Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КНР
О.Н. ДАРИНА, Г.А. НЕГУЛЯЕВ
Введение
В течение последних 20 лет Китай достиг поразительных результатов в сфере интеллектуальной собственности (ИС): уровень изобретательской активности, характеризующий подачу заявок на изобретения и выдачу патентов, в КНР вырос в 50 раз. Если в 2005 году число патентных заявок на изобретения в этой стране было меньше в 16 раз, чем у Японии, в десять раз - чем у США и в пять раз - чем у Германии, то уже через десять лет Китай вышел на третье место в мире по данному показателю (после Японии и США), а еще через десять - на первое. Сейчас в среднем на каждые 100 млн юаней (1,1 млрд руб.), направленных на исследования и разработки внутри страны, приходится 70 заявок на изобретения, поданных в Китайское патентное ведомство (почти на 20 ед. больше, чем 30 лет назад). Согласно данным Глобального инновационного индекса Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС; WIPO) <2>, Китай в 2023 году поднялся на 8-е место в мире в рейтинге стран по использованию результатов инновационной деятельности, хотя его показатели, характеризующие затраты и общий вклад страны в инновационную активность, довольно скромные (25-е место в мире). По сравнению с КНР Российская Федерация, несмотря на достаточно высокие показатели по изобретательской активности (13-е место), занимает лишь 53-е место - по использованию результатов инновационной деятельности и 58-е место - по вкладу страны в инновационную активность. Следует отметить, что высокая изобретательская активность Китая поддерживается значительным финансированием НИОКР. Так, в 2022 году КНР потратила на науку и развитие технологий 2,55% от ВВП, по сравнению с Китаем в России соответствующие затраты не превышают 1%.
--------------------------------
<2> Статистика ВОИС по КНР, Intellectual property statistical country profile 2023. URL: China//https://www.wipo.int/edocs/statistics-country-profile/en/cn.pdf/.
Оценка китайской научно-технической практики в зарубежных источниках
Неудивительно, что такие успехи КНР привлекают особое внимание многих аналитиков, особенно западных, рассматривающих Китай в качестве главного конкурента западной экономики и пытающихся выявить те факторы и стимулы, которые помогли ему достичь подобных результатов. В рамках одного из таких объемных исследований западных аналитиков [1] приводятся следующие факторы и причины, обеспечившие Китаю достижение таких результатов: 1) экономически мотивированное и тактически выборочное использование мер протекционизма своей национальной промышленности и предприятий; 2) широкое привлечение в страну зарубежных знаний, технологий и научных кадров; 3) возрастающее становление связей и сотрудничество с ведущими западными технологическими фирмами и университетами; 4) осуществление рационального руководства со стороны государства и партии вместо административного контроля; 5) наличие в стране специфической конкуренции, характерной для внутреннего китайского рынка.
Особое внимание западные аналитики уделяют поиску скрытых недостатков в патентной системе КНР, которые, по их мнению, могут объяснить временный или мнимый характер этих успехов и, соответственно, малую эффективность для экономики.
Так, феноменальный рост числа патентов они объясняют простым копированием, заимствованием и даже воровством интеллектуальной собственности западных стран. В случае приобретения западного оборудования китайская сторона часто подозревается в имитационном изобретательстве с использованием обратного реинжиниринга.
Критический характер анализа западных исследователей не является большим откровением. Следует особо подчеркнуть, что ситуация с подачей заявок имитационного характера и заявок низкого качества хорошо осознается руководящими органами КНР. По предварительной оценке Национального управления по делам интеллектуальной собственности (далее - CNIPA; Патентное ведомство) КНР, число подобных заявок, поданных в 2022 году, оказалось около одного миллиона <3>. Для устранения этой ситуации руководством КНР недавно было объявлено о переходе к политике, предусматривающей реализацию следующих двух принципиальных подходов:
- переход от количества патентных заявок к качеству выдаваемых патентов;
- стимулирование внедрения результатов интеллектуальной деятельности (РИД) вместо стимулирования количества поданных патентных заявок.
--------------------------------
<3> Годовой отчет CNIPA за 2022 год (The 2022 Annual Report of the China National Intellectual Property Administration), опубликован в 2024 году. URL: https://natlawreview.com/article/2022-annual-report-china-national-intellectual-property-administration-955000-patent/.
С учетом вышеизложенного предметом анализа в данной статье являются последние изменения, произошедшие в государственной политике КНР, направленные на стимулирование инновационной и изобретательской деятельности в стране, а также рассмотрение основных факторов и стимулов, содействующих этому процессу.
Государственное планирование инновационной и изобретательской деятельности
Роль государства в планировании инновационной и изобретательской деятельности в КНР является важным фактором, обеспечивающим развитие и финансирования всей системы интеллектуальной собственности. Начало плановому подходу в области ИС было положено в июне 2008 г., когда была подготовлена "Государственная программа стратегии развития интеллектуальной собственности", согласно которой в долгосрочной перспективе Китай должен стать государством с высоким уровнем развития институтов "создания, использования, защиты и управления" в сфере ИС.
В этом документе были поставлены четыре основные задачи, способствующие инновационному развитию страны: 1) занять 1-е место в мире по числу ежегодных заявок на патенты на изобретения, а также увеличить количество заявок на патенты из-за рубежа; 2) повысить эффективность использования ИС и обеспечить рост доли наукоемкой продукции; 3) улучшить защиту прав ИС; 4) повысить уровень знаний в обществе в сфере ИС.
Дальнейшее развитие эта Программа получила в пятилетних планах развития экономики КНР. Так, в 2017 году в рамках 13-го пятилетнего плана развития КНР была принята "Программа по защите и применению прав интеллектуальной собственности".
В 14-м пятилетнем плане развития КНР на 2022 - 2026 годы был зафиксирован перечень приоритетных областей науки и технологий, многие из которых предложено реализовать в рамках масштабных научно-исследовательских проектов. Для концентрации государственных ресурсов, выделяемых для решения наиболее важных задач, определены актуальные цели и приоритетные направления научно-технической политики Китая, в частности:
- информационные технологии нового поколения, биотехнологии, новая энергетика, новые материалы, квантовая информатика, генетические технологии, освоение морского, воздушного и космического пространства, водородная энергетика, энергосбережение;
- комплексное проектирование интегрированных транспортных систем;
- возобновляемые источники энергии (увеличение их доли в совокупном объеме источников энергии до 20%);
- природоохранные технологии, способствующие экономическому развитию.
В сентябре 2021 года правительство КНР утвердило План до 2035 года под названием "Руководящие принципы создания мощной нации интеллектуальной собственности (2021 - 2035 годы)" [2], где были определены целевые показатели развития ИС, которые необходимо достичь к 2025 году: доля патентоемких отраслей в промышленности должна составить 13% к ВВП, а доля отраслей с использованием авторского права - 7,5% к ВВП Китая. Достижение этих показателей должно сделать КНР мировым лидером в области развития и охраны интеллектуальной собственности.
В документах научно-технической политики Китая прослеживается явный тренд на формирование комплексной национальной инновационной системы со всеми ее ключевыми элементами, что позволяет снизить зависимость страны от зарубежных источников знаний и технологий и обеспечить глобальную конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Соответственно, все чаще поднимаются вопросы наращивания и повышения эффективности использования ресурсов науки, в том числе кадровых. Ведущую роль в этом призваны сыграть университеты, что соответствует практике наиболее развитых государств мира.
Роль организационной инфраструктуры в стимулировании инновационной и изобретательской деятельности
Для реализации принятых плановых и директивных документов потребовалось создание многоуровневой и разветвленной организационной инфраструктуры.
В состав Государственного совета КНР, выполняющего функции Правительства и основного планового органа страны, входит министерство науки и техники, ответственное за выработку макростратегии научно-технического прогресса и курса государства, политики и законоположений о стимулировании экономики путем развития науки и техники. Для обеспечения плановых заданий министерство финансов КНР, входящее в состав Госсовета, призвано разрабатывать и исполнять политику распределения финансового обеспечения и стимулирования между Центром и регионами, между государством и предприятиями, а также управлять общественными расходами центральных финансовых органов через департамент финансового контроля. Для выполнения решений этих органов в каждой провинции имеется своя комиссия по науке и новым технологиям. Местные органы управления уполномочены "подстраивать" государственную политику под конкретные социальные, экономические и географические условия региона [3].
Однако основным звеном в системе государственного управления ИС является Национальное управление по делам интеллектуальной собственности, подчиненное непосредственно Госсовету КНР. Это ведомство отвечает за выработку нормативных актов в области интеллектуальной собственности и контроль за их исполнением, обеспечение процессов патентования, включая экспертизу. Кроме того, к сфере его деятельности относится стимулирование изобретательства в стране, оказание услуг, касающихся проведения патентных исследований, консультирования по вопросам патентования, обучения кадров в сфере ИС, планирование и проведение предпроектных и вспомогательных работ в рамках НИОКР, помощь во внедрении инноваций и т.д. CNIPA имеет более сорока региональных агентств с функцией единого сервисного окна подачи заявок, жалоб, получения разъяснений и т.п.
Патентное ведомство имеет также ряд подразделений в своем составе (непосредственного подчинения), не относящихся к экспертизе по существу <4>, но содействующих продвижению ИС в стране, как например: Китайская корпорация по развитию патентных технологий, Издательство по интеллектуальной собственности Co., Ltd., Китайский центр патентной информации, Китайский учебный центр интеллектуальной собственности, Научно-исследовательский центр развития интеллектуальной собственности, Центр патентного поиска и консультаций и пр.
--------------------------------
<4> Сайт Патентного ведомства КНР CNIPA, Организационная структура Государственного управления интеллектуальной собственности в КНР // URL: https://www.cnipa.gov.cn/.
Наряду с указанными госструктурами по всей стране создано около 200 научно-исследовательских институтов в области интеллектуальной собственности различных типов, образующих национальную исследовательскую сеть в области ИС, которая обеспечивает взаимосвязанное и многостороннее сотрудничество при оказании поддержки местным органам власти в принятии научных решений.
Кроме того, в Китае действует широкая сеть центров передачи технологий, как правило, при университетах. На данный момент насчитывается 76 таких центров в континентальном Китае, включая центры при таких вузах, как: Чжэцзянский университет (первый центр, образованный в Китае) <5>, Тяньцзиньский университет <6>, Хуачжунский университет науки и технологий <7> и многие другие. Центры трансфера технологий выполняют задачу коммерциализации разработок, созданных на базе университетов, поэтому российским экспортерам в поиске партнеров для реализации некоторого ИКТ-проекта представляется целесообразным установление контактов именно с этими центрами, содействующими выводу последних инноваций на китайский рынок благодаря сотрудничеству с частными компаниями.
--------------------------------
<5> Сайт Чжэцзянского университета. URL: https://www.zju.edu.cn/english/19967/list.htm/.
<6> Сайт Тяньцзиньского университета. URL: http://english.tib.cas.cn/ra/tt/.
<7> Сайт Хуачжунского университета науки и технологий. URL: http://english.cast.org.cn/col/col471/index.html/.
Наконец, в последнее время в стране созданы и успешно функционируют 25 Центров защиты прав интеллектуальной собственности, которые предназначены для ускоренного рассмотрения патентных заявок и урегулирования споров, необходимых в случаях, когда существует угроза нарушения интеллектуальных прав на дорогостоящие разработки и риск больших потерь, и поэтому требуется их своевременная защита, включая взаимодействие с судом и прокуратурой [4].
Нормативное регулирование мер по стимулированию инновационной и изобретательской деятельности
Основным инструментом, регулирующим развитие ИС, стало принятие в 1984 году Патентного закона <8>, который неоднократно пересматривался (1992, 2000, 2008, 2020 и 2024 гг.).
--------------------------------
<8> Сайт Патентного ведомства КНР CNIPA, Patent Law of the People's Republic of China (Translation for Reference Only) Updated: Oct. 13.2022. URL: https://english.cnipa.gov.cn/col/col3068/index.html/.
Среди наиболее существенных изменений, внесенных в Патентный закон после присоединения КНР в ВТО, можно назвать следующие: 1) регистрацию созданных в КНР патентов за рубежом без обязательной регистрации в Китае; 2) требование абсолютной новизны; 3) регистрацию изобретения и полезной модели, основанных на генетических ресурсах (генофонде диких и культурных видов организмов, доступных для использования человеком); 4) выдачу принудительных лицензий на использование патентов в отношении лекарственных препаратов; 5) параллельный импорт, не являющийся нарушением патентных прав; 6) установление суммы компенсации за нарушение патентных прав (от 10 тыс. до 1 млн юаней); 7) требование по качеству патентных заявок и упор на внедрение патентов на производстве; 8) введение механизма открытой лицензии, в рамках которого автор патента может передавать права на его использование неограниченному кругу лиц, самостоятельно определяя размеры платежей.
Для усиления контроля за патентными нарушениями в рамках последних поправок в Патентный закон была введена специальная глава, определяющая штрафы за убытки, причиненные нарушением патентных прав. Предусмотрены следующие виды компенсации правообладателю за фактический ущерб: компенсация за незаконную прибыль (обогащение) нарушителя, компенсация в размере разумного кратного увеличения лицензионного сбора (законодательная компенсация). Границы сумм ущерба, взыскиваемых с нарушителей, увеличены до диапазона от 30 тыс. до 5 млн юаней (т.е. от 327,2 тыс. руб. до 54,5 млн руб.).
С января 2024 года в Патентный закон введены дополнительные поправки, расширяющие возможности материального стимулирования индивидуальных изобретателей, касающиеся создания и использования служебных изобретений. Согласно внесенным поправкам право собственности на служебное изобретение теперь по умолчанию не принадлежит юридическому лицу, пока сотрудник не заключит контракт, в котором будет четко предусмотрена передача его прав. Кроме того, если изобретение было создано не в результате выполнения служебных задач изобретателя или автора, т.е. его создание не входило в обычные ежедневные обязанности сотрудника предприятия, право собственности на изобретение больше не будет в обязательном порядке принадлежать юридическому лицу, даже если при создании объектов ИС использовались материалы и технические средства предприятия.
При отсутствии контракта, предусматривающего иное в отношении поощрения и вознаграждения сотрудников, работодатель может быть принужден к выплате каждому сотруднику-изобретателю поощрения в размере не менее двух среднемесячных зарплат сотрудников, занимающих соответствующую должность, в случае с патентом на изобретение, и не менее одной среднемесячной зарплаты в случае с иными правами на объекты интеллектуальной собственности.
Среди других наиболее важных поправок, внесенных в Патентный закон, были приняты нормы, предусматривающие реализацию следующих мер:
- введение новых требований в отношении принципа добросовестности как при подаче заявки на патент, так и при осуществлении патентных прав (ст. 20 нового Патентного закона). Согласно этой норме злоупотребление патентными правами, преследующее цель исключения или ограничения конкуренции, должно рассматриваться в соответствии с антимонопольным законом КНР;
- усиление административной защиты патентов на полезные модели путем включения дополнительных требований о проведении экспертизы по существу для полезных моделей и подготовки соответствующих отчетов CNIPA, позволяющих обеим сторонам (патентообладателю и предполагаемому нарушителю) использовать результаты экспертизы при рассмотрении спора о нарушении патентных прав.
Меры административного контроля за изобретательской деятельностью
В рамках новой политики патентования в Китае предметом особого контроля и регулирования стали: дублирование патентных заявок (т.е. многократная подача на регистрацию похожих документов); явные несоответствия между содержанием заявок и квалификацией заявителей; отсутствие инновационных решений в поданных заявках. В качестве административных мер за подобные нарушения предусматривается как отмена льгот по уплате патентных пошлин и запрет на участие в каких-либо патентных конкурсах, грантах или премиях, так и полный запрет на подачу патентных заявок нарушителем на срок до пяти лет [5].
Местным департаментам интеллектуальной собственности на всех уровнях рекомендовано не предоставлять финансовую помощь или вознаграждение заявителям, подающим заявки не с целью последующего внедрения, а для получения стимулирующих выплат и учета их общего количества в отчетности.
В случае выявления правовых нарушений должны будут применяться санкции не только к самим заявителям, но и к связанным с ними патентным поверенным и агентствам. Контрольно-надзорные органы Китая активизируют деятельность по поиску и обработке информации о неправомерных заявках, сотрудничая с CNIPA и его региональными отделениями с целью корректировки статистики и исключения из нее таких заявок. Патентному ведомству КНР поручено осуществлять выборочные проверки предприятий для анализа операционных доходов и численности персонала.
Финансовая поддержка, премирование и предоставление налоговых льгот
С 2021 года в КНР была принята новая стратегия в сфере ИС, предусматривающая переход "от количества патентных заявок к качеству выдаваемых патентов" и стимулирование внедрения результатов интеллектуальной деятельности вместо стимулирования количества поданных патентных заявок. Для продвижения инноваций, субсидируемых государством, было предложено внедрить механизм постсубсидируемых и постоценочных программ, одновременно сократив или прекратив вмешательство государства в инновации предприятий. С 2025 года в КНР окончательно введена новая форма поддержки патентования в форме "пострегистрационной субсидии" (post-grant subsidy), которую заявитель может получить только после выдачи ему патента, причем объем субсидии не должен превышать 50% от суммы официальных сборов, уплаченных в процессе патентования, и не может распространяться на оплату посреднических услуг. Кроме того, финансовая поддержка не должна относиться к годовым патентным пошлинам и сервисным сборам патентного ведомства [6].
В дополнение к компенсациям, выделяемым местными органами, Патентное ведомство Китая может допускать снижение или отсрочку некоторых официальных пошлин в случаях, когда заявитель или владелец патента испытывает финансовые трудности. В этом случае при наличии подтверждения, выданного местным патентным административным департаментом или комиссией по науке и технике города, района или вышестоящего уровня, патентующая организация может подать заявку на уменьшение или отсрочку уплаты 70% пошлин за подачу заявки, проведение экспертизы по существу заявок на изобретения, а также 60% пошлин за повторную экспертизу.
Для выявления изобретений, в отношении которых рекомендуется в первую очередь оказывать государственную финансовую поддержку, CNIPA ввело понятие "особо ценные изобретения" (high-value inventions). Таковые должны отвечать одному из следующих критериев: 1) относиться или быть запатентованными в стратегически важных отраслях; 2) иметь в составе своего патентного семейства зарубежные патенты; 3) находиться в использовании более 10 лет; 4) превышать по стоимости сумму залогового финансирования патентообладателей; 5) авторы должны обладать государственными премиями в области науки и техники или государственными патентными премиями.
Другой эффективной формой финансовой поддержки, направленной на стимулирование инноваций в Китае, является политика предоставления налоговых льгот [7]. Наиболее характерным примером можно считать преференциальную налоговую политику, осуществляемую в отношении компаний, достигших статуса предприятий высоких и новых технологий (Highand New Technology Enterprise, HNTE). Квалификация предприятия в качестве HNTE осуществляется министерством науки и технологий или его региональным филиалом, что позволяет получать HNTE сниженную ставку на корпоративный налог от прибыли (corporate income tax-CIT) и переносить убытки на срок до 10 лет. Такой статус действителен в течение трех лет после его утверждения и может продлеваться каждые три года. Компания, квалифицированная как HNTE, может пользоваться ставкой налога на прибыль в размере 15% (обычная ставка составляет 25%. - Прим. авт.) и получать дополнительную поддержку, такую как субсидии на проведение НИОКР или инвестиции, конкурентоспособные кредиты коммерческих банков и другие вычеты из сборов.
Аналогичная преференциальная налоговая политика осуществляется в отношении так называемых предприятий по оказанию услуг передовых технологий (Advanced technology service enterprises (ATSEs)), получающих прибыль от услуг типа аутсорсинга, оказываемых внешним пользователям в сфере информационных технологий, организации бизнес-процессов и передачи знаний, особенно если эти пользователи являются зарубежными. В свою очередь исследовательские учреждения в КНР не платят налог на добавленную стоимость при закупке отечественного оборудования.
В дополнение к программам финансовой поддержки предприятий, имеющим квалификацию (статус HNTE и ATSEs), аналогичные виды финансовой поддержки были созданы на национальном, провинциальном или городском уровнях. Среди них оказались предприятия, получившие звание "образцовое патентное предприятие", которое обычно сопровождается дополнительным денежным вознаграждением со стороны местных органов власти.
Фонды и другие источники финансирования
Основной объем финансирования инновационной деятельности осуществляется федеральным правительством и местными органами власти. Существует также система госзакупок, согласно которой государство должно выделять определенную часть расходов на продукцию только инновационных китайских предприятий. В рамках созданного Инновационного фонда поддержки малого бизнеса применяются схемы субсидирования и льготного финансирования.
Наряду с системой госфондов некоторые предприятия, инвестиционные институты и учреждения, оказывающие услуги в области интеллектуальной собственности, по собственной инициативе создали различные фонды для управления активами ИС. Например, на принципах частно-государственного партнерства был учрежден специальный Фонд равенства в области ИС (Beijing Guozhi Zhihui Intellectual Property Equity Fund), имеющий в своем распоряжении 100 млн юаней (1,2 млрд руб.) для целей комплексной экспертизы и проверки интеллектуальной собственности, а также предоставления консультационных услуг. Получили распространение также венчурные инвестиции, которые поддерживают либо процесс создания объектов ИС, либо коммерциализацию соответствующих активов, в частности, путем внесения прав на ИС в качестве взносов в уставный капитал.
Для реализации концепции стимулирования зарубежного патентования Центральное казначейство учредило специальный фонд для целенаправленного субсидирования патентов, поданных китайскими организациями за рубежом. Право на получение субсидий от данного фонда имеют малые и средние предприятия, государственные учреждения и научно-исследовательские институты. Субсидия предоставляется в два этапа: во-первых, после публикации иностранных патентных заявок при условии, что заявка обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью, и во-вторых, после выдачи иностранного патента при условии, что патент имеет стабильный правовой статус. Как правило, местные органы власти несут ответственность за выбор патентов для субсидирования и организацию денежных субсидий, являющихся основным фактором роста числа китайских заявок в рамках Договора о патентной кооперации (РСТ), в котором Китай является ведущим заявителем в последние несколько лет.
В целях коммерциализации инноваций и изобретений получили дальнейшее развитие специальные фонды. Одним из них является Пекинский фонд сделок в области ИС, созданный в 2015 году для субсидирования инноваций в ключевых отраслях сроком на 10 лет. В первую очередь субсидии выделяются стартапам или предприятиям, работающим в области мобильного интернета, биофармацевтической промышленности и в сфере ИС, которые имеют патентный портфель высокой стоимости, хорошие рыночные перспективы и высокие темпы роста. Помимо Пекинского фонда, подобные фонды управления активами созданы в Шанхае, Чжэцзяне, Гуандуне и других городах с целью обслуживания стратегических и конкурентоспособных в региональном плане отраслей (новые материалы, "умное" производство, биотехнологии, ИТ нового поколения).
Кадровая политика по стимулированию новаторов и изобретателей
В Китае сформирована многоуровневая система профессионального роста и развития карьеры в сфере науки и технологий, цель которой - стимулирование изобретательской деятельности. Для обеспечения ее функционирования на центральном и местном уровнях за последнее десятилетие организовано более 220 программ.
Правительство КНР оказывает большое содействие высшим учебным заведениям и в первую очередь университетам, чтобы они активно внедряли дисциплины, востребованные быстро развивающимися отраслями, и усиливали подготовку и вовлеченность студентов в научные и исследовательские работы.
Финансирование молодых талантов осуществляется преимущественно на средства научных фондов. Программы финансовой поддержки ученых реализуются на всех стадиях их карьеры в КНР - со студенческой скамьи до защиты диссертации и даже на следующем этапе постдокторантуры. В Китае высокий размер аспирантских стипендий (10 тыс. юаней или 133,4 тыс. руб.). Для молодых ученых ввели корпоративные премии, что также повысило привлекательность сферы науки в предпринимательском секторе. Китайские исследователи в возрасте до 35 лет могут получить гранты Научного фонда поддержки постдокторантуры.
В рамках "Национального проекта поддержки молодых научно-технических талантов" Китайская ассоциация науки и техники формирует национальный резерв кадров из перспективных исследователей и инженеров в возрасте до 32 лет, которым в течение трех лет выделяют материальную поддержку в размере 100 тыс. юаней (1,35 млн рублей) в год.
Меры по привлечению иностранных ученых и возвращению китайских специалистов из-за рубежа
С 2021 года в Национальном фонде естественных наук КНР действует специальная программа, нацеленная на привлечение молодых специалистов из-за рубежа. Средний размер гранта на проект в рамках таковой начинается от 234,2 тыс. юаней (3,16 млн рублей) и доходит до 4 млн юаней (54 млн рублей) - по программе для "экстраординарных" специалистов. Малым и средним предприятиям государство оказывает помощь с наймом специалистов из исследовательских организаций и вузов и привлечением работников высшей квалификации из-за рубежа (в том числе в рамках национальных программ поддержки талантов).
Программа "Тысяча молодых талантов", запущенная в 2010 году, предлагает исследователям до 40 единовременных бонусов в размере до 500 000 юаней (примерно 150 тыс. долларов США) и гранты в размере до 3 млн юаней для запуска лабораторий в Китае. Данная программа вернула молодых китайских исследователей высокого уровня в КНР из других стран, а также обеспечила высокотехнологичными иностранными кадрами ведущие китайские отрасли промышленности и науки. Усилия властей КНР привлекли 7 тыс. ученых к участию в данной программе за период с 2012 по 2021 год. Благодаря доступу к большим финансовым ресурсам и академической рабочей силе эти привлеченные специалисты стали в КНР ведущими учеными, по сравнению с такими же исследователями, оставшимися, например, в США.
Выпускники из топ-50 мировых университетов, приехавшие работать в мегаполисы КНР на полную ставку, могут претендовать на ПМЖ и не уплачивать взносы соцстрахования. Выпускники университетов, занимающих позиции с 51 до 100 в мировых рейтингах, также могут претендовать на ПМЖ после того, как полгода отработают в Шанхае на полную ставку и уплатят взносы соцстрахования.
Иностранным специалистам категорий A и B, имеющим разрешение на работу и занятым в организациях зоны экономического и технологического развития Пекина в приоритетных отраслях (биотехнология, ИТ нового поколения, робототехника и интеллектуальное производство, выпуск транспортных средств на "новой энергии" и др.), работодатели в течение трех лет выплачивают ежегодное вознаграждение в размере 50 и 30 тыс. юаней (613 и 368 тыс. руб.), соответственно.
Использование механизма премий/вознаграждений
Обновленная патентная политика Китая предусматривает различные виды финансового поощрения для создателей патентов высокого качества, выплачиваемых на уровне провинций и городов центрального подчинения. Для этих целей CNIPA совместно с министерством финансов КНР в 2022 - 2024 гг. была проведена программа "Стартовая финансовая поддержка" по стимулированию инновационной активности регионов и коммерциализации РИД.
Новый механизм финансового стимулирования изобретателей предусматривает использование различных законодательно закрепленных форм участия изобретателей в прибылях, таких как: акции, опционы на акции и дивиденды. Это положение также позволяет работодателям более гибко и разумно распределять прибыль от инноваций для премирования изобретателей, что в свою очередь стимулирует инновации и способствует коммерциализации, внедрению и применению патентов [8].
В соответствии с новыми правилами вознаграждение должно:
- составлять не менее 5% от операционной прибыли, полученной в результате использования патента;
- составлять не менее 0,5% от общего дохода, полученного в результате использования патента;
- выплачиваться регулярно в течение срока действия права на объект интеллектуальной собственности или предоставляться в виде единовременной выплаты (и в том и в другом случае - с учетом указанных выше процентных ставок).
Если работодатель использует изобретение в течение срока действия права на объект интеллектуальной собственности, изобретатель имеет право на не менее 2,0% от прибыли работодателя, полученной в результате использования патента на изобретение или полезную модель. В порядке альтернативы предприятие может принять решение о единовременной выплате изобретателю с учетом указанных выше процентов. В качестве третьего варианта изобретатель может выбрать плату за использование изобретения, основанную на цене продажи третьей стороне или лицензии на использование третьей стороной, и получить не менее 10% от соответствующего дохода.
Согласно новым правилам, право на вознаграждение имеют не только изобретатели, но и лица, вносящие значительный вклад в преобразование научных и технологических достижений.
К мерам дополнительного стимулирования относится также снижение налоговой нагрузки по заработной плате востребованных специалистов (налоговые ставки на доходы физических лиц в КНР могут достигать 45% в зависимости от размеров дохода).
Повышение грамотности населения в области ИС
Китайским правительством осуществляется комплекс мер, направленных на повышение грамотности и информированности населения в сфере интеллектуальной собственности. Указанные меры предусматривают: 1) всенародное обсуждение принимаемых законодательных актов; 2) закрепление за государственными органами по охране и защите ИС функций по информированию населения страны в различных формах в этой области; 3) организацию программ по вопросам интеллектуальной собственности; 4) проведение на центральном и местном уровнях различных мероприятий по популяризации достижений в сфере интеллектуальной собственности; 5) издание специальной литературы по вопросам ИС и др. <9>.
--------------------------------
<9> Сайт Госсовета, План государственных действий по обеспечению научной грамотности для всех в КНР (2021 - 2035 гг.). URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2021-06/25/content_5620813.htm/.
В функции CNIPA входит проведение целого ряда мероприятий по популяризации и обучению в области ИС, в частности:
- организация ежегодных мероприятий в рамках проведения "Недели популяризации интеллектуальной собственности в Международный день интеллектуальный собственности - 26 апреля";
- организация с 1989 года программы "Приз за китайский патент", который присуждается каждые два года, а также участия в ежегодной программе "Золотой приз за китайский патент", проводимой совместно с WIPO;
- участие в финансировании программы CCTV Innovation Gala и проведении совместно с Центральным телевидением Китая (CCTV) торжественной церемонии награждения победителей;
- участие совместно с Китайской ассоциацией изобретателей и Всекитайской ассоциацией женщин в финансировании программы "Женщины-изобретатели в новом столетии";
- планирование и проведение обучающих мероприятий при активном участии Китайского учебного центра по интеллектуальной собственности, который находится в ведении CNIPA и отвечает за долгосрочное обучение для практикующих специалистов в области ИС.
На базе CNIPA создана комплексная платформа для дистанционного образования в области интеллектуальной собственности в Китае, предоставляющая все виды тренингов по вопросам ИС для всего общества.
Роль китайских общественных организаций в распространении знаний и обучении
Китайские общественные организации, занимающиеся вопросами защиты прав интеллектуальной собственности, также содействуют распространению знаний и обучению населения в вопросах интеллектуальной собственности.
Всекитайская ассоциация патентных агентов (AllChina Patent Agents Association), созданная в 1988 году, призвана "участвовать в международных конференциях и встречах по вопросам интеллектуальной собственности, популяризировать профессию патентного агента, публиковать национальный журнал и поддерживать официальный веб-сайт Ассоциации" <10>.
--------------------------------
<10> Сайт Всекитайской Ассоциации Патентных поверенных, All-China Patent Agents Association, План внедрения патентной индустриализации для содействия росту малых и средних предприятий, 18.03.2024. URL: http://www.acpaa.cn/article/content/202404/6115/1.html.
В уставе Китайского общества по интеллектуальной собственности (The Chinese Intellectual Property Society <11>) записано: "популяризировать и распространять среди населения информацию о законодательстве об интеллектуальной собственности, обучать персонал".
--------------------------------
<11> Сайт Китайского общества по интеллектуальной собственности. URL: http://www.cnips.org/.
В Китае дважды в месяц издается двуязычный (китайско-английский) журнал China Intellectual Property Magazine, освещающий последние события в области интеллектуальной собственности, включая деятельность государственных и частных предприятий.
Китайская крупнейшая ассоциация в сфере информационных технологий - Китайская Ассоциация науки и технологий <12> (China Association for Science and Technology, CAST) - ориентирована на развитие технологий в академической среде, но вместе с тем в ее цели входит поддержка инноваций в целом, включая международные академические встречи, семинары, выставки; информирование для популяризации науки, включая мероприятия для студенчества и молодых разработчиков. Многочисленные Центры трансфера технологий наряду с задачами коммерциализации разработок участвуют также в мероприятиях, касающихся популяризации ИС.
--------------------------------
<12> Портал Китайской ассоциации науки и технологий. URL: http://english.cast.org.cn/.
Заключение
Выше приведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что стимулирование инновационной и изобретательской деятельности в КНР не является отдельным, обособленным процессом, а осуществляется в рамках общей научно-технической политики Китая, которая имеет комплексный характер, ориентированный на развитие как фундаментальной науки, так и прикладных исследований, что особенно актуально для решения важнейшей задачи снижения зависимости страны от импорта. В сфере стимулирования инноваций и изобретательства в КНР в то же время найдены такие специфические подходы и методы, которые позволили Китаю занять ведущее место в мире и которые заслуживают внимательного изучения с целью их возможной адаптации в других странах, в том числе, в российских условиях. С точки зрения отечественной практики особое внимание должно быть уделено вопросам включения в российское законодательство необходимых норм, стимулирующих более широкое развитие изобретательства и инноваций, использование более эффективных механизмов финансовой поддержки предприятий и организаций, а также совершенствования существующей инфраструктуры для их реализации и контроля. При этом особое значение имеют такие стимулирующие факторы, как поддержка высокотехнологичных малых и средних предприятий, развитие сети национальных лабораторий и университетов, поддержка молодых ученых, увеличение размера премий и вознаграждений изобретателям, более широкое использование налоговых стимулов для исследовательских организаций и вовлечение разных слоев населения в изобретательскую деятельность.
Литература
1. Dr. Tim Ruhlig, The Sources of China's Innovativeness: Why China's Unstoppable Innovation Powerhouse Might Falter // DGAP Analysis. N 5. 31.10.2023. URL: https://dgap.org/en/research/publications/sources-chinas-innovativeness/.
2. Клыпин А., Иванова И., Гершман М. Мировой лидер патентования КНР поднимает планку качества // Институт статистических исследований и экономики знаний, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (hse.ru) 02.03.2023. URL: https://issek.hse.ru/news/818184234.html.
3. Цзю Чжао, Реформа системы науки и технологий идет полным ходом // Экономическая газета КНР. 04.08.2022. URL: http://www.news.cn/tech/20220408/0ac7340052c149f29e5e18439153f8d4/c.html.
4. В Китае развивают центры защиты прав интеллектуальной собственности. Демонстрационная зона будет способствовать развитию отрасли интеллектуальной собственности в Пудуне. 25.10.2023 // China Daily. URL: http://english.www.gov.cn/news/202310/25/content_WS6538afd4c6d0868f4e8e0a36.html.
5. Сон Фэйфэй, Чжао Чанхэн, Почему китайские предприятия делают имитационные инновации? // Журнал Front Psychol. 2022. Том 13. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9511112/.
6. Харлин М. Патенты в Китае: развитие в 2024 году и что будет дальше (ipwatchdog.com) // URL: https://ipwatchdog.com/2024/06/19/patents-china-developments-2024-whats-come/id=178041/.
7. What Are the Tax Incentives in China to Encourage Technology Innovation? // URL: https://www.china-briefing.com/news/tax-incentives-china-to-encourage-technology-innovation-up000dated/.
8. Ся Джерри, Ду Саймон, Ли Айрис. С января 2024 г. вступили в силу пересмотренные китайские законодательные стандарты в отношении премий и вознаграждений изобретателям. Lexology. 24.05.2024. Юридическая фирма GEN // URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=b81ea7ca-3e7f-4652-8d34-93a3a0f78624.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.