Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Страховое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ДЛЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ <*>
О.И. ЛЮТОВА
--------------------------------
<*> Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ "ВШЭ").
Специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД) введен в 2019 г. в формате налогового эксперимента, и на протяжении всего периода его реализации одним из дискуссионных вопросов является проблема возможности установления для налогоплательщиков самозанятых <1> обязанности по уплате различных видов страховых взносов.
--------------------------------
<1> В рамках настоящей статьи понятия "самозанятый" и "плательщик НПД" рассматриваются в качестве синонимичных.
В настоящее время выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками НПД - физическими лицами, не имеющими статус индивидуальных предпринимателей, которые подлежат учету при определении налоговой базы по НПД, не признаются объектами обложения страховыми взносами для организации (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" <2>), вступающими в отношения с такими налогоплательщиками. В качестве единственного обстоятельства, ограничивающего применение освобождения от обязанности по уплате самозанятыми страховых взносов, выступает сам налогово-правовой статус плательщика НПД: в случае превышения предельно установленной суммы дохода в текущем календарном году в размере 2,4 млн руб. физическое лицо одновременно теряет статус плательщика НПД, а также становится плательщиком страховых взносов. При этом самозанятые имеют право на добровольное перечисление страховых взносов, установленное подп. 1 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <3>.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" // СЗ РФ. 2018. N 49 (ч. I). Ст. 7494.
<3> Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.
Интересно, что правила об освобождении плательщиков НПД от обязанности по уплате страховых взносов обычно характеризуются в юридической литературе в качестве особенности НПД как специального налогового режима <4>. На наш взгляд, такую особенность логично дополнительно обозначать как исключительную, поскольку налогоплательщики, использующие другие специальные налоговые режимы, по общему правилу плательщиками страховых взносов признаются.
--------------------------------
<4> См.: Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС "КонсультантПлюс". 2020.
Отметим, что отсутствие для самозанятых обязанности по уплате страховых взносов традиционно считалось одним из преимуществ, существенно облегчающим их работу, а также стимулирует к работе с ними организаций <5>. Логика рассуждений в этом случае следующая: общее налоговое бремя самозанятых остается низким не только по причине установления минимальных ставок на доходы плательщиков НПД, но и ввиду отсутствия необходимости уплаты страховых взносов.
--------------------------------
<5> См., например: Зеленая У. Самозанятые - анализ проблем при работе с ними // Трудовое право. 2024. N 8. С. 68.
С другой стороны, имеются и негативные оценки факта отсутствия для самозанятых обязанности по уплате страховых взносов. Например, практикующие юристы характеризуют проблемы, связанные с пенсионным обеспечением самозанятых и сопряженной с ними уплатой страховых взносов как головную боль самих налогоплательщиков, характеризуя их при этом в качестве наименее защищенной категории лиц с точки зрения пенсионного обеспечения <6>. Помимо этого, Р.М. Бозиев отмечал следующие проблемы, обусловленные отсутствием у самозанятых обязанности по уплате страховых взносов: во-первых, невозможность для индивидуальных предпринимателей уменьшать налогооблагаемую базу на сумму произведенных расходов, связанных с уплатой страховых взносов, и, во-вторых, снижение уровня социальных гарантий <7>.
--------------------------------
<6> См., например: Олифирова И., Сорокина В. Пенсия ИП и самозанятых // Трудовое право. 2024. N 4. С. 91.
<7> Бозиев Р.М. Правовое регулирование налога на профессиональный доход в России // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 9. С. 59 - 60.
Исходя из этого, в правовой литературе отмечается, что отсутствие у самозанятых обязанности уплаты страховых взносов может создавать дисбаланс и дестабилизировать систему социального страхования <8>. Как представляется, прежде всего этот вывод справедлив для тех плательщиков НПД, которые параллельно с осуществлением самозанятости не работают по трудовому договору, а, например, занимаются своей деятельностью исключительно на онлайн-платформах. Также при проведении оценки факта отсутствия у самозанятых обязанности платить страховые взносы важно иметь в виду разнообразие их видов, которое обусловливает, в свою очередь, выполнение ими различных функций и дифференцирование порядка расчета и уплаты таких платежей. Исходя из этого, обоснованно анализировать идею включения самозанятых в систему социального страхования при учете особенностей различных видов страховых взносов.
--------------------------------
<8> См., например: Каменская С.В. Социальное обеспечение граждан в условиях цифровой экономики // Журнал российского права. 2021. N 9. С. 78 - 88; Чесалина О.В. Вызовы цифровой экономики для систем социального обеспечения // Пермский юридический альманах. 2019. N 1. С. 578 - 586; и др.
Так, что касается взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых, то обязательность их уплаты непривлекательна для указанной категории налогоплательщиков по причине непривлекательности размера будущей пенсии, длительности периода до вступления в пенсионные отношения при назначении пенсии по возрасту, а также неоднородности самозанятых с точки зрения организации ими процесса оказания услуг (осуществляют деятельность на цифровых платформах, различающихся между собой, либо без их использования). На наш взгляд, подобные причины обуславливают нецелесообразность введения обязанности самозанятых по уплате страховых взносов на обязательное страхование в современных условиях. В этой связи представляется логичным поддержать идею о возможности введения такой обязанности только при условии государственного софинансирования части страховых взносов <9>, учитывая при этом сопутствующие риски для налоговой системы в виде ухода в тень части плательщиков НПД, повышения стоимости их услуг и т.п., которые необходимо будет минимизировать за счет развития налогового законодательства о налогообложении самозанятых (например, повысив пороговую сумму дохода, позволяющего использовать соответствующий специальный налоговый режим).
--------------------------------
<9> См.: Васильева Ю.В., Шуралева С.В. Участие самозанятых в пенсионных правоотношениях: проблемы и перспективы // Социальное и пенсионное право. 2022. N 3. С. 24.
Новым поводом для дискуссии относительно необходимости введения уплаты взносов на обязательное медицинское страхование, а также на случай временной нетрудоспособности для плательщиков НПД стала высказанная в октябре 2024 г. инициатива Минтруда, который предложил ввести в экспериментальном порядке с 1 января 2026 г. до конца 2028 г. для самозанятых возможность добровольной уплаты таких взносов <10>. Добровольность эксперимента реализуется за счет свободы в возможности подачи самозанятым заявления в страховую компанию для инициирования процесса заключения договора. Несомненная выгода такого предложения состоит в том, что в случае болезни самозанятый получит право на оплачиваемый больничный лист.
--------------------------------
<10> URL: https://www.rbc.ru/life/news/6710cb609a79476844a6cd16 (дата обращения: 20.11.2024).
В случае реализации подобной идеи размер страховых взносов должен быть установлен на уровне 3,84% от страховой суммы, определяемой самим плательщиком и составляющей 35 тыс. или 50 тыс. руб. Соответственно, размер платежа может составить 1 344 или 1 920 руб. в месяц. В случае пропуска уплаты взноса за один месяц или неполной уплаты со следующего месяца договор прекращает свое действие.
Интересно отметить, что возможность включения самозанятых в систему обязательного социального страхования рассматривалась Правительством Российской Федерации и ранее <11>, однако законодательных изменений пока не последовало.
--------------------------------
<11> Письмо Фонда пенсионного и социального страхования от 22 марта 2024 г. N 19-02/52957л "Об уплате самозанятыми, не зарегистрированными в качестве ИП, добровольных страховых взносов в целях получения пособия по беременности и родам" (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
Установление для самозанятых обязанности уплаты взносов на обязательное медицинское страхование представляется логичным и может быть реализовано в виде налогового эксперимента. При этом для оценки эффективности реализации экспериментального регулирования логично отслеживать динамику поступлений соответствующих платежей, а также использовать метод социального опроса различных категорий (профессий) самозанятых относительно их целесообразности.
Безусловно, подобная инициатива несет в себе определенные риски, например, несогласие самих самозанятых с лишением их возможности выбора производить или нет социальные взносы. В этой связи можно привести пример социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в 2021 г., по результатам которого 51% респондентов поддержали идею предоставления самозанятым свободы выбора относительно уплаты взносов в государственные социальные фонды <12>. Важно, что такой опрос проводился в первые годы существования НПД, и за период существования такого специального налогового режима изменились объективные обстоятельства (завершилась пандемия коронавируса, внедряются новые цифровые технологии, введение новых санкций и т.д.), которые могут сформировать у налогоплательщиков иную оценку степени их социальной защищенности.
--------------------------------
<12> См.: Самозанятые в России: как защитить их социальные права? URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/samozanjatye-v-rossii (дата обращения: 20.11.2024).
На наш взгляд, резко негативное отношение новая обязанность может вызвать прежде всего у лиц, которые имеют статус не только плательщиков НПД, но также работают по трудовому договору. Кроме того, необходимо учитывать, что среди самозанятых значительное число молодых специалистов, в том числе студентов, для которых вопросы пенсионного и (или) медицинского обеспечения могут представляться неактуальными.
Наконец, введение обязанности уплаты страховых взносов может привести к их неуплате и, как следствие, росту нагрузки налоговых органов, связанных с администрированием страховых взносов самозанятых.
В качестве выгод от введения обязательной уплаты страховых взносов для плательщиков НПД, помимо очевидной возможности получения социальных гарантий, можно указать обеспечение единообразия правового регулирования статуса самозанятого с иными категориями налогоплательщиков, создание для них равных условий, а также логика в построении правовых конструкций для всех специальных налоговых режимов. Как представляется, признание самозанятых плательщиками отдельных видов страховых взносов станет дополнительным аргументом для включения в НК РФ положений о них как о новых участниках налоговых отношений.
Таким образом, представляется очевидной потребность в кардинальном решении вопросов вовлечения самозанятых в систему обязательного социального страхования, и первым шагом на пути выхода из сложившейся ситуации должно стать появление обязанности по уплате взносов на обязательное медицинское страхование.
Литература
1. Бозиев Р.М. Правовое регулирование налога на профессиональный доход в России / Р.М. Бозиев // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 9. С. 49 - 62.
2. Васильева Ю.В. Участие самозанятых в пенсионных правоотношениях: проблемы и перспективы / Ю.В. Васильева, С.В. Шуралева // Социальное и пенсионное право. 2022. N 3. С. 19 - 24.
3. Зеленая У. Самозанятые - анализ проблем при работе с ними / У. Зеленая // Трудовое право. 2024. N 8. С. 67 - 74.
4. Каменская С.В. Социальное обеспечение граждан в условиях цифровой экономики / С.В. Каменская // Журнал российского права. 2021. N 9. С. 78 - 88.
5. Олифирова И. Пенсия ИП и самозанятых / И. Олифирова, В. Сорокина // Трудовое право. 2024. N 4. С. 91 - 98.
6. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций / Д.В. Тютин // СПС "КонсультантПлюс". 2020.
7. Чесалина О.В. Вызовы цифровой экономики для систем социального обеспечения / О.В. Чесалина // Пермский юридический альманах. 2019. N 1. С. 578 - 586.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Страховое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.