N 28-ФЗ предметом федерального государственного надзора в области гражданской обороны является в том числе соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области гражданской обороны, установленных данным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Порядок осуществления указанного вида надзора установлен Постановлением Правительства РФ N 1007.
Предусмотренные Приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны" вопросы, отражающие содержание обязательных требований, уточняют отдельные категории требований, которые являются обязательными для контролируемых лиц в зависимости от их статуса, в том числе индивидуальных предпринимателей.
21. Головная организация (частная форма собственности) расположена в г. Москве и представляет собой несколько офисных помещений в одном из офисных зданий города. Обособленное подразделение (филиал) этой организации расположен от нее за тысячу километров в Южном федеральном округе. Филиал отнесен к категории по гражданской обороне (категория значительного риска). Согласно поручению Президента Российской Федерации в отношении головной организации (не филиала) планируется проведение внеплановой проверки в области гражданской обороны. Прошу Вас разъяснить, правомерна ли указанная внеплановая проверка в отношении головной организации (не филиала)?
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 16.08.2016 N 804 до 01.09.2024 категория по гражданской обороне устанавливается для организации по наивысшему показателю ее обособленных подразделений вне зависимости от ее месторасположения.
Согласно положениям статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемыми лицами являются как сами юридические лица, так и обособленные подразделения этих юридических лиц.
В этой связи порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении головных организаций аналогичен общему порядку, установленному Федеральным законом, вне зависимости от их территориального расположения, соответствия критериям отнесения к категориям риска и сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении обособленных подразделений.
22. Предметом федерального государственного надзора в области гражданской обороны является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом N 28-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации (подпункт "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ N 1007). Предметом государственного надзора за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны является в том числе реализация федеральными органами исполнительной власти полномочий в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом N 28-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации (подпункт "а" пункта 2 Правил государственного надзора за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2022 N 1052).
При осуществлении указанных видов надзора возникают проблемные вопросы, связанные с тем, что ряд территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, владеют защитными сооружениями гражданской обороны, то есть подлежат учету как объекты федерального государственного надзора в области гражданской обороны и отнесению к соответствующей категории риска.
Подлежат ли органы власти федеральному государственному надзору в области гражданской обороны?
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 248-ФЗ его положения применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти, не связанной с осуществлением ими властных полномочий, организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами.
Таким образом, органы власти как организации подлежат также федеральному государственному надзору в области гражданской обороны в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1007.
23. В соответствии с Федеральными законами N 28-ФЗ и N 68-ФЗ организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения населения.
В положениях указанных Федеральных законов отсутствуют какие-либо допущения по отсутствию необходимости создания локальных систем оповещения на линейных объектах I и II классов опасности, при наличии угрозы вреда жизни и здоровью населения.
Вместе с тем 01.02.2023 вступил в силу ГОСТ Р 22.7.05-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов. Общие требования", который не включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности", утвержденный Приказом Росстандарта от 02.04.2020 N 687, а также в Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденных МЧС России.
В соответствии с п. 3.1.6 ГОСТ Р 22.7.05-2022 под хозяйственной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая в ходе производственной деятельности индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, независимо от формы собственности и от того, носит она коммерческий или некоммерческий характер, осуществляемая в зданиях, сооружениях, жилых постройках и/или на территориях, прилегающих к ним в соответствии с кадастровыми планами.
С учетом изложенного необходимо ли создание локальной системы оповещения с учетом требований Федеральных законов N 28-ФЗ и N 68-ФЗ на линейных объектах I и II классов опасности, где в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий отсутствует население, проживающее или осуществляющее хозяйственную деятельность, учитывая положения ГОСТ Р 22.7.05-2022, но на которых согласно информации из декларации промышленной безопасности таких объектов предполагается причинение вреда жизни и здоровью людей (грибников, охотников и т.д.)?
Постановлением Правительства РФ от 17.05.2023 N 769 установлены Правила создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, в том числе границы зон действия систем оповещения населения.
Согласно статье 7 Федерального закона N 247-ФЗ содержание обязательных требований нормативных правовых актов должно отвечать принципу правовой определенности и не приводить к противоречиям при их применении. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.05-2022 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов. Общие требования" содержит противоречащие Постановлению Правительства РФ N 769 требования к системам оповещения населения и порядку их создания, наименования систем оповещения населения, а также несоответствия установленных полномочий.
В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативно-правовыми актами разной юридической силы, в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы, то есть требования Постановления Правительства РФ N 769.
На основании пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ, подпункта "б" пункта 4 Правил создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 769, и с учетом того, что в декларации промышленной безопасности, указанных в обращении объектов, предполагается причинение вреда жизни и здоровью людей (грибников, охотников и т.д.), локальная система оповещения населения в районе размещения этих объектов должна быть создана.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.