Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О СОЗДАНИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
Д.А. ГОЛУБЕВ
В статье рассмотрены задачи, функции и порядок создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований на территории субъекта Российской Федерации. Представлен перечень основных нормативно-правовых и методических документов по созданию и обеспечению деятельности НАСФ.
Нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - НАСФ) представляют собой самостоятельные структуры, создаваемые организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС.
Основными нормативно-правовыми и методическими документами по созданию и деятельности НАСФ являются:
- Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
- Приказ МЧС России от 23.12.2005 N 999 (ред. от 23.12.2022) "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований";
- Приказ МЧС России от 18.12.2014 N 701 (ред. от 05.10.2021) "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне";
- Методические рекомендации по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (утв. МЧС России 02.12.2021 N МР-ВЯ-1);
- Приказ МЧС России от 12.03.2018 N 99 "Об утверждении Порядка регистрации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований";
- Методические рекомендации по порядку согласования территориальными органами МЧС России состава, структуры и оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, создаваемых организациями (утв. МЧС России);
- Примерная программа курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в области гражданской обороны (утв. МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-28-11);
- Приказ МЧС России от 12.03.2018 N 100 "Об утверждении Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по согласованию создания профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований";
- Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091 (ред. от 27.04.2018) "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя";
- иные нормативно-правовые и методические документы федерального, регионального и муниципального уровня, касающиеся создания, обеспечения функционирования и поддержания в состоянии готовности спасательных служб и формирований.
НАСФ создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности НАСФ.
Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления муниципальных образований могут создавать, содержать и организовывать НАСФ для решения задач на своих территориях.
НАСФ создаются организациями по решению руководителя организаций в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
НАСФ создаются:
- для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
- участия в борьбе с пожарами;
- обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (загрязнению);
- санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий;
- участия в восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения;
- обеспечения мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения;
- участия в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также ликвидации последствий, вызванных террористическими актами.
Определение состава, структуры, норм оснащения НАСФ осуществляется с учетом Примерного перечня создаваемых НАСФ, Примерных норм оснащения (табелизации) НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, утвержденных Приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания НАСФ", и Методических рекомендаций МЧС России по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ.
Применение НАСФ осуществляется по планам гражданской обороны, планам действий по предупреждению и ликвидации ЧС субъекта РФ, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.
Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ:
- определяют организации, отнесенные к их ведению, которые создают НАСФ;
- ведут реестры организаций, создающих НАСФ, и их учет;
- организовывают планирование применения НАСФ;
- организовывают создание, подготовку и оснащение НАСФ.
Организации, создающие НАСФ:
- разрабатывают структуру и табели оснащения НАСФ специальной техникой и имуществом;
- укомплектовывают НАСФ личным составом, оснащают их специальной техникой и имуществом;
- осуществляют подготовку и руководство деятельностью НАСФ;
- осуществляют планирование и применение НАСФ;
- поддерживают НАСФ в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.
При создании НАСФ учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и служб.
Методическое руководство по созданию и обеспечению готовности НАСФ, а также контроль в этой области осуществляет Главное управление МЧС России по субъекту РФ.
НАСФ подразделяются:
- по подчиненности: на территориальные НАСФ и НАСФ организаций;
- по численности: на отряды, команды, группы, звенья, посты.
Количество и перечень создаваемых НАСФ определяются исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС и их возможностей по проведению указанных работ.
Для НАСФ сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 6 часов, военное время - 3 часов.
Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в НАСФ на период до их призыва (мобилизации). Зачисление граждан в состав НАСФ производится приказом руководителя организации.
Основной состав руководителей и специалистов НАСФ, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.
Обеспечение НАСФ специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НАСФ, осуществляется с учетом методических рекомендаций МЧС России и его территориальных органов.
Финансовое обеспечение НАСФ, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств организаций, создавших данные НАСФ.
Подготовка НАСФ для решения задач гражданской обороны и защиты от ЧС осуществляются в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в этой сфере и включает:
- подготовку спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ;
- подготовку руководителей НАСФ в учебно-методических центрах ГОЧС;
- подготовку личного состава в организации в соответствии с примерной программой подготовки личного состава НАСФ, рекомендуемой МЧС России;
- участие НАСФ в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от ЧС, а также практических мероприятиях по ликвидации последствий аварий и катастроф.
Подготовка личного состава НАСФ в организации включает базовую и специальную подготовку. Подготовка планируется и проводится по программе подготовки НАСФ в рабочее время. Примерные программы подготовки НАСФ разрабатываются и утверждаются МЧС России. Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения НАСФ.
Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение). Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные программы по подготовке, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия.
Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители НАСФ, а на учебных местах - командиры структурных подразделений НАСФ. Занятия проводятся в учебных городках, на участках местности или на территории организации.
На тактико-специальные занятия НАСФ выводятся в полном составе с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов. Практические занятия с НАСФ разрешается проводить по структурным подразделениям. Занятия по темам специальной подготовки могут проводиться также путем сбора под руководством начальника соответствующей спасательной службы.
Личный состав НАСФ должен знать:
- характерные особенности опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, и способы защиты от них;
- особенности ЧС природного и техногенного характера;
- поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);
- предназначение НАСФ и функциональные обязанности;
- производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта;
- порядок оповещения, сбора и приведения НАСФ в готовность;
- место сбора НАСФ, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;
- назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении НАСФ;
- порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий.
Личный состав НАСФ должен уметь:
- выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ;
- поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;
- оказывать первую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;
- работать на штатных средствах связи;
- проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;
- незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации;
- выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации.
Особое внимание при подготовке обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения (альпинистского, водолазного).
Аттестацию НАСФ и их личного состава осуществляют постоянно действующие территориальные и ведомственные аттестационные комиссии в соответствии с квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных организаций по их подготовке.
Аттестованным НАСФ выдаются свидетельства установленного образца на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ, а аттестованным членам НАСФ - удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя установленных образцов.
НАСФ субъекта РФ подлежат обязательной регистрации и внесению в реестр аварийно-спасательных служб и формирований.
Страхование и социальные гарантии личного состава НАСФ осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", иными законами и нормативно-правовыми актами РФ, субъекта РФ и муниципального образования.
Основаниями для ликвидации НАСФ, обязательное создание которых предусмотрено законодательством РФ, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения ЧС, для предупреждения и ликвидации которых предназначались указанные НАСФ. Решение о ликвидации НАСФ принимают создавшие их исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, организации по согласованию с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.